Т.А. Кривилева, И.А. Горшунова, Т.А. Елисеева МДОУ детский сад №16 «Лучик» комбинированного вида Елабужского муниципального района.
Конспект первого родительского собрания в старшей логопедической группе с детьми ОНР первого года обучения.
Цель: познакомить родителей с формами, методами и средствами коррекционно – развивающего обучения.
Задачи:
- Установить тесный контакт с семьями воспитанников для организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми.
- Дать понять родителям значимость и необходимость развития органов артикуляции и дыхательного аппарата для формирования правильного звукопроизношения.
- Научить родителей владеть элементами нетрадиционной деятельности для развития мелкой моторики, воображения, мышления для дальнейшей помощи ребенку со стороны родителей в домашних условиях.
Подготовка.
I. Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за заполненную анкету.
- Какие родительские собрания, походы, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
- Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей? Да, нет, почему?
- Что следует нам учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу.
- Ваши наиболее занятые дни и часы недели?
- Согласны ли Вы, принять участие в выставке и представлении хобби? Каких? Кто будет представлять?
- В чем Ваша семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дяди, тети) может принять участие: в смотре семейной самодеятельности или выставке поделок, аппликаций из природного материала, научить детей вязать и вышивать?
- Кто из Вашей семьи умеет играть на музыкальных инструментах? Смогут ли они поделиться своим опытом с детьми?
- Какая Вам необходима помощь?
II. Распечатка книги для родителей «Чем занять ребенка дома?».
III. Оформление выставки инновационных и коррекционных игр и игрушек.
IV. Оформить с детьми приглашения на вечер каждой семье в виде двухсторонних аппликаций.
V. Приготовить для практической деятельности: игра «Выложи рисунок из семян арбузов и огурцов», листы бумаги, листы картона, цветные карандаши, трафареты, ножницы, шнуровка, мозаика, раскраски, гуашь черная, восковые карандаши, стаканы — непроливайки.
Ход собрания:
I. Вступительное слово.
Воспитатель: Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А общение человека не возможно без красивой, яркой и эмоциональной речи. Предлагаемые нами игры и упражнения помогут вам овладеть азами логопедической работы и координировать общение с ребенком посредствам игр и упражнений, направленных на развитие речи, интеллекта, памяти, чувства ритма, дикции и психоэмоционального состояния в целом. Некоторые формы упражнений мы с вами сейчас проделаем.
II. Проводит логопед.
1. Разминка «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» [1]
Данные упражнения:
- снимают напряжение мышц шеи и плеч;
- вызывают прилив крови к речевым органам;
- являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
2. Самомассаж «Не циркач и не артист — сам себе я массажист» [1]
Данные упражнения:
- вызывают прилив крови к мышцам лица и шеи;
- помогают ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими;
- делает мимику выразительнее.
3. Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой» [1]
Данные упражнения:
- укрепляют мышцы артикуляционного аппарата;
- развивают силу, подвижность и дифференцированность движений органов артикуляции.
III. Формы работы используемые для развития мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатель: — Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
1. Значение мелкой моторики.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
2. Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается, естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины.
Пальчиковые игры
Массаж кистей и пальцев и т. д.
Лепка.
Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи.
3. Приемы и игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. (Воспитатели показывают, а родители повторяют за ними): «Апельсин», «Игрушки», «Снежинки», «Птички» и т.п. [2]
- Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой (проводит воспитатель). [3]
Рисование восковыми карандашами и черной гуашью.
Воспитатель: — На дворе осень и мы для рисунка будем использовать осеннюю расцветку это: желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой или темно синий.
- Листы картона закрашиваем восковыми карандашами так, чтобы не было видно пробелов. Можно закрашивать по диагонали, горизонтали, вертикали, кругами и т.п. При этом используйте все цвета, которые Вы выбрали для Вашего рисунка (родители выполняют, воспитатели помогают советами).
- Посмотрите, какая у Вас получилась красота, а теперь открываем баночку с гуашью, берем кисточку. Обмакиваем кисточку в баночку с водой один раз и «щедро» набираем на нее гуашь. И этой кисточкой затушевываем свою «красоту», так же чтобы не было пробелов. (Родители затушевывют)
Пока сохнет гуашь, продолжается беседа по теме.
Воспитатель: — В работе используется лепка, но не только традиционная, а с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
- Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
- Вышивание.
- Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
- Рисование по трафаретам, штриховка, вырезание, выкладывание рисунков из семян арбузов и огурцов, мозаика, раскраски, шнуровка – все эти методики проводятся с родителями. Они выполняют и высказывают свои мнения.
Воспитатель: — А теперь настало время для наших «черных квадратов». Возьмем кисточку, перевернем острым концом и нарисуем на «квадратах» сюжет на тему «Осень». (Родители выполняют).
В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: были ли полезны данные упражнения, какие открытия они для себя сделали, выполняя их.
IV. Итог.
Воспитатель: — Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Развитие мелкой моторики пальцев рук позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
V. Сюрпризный момент. Брошюра «Чем занять ребенка дома?». [4], [5]
VI. Список литературы:
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи 4 –6 лет», Санкт – Петербург, 2006 год.
- Нищева И.В. «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Санкт – Петербург, 2010 год.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа». Москва, 2007 год.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)», Санкт – Петербург, 2007 год.
- Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук», Москва, Санкт – Петербург, 2007 год.
|