|
Андреева Г.М. » Социальная психологиязываемых специальных теорий (в западной литерату- ре их часто называют теориями среднего ранга), кото- рые охватывают более узкую сферу - какие-то отдель- ные стороны социально-психологической реальности. К таким теориям можно, например, отнести теорию групповой сплоченности, теорию группового принятия решений, теорию коллектива и т. д. Подобно тому как важнейшей задачей социальной психологии является за- дача разработки специальной методологии, также край- не актуально здесь и создание специальных теорий. Без этого накапливаемый эмпирический материал не может представлять собой ценности для построения прогнозов социального поведения, т. е. для решения главной зада- чи социальной психологии - совершенствования управ- ления социальными процессами.
Третья черта.научного исследования, согласно требо- ваниям логики и методологии науки,-обязательная проверяемость гипотез и построение на. этой основе обо- снованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще лишает- ся смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез со- циальная психология испытывает целый ряд трудностей. Эти трудности вновь связаны и с ее двойственным стату- сом.
В своем качестве экспериментальной дисциплины социальная психология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для любых экс- периментальных наук: давно разработаны различные модели экспериментальной проверки гипотез. Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социаль- ная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Существует старая полемика внутри философии неопозитивизма по вопросу о том, что вообще означает проверка гипотез, их верификация. Позитивизм объявил законной лишь одну форму вери- фикации, а именно - сопоставление суждений науки с данными непосредственного чувственного опыта. Если такое сопоставление невозможно, то относительно про- веряемого суждения вообще нельзя сказать, истинно оно или ложно; оно просто тогда не может считаться суж- дением, оно есть <псевдосужденне>. Если строго следо-
вать такому принципу (т. е. принимать идею <жесткой верификации>), ни одно более или менее общее сужде- ние науки не имеет права на существование. Отсюда вы- текают два важных следствия, принимаемые позитивист- ски ориентированными исследователями: 1) наука мо- жет пользоваться только методом эксперимента (ибо лишь здесь возможно организовать сопоставление суж- дения с данными непосредственного чувственного опы- та) и 2) наука по существу не может иметь дело с тео- ретическими знаниями (ибо не всякое теоретическое по- ложение может быть верифицировано). Выдвижение этого требования в философии неопозитивизма закры- вало возможности для развития любой неэксперимен- тальной науки и ставило ограничения вообще всякому теоретическому знанию; оно давно подвергнуто крити- ке. Однако в среде исследователей-экспериментаторов до сих пор существует известный нигилизм относительно любых форм неэкспериментальных исследований: соче- тание внутри социальной психологии двух начал дает здесь известный простор для пренебрежения той частью проблематики, которая не может быть исследована экс- периментальными методами и где, следовательно, не- возможна верификация гипотез в той единственной фор- ме, в которой она разработана в неопозитивистском ва- рианте логики и методологии науки. Но в социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристик больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не мо- гут быть выброшены из проблематики науки: здесь ну- жна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез. В этой своей части социальная психология сход- на с большинством гуманитарных наук, и, подобно им,. должна утвердить право на существование своей глубо- кой специфики. Иными словами здесь приходится вво- дить еще новые критерии научности, кроме тех, кото- рые разработаны лишь на материале точных наук. Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое включение элементов гуманитарного знания снижает <научный стандарт> дисциплины: кризисные явления в современной западной социальной психологии, напро- тив, показывают, что она сплошь и рядом проигрывает
именно от недостатка своей <гуманистической ориента- ции>.
Таким образом, все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются при- менимыми в социальной психологии с известными ого- ворками. Трудность стоящих перед ней методологичес- ких проблем в том и состоит, чтобы, обеспечивая высо- кий научный уровень проводимых исследований, не упу- стить и этой специфики.
