для детей логопедической группы «Звёздочки»
подготовила воспитатель первой квалификационной категории Кирияк Ирина Викторовна
Образовательная деятельность: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить имеющиеся у детей знания по лексической теме «Космос»
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;
- Расширить знания детей о космосе (солнечной системе созвездиях,);
- Активизировать словарный запас по теме «Космос»: названия планет, звезд, космического транспорта;
Развивающие:
- Развивать воображение, фантазию и творческую активность;
- Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
- Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.
- Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.
- Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.
Здоровьесберегающие:
1)Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- для детей: серия картинок «Найди пару- «Ракеты», «Планеты» для составления солнечной системы, карта «Солнечная система» с изображением планет, картинка солнышко
- для педагога: мультимедийная презентация, сопровождающая НОД, «Обращение инопланетянина», проектор, карта, изображение- картинки для ребуса (группа), изображение карты, изображение Ю.А. Гагарина, послание.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике – 12 апреля «День космонавтики», тематические занятия, рисование космических спутников, ракет и космонавтов в скафандре, чтение художественной литературы о космосе, просмотр мультфильмов и развивающих видеофильмов «Покорение космоса»
Планируемый результат: Дети знают и называют планеты солнечной системы, космический транспорт, умеют давать полный и развернутый ответ на вопрос, проявляют фантазию.
Методы и приёмы: использование художественного слова; показ презентации на тему: «Космос»; хоровые и индивидуальные ответы; динамические паузы; использование наглядного материала; самостоятельная работа.
Структура НОД:
1. Вводная часть:
Организационный момент: дидактическая игра на поднятие настроения, артикуляционная гимнастика, чтение стихотворения по теме НОД.
2. Основная часть: организационное приветствие, артикуляционная гимнастика, хоровое чтение стихотворения, беседа про космонавтов, космическая разминка, просмотр презентации и сюрпризный момент, отгадывание загадок, выполнение заданий, организационная игра-логоритмика «Планеты».
3. Заключительная часть: Анализ НОД (о том какие знания получили дети), сюрпризный момент, вручение медалей «Юный космонавт»
Ход НОД:
Звучит минусовка группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе…». Дети под музыку входят в группу и занимают свои места (на звёздочках). На экране заставка «Космос»
Воспитатель: вместе с детьми проговаривает вступительное приветствие на сплочение детского коллектива
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдём на право, а потом пойдём на лево.
В центре круга соберёмся и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и занятие начнём!
Воспитатель: Доброе утро, ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними! (дети здороваются с гостями и проходят на ковёр, рассаживаются)
Воспитатель: ребята нам сегодня потребуется много говорить, а говорить мы будем с вами красиво. Для этого предлагаю вам подготовить наш язычок:
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение: «Раз-окошечко открыли ( «Окошко»,
Два – мы дудку смастерили ( «Дудочка»,
Три — в улыбке наши губки ( «Улыбка»,
На четыре – чистим зубки ( «Почистим зубки»,
Пять – мы моем потолок ( «Маляр»,
Шесть — лошадка скок, да скок ( «Лошадка»,
Семь — варенье очень любим ( «Вкусное варенье»,
Восемь — горку делать будем ( «Горка»,
Девять – дружно мы болтаем ( «Болтушка»,
Десять – ротик закрываем.»
Воспитатель: Отлично, давайте пересядем с вами на стулья. (дети садятся на стульчики, промаркированными планетами) Сегодня у нас с вами замечательный повод собраться всем вместе и отправиться в увлекательное путешествие. Кто знает, что это за повод?
Дети: День космонавтики!
Воспитатель: правильно — 12 апреля в нашей стране отмечают «День космонавтики». Что знаменательного произошло в этот весенний день?
Дети: человек совершил первый в мире полет в космос!
Воспитатель: а кем он был совершён?
Дети: Юрием Алексеевичем Гагариным. (на экране фотография Ю. А. Гагарина)
Воспитатель: посмотрите на экран, вот он- первый русский космонавт, который первым совершил полёт в открытый космос. Давайте вместе вспомним стихотворение, которое мы подготовили:
Дети (хором) читают стихотворение С. Михалков «Космонавт»:
К далеким планетам
Пути пролегли –
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди земли.
Воспитатель: ребята кто же, эти отважные люди?
Ответы детей: космонавты!
Воспитатель: верно, а вы хотите стать космонавтами и отправиться покорять далекий космос?
Ответы детей: да, хотим.
Воспитатель: Космонавты! Каким должен быть космонавт?
Дети: он может быть самый смелый, ловкий, умный.
Воспитатель: Сейчас я вас проверю, сможете ли вы стать покорителями космоса. Вставайте в рассыпную. (под музыку проводится космическая разминка)
Воспитатель: Вот так история! Оказывается, вы все готовы стать покорителями космического пространства! И поэтому вручаю вам вот эти эмблемы, которые будут нам с вами помогать в путешествии. (воспитатель раздаёт детям эмблемы)
На экране появляется заставка с инопланетянами.
Воспитатель: ой, ребята посмотрите, кто это?
