Правила взаимодействия с детьми
Правило 1
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Чтобы переключить внимание ребенка на себя, когда ребенок занят своими делами (играет, рисует, строит башню из кубиков и т.д.) он увлечен и в этот момент не способен слышать то, что ему говорят взрослые. Необходимо слегка прикоснуться к нему, и прежде чем что- либо говорить или о чем-то попросить, переключить его внимание на себя словами «Послушай, мне необходима твоя помощь» …, «Посмотри сюда, мне нужно чтобы ты мне помог» … Главное обращаться с Я-позиции: мне необходимо, я нуждаюсь, я прошу. Избегайте позиции: ты должен, ты смог бы…
Самым главным моментом, я является Ваша поза: Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка!
Правило 2
ОДНО ЗАДАНИЕ.
Такие просьбы как «Вставай, оденься, умойся и заправь постель и убери свои вещи» или «Убери игрушки, вымой руки и иди гулять» ребенком воспринимаются как очень сложные и непонятные задания, хотя взрослому кажется- что тут не понятного и почему ребенок не слушается?
А для детей это очень сложно запомнить несколько дел, сделать их последовательно и ничего не забыть. Дети просто «зависают» от такого объема задач. Давайте ребенку только одно задание и постепенно, только после его выполнения переходите к следующему.
Правило 3
ГОВОРИТЬ ОДНОЗНАЧНО.
Например, мама хочет, что бы дочка завязала волосы и вместо однозначного «Оля, заплети волосы» она ей говорит «Ты еще долго будешь ходить лохматая? Дети воспринимают слова буквально. Ребенок обрабатывает ответ на вопрос, как долго она будет ходить лохматая, но не успевает воспринять фразу как призыв к действию и догадаться, что ей нужно завязать волосы ей будет тяжело. Все просьбы говорите так, что бы они были понятны ребенку.
Правило 4
КРАТКОСТЬ.
Не стоит читать ребенку целую лекцию, если он в чем-то Вас не понял и сделал не так, как Вы ожидали, упрекая его в том, как плохо он поступил и какие последствия может это повлечь, не следует приводить примеры с участием других детей и т.д. В этот момент родители совершенно не задумываются, что такой большой поток слов просто не воспринимается ребенком, он путается и не понимает о чем идет речь.
Например, достаточно сказать, «Гладить бродячих животных нельзя, так как на их шерсти скапливается большое количество микробов, которые могут развивать у людей различные заболевания», при этом избегая угроз в виде фраз «Если ты к ним прикоснешься, то обязательно заболеешь как тот мальчик..»
Правило 5
ЗАБЫТЬ ПРО КРИК.
Крик даже у взрослого человека вызывает тревогу и страх, что в свою очередь снижает способность мыслить. Ребенок будет говорить, что он все понял, скажет, что все услышал, даже прощение попросит лишь бы остановить крик. А на самом деле вы так и останетесь не услышанными. Вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда с вами говорят на повышенных тонах. Хотите ли вы воспринимать информацию, поданную в таком виде?
Правило 6
ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ЗАПАС ВРЕМЕНИ
Порой родители требуют от своих детей немедленного подчинения их просьбам.
Дети не могут, как взрослые, быстро переключаться с увлекательных занятий на то, что бы выполнить какую-то вашу просьбу. Поэтому, если ребенок, например, раскрашивает не надо заставлять его немедленно все бросить и идти кушать. Можно сказать: «Катя, раскрась крышу этого дома и иди кушать»
Правило 7
УБИРАТЬ ЧАСТИЦУ «НЕ» В ПРОСЬБАХ.
Такие просьбы как «Не ходи по грязи!», «Не кричи!» воспринимаются как призыв к действию, так как частица «не» пропускается восприятием ребенка. Попробуйте перефразировать так, что бы частица «не» ушла. Например, «Обойди грязь», «Говори тише»
Правило 8
ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ.
Есть родители, которые очень часто одергивают своего ребенка: «Осторожно, ступенька», «Не залезай туда, упадешь», «Стой, там лужа» и т.д. Ведь ребенок изучает мир. И при активном его изучении нужно находиться рядом, помочь залезть на лестницу, а не запрещать на нее залезать, потому что ребенок упадет. Что, например, страшного в том, что ребенок пробежит по луже? Оцените сами, сколько раз вы остерегаете ребенка за день и сколько из этих «оберегов» действительно нужных.
Когда ребенок по сто раз на дню слышит «пустые» предостережения, он начинает воспринимать их как «фон» и когда действительно вы захотите предостеречь ребенка от чего-то, он просто вас не услышит.
