Притча об учителе и учениках
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
Скачать конспект
— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:
- не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
- работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции
Не умоляя достоинств наших педагогов, мы сегодня говорим о том, что постоянно должны нацеливать воспитателей на организацию работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса.
В психологии известны работы Д.А. Андреевой, Г. П. Барановой, А.Д. Глоточкина, Н.В. Кузьминой, В.А. Полякова, В.И. Жуковской и др., посвященные проблемам управления и обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности. Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента
Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для молодых воспитателей, занятия в которой будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во- вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.
Целью создания школы молодого воспитателя в нашем детском саду стало развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи, приследуемые в ходе работы школы:
- Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ;
- Изучение форм и метод работы воспитателя ДОУ;
- Механизм использования дидактического и наглядного материалов;
- Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;
- Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности;
- Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.).
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
Работа «Школы молодого воспитателя» детского сада проходит в форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов детского сада.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
Использование интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. При выборе методов и форм работы стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. В школе молодого воспитателя, которая организована в нашем детском саду, осуществляются следующие формы работы:
- смотры – конкурсы
- семинары — практикумы, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов)
- деловая игра – игровое моделирование (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги «проживают» ту или иную практическую ситуацию и принимают профессиональные решения)
- портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
- участие в сетевых семинарах – новая, современная активная форма самообразования.
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
- Не так давно в нашем ДОУ прошел апробацию метод презентации в формате «Печа-куча» (с японского переводится, как «болтовня») — это методология представления кратких докладов, состоящих из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего, автоматически сменяется следующим. Таким образом, продолжительность доклада ограничена 6 минутами 40 секундами. За это время рассказать можно: о новом проекте, оригинальной идее. Это оптимальный формат для того, чтобы вынести на суд свою самую необычную идею и получить так необходимую на начальном этапе поддержку. Педагог рассказывает не только о том, что у него показано на слайдах, а и о своих переживаниях, озарениях и даже ошибках.
- Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» — Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.
Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, использование активных форм работы с молодыми воспитателями через работу школы молодого воспитателя поможет повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно возрастает мотивация к повышению профессиональной компетенции.
План работы Школы молодого воспитателя
|