Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка с ОВЗ, имеющими нарушения речи.
- Комплексная диагностика, помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с ТНР.
- Коррекционно-развивающая деятельность. Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.
- Система коррекционно деятельности предусматривает: проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые); создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка; отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя по физической культуре); применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Ведущая роль отводится учителю — логопеду, так как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, и правильно определяет принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков.
Скачать конспект
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для успешной работы с воспитателями использую тетради взаимодействия специалистов, где даются рекомендации по:
- проведению работы по активизации словаря, развитию дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- объяснение заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка с ОВЗ.
С этой целью используются следующие приемы:
- Сказкотерапия;
- Арттерапия и музыкотерапия;
- Приёмы телесно-ориентированной психотерапии;
- Психокоррекционные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью сказки в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
Арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в речевом, интеллектуальном и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи используется музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.
Психокоррекционные игры.
Основные цели игр, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды движений. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план работы по постановке правильного дыхания (отработка нижнего диафрагмального дыхания), развитие общей моторики (координация движений) и мелкой (пальцы рук) и обогащение лексического запаса.
Данная система взаимодействия позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также помогает ребенку легко адаптироваться, успешно развиваться и обучаться.
Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
И это зависит и от нас, ведь работа педагога – это творчество и искусство.
|