Проблема качества социально-психоло- гической информации
Тесно связана с предыдущей проб- лема качества информации в соци- ально-психологическом исследова- нии. По-иному эта проблема может быть сформулирована как проблема получения надеж- ной информации. В общем виде проблема качества ин- формации решается путем обеспечения принципа репре- зентативности, а также путем проверки способов полу- чения данных на надежность. В социальной психологии эти общие проблемы приобретают специфическое содер- жание. Будь то экспериментальное или корреляционное исследование, информация, которая в нем собрана, дол- жна удовлетворять определенным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных исследований не дол- жен обернуться пренебрежением к качеству информации. Для социальной психологии, как и для других наук о человеке, может быть выделено два вида параметров качества информации: объективные и субъективные. Такое допущение вытекает из той особенности этой ди- сциплины, что источником информации в ней всегда яв- ляется человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возмож- ный уровень надежности и тех параметров, которые ква- лифицируются как <субъективные>. Конечно, ответы на вопросы анкеты или интервью доставляют <субъектив- ную> информацию, но и ее можно получить в макси- мально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой <субъ- ективности>. Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности ин- формации.
Эта надежность информации достигается прежде все- го проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспе-
чиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность.
Обоснованность (валидность) инструмента - это его способность измерять именно те характеристики объек- та, которые и нужно измерить. Исследователь - соци- альный психолог, строя какую-либо шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, на- пример, установок индивида, которые он намеревался измерить. Существует несколько способов проверки ин- струмента на обоснованность. Можно прибегнуть к по- мощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в. изучаемом вопросе общепризнана. Распределения ха- рактеристик исследуемого свойства, полученные при по- мощи шкалы, можно сравнить с теми распределениями,. которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Совпа- дение полученных результатов в известной мере убежда- ет в обоснованности используемой шкалы. Другой спо- соб, опять-таки основанный на сравнении, это проведе- ние дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также- давали косвенную характеристику распределения изу- чаемого свойства. Совпадение и в этом случае рассмат- ривается как некоторое свидетельство обоснованности шкалы. Как видно, все эти способы не дают абсолют- ной гарантии обоснованности применяемого инструмен- та, и в этом одна из существенных трудностей социаль- но-психологического исследования. Она объясняете> тем, что здесь нет готовых, уже доказавших свою валид- ность способов, напротив, исследователю приходится по существу каждый раз заново строить инструмент.
Устойчивость информации - это ее качество быть од- нозначной, т. е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество ин- формации называют <достоверностью>.) Способы про- верки информации на устойчивость следующие: а) пов- торное измерение, б) измерение одного и того же свой- ства разными наблюдателями, в) так называемое <рас- щепление шкалы>, т. е. проверка шкалы по частям. Как
" См.: Ядов В. А, Социологическое исследование: методоло- гия, программа, методы, гл. III. М., 1972.
В книге Саганенко Г. И. <Социологическая информация> (Л.,. 1977, с. 29) точность совпадает с устойчивостью, а в качестве третьей характеристики вводится <правильность> (отсутствие систе- матических ошибок).
видно, все эти методы перепроверки основаны на много- кратном повторении замеров. Все они должны создать у исследователя уверенность, что он может доверять по- лученным данным.
Наконец, точность информации измеряется тем, на- сколько дробной являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Конечно, каждый исследователь должен стремиться по- лучить наиболее точные данные. Однако создание инст- румента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев - достаточно трудное дело. Всегда необ- ходимо решить, какая мера точности является допусти- мой. При определении этой меры исследователь включа- ет и весь арсенал своих теоретических представлений об объекте.
Нарушение одного требования сводит на нет и дру- гое: скажем, данные могут быть обоснованны, но неус- тойчивы (в социально-психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводи- мый опрос оказался ситуативным, т. е. время его прове- дения могло играть определенную роль, и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляю- щийся в других ситуациях); другой пример, когда дан- ные могут быть устойчивы, но не обоснованны (если, предположим, весь опрос оказался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на длительном от- резке времени, но картина-то будет ложной!).
Многие исследователи отмечают, что все способы проверки информации на надежность недостаточно со- вершенны в социальной психологии. Кроме того, Пэнто и Гравитц, например, справедливо замечают, что работа- ют эти способы только в руках квалифицированного специалиста. В руках неопытных исследователей про- верка <дает неточные результаты, не оправдывает зало- женного труда и служит основой для несостоятельных утверждений>
Требования, которые считаются элементарными в ис- следованиях других наук, в социальной психологии об-
5 Пэнто Р. 1972. с. 461.
