Кузнецова Ирина Станиславовна
Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», воспитатель
О преимуществе использования различных новых технологий для развития детей говорится очень много. Они дают возможность использования новых вариантов, казалось бы, традиционных форм и средств образования, предъявляются в игровой форме и вызывают у детей огромный интерес, обеспечивают наглядность и позволяют моделировать разнообразные ситуации.
Применение новых технологий воспитателем, в своей деятельности тем более должно быть очень разнообразным, так как воспитатель транслирует свой педагогический опыт не только для детей, но и коллег.
Таким образом, использование новых технологий в работе воспитателя это не просто требование времени, а необходимость для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности.
Одним из направлений профессиональной деятельности воспитателя является создание условий для творческого развития детей, с применением новых технологий с целью социально-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью.
Примером использования новых технологий в работе воспитателя, в условиях психоневрологического интерната для детей «Подсолнух» является программа «Разноцветный мир», направленная на создание условий для творческого развития детей с учетом индивидуальных особенностей и включением средств художественно-творческой деятельности в процесс воспитания.
Скачать конспект
Данная программа на протяжении 3 лет реализуется в нашем учреждении. На программу «Разноцветный мир» получена рецензия кандидата педагогических наук, старшего преподавателя каф. Социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В. П. Астафьева Черкасовой Ю.А. Программа рекомендована к использованию в образовательном процессе в условиях детского дома-интерната.
На сегодняшний день постоянно использую данную программу в своей работе, при этом, чтобы не пропустить индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей на занятиях придерживаюсь следующих взглядов:
- любовь к детям через милосердие, щедрость души, чуткость и доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка
- признание равенства воспитателя и ребенка в правах, как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества
- признание права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу
- долготерпение в работе с воспитанниками
- отказ от методов авторитаризма, угроз, криков, брани и педагогической мести, губящих воспитательно-образовательный процесс принуждения
- Всесторонняя диагностика воспитательно-образовательного процесса и принятия разумного решения
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка
-развитие первоначального успеха ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что она является составной частью художественно-эстетического направления в рамках досуговой деятельности, для улучшения социально-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью. На основе эстетических знаний и художественного опыта у воспитанников складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Детский досуг — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа способствует:
- развитию творческих способностей ребенка
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Цель программы:
Создание условий для творческого развития детей с учетом индивидуальных особенностей и включение средств художественно-творческой деятельности в процесс воспитания.
Задачи программы:
- создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты
- развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов
- развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней
-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
- использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы)
- применение нетрадиционных техник и материалов; рисование пальцами, штампами, закрепление умения работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой, работать поролоновым тампоном для тонирования, закрепление навыка аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике «промакивания, изображение приёмом «набивка салфеткой»
- упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики
-игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих, заключается в том, что преимущественно используются «нетрадиционные техники» рисования.
На занятиях у детей развиваются и совершенствуются навыки и умения создания изображения, передачи формы, построения элементарной композиции с помощью применения нетрадиционных техник и материалов.
Организация занятий:
Занятия проводятся с группой детей 6 человек, с периодичностью одно занятие в неделю.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, практический.
Средства реализации:
Во время занятий используются элементы театрализованной деятельности (знакомство с игрушкой), упражнения-игры, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, подвижные игры.
Срок реализации программы: 1 год.
Целевая группа: дети 7 -12 лет с умеренной степенью умственной отсталостью.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Воспитанник будет знать:
- «нетрадиционные техники» рисования
- явления и объекты природы, произведения искусства
- основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения
Воспитанник будет уметь:
- создавать изображения, используя разные изобразительные материалы
- создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм
- использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения согласно разделу программы способы создания изображения
- передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.
Ребенок сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
- применять сенсорный опыт в практической жизни
- ориентироваться на местности
- уметь видеть, в мало оформленном материале образы предметов.
Диагностический блок:
Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально.
Критерии оценивания:
- правильное самостоятельное выполнение – 2 балла
- выполняет с помощью воспитателя – 1 балл
- ребенок не может работать с предложенным материалом или не отвечает на вопросы – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок:
- по диагностике развития изобразительной деятельности – 60 баллов
- это составляет 100% динамики уровня развития деятельности.
Сравнительный анализ:
Сравнение количества баллов текущей диагностики с предыдущей дает возможность узнать о динамике развития ребенка в той или иной области, а разница между набранной им суммой и максимально возможной составляет зону его ближайшего развития.
Применение в работе данной программы позволило:
- расширить представление детей об окружающем мире
- привить детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе
- развить познавательный интерес к ней, взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей, развить мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер
-воспитать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Данные выводы подтверждаются сравнительным анализом диагностических данных за 2012 – 2015 годы в процентном соотношении (табл. 1).
Развитие изобразительной деятельности.
Табл. 1.
2012-2013учебный год 2013-2014учебный год 2014-2015учебный год
П И Д П И Д П И Д
10, 9 14, 7 3,8 14, 7 28, 5 3,8 28, 5 32, 9 4,4
Сводная таблица содержит в себе первичные диагностические данные (П), итоговые диагностические данные (И) и динамические данные (Д), отражающие изменения уровня развития изобразительной деятельности.
Изменение уровня развития изобразительной деятельности у детей с умеренной степенью умственной отсталости на протяжении 3-х лет занятий отражено в диаграмме 1.
Развитие изобразительной деятельности.
Диаграмма 1.
Анализ диагностических данных динамики уровня развития по направлению: развитие изобразительной деятельности — показал, что после включения в работу Программы по изобразительной деятельности «Разноцветный мир» дети значительно лучше усвоили изучаемый материал, быстрее и качественнее справлялись с заданиями. Это наглядно видно из полученных диагностических данных. Так динамика за 2015 составила 4,4% за год, что выше, чем за 2012-2013 год (3, 8%) и за 2013-2014 год (3, 8%). Не смотря на то, что работа по Программе была начата в 2012 году, уже заметны положительные результаты. И в дальнейшем работа по Программе будет продолжена.
Кузнецова Ирина Станиславовна
Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», воспитатель
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»
Литература:
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками //М:, АСТ: Астрель, 2006г–124с. – 2004.
- Иокша Е. А. Психокоррекционные занятия с детьми 5–6 лет в условиях детского дома/Под ред. Г.А. Волковой //СПб.: КАРО. – 2007.
- Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. – ОЛМА Медиа Групп, 2010.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» //М.: Карапуз-дидактика. – 2007. – Т. 200.
- Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности //М.: Просвещение. – 1995. – Т. 995. – С. 63.
|