Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна
Цель: расширять представления о творчестве мордовских художников о годах войны.
Задачи:
Развивающие:
- Познакомить с репродукциями мордовских художников, расширяя знания о ВОВ, о подвиге советского народа.
Развивающие:
- Помочь «оживить» историческое событие, почувствовать себя его персонажем, ощутить эмоции пережитые героями картины, создавая видимые условия того времени, развивая метод эмпатии.
- Развивать умение понимать и ценить искусство, способствовать тому, чтобы через него люди глубже понимали жизнь и больше её любили.
- Совершенствовать творческую активность и умение работать в группе.
Скачать презентацию
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства: уважение к поколению военных лет, к духовным ценностям, гордость за Родину и подвиг народа.
Материал: репродукции картин мордовских художников: Сычков Ф.В. «Пионеры у раненых бойцов», Мисюра А.А. «Прощание», Ноздрин Е.А. «Девятое мая», Обухов Н.М. «Дорога. (Ожидание)», Попков
Костюмы.
Ход:
Воспитатель: Уважаемые коллеги!
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа, испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в войне с фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать», — говорили художникам партизаны.
Война в судьбе мордовских художников стала важным этапом, сформировав в их душе высокие нравственные качества, помогла понять главное в жизни, надолго определила темы и сюжеты творчества
Слайд №1
Сычков Федот Васильевич – основоположник профессиональной живописи Мордовии и яркий художник. В годы войны он был уже не молод, но тема тяжёлых испытаний, героической помощи тыла фронту, радостных победных встреч нашла отражение в его творчестве. Много заботы о раненых проявляли школьники и пионеры. Почти у каждой школы был подшефный госпиталь. В свободное от учёбы время школьники приходили к раненым, давали концерты, помогали писать письма, читали газеты и журналы. Такой момент отражён в картине «Пионеры у раненых бойцов», написанной в 1943.
Слайд№2.
Мисюра Анатолий Антонович (1932 – 1979) – живописец, писал тематические картины, пейзажи, портреты и натюрморты. Работы художника выполнены в традициях «сурового стиля», в них отражена правда жизни. Характерные черты – обобщенность формы, лаконичность, чёткий рисунок, но главное – внутренний драматизм.
Сюжет картины «Прощание» (1967г) основан на личных воспоминаниях. Художник родился на Украине и был свидетелем страшных военных лет. Его старший брат погиб на войне, родных расстреляли немцы. Он видел как женщины провожали на фронт своих мужей, сыновей и братьев. Чуткие кони на картине с огромными печальными глазами вносят ноту напряжённого волнения. Лица солдат сосредоточены и решительны. В картине передана не только горечь расставания, но и уверенность в победе.
Слайд№3.
Ноздрин Евгений Алексеевич (1920 – 1997) — заслуженный деятель искусств МАССР. После окончания пензенского художественного училища в 19940 году был призван на военную службу во флот. Но живопись не бросил: организовал изостудию, преподавал в ней после вахты, свои работы посвящал подвигам советских солдат.
Чем дальше от нас война, тем величественней подвиг, который совершили наши художники вместе с советским народом. И тем благородней наша память о том великом времени. Поэтому с таким проникновением и тёплым чувством мы смотрим на групповой портрет ветеранов, героев Советского Союза на картине «Девятое мая» (1972). На фоне цветущего майского сада трое фронтовиков – товарищей вспоминают тяжёлые годы, своих боевых друзей, не пришедших с войны. Как тяжелы их мысли, как светел их взгляд..
Слайд№4
Обухов Николай Михайлович (!924 – 1988) – заслуженный художник МАССР, участник Великой Отечественной войны, был артиллеристом – миномётчиком. Командиром орудия. Дважды тяжело ранен, контужен. Скульптор, живописец, педагог, мастер огромного творческого диапазона. Он создал целый ряд скульптурных ансамблей и памятников, посвященных воинам, погибшим в войне. Его монументы находятся во многих городах и сёлах нашей республики.
Особую значимость в творчестве мастера занимают скульптуры, посвящённые годам войны. Небольшое по объёму произведение «Дорога» или «Ожидание» потрясает своим эмоциональным накалом. Женская фигура скорбно застыла в трагическом ожидании. Она проводила на фронт близкого человека и теперь будет ждать и надеяться, что он вернётся. Произведение потрясает трагической силой и острым душевным переживанием.
Слайд №5.
Попков В.А. (1941 – 2009) – заслуженный художник РСФСР, народный художник МАССР, заслуженный деятель искусств МАССР. Живописец и график.
Одна из главных тем творчества художника – историческая память, преемственность поколений. На создание картины «В годы войны» его подвигли детские воспоминания го праздниках дней Победы и воспоминания пришедших с войны солдат. В работах на тему войны художник выражает светлую благодарность людям, которые в труднейших испытаниях, жертвуя жизнью, отстояли свободу и мир.
И мы, современное поколение, должны об этом помнить и знать, в чём помогают полотна мордовских художников, которые находятся в музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в нашем городе Саранске.
Воспитатель: Сегодня мы попробуем «оживить» картину
одного из художников, но для этого мы должны выполнить некоторые упражнения.
Упражнения для воплощения идеи «оживление»
Работа в группах «Что думают персонажи картины?»
Каждая группа получает задание по персонажу, изображённому на репродукции. Нужно от его лица, «прочитав его мысли», ответить на вопросы: Что я чувствую? Чего я не люблю? Чего я боюсь?
О чём я мечтаю?
При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а остальные должны догадаться, от имени какого персонажа ведётся рассказ.
Игровое упражнение «Замри – отомри»
Участники в произвольном порядке двигаются, по команде «замри!» нужно остановиться и не двигаться, приняв позу выбранного персонажа картины.
Проблемный диалог об отличительных признаках живых объектов. При обсуждении необходимо выяснить, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы
Метод фантазирования. Необходимо представить себя в роли героя картины и рассказать о себе. Например: Я военный лётчик. Меня ранило, когда я летал в разведку. Мой самолёт был сбит противником, но я посадил его на поле, которое было заминировано. Проходя по нему, я подорвался. Сколько пролежал на поле – не знаю, но очнулся уже в госпитале. Раны ещё болят, но я рвусь на передовую. Сегодня в госпиталь пришли пионеры. Как же это радостно…
Или: я пионерка Катя, сегодня сл своими подругами пришли в госпиталь. Мы принесли цветы, яблоки из своего сада, чтобы хоть чуточку порадовать раненых солдат. Я встала рано, нарядилась, надела самое любимое платье, вплела атласные ленточки в косы и побежала.
И так каждый участник.
Сейчас мы будем «оживлять» картину Ф. Сычкова «Пионеры помогают раненым» и нам необходимо передать историческую достоверность каждого художественного образа. Представьте себе госпиталь, раненые и выздоравливающие солдаты советской Армии принимают пионеров…
Педагоги переодеваются.
В заключении звучит вальс или читается стихотворение — всё «оживает»
Воспитатель:
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей живописи и является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
|