Андреева Г.М. » Социальная психология



7 страница


дисциплины предшествующего периода. В развитии пси-  

хологии к этому времени четко обозначились три ос-  

новных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-  

теория, и социальная психология стала опираться на  

идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор  

был сделан на бихевиористский подход, что соответст-  

вовало идеалу построения строго экспериментальной ди-  

сциплины.  

 

С точки зрения объектов исследования главное  

внимание начинает уделяться малой группе. В оп-  

ределенной степени этому способствует само увлечение  

экспериментальными методиками: применение их пре-  

жде всего возможно лишь при исследованиях процес-  

сов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент  

на развитие экспериментальных методик означал не-  

сомненный прогресс в развитии социально-психологиче-  

ского знания. Однако в тех конкретных условиях, в ко-  

торых эта тенденция развивалась в США, такое увле-  

чение легко привело к одностороннему развитию соци-  

альной психологии: она не только утратила всякий ин-  

терес к теории, но вообще сама идея теоретической со-  

циальной психологии оказалась скомпрометированной.  

По свидетельству ряда американских авторов, вкус от-  

дельных ученых к теоретическим работам грозил утра-  

той веры в их научную компетенцию, вызывал сожале-  

ние, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти  

 

1990  

 

 

 

Фото  

Республиканский цент  

 

ЦК ЛК  

ЯТ 10084. 17.02.8  

МПО <1-  

 

одновременно происходило и в американской социологии,  

очень сильно стало звучать противопоставление иссле-  

дования как оптимальной формы организации научного  

процесса спекуляции, как простому рассуждению по по-  

воду предмета. Но все дело в том, что само по себе ра-  

циональное требование - рассматривать исследование  

основной формой организации научного знания - обер-  

нулось отлучением от ранга исследований теоретичес-  

ких работ, они стали отождествляться со <спекуляци-  

ей>. Поэтому экспериментальный период в развитии со-  

циальной психологии, в частности в ее американском ва-  

рианте (а именно этот вариант стал доминирующим на  

Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом до-  

статочно острых противоречий.  

 

С одной стороны, именно в рамках этого периода со-  

циальная психология набрала силу как научная дисци-  

плина, были проведены многочисленные исследования  

в области малых групп, разработаны методики, кото-  

рые позднее вошли во все учебники в качестве клас-  

сических, был накоплен большой опыт в проведении  

прикладных исследований и т. д. С .другой стороны,  

чрезмерное увлечение малыми группами превратило их  

в своеобразный <флюс> социальной психологии, так что  

проблематика, связанная с особенностями массовых /  

процессов, их психологической стороны оказалась прак-  

тически исключенной из анализа. Вместе с критикой  

примитивной формы анализа этих явлений в первых  

социально-психологических концепциях были сняты и  

сами проблемы. Социальная психология дорого заплати-  

ла за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной  

ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное  

знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем  

конкретное воплощение этой ориентации окончательно  

выхолостило какое бы то ни было социальное содержа-  

ние из весьма искусно проводимых лабораторных ис-  

следований. Все это привело к тому, что в современных  

условиях резко стали возрастать критические тенденции  

в западной социальной психологии. Одним из выраже-  

ний кризисного состояния дисциплины (а констата-  

ций именно такого ее состояния в современной со-  

циально-психологической литературе более чем доста-  

точно) явилось оживление интереса к теоретическому  

знанию.  

 

Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т. е. во-  

рремя наибольшего бума экспериментальных исследова-  

ний, теоретические работы вообще исчезли. Они были  

непопулярны, малочисленны, но продолжали существо-  

вать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основ-  

ном они концентрируются вокруг четырех направлений:  

бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитив-  

ных теорий и интеракционизма Из четырех названных  

направлений три представляют собой социально-психо-  

логические варианты основных течений-психологической  

мысли, а четвертое направление - интеракционизм -  

представляет социологический источник.  

