Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»
Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Детский сад п. Кедровый
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
- упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
- учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Скачать: Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна». (полный конспект)
Развивающие:
- развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
- развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.
Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска, мяч.
Ход НОД.
1. Настрой на работу.
- Вы сегодня умывались? - Умывались, причесались. - Вы покушали с утра? - Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили? - Это точно не забыли! -А к работе вы готовы? -Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
Менщикова М.
2. Инсценирование готовых литературных диалогов.
-На дворе – Весна-красна!
Чем Весна-красна ясна?
Солнцем жарким,
-Да!
-Да!
-Да!
-Да!
-Да!
-Да!
Капель на улицах слышна:
-Кап — кап, кар — кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Выходят мальчик и девочка в веночке.
-Ты кто?
-Весна!
-Когда пришла?
Снег весь съело,
Птицы прилетели,
Вы повеселели.
-Что с собою принесла?
На деревья почки,
Первые листочки,
На луга цветочки!
Менщикова М.
3. Введение в тему.
- О каком времени года мы сейчас с вами говорили?
- Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.
4. Составление картины – матрицы.
-Создавать картину будем с помощью загадок.
Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.
Встаёт рано, ложится поздно,
Светит ярко, греет жарко.
(солнце)
-Как весной светит солнце?
-Как оно греет?
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(снег)
-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка.
(ручей)
-Что делают ручейки весной?
-Какие ручейки?
-Что можно пускать весной в ручейках?
-Кто любит пускать кораблики?
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
(птица)
-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?
-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?
Здесь на ветке чей — то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут...
(гнездо)
-Что делают птицы весной?
-Вот у нас и получилась картина.
- Какое настроение у вас вызывает эта картина?
- Как называется наша картина?
5. Примерный рассказ воспитателя.
-Послушайте, какой рассказ по этой картине
составила я.
Наступила весна. Ярко светит
солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели
с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают
птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо
весной!
6. Рассказы детей.
- Кто желает составить свой рассказ по картине?
Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
7. Физкультурная минутка.
Под весенние напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Протяни ему ты руку!
8. Игра с мячом «У кого кто».
-Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов.
-А какие изменения весной происходят у диких животных?
-У всех лесных зверей весной появляются детеныши.
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных.
Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей.
У лисицы – лисята. У волчицы – волчата. У зайчихи – зайчата. У ежихи – ежата.
У белки – бельчата. У бобрихи – бобрята. У лосихи – лосята. У мыши – мышата.
У рыси – рысята. У соболихи – соболята. У бурундучихи – бурундучата. У оленухи – оленята.
У медведицы – медвежата.
9. Игра «Мама и детеныш».
-Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки. У медведицы нос, а у медвежонка носик. У медведицы уши, а у медвежонка ушки. У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. У медведицы спина, а у медвежонка спинка. У медведицы живот, а у медвежонка животик.
10. Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили? Что делали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше понравилось?
11. Игровое упражнение «Рисунок на спине».
Дети встают в круг друг за другом.
- Сейчас мы нарисуем нашу картину на спине того, кто стоит впереди вас.
Воспитатель описывает сюжет картины, дети пальчиком «рисуют» на спине впередистоящего ребенка.
12. Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!»
Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!». Убирают кулачки.
|