Гравитц М. Методы социальных наук. .,
растают рядом трудностей в силу прежде псего специ- фического источника информации. Какие же характер- ные черты такого источника, как человек, осложняют ситуацию? Прежде чем выступить источником инфор- мации, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое другое требование исследователя. Но каждый че- ловек обладает различной способностью понимания. Следовательно, уже в этом пункте исследователя под- жидают различные неожиданности. Далее, чтобы высту- пить источником информации, человек должен обладать ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией обладает, и от- вержения тех, кто ею не обладает (ибо, чтобы выявить это различие между испытуемыми, опять-таки надо про- водить специальное исследование). Следующее обстоя- тельство касается свойств человеческой памяти: если человек понял вопрос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации. Но качество памяти - вещь строго инди- видуальная, и нет никаких гарантий, что в выборке ис- пытуемые подобраны по принципу более или менее оди- наковой памяти. Есть еще одно важное обстоятельство: человек должен дать согласие на выдачу информации. Его мотивация в этом случае, конечно, в определенной степени может быть стимулирована инструкцией, усло- виями проведения исследования, но все эти обстоятель- ства не гарантируют согласия испытуемых на сотрудни- чество с исследователем.
Поэтому наряду с затруднениями обеспечения надеж- ности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности.
Сама постановка этого вопроса связана с двойствен- ным характером социальной психологии: если бы речь шла о ней только как об экспериментальной дисципли- не, проблема решалась бы относительно просто: репре- зентативность в эксперименте достаточно строго опреде- ляется и проверяется. Но ведь дело в том, что исследо- вания могут быть двух типов. Это значит, что в случае корреляционного исследования социальный психолог сталкивается с совершенно новой для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процессах. Эта новая проблема - построение выборки. Условия реше- ния этой задачи сходны с условиями решения ее в со-
3 Г. М. Андреева
циологии, между тем как для <психологически ориенти- рованного> социального психолога эта задача кажется нетрадиционной.
Естественно, что и в социальной психологии приме- няются те же самые нормы построения выборки, как они описаны в статистике и как они употребляются всю- ду. Исследователю в области социальной психологии в принципе даны, например, такие виды выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выбор- ка по квоте и пр. Но в каком случае применить тот или другой вид - это вопрос всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае делить предвари- тельно генеральную совокупность на классы, а лишь затем производить из них случайную выборку, эту за- дачу каждый раз приходится решать заново примени- тельно к данному исследованию, к данному объекту, к данным характеристикам генеральной совокупности. Само выделение классов (типов) внутри генеральной со- вокупности строго диктуется содержательным описани- ем самого объекта исследования: когда речь идет о по- ведении и деятельности масс людей, очень важно точно определить, по каким параметрам здесь могут быть вы- делены типы поведения.
Общая характерис- тика методов со- циально-психологи- ческого исследо- вания
Самой интересной проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая в специфи- ческой форме и в социально-психологическом экспери- менте. Но прежде чем освещать ее, необходимо дать общую характеристику тех методов, которые применя- ются в социально-психологических исследованиях. Весь набор методов можно подраз- делить на две большие группы: ме- тоды сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других классификаций методов со- циально-психологического исследо- вания. Например, различают три группы методов: 1) ме- тоды эмпирического исследования, 2) методы моделиро- вания, 3) управленческо-воспитательные методы При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и
Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л" 1977, е. 8.
третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии (что при- знают, по крайней мере относительно моделирования, и сами авторы классификации). Методы обработки дан- ных часто просто не выделяются в специальный блок, причем А. Л. Свенцицкий, например, высказывает по этому поводу достаточно резонные основания: большин- ство этих методов также не обладает спецификой имен- но в социально-психологическом исследовании, а исполь- зует некоторые общенаучные приемы ". С этим можно согласиться, но тем не менее для полного представле- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|