Ткаченко Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ Средневасюганский детский сад № 6 общеразвивающего вида Цель: Расширить и активизировать словарь по теме «Космос». Задачи: Коррекционно-образовательная: – закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении и тексте); – совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе. Коррекционно-развивающие: – развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; – развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание. Коррекционно-воспитальная: – воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь. Оборудование: ноутбук, конверт с заданиями, цветные карандаши, карточки с буквами, счётные палочки, материалы сети интернет, карточки для индивидуальной работы.
Организационный момент (создание оптимального эмоционального климата, развитие внимания)
Логопед. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие.
А давайте-ка, ребята, космонавтами мы станем. В космос дружно полетим.
Основная часть
Развитие фонематического восприятия Логопед. Слушайте внимательно, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне верните название планеты, на которую мы отправимся,- М,А,Р,С. Как называют жителей планеты Марс? Как называется планета, на которой мы живём? Как называют жителей Земли? Логопед. Послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы сейчас отправимся в полёт: КЕ-ТА-РА А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Все вы за руки возьмитесь, В круг скорее становитесь!
Внимание! Всем приготовиться к полёту! Счёт обратный – от 10.
Звучит космическая музыка. Логопед. Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги, всё тело становятся тяжёлыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии невесомости. Изобразите разные позы человека в невесомости.
А сейчас нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов:
Ракета, пролететь, пустыня, над.
Дети, у, настроение, хороший.
Мы, планета, Марс, приближаемся.
Звучит космическая музыка.
Логопед. Приготовиться к посадке! Вот мы и на Марсе.
(На экране - изображение марсианина, раздаётся металлический голос) – Здрав-ствуй-те, я мар-си-а-нин! Рад ви- деть вас на на- шей пла- не-те.Я при-го-то-вил для вас кос-ми-чес-кий сюр-приз. Но сна-ча-ла вы-пол-ни-те мо-и за-да-ни-я, ко-то-ры-е на-хо-дят-ся в кон-вер-те.
- Открываем конверт, марсианин предлагает нам поиграть в слова: • «Буква сломалась» – на столе элементы букв, собираем их. • «Угадай букву» – пишу букву на спине ребёнка. • «Составь слово» – Л Н А У.
Физминутка: Логопед. Мы проделаем несколько космических упражнений Раз, два – летит ракета, (прыжки, руки вверх) Три, четыре – самолёт. (прыжки, руки - в стороны) Самолёт летит близко (руки --- к груди) Самолёт летит далеко (руки вытянуты вперёд) Самолёт летит низко (присесть, руки—в стороны) Самолёт летит высоко (встать, руки вверх) (Т.В. Митенкова)
Логопед. Ребята, попробуйте прочитать слова, в которых после космического шторма осталось только по «полбуковке».
(Предложены слова: ПЛАНЕТА, ЗВЕЗДА, МАРС, ГАГАРИН)
• Знаете ли вы, кто такой Юрий Гагарин? • Что вы о нем знаете? • Что общего между этими словами?
Проведём динамическую паузу:
Поставьте подушечки пальцев обеих рук на стол, пошагайте по очереди правой и левой рукой.
Посмотрите, луноход По Луне легко идёт. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. (Т.В. Митенкова)
Логопед. А теперь постройте из палочек ракету и луноход. Молодцы! Последнее задание от Марсианина: Какой схеме соответствуют данные предложения? Назовите номер. (Схемы – на мольберте)
Ракета летит. Космическая ракета летит. Ракета летит в космос. Космонавт работает в открытом космосе Поможем художнику закончить работу. Раскрашиваем рисунок. Звучит голос Марсианина: – Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да-ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра-зи-тель-ны-е де-ти. Логопед. Уважаемый Марсианин, дети хотят рассказать тебе о нашей планете. Предлагаю рассказ составлять по цепочке. Мы живём на планете Земля. Она похожа на шар. На Земле живут люди. На планете есть вода и воздух. Солнце даёт Земле тепло и свет.
Марсианин: Спа-си-бо, ре-бя-та! Мне по-нра-вил-ся ваш рас-сказ. Кос-ми-чес-кий сюр-приз в ко-ро-боч-ке! До сви-да-ни-я! Логопед. Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! (Звучит космическая музыка) Окончен путь. Приземлилась ракета. Мы опять в нашем детском саду.
Литература
1. Митенкова Т.В. Путешествие в космос//Логопед. 2011, №5. 2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М., 1997. 3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
|