Дети: инопланетянины
Воспитатель: правильно, это гости с другой планеты, зачем они к нам пожаловали? (Звучит запись инопланетного голоса – обращение к детям с просьбой помочь.)
Голос №1 «Жители планеты Земля!
Нужна ваша помощь!
Потерпела крушение летающая тарелка с планеты 111.
Проверенные источники сообщили, что на корабле
находилась очень важная посылка.
Нужно срочно разыскать капсулу с этой посылкой…
Однако это будет непросто. Космические пираты тоже ищут это послание, нужно спешить!
На какую планету приземлилась тарелка неизвестно, ее можно найти только по знакам и подсказкам.
Пожалуйста помогите нам!»
Воспитатель: Ребята, кажется кому-то во Вселенной нужна наша помощь…
Вы готовы помочь?
Ответы детей: да!
Голос№2 – В поиске капсулы, вам поможет наш спутник. Удачи!!! (вкатить таинственный шар в группу)
(Дети отправляются на выполнение заданий и поиск частей карты с изображением планеты Земля. Выполнив задания, дети получают фрагмент карты.)
Воспитатель: ребята посмотрите я так понимаю вот тот самый спутник, о котором говорил наш гость. Давайте подойдём поближе и посмотрим, что это. Смотрите, а здесь 1 задание. Вы готовы?
Дети: да!
Воспитатель: достаёт задание и зачитывает его.
Задание №1. Для начала нам необходимо отыскать планету, на которую была совершена аварийная посадка. А значит найти подсказки. Давайте посмотрим, где искать первую подсказку. Для этого давайте рассмотрим первое послание. (ГРУППА «ЗВЁЗДОЧКИ») Вы готовы? (подходим к мальберту)
Дети: да!
Воспитатель: (достаёт картинки и предлагает детям рассмотреть их) Посмотрите, что здесь? (воспитатель показывает картинки-подсказки, предметы, находящиеся в группе, дети называют их) Где можно встретить все эти предметы?
Дети: в нашей группе.
Воспитатель: Правильно. Подсказки находятся в нашей группе. Здесь и придётся нам с вами проявить себя в качестве, отважных космических спасателей! Мы должны пройти испытания, со всеми справиться и тогда мы получим кусочки карты. Когда все задания будут выполнены, мы сможем собрать из кусочков целую карту и узнаем, на какую планету была совершена аварийная посадка летающей тарелки с капсулой.
Воспитатель: за правильно разгаданное послание, вручаю вам первую подсказку, что это такое, ребята?
Дети: фрагмент карты!
Воспитатель: отлично, разместите первый фрагмент на звёздном пространстве. Отлично, ну что начнём наше путешествие?
Дети: да!
Воспитатель: а вот и следующее задание, но для его выполнения нужно отправиться на космодром, к главной ракете, положите правую руку на свою эмблему и активизируйте её (дети кладут руку на эмблему, в этот момент издаётся сигнал», отлично, теперь соедините руки над головой, умнички, готовность №1 (звучит голос Ю.А.Гагарина-1, 2, 3-поехали) проследуйте за мной… (дети проходят по группе и оказываются у главной ракеты)
ЗАДАНИЕ №2 СЛУШАЙТЕ И БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ЗАГАДКИ НЕ ПРОСТЫЕ, А КОСМИЧЕСКИЕ: (отгадки появляются на экране)
1. Ночью по небу гуляю,
Ярко землю освещаю.
Загляну к тебе в оконце...
Ты узнал меня? Я — … (Луна).
2. Целый день возле окна
светит яркое... (Солнце).
3. Вышел он в открытый космос.
Ах, какой он молодец!
Изучает в небе звёзды,
Смелый, сильный... (космонавт).
4. Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень —
Наш космонавт... (Гагарин)
5. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она — твоя, она — моя,
А называется... (Земля)
6. Сверкая хвостом в темноте,
Несётся она в пустоте.
Она — не звезда, она — не планета,
Зовётся такая летунья... (комета)
7. Есть специальная труба,
В ней вселенная видна.
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)
Воспитатель: молодцы, отгадали все загадки. Сложно было вам?
Дети: нет.
Воспитатель: ну что 2 послание выполнено на отлично, предлагаю обойти вокруг ракеты и найти фрагмент карты. Молодцы. Лида прикрепи фрагмент карты на звёздное небо, и мы продолжим наше путешествие. Следующее задание:
ЗАДАНИЕ №3 «ОТЫЩИ ЗАТЕРЯННУЮ РАКЕТУ»
Воспитатель: даёт чёткую инструкцию для выполнения задания. (подойдите к столу. На столе приклеены картинки с изображением ракет. Выберите себе любую. (дети выбирают) Нам нужно найти им пару. Посмотрите внимательно, где в нашей группе есть похожие ракеты, найдите их, и составьте пару. Дети находят одинаковые ракеты и составляют пары. Справились?
Дети: да!
Воспитатель: посмотрите, может, осталась ещё ракета, у которой нет пары. Посмотрите внимательно (воспитатель открывает спрятанную ракету) Вот и нашлась затерянная ракета! (На оставшейся ракете находят подсказку, находим фрагмент карты).
