Задачи:
- Формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже (И. Левитан «Весна. Большая вода.») и писателем – в литературном произведении (И. Соколов — Микитов «Лесные картинки»), и передавать его в своем рассказе.
- Развивать умение составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение.
Материалы: репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода.»
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Педагог: Посмотрите (показывает репродукцию): на картине художника Левитана тоже нарисована весна. Исаак Левитан очень любил свою Родину и писал картины, на которых изображал родную природу. Эта картина называется «Весна. Большая вода.» Давайте внимательно рассмотрим картину. Что изобразил художник на картине?
Дети: Художник изобразил весну, лес, стоящий в воде.
Педагог: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Большая вода»?
Дети: Художник так назвал свою картину потому, что весной после таяния снега образуется много воды.
Педагог: Правильно, тает лед на речке, река разливается и заливает лес. Поэтому лес на картине Левитана стоит в воде. Как вы думаете, художник изобразил на своей картине какую весну – раннюю или позднюю?
Дети: Художник изобразил на картине раннюю весну.
Педагог: Правильно, молодцы! Давайте мы с вами немного поиграем: становитесь в круг, повторяйте слова и выполняйте движения.
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках.)
Прилетели сто грачей (Бегут, взмахивая руками, как крыльями.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.)
А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана – Соколова Микитова «Лесные картинки».
(Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.)
Дети, о какой весне говорится в рассказе?
Дети: В рассказе говорится о ранней весне.
Педагог: Почему вы решили, что в рассказе говорится о ранней весне?
Дети: Смолой пахнут набухшие почки. Кукушки еще не прилетели. Подснежники еще не расцвели.
Педагог: Какими словами автор говорит о весне?
Дети: Весна радостна, шумна, пахуча.
Педагог: Как описывает весну автор?
Дети: Звонко поют птицы. Звенят весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в вершинах.
Педагог: Давайте мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: я буду называть слово, а вы должны подобрать слово, противоположное по значению.
Игра «Скажи наоборот»
Весна ранняя – поздняя.
Весна теплая – холодная.
Весна веселая –грустная.
Ветер холодный – теплый.
Ветер сильный – слабый.
А теперь давайте подберем к словам «весна», «вода», «ветер» слова, похожие по смыслу.
Дети: Весна, весенняя, веснушка, веснянка. Вода, водный, водяная, водянка. Ветер, ветряная, ветерок, ветрянка.
Педагог: Сегодня мы с вами рассматривали картину Левитана «Весна» и слушали отрывок из рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки». Что общего в этих двух произведениях?
Дети: Весна.
Педагог: Какая весна?
Дети: Весна ранняя.
Педагог: Правильно, художник и писатель изобразили в своих произведениях раннюю весну. Подумайте и скажите, одинаковая весна в этих двух произведениях?
Дети: Нет! Весна на картине грустная, а в рассказе – веселая.
Педагог: А чем еще отличаются эти произведения?
Дети: На картине лес стоит в воде, а в рассказе под деревьями бегут ручейки.
Педагог: Правильно, молодцы! А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно: вы рады весне. Скажите радостно и весело.
Дети: Весна пришла, все кругом в цветах!
Педагог: А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно, что весна не всегда в радость. Скажите с огорчением.
Дети: Весна пришла, кругом грязь и вода.
Педагог: Молодцы.
|