В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду, поэтому встает вопрос о дополнительной логопедической помощи наряду с организацией эффективного коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта, основанная на совместной работе с учителем-логопедом и воспитателем.
Решение данной проблемы возможно при создании совместной работы по коррекции нарушений речи воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Как правило первостепенно логопедическую помощь получают дети имеющие статус ОВЗ, который присваивается после прохождения ПМПК, но как показывает мониторинг нарушения различной степени в речевом развитии имеют почти 90% воспитанников как младших возрастных групп, так и в старших. Исходя из этого воспитатель выходит на совместное взаимодействие с логопедом для решения сложившейся ситуации.
Взаимодействие строится в трех направлениях: консультативное, коррекционно-обучающее, мониторинговое.
В консультативном направлении используются следующие формы:
наглядная информация; индивидуальное консультирование воспитателя по плану или по конкретной речевой проблеме;
фронтальные групповые занятия, практикумы.
Коррекционно-обучающее направление включает: ведение воспитателем комплекса артикуляционных упражнений с детьми всей группы; закрепление пройденного материала на фронтальном логопедическом занятии детьми всей группы; разработка и реализация проектов; организация и проведение конкурсов, индивидуальных занятий в речевом уголке группы.
В систему мониторинга включаются анкетирование, диагностика речевых отклонений логопедом и анализ полученных результатов.
Логопед на фронтальном занятии активно использует разные методы и приемы деятельности: коммуникативные игры, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, подготовка рассказов детей, сочинение сказок, лексико-грамматические игры, игры на развитие связной речи, логоритмические упражнения, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, продуктивная деятельность и релаксационные упражнения.
Такая деятельность способствует творческому общению всех участников занятия, повышению точности мелких движений пальцев рук детей, развитию их интеллектуальных способностей, активизации творческого мышления и развитию всех компонентов речи.
В ходе реализации совместной работы логопеда и воспитателя разрабатываются и реализуются проекты. Так при реализации проекта «Логоминутки» разработанного для детей второй младшей группы были достигнуты следующие результаты: знакомство с комплексом артикуляционных упражнений и пальчиковых стихов; формирование правильной фонетической речи; развитие памяти.
Проект «Логоминутки» включает в себя комплексы состоящие из трех миниблоков: блок артикуляционных упражнений, блок дыхательной гимнастики и блок пальчиковых стихов. Комплекс проводится систематически несколько раз в день, что приводит к хорошему закрепленному результату.
По результатам мониторинга проект «Логоминутки» улучшил ситуацию в плане речевого развития детей на 20 %, по сравнению с группой в которой данный проект не применялся. Плюсами проекта является не только решение речевых проблем у детей, но и решение вопроса адаптации детей младшей группы к режимным моментам и к непосредственно образовательной деятельности. Основа комплекса заложенная в младшей группе продолжает свое существование и в следующих возрастных группах, совершенствуясь и усложняясь соответственно возрасту воспитанников.
Воспитатель самостоятельно не может выявить речевые отклонения у воспитанников. Учитель-логопед в ходе фронтальных или индивидуальных консультаций составляет картину речевых проблем и на основе своего мониторинга определяет общее направление работы с воспитателем. Налаженная система сотрудничества учителя-логопеда с воспитателем, в которую включаются традиционные и инновационные формы взаимодействия, способствует успешному речевому развитию воспитанников.
|