Пояснительная записка
Современное образование, в теоретическом обосновании ведущего исследователя проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкого, «рассматривается как социальный институт, в котором происходит переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся»[2].
Данное обоснование применимо не только на ступенях высшей школы, но и при организации занятий по программе дополнительного образования детей «Этика и культура общения» для воспитанников 6-8 лет, где создаются все условия для реализации их творческих способностей и развития универсальных учебных действий.
Скачать: Метатворческая игра – сказка «Будем знакомы» для детей 6-8 лет (полный конспект)"
Применение «игровой» литературы Г. Остера, при ознакомлении со сказкой «Бабушка удава» (глава 1. «Будем знакомы») [3], позволяет расширить границы личностной заинтересованности ребенка при изучении разных видов и правил знакомства, сочинении сказок и фэнтези, обучении основам этики, компьютерной графики и изодеятельности.
Цель и задачи метатворческой игры направлены на организацию самостоятельной деятельности детей 6-8 лет по: изучению правил знакомства и характеров героев сказки Г. Остера; инсценированию разных видов знакомств; придумыванию новых событий и героев сказки, изображению их на листе бумаги и обработке с помощью компьютерной графики; изучению издательского творчества при создании страниц своей первой книги.
Предполагаемый метод проведения - метод активного обучения, предусматривает:
1. введение воспитанниц в проблемную ситуацию по изучению правил знакомства, для выхода из которой им важно пополнить копилку своих знаний новыми словами и понятиями, изучить их предназначение и применить в различных видах творческой деятельности;
2. взаимообучение при совместных обсуждениях и коллективной деятельности по созданию книги;
3. индивидуализацию обучения в самостоятельном поиске нужной информации, создании сказок и фэнтези по обозначенной теме;
4. исследовательскую деятельность: изучение нового материала по правилам знакомства, анализ, обобщение, творчество при создании совместной книги;
5. непосредственность и самостоятельность взаимодействия обучающихся, при инсценировании ситуаций знакомств, составлении кроссворда и совместном придумывании сюжета к сказкам.
Условия для проведения метатворческой игры предполагают:
? применение дидактических принципов (от простого к сложному, последовательности, доступности, активности, наглядности), инициирующие ребенка на разнообразные виды творческой деятельности;
? проведение игры осуществляется в несколько этапов: подготовительный (выполнение задания по составлению перечня слов и правил, необходимых при знакомстве), этап реализации и рефлексию можно разделить на несколько занятий с учетом творческих возможностей детей и времени, отводимого на занятия;
? оборудование: книга сказок Г. Остера «Бабушка удава», простые карандаши, листы формата А 4, ластики;
? технические средства обучения: компьютеры, принтер, брошюровщик.
Методические советы на подготовительный период
Перед проведением метатворческой игры, участникам можно дать задание по поиску и самостоятельному изучению правил поведения при знакомстве и составлению перечня изученных слов и правил.
Также можно заранее ознакомить детей с компьютерным редактором изображений GNU Image, научить правилам использования данного редактора при закрашивании рисунков.
Ход проведения
1. Беседа-диалог «Будем знакомы» по сказке Г. Остера «Бабушка удава»
2. Ситуационная игра «Знакомство со сказочным героем»
3. Игра-инсценировка: «Невероятное знакомство»
4. Творческие игры: «Сказочники» (составление и рисование сказок на новый лад), «Юные издатели» (знакомство с компьютерной грамотностью и графикой)
5. Рефлексия
Сценарий мероприятия
Беседа-диалог «Будем знакомы» по сказке Г. Остера «Бабушка удава»
Педагог предлагает послушать I главу сказки Г. Остера «Бабушка удава», где герои мультфильма «38 попугаев»: попугай, мартышка, слонёнок, удав попробуют познакомиться друг с другом и обсудить следующие вопросы:
- Можно ли познакомиться, если уже с кем-то знаком? (играя-можно)
- Какую игру придумали друзья? (игру «Познакомимся сначала»)
- Когда говорят "Будем знакомы"? (при первом знакомстве)
- Какие правила приветствия, обращения, знакомства и представления нужно знать чтобы чувствовать себя уверенными при знакомстве? При ответе на этот вопрос дети могут использовать заранее подготовленные словарики. (Предполагаемые ответы: при знакомстве младших по возрасту представляют старшим, или они представляются сами; первым подает руку человек, которому представили другого; в гостях знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома; если вы опоздали – извинитесь, пусть хозяин дома представит вас всем сразу, поздоровайтесь сразу со всеми гостями, а не только с друзьями и присаживайтесь на свободное место, на которое укажет вам хозяин).
Ситуационная игра «Знакомство со сказочным героем»
Педагог приглашает участников игры встать в круг и придумать себе имя сказочного героя.
Каждый из участников придумывает себе имя или любой псевдоним после чего, сделав шаг вперед, представляется (Например: - Я... Красная шапочка).
Кроме того, нужно придумать жест, сопровождающий слова и соответствующий образ играющего.
К примеру, первый представляется и подпрыгивает.
Как только представился первый играющий, второй проговаривает: «Очень приятно познакомиться с «Красной шапочкой» и повторяет жест первого игрока, а затем представляется сам.
Последующие игроки по порядку повторяют имя и жест предыдущих, а затем сами представляются, отобразив характерный жест своего героя. И так игра продолжается по кругу.
Игра-инсценировка: «Невероятное знакомство».
Педагог предлагает играющим разделиться на пары. Каждой паре дается задание представить невероятное знакомство и инсценировать ситуацию, в которой знакомятся...
? цветы на клумбе;
? космонавта с инопланетянами;
? рыбак с русалкой;
? новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;
? кошка с мышкой;
? животное Африки с животным или растением из другой страны.
Дети в течение 3 минут выбирают роли и готовятся к инсценировке. Затем каждая пара представляет свой вариант невероятного знакомства.
Творческая игра: «Сказочники»
Педагог предлагает участникам игры нарисовать и рассказать по рисунку сказку «Будем знакомы» на новый лад, где можно: описать новые события, преодоление препятствий, осуществление какого-то хитрого замысла героев; использовать слова и фразы: «Как-то раз», «Будем знакомы», «Какой сегодня чудесный день», «Кажется дождь начинается», «Позвольте помочь вам», «Без привета нет ответа», «Поминай как звали», «Приятно было познакомиться».
Участники игры простым карандашом делают наброски будущей сказки и на диктофон рассказывают ее сюжет.
Варианты сказок, рассказанных детьми
«Клумбовое знакомство»
Однажды в солнечный, теплый день во дворе на клумбе под большим листом встретились гриб и прекрасный цветок – Лилия.
-Будем знакомы!- сказал цветок. - Меня зовут Лилия,- и он начал свою беседу с рассказа о том, что у него происходило в прошлой жизни.
Затем заговорил Гриб:
-Кажется, дождь начинается.
На что Цветок ответил:
-Теперь мы вместе и ничто нам не страшно.
Новые друзья спрятались под большой лист. Под листом они продолжили беседу. Гриб рассказал о том, каким он был маленькими, как ему было грустно одному. Цветок предложил ему дружить. Так, с небольшого знакомства, началась большая дружба маленьких друзей.
«Знакомство с марсианами»
Как –то раз Юрий Гагарин полетел в космос. Он хотел найти марсиан. Перед ним стояла задача преодолеть космические дали, и познакомиться с инопланетянами. Он долго летел и оказался на незнакомой планете. На той планете жили инопланетяне, которые при появлении знаменитого космонавта почему-то испугались и скрылись от него на своих кораблях. Он решил их догнать и познакомиться.
-Меня зовут Юрий Гагарин, будем знакомы!
Так первый космонавт познакомился с марсианами. Тут и сказке конец...
Творческая игра: «Юные издатели»
Педагог заранее фотографирует наброски детских рисунков и предлагает участникам игры, при использовании компьютерного редактора изображений GNU Image, воспользовавшись разными цветами заливки, придать рисункам цветное изображение.
Затем каждый из участников по записи из диктофона печатает текст своей сказки и, к тексту, через Вставку добавляет рисунок, составляя страницы книжки.
Из страниц, созданных детьми педагог составляет книгу «Сказки «Будем знакомы» на новый лад».
Рефлексия
При рефлексии можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно» Эдварда де Боно [1], доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета, специалиста в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» участники записывают все, что понравилось (информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ребенка могут быть ему полезны для достижения каких-то целей). В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребенка, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» дети могут вписать все любопытные факты, о которых узнали или, что бы им еще хотелось узнать по данной проблеме. Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на проводимое мероприятие глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого участника. Для детей наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Методические советы организаторам
Мероприятие лучше проводить в помещении, оборудованном компьютерами. Для создания эмоционального настроя на каждом этапе можно организовать социо-игры: «Лаковое имя», «Имя в движении», «Любимое занятие», где педагог предлагает участникам встать в круг и каждому по очереди произнести свое имя в ласковом варианте, затем можно показать любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. Далее каждый из участников может озвучить то, что он любит (например: меня зовут Иван, я люблю танцевать или мороженое). И так игра продолжается по кругу.
Методические советы на период ближайшего последействия
Книгу «Сказки на новый лад» участники могут презентовать на конкурсах и мероприятиях различных уровней. Также в перспективе возможно создание электронного варианта книги.
Список литературы
Э. Боно. Серьезное творческое мышление. М., 2005 г.
А. А. Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
Г. Б. Остер. Бабушка удава. Сказки. М., 1993.
|