 

Бихевиоризм в социальной психологии использует  

сейчас те варианты этого общепсихологического тече-  

ния, которые связаны с необихевиоризмом. Как извест-  

но, в нем выделяются два направления, связанные с име-  

нами Э. Халла (введение идеи промежуточных пере-  

менных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодок-  

сальных форм классического бихевиоризма). В рамках  

подхода Халла в социальной психологии разработан  

ряд теорий, прежде всего теория фрустрации-агрессии  

Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках это-  

го же подхода разрабатываются многочисленные моде-  

ли диадического взаимодействия, например в работах  

Д. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого  

рода является использование, в частности, представле-  

ний математической тео":;;-1гр. Особняком стоят в со-  

циально-психологическо- ""бихевиоризме идеи так на-  

зываемого социального обмена, развиваемые в работах  

Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей при  

сутствует во всех названных теориях, причем централь-  

ной идеей является идея подкрепления (в вариантах  

классического или оперантного обусловливания). Нео-  

бихевиоризм и в социальной психологии претендует на  

создание стандарта подлинно научного исследования, с  

хорошо развитым лабораторным экспериментом, техни-  

кой измерения. Основной методологический упрек, ко-  

торый обычно делается бихевиоризму и состоящий в  

том, что большинство работ выполнено на животных,.  

 

> См.: Андреева Г. М.. Богомолова Н. Н., Петров-  

ская Л. А. Современная социальная психология на Западе (тео-  

ретические направления). М., 1978.  

 

1990  

 

 

 

Фото  

Республиканский цент)  

 

ЦК ЛК(  

ЯТ 10084. 17.02.8  

МПО -1-1  

 

социальные психологи этого направления пытаются  

преодолеть. (А. Бандура, например, выполнил большин-  

ство исследований, в которых испытуемыми были лю-  

ди).  

 

Однако сама стратегия исследования несет на себе  

черты принципиальной позиции бихевиоризма (в част-  

ности, почти исключается анализ групповых процессов,  

а сами группы в лучшем случае рассмотрены как диа-  

ды). Поэтому именно в рамках этого течения меньше  

всего улавливается <социальный контекст>, и социаль-  

ная психология имеет наименее <социальный> вид.  

 

Психоанализ не получил столь широкого распростра-  

нения в социальной психологии, как бихевиоризм. Од-  

нако и здесь есть ряд попыток построения специальных  

социально-психологических теорий. Обычно в этих слу-  

чаях называют неофрейдизм, и, в частности, работы  

Э. Фромма и Дж. Салливена. Вместе с тем существует  

и другой ряд теорий, более непосредственно включаю-  

щих в орбиту социальной психологии идеи классическо-  

го фрейдизма. Примерами таких теорий являются все  

теории групповых процессов: теории В. Байона, В. Бен-  

ниса и Г. Шепарда, В. Шутца. В отличие от бихевио-  

ризма здесь предпринимается попытка уйти от только  

диадического взаимодействия двух индивидов и рас-  

смотреть ряд процессов в более многочисленной группе.  

Именно в рамках этого течения зародилась практика  

создания так называемых тш (т. е. групп тренин-  

га) , где используются социиь-психологические меха-  

низмы воздействия людей друг на друга. Свойственные  

психоанализу вообще ограничения не позволяют и в со-  

циальной психологии дать подлинно научное решение  

проблем группы.  

 

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихоло-  

гии и теории поля К. Левина. Исходным принципом  

здесь является рассмотрение социального поведения с  

точки зрения познавательных, когнитивных процессов  

индивида. Особое место в когнитивистской социальной  

психологии имеют так называемые теории когнитивного  

соответствия, исходящие из положения, что главным  

мотивирующим фактором поведения индивида являет-  

ся потребность в установлении соответствия, сбаланси-  

рованности его когнитивной структуры. К этим теориям  

относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хай-  

 

дера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, тео-  

рия когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория  

конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме то-  

го, в общем ключе когнитивизма работают такие извест-  

ные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крач-  

филд и С. Аш.  

 

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить  

социальное поведение личности. Однако специфика ос-  

новной объяснительной модели - идея о том, что все  

поступки и действия совершаются ради построения свя-  

занной, непротиворечивой картины мира в сознании че-  

ловека - делает эту модель крайне уязвимой методоло-  

гически. Абстрактное <соответствие>, достичь которого  

стремится индивид, никак не связано с реальным ми-  

ром.  

 

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоя-  

щее время получает все более широкое распростране-  

ние. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиори-  

стски ориентированной социальной психологии она дела-  

ет особый акцент на <гуманизацию> социальной психо-  

логии, подчеркивает с особой силой роль и значение  

<менталистских> образований в объяснении социально-  

го поведения человека. Эта позиция не проводится дос-  

таточно последовательно, поэтому сам когнитивистский  

подход попадает в сложный круг противоречий, <гумани-  

зация> оказывается лишь декорацией, поскольку под-  

линно человеческие проблемы как проблемы обществен-  

ного человека, активно действующего, здесь не постав-  

лены.  

