Разработала воспитатель МБДОУ «Хомутовский д/с» Другова Лолита Михайловна
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский
Технологическая карта проекта
Название проекта «Будем здоровы!»
Тип проекта Познавательно-игровой
Возраст детей Младший дошкольный возраст
Скачать конспект
Участники Воспитатели и дети 2 младшей группы «Пчёлки»,
родители дошкольников
Продолжительность Две недели
Проблема К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Последние данные Министерства образования и науки РФ свидетельствуют о том, что по статистике 21 век начался с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников: на 8.1% снизилось число здоровых детей, на 6.75% увеличилось число детей с нарушением физического здоровья, на 1.5% возросла численность детей III группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями, в среднем на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 — 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д.
Актуальность Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной, систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родители, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив ДОУ. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель Дать детям первичные представления о здоровом образе жизни, приобщать детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи Формировать первоначальные представления детей о здоровье, его ценности для человека, условиях его укрепления и сохранения.
Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек».
Закреплять знания детей о значении гигиены в сохранении здоровья, правилах личной гигиены, необходимости гигиенических процедур, предметах туалета и их назначении; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Углублять и конкретизировать знания детей о правильном питании, полезных продуктах, витаминах, их пользе для здоровья.
Актуализировать представления детей о закаливающих мероприятиях, о пользе выполнения режима дня, развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.
Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Воспитывать стойкую привычку к ЗОЖ через литературные произведения, учить сопоставлять свои действия с действиями героев.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным, заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
Ориентировать родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к ЗОЖ, на необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
Предполагаемые результаты:
У детей:
- сформируются знания о необходимости сохранения и укрепления здоровья, значимости здорового образа жизни;
- расширятся представления о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания, важности соблюдения режима дня
- повысится интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
У родителей:
- возникнет потребность формирования у ребёнка положительного отношения к ЗОЖ, необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Материально-техническое обеспечение: • познавательное видео, мультфильмы по теме;
- материалы для работы в творческой мастерской;
- иллюстративный материал: «Дети занимаются спортом»,
«Гигиенические процедуры», «Алгоритм одевания»
Этапы реализации I этап — подготовительный
II этап — основной
III этап — заключительный
I. Подготовительный
- изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта;
- выявление знаний детей по данной теме согласно возрасту;
- постановка проблемы, определение целей и задач проекта, сбор материала (дидактического, познавательного, иллюстративного), необходимого для реализации цели проекта, художественных и музыкальных произведений, связанных с темой проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта;
- составление плана проекта, определение сроков и условий реализации;
- разработка анкеты для родителей: «Здоровье вашего ребёнка»
- привлечение родителей к реализации проекта.
II. Основной
Ежедневная работа с детьми:
- Утренняя гимнастика
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
- Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
- Физкультминутки
- Закаливающие процедуры
- Подвижные игры в группе, на улице
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Воспитание культуры поведения за столом
Понедельник
- Познавательная беседа «Что такое здоровье»
- Речевое общение «Кто и как заботится о твоём здоровье»
- Спортания – мультфильм про спорт. Здоровый образ жизни (1 серия). Обучающие мультфильмы для детей
Вторник
- Просмотр развивающего видео «Распорядок дня ребенка» (Мультипедия времени)
- Обсуждение режима дня в детском саду и дома
- Просмотр мультфильма «Ох и Ах»
Среда
- Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики, занятий физкультурой
- Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду»
- Интерактивная двигательная игра «Мы ногами топ-топ-топ»
Четверг
- Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» (закаливание)
- Эксперименты - «Холодная и тёплая вода», «Холодный и тёплый воздух»
- Заучивание стихотворения про мытьё рук «Знаем, знаем…»
Пятница
- Беседа «Правила чистюли»
- Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»
- Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены». Загадывание загадок «Наши помощники чистоты»
Понедельник
- Чтение стихотворения «Что такое чистым быть?», обсуждение
- Дидактические игры: «Назови части тела и лица», «Что я делаю сейчас?» (к. г. н.)
- Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игровые ситуации «Купание малышей», «Оденем куклу на прогулку»
Вторник
- Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Полезное – вредное», обсуждение, обращение к личному опыту детей
- Дидактические игры: «Какой на вкус», «Сварим компот и суп»
Среда
- Чтение стихотворений: С. Михалков «Девочка, которая плохо кушала», Н. Павлова «Света любит шоколадки»
- Аппликация «Витаминный компот» (из готовых форм)
- Сюжетно-ролевая игра «Больница». Игровая ситуация «На приёме у врача»
Четверг
- Рассказ с показом иллюстраций «Что такое микробы и где они живут?»
- Чтение стихотворений о микробах
- Просмотр познавательного видео «Микробы» (45 серия) из серии «Мудрые сказки тетушки Совы», «Скажи микробам нет!» (Смешарики)
Пятница
- Рассматривание фотоколлажа «Мы за здоровый образ жизни», обсуждение
- Посещение сенсорной комнаты
- Развлечение «День здоровья с доктором Айболитом»»
Работа с родителями
- Объявление о начале проекта, регулярное ознакомление с ходом проекта.
- Индивидуальные консультации и рекомендации по теме проекта.
- Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в семье»
- Участие в создании коллажа «Мы за здоровый образ жизни»
- Анкетирование «Здоровье вашего ребёнка»
III. Заключительный (Результат реализации проекта):
- Оформление выставки творческих работ детей по теме проекта
- Публикация результата проекта в виде фотоотчёта на сайте ДОУ.
- Развлечение «День здоровья с доктором Айболитом»
- Фотоколлаж «Мы за здоровый образ жизни»
Литература:
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие) /ТЦ «Сфера», 2004
- Лазарев М.А. «Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста» Москва, Академия здоровья, 1997
- Кондратьева Л.М., Никитина Л.Ф. «Путь к здоровью» (здоровьесберегающая технология дошкольного детства) / Орёл, 2004
- Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» / Москва, 1993
- Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» авт. -сост. Антонов Ю.Э., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. / АРКТИ, 2001
|