Правило 9
НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА.
Если вы хотите, что бы ваш ребенок слышал вас, научитесь слышать своего ребенка. Ребенок это наше отражение и важно не количество времени проведенное вместе с ребенком, важно качество. Если ребенок увлеченно рассказывает о чем-то очень важном для него, например, о кузнечике, найденном в траве, а вы просто безучастно киваете головой, а сами находитесь в своих мыслях, то вы рядом с ребенком, но не вместе с ним и ребенок это чувствует. Как правило, такие дети начинают привлекать к себе внимание взрослых своим непослушанием.
Эффективные способы взаимодействия с ребенком
Для профилактики и преодоления эмоциональных проблем ребенка важно установление между ребенком и взрослыми гармоничных, эмоционально близких отношений, формирование тесного эмоционального контакта. Успех во многом определяется тем, насколько педагог может сопереживать ребенку, насколько он может поставить себя на его место и взглянуть на ситуацию детскими глазами. Именно поэтому в педагогическом коллективе прошел тренинг "Методы эффективной работы с современными детьми". Важным условием для успешного развития детей младшего возраста и продуктивного взаимодействия со взрослыми, и не только педагогами, но и родителями, являются разные виды их совместной деятельности. Обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению в поведении ребенка и его самооценке. Родители, освоившие эти способы, отмечают появление уверенности в своих силах, снижение уровня психического напряжения, связанного с воспитанием ребенка, укрепление эмоционального контакта с ребенком.
Приемы, которые советуют педагоги использовать родителям во взаимодействии с ребенком.
Не командовать, поскольку команды, приказания:
- лишают ребенка инициативы
- могут привести к психологическим сложным ситуациям в том случае, если ребенок не подчиняется командам или их не поймет
-заставляют ребенка усомниться в своих силах.
Не задавать вопросов, поскольку они:
- могут блокировать спонтанную деятельность
- заставляют ребенка думать, что родитель не согласен с его действиями или не одобряет
-лишают ребенка инициативы.
Не делать критических замечаний, поскольку они:
- снижают самооценку ребенка
-создают психологически напряженную атмосферу в процессе общения.
Описывать игру ребенка, так как это:
- побуждает ребенка совершенствовать игровые навыки
- помогает родителю лучше понять уровень возможностей ребенка
- способствует развитию речевых навыков ребенка
- помогает организовать его мыслительные процессы, связанные с игровой деятельностью
- помогает ребенку усвоить некоторые навыки
-способствует лучшей концентрации внимания ребенка на совершаемых действиях, что особенно важно при работе с детьми с неустойчивым вниманием.
Отражать высказывания ребенка, так как это:
- свидетельствует о внимании к его словам и действиям со стороны взрослого, а также понимании
- учит ребенка правилам поведения в процессе разговора
- стимулирует его речевое развитие
-позволяет корректировать ошибки в речи.
Имитировать действия в процессе игры, так как это:
- способствует повышению его самооценки
-заставляет ребенка имитировать действия родителей и делает его более восприимчивым к демонстрируемым взрослым моделям поведения.
Хвалить ребенка за хорошее поведение, так как это:
- способствует повышению его самооценки
- служит закреплению социабельных форм поведения
- способствует укреплению контакта между ребенком и родителем
-заставляет ребенка проявлять больше настойчивости в освоении новых навыков.
Игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание неправильным поведением, так как это:
-способствует преодолению дезадаптивных форм поведения ребенка и позволяет избежать обвинений в его адрес.
Полезные занятия, в особенности игры, укрепляют отношения между ребенком и родителями. Это — общение, доставляющее удовольствие и радость. Игра родителей с детьми крайне благоприятствует оптимизации отношений между членами семьи, даже если в иные минуты она приносит огорчение.
Не судите себя слишком строго и не ожидайте слишком многого от своих усилий. Быть родителем нелегко. Родительские способности также проявляются не сразу. Учитесь на этих трудностях, на неизбежных промахах, когда вы чувствуете, что как родитель поступили не лучшим образом. Ребенок поймет и оценит ваши искренние попытки понять его и помочь, даже если то, что вы делаете, — не самое лучшее, что в данный момент можно сделать. У вас будет не одна возможность исправить свои ошибки и промахи. Доверяйте вашим чувствам и ощущениям, отмечайте и радуйтесь всем вашим удачам и успехам вашего ребенка.
Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Как мы можем это сделать:
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты…Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые случаются, но вполне преодолимы!
|