Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения., знакомить с Правилами дорожного движения.
Основные цели работы – подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать ее, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия.
Разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:
- Федеральный закон от 10. 12. 1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- приказ Минобразования России от 22. 08. 1996 № 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице)
Все пособия в группе, направленные на знакомство детей с ПДД, должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета, в игровом уголке должны быть следующие пособия:
- Иллюстрации с изображением транспортных средств,
- Кружки красного и зелёного цвета, в соответствии с основными цветами светофора
- Макет пешеходного светофора,
- Разноцветные рули,
- Нагрудные знаки,
- Жилеты с изображением того или иного вида транспорта
- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, добавляются следующие пособия:
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
- Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
- Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В группе обязательно должны быть следующие пособия:
- Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
- Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в группе должны появиться пособия:
- Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.
- Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- предупреждающие знаки – «Дети»;
- запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
- предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»
- знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
- знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика,
- Дидактическая игра «Что говорит жезл?»
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание банка пособий более усложняется:
- Картотека «опасных ситуаций»
- магнитная доска или фланелеграф для моделирования ситуаций на дороге
- картотеки загадок и стихов о правилах дорожного движения, различных видах транспорта, дорожных знаках;
- наборы коллажей для речетворчества детей по тематике ПДД;
- мнемотаблицы, составленные детьми совместно с педагогом по тематике ПДД (в том числе для заучивания стихотворений)
- макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, схема микрорайона
- дидактические игры ( «Правила дорожного движения», «Поставь дорожный знак», «Разрешается — запрещается», «Перекресток», «Лабиринт» (использование условно- схематических изображений для ориентировки в пространстве), «Четвертый лишний» и др.);
- Настольно-печатные игры ( «Азбука пешехода», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Час Пик» и др.);
- Пазлы, лото, домино по темам «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Транспорт»
В каждой группе необходимо иметь банк (картотеку) пособий для знакомства детей с ПДД. Это поможет наладить и упорядочить работу в данном направлении.
|