Составила: учитель-дефектолог Кандалина Ольга Ивановна
Тема: «Развитие сенсомоторики через формирование тактильности у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Сенсорное восприятие является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития, и процесса социальной адаптации.
К сожалению, в последние годы наблюдается увеличение количества групп с задержкой психического развития (ЗПР).
Широкая распространенность данной патологии и связанное с нею возникновение у детей многочисленных проблем, делает тему актуальной.
Скачать конспект
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др. Но ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям.
Анализ практики показывает, что без специального коррекционного обучения восприятие у детей с ЗПР долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
Большую роль чувственное познание играет в раннем и дошкольном детстве. От того, как оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.).
При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития у дошкольника с ЗПР проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.
Может показаться, что развивать восприятие не нужно.
Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.
Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.
В данной работе применялись различные методы изучения и анализа литературных источников о проблеме развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР, проведен сравнительный анализ состояния сенсорного восприятия на начало и конец года. Применялись организационные методы – сравнительный и комплексный; количественный математико-статистический и качественный анализ. Также использовались методы индивидуального исследования, изучение документации, беседы с детьми; наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности; анализ продуктов детской деятельности.
При использовании многофункциональной игры необходимо придерживаться следующих правил:
- Не начинать игру без установления устойчивого положительного контакта с ребенком.
- Строго дозировать различные виды помощи.
- Каждый вариант игры начинать с легкого тренировочного задания.
- Не продолжать игру более 20 минут.
Игра-пособие «Волшебная картина» включает в себя:
- пластмассовая основа 90смx50см
-предметы различной длины, ширины, качества, цвета, формы.
Цель игры – развитие сенсомоторики и тактильной памяти.
Обучающий компонент игры поможет:
– создать возможность развития у детей представлений о разнообразии формы, цвета, качества и т.д.
– создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, составлять и использовать в речи предложения с определениями.
– систематизировать имеющиеся знания,
– находить логические связи, выделять лишнее.
Развивающий компонент окажет помощь в развитии:
-памяти, мышления, воображения, любознательности, внимания и наблюдательности, речи и мелкой моторики.
Воспитательный компонент поможет в воспитании чувства прекрасного.
Яркость и красочность картины делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей.
Игра адресована детям, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем.
С целью выявления особенностей сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР были предложены следующие задания:
1группа. Величина
А. Различение длины и ширины предметов.
Б. Выкладывание ряда предметов отличающихся по высоте.
2 группа. Форма
А. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.
Б. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.
3 группа. Группировка предметов по цвету, величине и форме.
1 ВАРИАНТ
Величина
Цель: закрепить умение детей раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
Игра №1.
Различение длины и ширины предметов.
Перед ребенком выкладывают длинный узкий серебристый лучик солнышка и короткую широкую зеленую ленту.
- Посмотри, перед тобой два предмета. Они одинаковые или разные? (разные)
- Чем серебристый лучик отличается от зеленой ленты? (они разного цвета)
– А чем еще? (серебристый лучик длиннее зеленой ленты)
– А чем зеленая ленточка отличается от серебристого лучика, кроме того, что они разного цвета? (зеленая лента шире, чем серебристый лучик)
Игра №2.
Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте.
Перед ребенком выкладывают три-пять различных по высоте (деревья, домики и т.д.) предметов.
- Разложи эти деревья, начиная с самого высокого.
Ребенок раскладывает.
- Расскажи о величине каждого дерева (самое высокое, ниже, еще ниже, …самое низкое)
2 ВАРИАНТ
Форма
Цель: закрепить умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, шар, куб и цилиндр, находить на картине предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры.
Игра №1.
Называние формы геометрических фигур.
Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.
Игра «Форма и эталон».
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением геометрических фигур.
- Назови фигуры, которые ты знаешь.
_ Подбери к каждой геометрической фигуре предметы на картине, которые имеют такую же форму.
Ребенок выполняет задание, по необходимости педагог оказывает стимулирующую помощь.
Игра№2.
Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.
Перед ребенком выкладывают прямоугольник и квадрат, треугольник и круг.
– Чем отличается прямоугольник от этих фигур?
– Найди подобные на картине.
Если ребенок затрудняется, то педагог нацеливает его на сравнение сначала с квадратом, затем с треугольником и кругом.
3ВАРИАНТ
Группировка предметов по цвету, величине и форме.
Цель: закрепить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие).
- Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом, формой, величиной).
- Найди подходящий предмет для данной группы на картине.
Возможна стимулирующая помощь педагога.
– Чем похожи фигуры в этой группе? (форой, величиной).
4 ВАРИАНТ
Развитие тактильной памяти.
Что такое тактильная память? Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Цель: закреплять умение чувствовать разнообразие поверхностей.
Игра №1.
Для игры нам понадобятся 3-5 карточек с разной шероховатостью. Разложите карточки в ряд. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь. Перемешать карточки и по одной попробуйте на ощупь найти подобные на картине с закрытыми глазами.
Игра №2.
Возьмите картину, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, потрогайте все предметы. Затем уберите картину. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картине.
Игра №3.
Возьмите два координально отличающихся предмета. Закройте глаза и потрогайте их. Что вам напоминает их поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждому предмету, представьте себе, на что они похожи, фантазируйте. Нарисуйте на листочке, что они вам напоминают. Найдите подобные на картине.
В начале года были следующие результаты: Таблица № 1
Уровень выполнения заданий Количество детей (%)
- Высокий -
- Средний 40
- Низкий 60
Итак, полученные данные указывают на необходимость коррекционной целенаправленной работы.
Необходимо было учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования дети учатся выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение), постепенно расширяя умение видеть большее количество свойств предметов; поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкая, жесткая, шороховатая, колючая, гладкая, пушистая, теплая, холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.
В конце года были следующие результаты: Таблица № 2
Уровень выполнения заданий Количество детей (%)
- Высокий 50
- Средний 40
- Низкий 10
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, необходимо отметить успехи в развитии сенсорного восприятия у детей. Дети охотнее принимаются за выполнение заданий, опираясь на полученную базу знаний.
Во-вторых, наблюдается расширение словарного запаса по таким лексико-понятийным разрядам, как качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и т.д.).
В-третьих, увеличивается степень самостоятельности выполнения заданий, критичность.
Таким образом, задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представления ребенка о предметах более сложной формы, строения, пространственных отношений, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них, сравнивать и группировать предметы по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами
*
|