Кичкирева Татьяна Анатольевна. Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина

Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна

Цель: расширять представления о творчестве мордовских художников о годах войны.

Задачи:

Развивающие:

  • Познакомить с репродукциями мордовских художников, расширяя знания о ВОВ, о подвиге советского народа.

Развивающие:

  • Помочь «оживить» историческое событие, почувствовать себя его персонажем, ощутить эмоции пережитые героями картины, создавая видимые условия того времени, развивая метод эмпатии.
  • Развивать умение понимать и ценить искусство, способствовать тому, чтобы через него люди глубже понимали жизнь и больше её любили.
  • Совершенствовать творческую активность и умение работать в группе.

Скачать презентацию

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства: уважение к поколению военных лет, к духовным ценностям, гордость за Родину и подвиг народа.

Материал: репродукции картин мордовских художников: Сычков Ф.В. «Пионеры у раненых бойцов», Мисюра А.А. «Прощание», Ноздрин Е.А. «Девятое мая», Обухов Н.М. «Дорога. (Ожидание)», Попков

Костюмы.

Ход:

Воспитатель: Уважаемые коллеги!

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа, испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в войне с фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать», — говорили художникам партизаны.

Война в судьбе мордовских художников стала важным этапом, сформировав в их душе высокие нравственные качества, помогла понять главное в жизни, надолго определила темы и сюжеты творчества

Слайд №1

Сычков Федот Васильевич – основоположник профессиональной живописи Мордовии и яркий художник. В годы войны он был уже не молод, но тема тяжёлых испытаний, героической помощи тыла фронту, радостных победных встреч нашла отражение в его творчестве. Много заботы о раненых проявляли школьники и пионеры. Почти у каждой школы был подшефный госпиталь. В свободное от учёбы время школьники приходили к раненым, давали концерты, помогали писать письма, читали газеты и журналы. Такой момент отражён в картине «Пионеры у раненых бойцов», написанной в 1943.

Слайд№2.

Мисюра Анатолий Антонович (1932 – 1979) – живописец, писал тематические картины, пейзажи, портреты и натюрморты. Работы художника выполнены в традициях «сурового стиля», в них отражена правда жизни. Характерные черты – обобщенность формы, лаконичность, чёткий рисунок, но главное – внутренний драматизм.

Сюжет картины «Прощание» (1967г) основан на личных воспоминаниях. Художник родился на Украине и был свидетелем страшных военных лет. Его старший брат погиб на войне, родных расстреляли немцы. Он видел как женщины провожали на фронт своих мужей, сыновей и братьев. Чуткие кони на картине с огромными печальными глазами вносят ноту напряжённого волнения. Лица солдат сосредоточены и решительны. В картине передана не только горечь расставания, но и уверенность в победе.

Слайд№3.

Ноздрин Евгений Алексеевич (1920 – 1997) — заслуженный деятель искусств МАССР. После окончания пензенского художественного училища в 19940 году был призван на военную службу во флот. Но живопись не бросил: организовал изостудию, преподавал в ней после вахты, свои работы посвящал подвигам советских солдат.

Чем дальше от нас война, тем величественней подвиг, который совершили наши художники вместе с советским народом. И тем благородней наша память о том великом времени. Поэтому с таким проникновением и тёплым чувством мы смотрим на групповой портрет ветеранов, героев Советского Союза на картине «Девятое мая» (1972). На фоне цветущего майского сада трое фронтовиков – товарищей вспоминают тяжёлые годы, своих боевых друзей, не пришедших с войны. Как тяжелы их мысли, как светел их взгляд..

Слайд№4

Обухов Николай Михайлович (!924 – 1988) – заслуженный художник МАССР, участник Великой Отечественной войны, был артиллеристом – миномётчиком. Командиром орудия. Дважды тяжело ранен, контужен. Скульптор, живописец, педагог, мастер огромного творческого диапазона. Он создал целый ряд скульптурных ансамблей и памятников, посвященных воинам, погибшим в войне. Его монументы находятся во многих городах и сёлах нашей республики.

Особую значимость в творчестве мастера занимают скульптуры, посвящённые годам войны. Небольшое по объёму произведение «Дорога» или «Ожидание» потрясает своим эмоциональным накалом. Женская фигура скорбно застыла в трагическом ожидании. Она проводила на фронт близкого человека и теперь будет ждать и надеяться, что он вернётся. Произведение потрясает трагической силой и острым душевным переживанием.

Слайд №5.

Попков В.А. (1941 – 2009) – заслуженный художник РСФСР, народный художник МАССР, заслуженный деятель искусств МАССР. Живописец и график.

Одна из главных тем творчества художника – историческая память, преемственность поколений. На создание картины «В годы войны» его подвигли детские воспоминания го праздниках дней Победы и воспоминания пришедших с войны солдат. В работах на тему войны художник выражает светлую благодарность людям, которые в труднейших испытаниях, жертвуя жизнью, отстояли свободу и мир.

И мы, современное поколение, должны об этом помнить и знать, в чём помогают полотна мордовских художников, которые находятся в музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в нашем городе Саранске.

Воспитатель: Сегодня мы попробуем «оживить» картину

одного из художников, но для этого мы должны выполнить некоторые упражнения.

Упражнения для воплощения идеи «оживление»

Работа в группах «Что думают персонажи картины?»

Каждая группа получает задание по персонажу, изображённому на репродукции. Нужно от его лица, «прочитав его мысли», ответить на вопросы: Что я чувствую? Чего я не люблю? Чего я боюсь?

О чём я мечтаю?

При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а остальные должны догадаться, от имени какого персонажа ведётся рассказ.

Игровое упражнение «Замри – отомри»

Участники в произвольном порядке двигаются, по команде «замри!» нужно остановиться и не двигаться, приняв позу выбранного персонажа картины.

Проблемный диалог об отличительных признаках живых объектов. При обсуждении необходимо выяснить, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы

Метод фантазирования. Необходимо представить себя в роли героя картины и рассказать о себе. Например: Я военный лётчик. Меня ранило, когда я летал в разведку. Мой самолёт был сбит противником, но я посадил его на поле, которое было заминировано. Проходя по нему, я подорвался. Сколько пролежал на поле – не знаю, но очнулся уже в госпитале. Раны ещё болят, но я рвусь на передовую. Сегодня в госпиталь пришли пионеры. Как же это радостно…

Или: я пионерка Катя, сегодня сл своими подругами пришли в госпиталь. Мы принесли цветы, яблоки из своего сада, чтобы хоть чуточку порадовать раненых солдат. Я встала рано, нарядилась, надела самое любимое платье, вплела атласные ленточки в косы и побежала.

И так каждый участник.

Сейчас мы будем «оживлять» картину Ф. Сычкова «Пионеры помогают раненым» и нам необходимо передать историческую достоверность каждого художественного образа. Представьте себе госпиталь, раненые и выздоравливающие солдаты советской Армии принимают пионеров…

Педагоги переодеваются.

В заключении звучит вальс или читается стихотворение — всё «оживает»

Воспитатель:

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей живописи и является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Просмотров: 516
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Сценарии 9-го мая




Другие новости по теме:

  • Монахова Кристина. Посвящается 70-ю летию Великой Отечественной войны «У Победы наши лица!» О Галиуллине А.Х. – труженнике тыла. Труженик тыла.
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Бехметьева Елена Алексеевна. Досуг для подготовительной группы. Игра по станциям «Улицы имени героев Великой Отечественной войны»
  • Синцова Татьяна Геннадьевна. Дискуссионная площадка с родителями «Картины войны — наследие в иллюстрациях»
  • Кондрякова Юлия Николаевна. Стихотворение к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. «Мы должны помнить…»
  • Шубина Диана Владимировна. Познавательно-творческий проект: «Огненные годы войны» Посвященный годовщине со дня победы над фашистской Германией
  • Толузаков Геннадий Петрович. «Мой дед, безымянный солдат войны…»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. АВТОГРАФ ВОЙНЫ (Рассказ из цикла «Детям о войне» от автора Татьяны Петуховой)
  • Москвина Алиса Александровна. Конспект мероприятия по нравственно — патриотическому воспитанию детей 6 – 7 лет на тему: «Встреча с ветераном тыла Великой Отечественной Войны»
  • Балахнина Ирина Андреевна. Дошколятам Великой Отечественной войны 1941-1945 год.
  • Белякова Мария Сергеевна. Стихотворение, посвященное ветеранам Великой Отечественной Войны
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Бельцева Оксана Юрьевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Казаки в годы войны»
  • Соколова Наталья Владимировна. Презентация примерного оформления хронологических событий Великой Отечественной Войны апреля-мая 1944-1945 годов
  • Казакевич Елена Владимировна. Интегрированное занятие по развитию речи, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Подвиг нашего народа»
  • Ефимова Татьяна Владимировна. Детям о юных пионерах- героях Великой Отечественной войны.
  • Якубо Наталья Борисовна, Мурашева Людмила Григорьевна. Проект «Книга памяти» участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. посвящается 75-летию Победы.
  • Картины русских художников на тему Пасхи.
  • Прокопьева Марина Гаврильевна. Педагогический проект на тему «Якутяне – герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Основные сражения Великой Отечественной войны
  • Исаева Екатерина Сергеена. Животные — герои Великой Отечественной Войны
  • Курочкина Анна Андреевна. Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию «Герои Великой Отечественной войны, сражавшиеся на Мурмане» в старшей группе.
  • Климова Маргарита Станиславовна. Конспект НОД в старшей группе на тему: «Мир животных в творчестве художников — иллюстраторов Е.И. Чарушина, Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Тимофеева Елена Владимировна. Презентация к занятию по Формированию целостной картины мира в средней группе «Дом и его части»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер – класс по оформлению стенгазеты «Начало войны 1941 года – Победа 1945 года»
  • Каланчина Екатерина Викторовна. Тематическое занятие «Как хорошо на свете без войны!»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Стихотворение 'Ветераны войны'
  • Архипчук Ирина Анатольевна. Презентация 'Дети войны'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь