Кандалина Ольга Ивановна. Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»

Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»

Составила: учитель-дефектолог Кандалина Ольга Ивановна

Тема: «Развитие сенсомоторики через формирование тактильности у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Сенсорное восприятие является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития, и процесса социальной адаптации.

К сожалению, в последние годы наблюдается увеличение количества групп с задержкой психического развития (ЗПР).

Широкая распространенность данной патологии и связанное с нею возникновение у детей многочисленных проблем, делает тему актуальной.

 

Скачать конспект

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др. Но ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям.

Анализ практики показывает, что без специального коррекционного обучения восприятие у детей с ЗПР долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).

Большую роль чувственное познание играет в раннем и дошкольном детстве. От того, как оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.).

При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития у дошкольника с ЗПР проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.

Может показаться, что развивать восприятие не нужно.

Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.

В данной работе применялись различные методы изучения и анализа литературных источников о проблеме развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР, проведен сравнительный анализ состояния сенсорного восприятия на начало и конец года. Применялись организационные методы – сравнительный и комплексный; количественный математико-статистический и качественный анализ. Также использовались методы индивидуального исследования, изучение документации, беседы с детьми; наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности; анализ продуктов детской деятельности.

При использовании многофункциональной игры необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не начинать игру без установления устойчивого положительного контакта с ребенком.
  • Строго дозировать различные виды помощи.
  • Каждый вариант игры начинать с легкого тренировочного задания.
  • Не продолжать игру более 20 минут.

Игра-пособие «Волшебная картина» включает в себя:

- пластмассовая основа 90смx50см

-предметы различной длины, ширины, качества, цвета, формы.

Цель игры – развитие сенсомоторики и тактильной памяти.

Обучающий компонент игры поможет:

– создать возможность развития у детей представлений о разнообразии формы, цвета, качества и т.д.

– создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, составлять и использовать в речи предложения с определениями.

– систематизировать имеющиеся знания,

– находить логические связи, выделять лишнее.

Развивающий компонент окажет помощь в развитии:

-памяти, мышления, воображения, любознательности, внимания и наблюдательности, речи и мелкой моторики.

Воспитательный компонент поможет в воспитании чувства прекрасного.

Яркость и красочность картины делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей.

Игра адресована детям, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем.

С целью выявления особенностей сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР были предложены следующие задания:

1группа. Величина

А. Различение длины и ширины предметов.

Б. Выкладывание ряда предметов отличающихся по высоте.

2 группа. Форма

А. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Б. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

3 группа. Группировка предметов по цвету, величине и форме.

1 ВАРИАНТ

Величина

Цель: закрепить умение детей раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

Игра №1.

Различение длины и ширины предметов.

Перед ребенком выкладывают длинный узкий серебристый лучик солнышка и короткую широкую зеленую ленту.

- Посмотри, перед тобой два предмета. Они одинаковые или разные? (разные)

- Чем серебристый лучик отличается от зеленой ленты? (они разного цвета)

– А чем еще? (серебристый лучик длиннее зеленой ленты)

– А чем зеленая ленточка отличается от серебристого лучика, кроме того, что они разного цвета? (зеленая лента шире, чем серебристый лучик)

Игра №2.

Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте.

Перед ребенком выкладывают три-пять различных по высоте (деревья, домики и т.д.) предметов.

- Разложи эти деревья, начиная с самого высокого.

Ребенок раскладывает.

  • Расскажи о величине каждого дерева (самое высокое, ниже, еще ниже, …самое низкое)

2 ВАРИАНТ

Форма

Цель: закрепить умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, шар, куб и цилиндр, находить на картине предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры.

Игра №1.

Называние формы геометрических фигур.

Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Игра «Форма и эталон».

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением геометрических фигур.

- Назови фигуры, которые ты знаешь.

_ Подбери к каждой геометрической фигуре предметы на картине, которые имеют такую же форму.

Ребенок выполняет задание, по необходимости педагог оказывает стимулирующую помощь.

Игра№2.

Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

Перед ребенком выкладывают прямоугольник и квадрат, треугольник и круг.

– Чем отличается прямоугольник от этих фигур?

– Найди подобные на картине.

Если ребенок затрудняется, то педагог нацеливает его на сравнение сначала с квадратом, затем с треугольником и кругом.

3ВАРИАНТ

Группировка предметов по цвету, величине и форме.

Цель: закрепить умение детей группировать предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие).

- Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие.

  • Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом, формой, величиной).
  • Найди подходящий предмет для данной группы на картине.

Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (форой, величиной).

4 ВАРИАНТ

Развитие тактильной памяти.

Что такое тактильная память? Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Цель: закреплять умение чувствовать разнообразие поверхностей.

Игра №1.

Для игры нам понадобятся 3-5 карточек с разной шероховатостью. Разложите карточки в ряд. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь. Перемешать карточки и по одной попробуйте на ощупь найти подобные на картине с закрытыми глазами.

Игра №2.

Возьмите картину, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, потрогайте все предметы. Затем уберите картину. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картине.

Игра №3.

Возьмите два координально отличающихся предмета. Закройте глаза и потрогайте их. Что вам напоминает их поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждому предмету, представьте себе, на что они похожи, фантазируйте. Нарисуйте на листочке, что они вам напоминают. Найдите подобные на картине.

В начале года были следующие результаты: Таблица № 1

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий -
  2. Средний 40
  3. Низкий 60

Итак, полученные данные указывают на необходимость коррекционной целенаправленной работы.

Необходимо было учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования дети учатся выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение), постепенно расширяя умение видеть большее количество свойств предметов; поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкая, жесткая, шороховатая, колючая, гладкая, пушистая, теплая, холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.

В конце года были следующие результаты: Таблица № 2

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий 50
  2. Средний 40
  3. Низкий 10

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимо отметить успехи в развитии сенсорного восприятия у детей. Дети охотнее принимаются за выполнение заданий, опираясь на полученную базу знаний.

Во-вторых, наблюдается расширение словарного запаса по таким лексико-понятийным разрядам, как качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и т.д.).

В-третьих, увеличивается степень самостоятельности выполнения заданий, критичность.

Таким образом, задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представления ребенка о предметах более сложной формы, строения, пространственных отношений, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них, сравнивать и группировать предметы по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами

*

Просмотров: 349
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Шабунина Эльвира Айратовна. Конспект подгруппового занятия по ФЭМП «В гости к лисе и журавлю» Тема: Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, Маллаева Гури Керимовна. Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике Тема: Сравнение групп по количеству предметов.
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Хабарова Оксана Юрьевна. Организация непрерывной образовательной деятельности ФЭМП «Сравнение предметов по ширине. Путешествие на лесную поляну»
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Кондукова Светлана Витальевна. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект ООД В старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 7. Сравнение предметов по ширине. Ориентировка в пространстве».
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Сумзина Татьяна Сергеевна. «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь