Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №50»
Воспитатели: Группы "Звёздочки"
- Павлова Т.И.
- Зайцева И.Ю.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.
Это касается в первую очередь нервной системы и опорно- двигательного аппарата, что является несоответствием нормы в развитие ребёнка.
Основной проблемой является недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, вредные привычки). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.
- Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, партнерских отношений работников ДОУ и родителей. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Понимая важность здорового образа жизни, мы решили запустить проект «Будем здоровы!». В данном описании опыта работы представлена система работы по установлению взаимоотношений педагогов, родителей, специалистов, которые являются залогом развития здорового ребенка.
Основной целью нашего проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение в режимные моменты здоровьесберегающих технологий
Скачать: Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!" (полный конспект)"
Задачи нашей работы:
Оздоровительная
- Охрана и укрепление физического здоровья детей;
- Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям;
- Формирование представления о необходимости сохранения своего здоровья.
- Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательная
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
- Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
- Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательная
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- Воспитывать положительные черты характера;
Работа с родителями:
- Изучить интересы, мнения родителей, к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (анкетирование, согласие на проведение оздоровительных процедур.)
- Организовать консультации и обмен опыта между родителями
- Формировать у детей потребности здорового образа жизни.
- Активизировать педагогический коллектив и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;
Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать совместную работу с семьей:
- Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно – воспитательной работе.
Соблюдение данных принципов позволяет нам приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных.
- Расширение у детей представлений о здоровом образе жизни.
- Повышение родительской грамотности по сохранению и укреплению здоровья ребенка;
- Повышение мотивации родителей и дошкольников и приобщение к ведению здорового образа жизни, к физической культуре в повседневной жизни и на активном отдыхе.;
- Выработка новых форм работы с родителями.
- Распространение опыта работы по охране и укреплению здоровья дошкольников;
- Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование — здоровье».
Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Система физкультурно- оздоровительной работы с детьми мы строим на использовании традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним из основных факторов является двигательная активность.
Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребёнка.
Индивидуальный подход
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. При проведении различного вида гимнастик, оздоровительного бега, силовых упражнений мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья, а также физически несколько ослабленных после болезни.
Следует помнить, что дети не способны сами контролировать своё состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.
Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми.
Девочки с удовольствием танцуют с лентами, учатся ими манипулировать под музыку.
Дыхательная гимнастика
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, мы используем дыхательную гимнастику. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому большое внимание уделяем использованию в режимных моментах элементов дыхательных упражнений, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Психомышечная тренировка
Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять и напрягать мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д. /. После дневного сна мы выполняем статические упражнения, используя элементы Хатха- йоги для детей (автор Л.И. Латохина.)
Самомассаж
Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваем с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.
Закаливание
Так же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.
Мы широко используем в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: массажные коврики из пуговиц, пробок, веревки: длинная и короткие, морская галька, керамзит — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон. Топтание в ванночке на полотенце, смоченном раствором морской соли, оказывает тонизирующее действие. Все эти приёмы можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлого года, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы.
Используя нетрадиционные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой.
Повысилась посещаемость.
Снизилась простудная заболеваемость.
Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.
Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.
Литература
- Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. / О.Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова: Учитель, 2009.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста. / Ю,Ф, Луури. – М.: Просвещение, 1991.
- Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровье детей. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., Линка – Пресс, 2007.
- Федорцева М.Б. Здоровьезберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. — Новокузнецк, Образование и здоровье, 2009г.
- Л.И. Латохина. Хатха- Иога для детей.
- М.Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми 6- 7 лет.
- Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье.
|