Воспитатель: умницы какие, и с этим не простым задание тоже отлично справились. Олеся размести фрагмент карты на звёздное небо. Вот и нашли мы третий фрагмент карты, двигаемся дальше, перед следующим заданием, предлагаю немного отдохнуть. Вставайте в рассыпную на звёздочки и вместе со мной выполняем движения.
ФИЗМИНУТКА: «Полетели в космос мы!»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли (подпрыгиваем на месте)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться вокруг себя)
На орбите повисим. (поочерёдно качаем руками, назад-вперёд)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Воспитатель: Молодцы, вот и отдохнули мы! Ребята, а какое у нас с вами задание?
Дети: найти карту!
Воспитатель: а мы её нашли?
Дети: нет!
Воспитатель: тогда приготовьтесь к выполнению следующего задания. Для этого нам придётся выйти в открытый космос, активизируйте свои эмблемы (дети кладут, руку на эмблему, звучит зв. сигнал) вот мы и в открытом космосе, на орбите… что такое орбита?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: правильно, орбита это — путь по которому движется небесное тело, подходите к столу, посмотрите, что вы видите?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: следующее ЗАДАНИЕ № 4 «СОСТАВЬ КАРТУ ПЛАНЕТ».
Воспитатель: для выполнения его нам поможет считалочка, (организационная игра — логоритмика (двигательная имитация пальцами рук в соответствии с текстом) «Планеты») все вместе:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, два — Венера,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восемь — Нептун.
Воспитатель: (даёт инструкцию), на столе разложены изображения планет. Вам нужно из них выложить карту нашей солнечной системы. Обратите внимание у каждой планеты есть своя орбита, возьмите себе одну планету и разместите её на своём месте в солнечной системе. (На солнце находим подсказку, фрагмент карты)
Воспитатель: молодцы, и это задание осталось позади. Владик, повесь фрагмент на звёздное небо.
Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, у нас с вами 4 фрагмента, давайте попробуем собрать все части вместе.
(Дети соединяет кусочки фрагменты и на картинке образуется планета Земля.)
Воспитатель: Молодцы! Задания вы выполнили на отлично, мы определили планету, на которую приземлилась летающая тарелка! Как она называется?
Ответы детей: … (Земля)
Воспитатель: Правильно! Это наша планета – Земля! Ребята, смотрите, здесь написано какое-то слово… (читает слово на обороте, «КАРТА») Как вы думаете, что это может означать?
Ответы детей: наверное, нам нужно найти карту? (на слайде появляется маленькая карта с указанным место, где искать капсулу)
Воспитатель: правильно, нам нужна карта, чтобы отыскать капсулу с посланием. Ой ребята, но как нам рассмотреть место падения капсулы с посланием, если она такая маленькая? Что нам сделать?
Ответы детей: нужно воспользоваться телескоп!
Воспитатель: отличная идея! У нас есть увеличительный телескоп. Давайте, посмотрим. Активизируем свои эмблемы, (звучит сигнал) и у нас в руках появился телескоп. У вас получилось?
Дети: да!
(На экране появляется изображение карты группы с обозначенным местом падения капсулы.)
Воспитатель: Посмотрите, на экран! (на экране появляется карта Земли и затем появляется фрагмент группы)
Воспитатель: Что-то не могу разобрать, где это место. Кажется, очень знакомым… А вы узнаете, где приземлилась капсула с посланием?
Ответы детей: да, это в нашей палатке.
Воспитатель: Правильно!
Дети: да!
Воспитатель: Какие вы молодцы! По знакам и подсказкам отыскали послание 111 планеты. Давайте же скорей откроем капсулу и узнаем, что отправили нам в послании.
(в капсуле находятся «медали Юный космонавт» с планеты «111» и послание инопланетян:
Воспитатель: зачитывает послание из капсулы!
Жители планеты Земля!
Вы отлично справились со всеми заданиями, мы убедились, что в нашей солнечной системе есть храбрые покорители космоса. Мы вам прислали медали и хотим присвоить вам звание «Юные космонавты!» Пусть они будут вам напоминанием о том, как вы дружно проходили испытания.
Воспитатель: Ребята, вот оказывается, что находилось в капсуле с планеты «111»! Посмотрите какие они красивые. Правда! (Вручаю медали детям)
Воспитатель: а сейчас, давайте для наших гостей расскажем стихи о космосе. (дети читают стихи)
1. (Макар)
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
2. (Олеся)
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
3. (Владик)
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал — российский, славный парень,
ГАГАРИН — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
4. (Лида)
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.
5. (Стас)
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.
6. (Диана)
Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?
7. (Вадим)
А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой?
Так же, как они летаю,
Я, ведь парень боевой!
8. (Ника)
Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется — ЗЕМЛЯ!
Воспитатель: какие вы у меня умнички!
3. Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: вот и завершилось наше с вами путешествие. Что вам больше всего запомнилось, а может быть понравилось?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы все молодцы, настоящие космонавты. Я для вас тоже приготовила сюрприз и хочу вас поблагодарить за отличное путешествие. Давайте попрощаемся с нашими гостями, и я вас провожу в одно тайное место для сюрпризного момента. (дети под спокойную музыку выходят из группы)
|