 

Интеракционизм как единственная социологическая  

теоретическая ориентация имеет своим источником тео-  

рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако  

в современной социальной психологии интеракционизм  

включает не только развитие идей Мида (что осуществ-  

ляется в двух школах: Чикагской-Куном и Айовской-  

Блумером), но и ряд других теорий, объединенных под  

этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин), и  

теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон).  

В последние годы в русле интеракционизма развивают-  

ся и идеи так называемой социальной драматургии  

Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем  

в других теоретических ориентациях, сделана попытка  

установить именно социальные детерминанты человечес-  

 

кого поведения. Для этого вводится в качестве ключево-  

го понятия понятие <взаимодействие> (откуда и назва-  

ние ориентации: взаимодействие - перевод слова <ин-  

теракция>), в ходе которого и осуществляется формиро-  

вание личности. Однако констатацией <взаимодейст-  

вия> и ограничивается анализ социальных детерминант  

поведения. Широкий спектр подлинно социальных при-  

чин оказывается исключенным из анализа: индивид и  

здесь по существу не включен в систему -общественных  

отношений, в социальную структуру общества. ПОЭТО-  

МУ большая <соцнологичность> интеракционистской  

ориентации оказывается в значительной степени внеш-  

ней, коренные методологические проблемы социально-  

психологического знания остаются нерешенными и  

здесь.  

 

Хотя выделенные здесь четыре основные теоретичес-  

кие ориентации и имеют различные источники, границы  

между ними не являются слишком жесткими. Сегодня  

особенно характерным для американской социальной  

психологии является теоретический эклектизм, который  

особенно очевиден в практике экспериментальных ис-  

следований, когда зачастую в одном и том же исследо-  

вании переплетаются различные теоретические ориента-  

ции. И это обстоятельство, а также и тот факт, что мно-  

гие экспериментальные работы по-прежнему полностью  

игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о яв-  

.лениях глубокого кризиса, который переживает запад-  

ная социальная психология.  

 

Важной чертой современного развития социальной  

психологии на Западе является развитие критических  

тенденций по отношению к тому <образу> социальной  

психологии, который сложился на американской почве  

со свойственной американской общественной мысли ори-  

ентацией на философию позитивизма. Эти критические  

тенденции развиваются как среди ряда американских  

и- канадских исследователей, так и среди их коллег в  

капиталистических странах Западной Европы. В этой  

ситуации особое значение для развития социальной пси-  

хологии на мировой арене приобретает принципиальная  

полемика между всеми ориентациями западной социаль-  

ной психологии и марксистской традицией в социально-  

психологическом знании. Развитие методологических и  

теоретических принципов марксизма применительно к  

 

системе социальной психологии, а также воплощение  

этих принципов в ткань конкретных исследований-  

важная задача советских социальных психологов.  

 

Глава 3  

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  

ИССЛЕДОВАНИЯ  

 

Рост значения ме- Проблемы методологии исследова-  

Тн" являются актуальными для лю-  

науке бои науки, особенно в современную  

 

эпоху, когда в связи с научно-тех-  

нической революцией крайне усложняются задачи, ко-  

торые приходится решать науке, и резко возрастает  

значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме  

того, в обществе возникают новые формы организации  

науки, создаются большие исследовательские коллекти-  

вы, внутри которых ученым необходимо разработать еди-  

ную стратегию исследований, единую систему прини-  

маемых методов. В связи с развитием математики и ки-  

бернетики рождается особый класс так называемых  

междисциплинарных методов, применяемых в качестве  

<сквозных> в различных дисциплинах. Все это требует  

от исследователей все в большей и большей степени  

контролировать свои познавательные действия, анализи-  

ровать сами средства, которыми пользуются в исследо-  

вательской практике. Доказательством того, что инте-  

рес современной науки к проблемам методологии осо-  

бенно велик, является факт возникновения особой отра-  

сли знания внутри философии, а именно логики и мето-  

дологии научного исследования. Характерным, однако,  

нужно признать и то, что анализом методологических  

проблем все чаще начинают заниматься не только фило<  

софы, специалисты в области этой новой дисциплины,  

но и сами представители конкретных наук. Возникает  

особый вид методологической рефлексии - внутринауч-  

ная методологическая рефлексия.  

 

Все сказанное относится и к социальной психологии,  

причем здесь вступают в действие еще и свои особые  

 

психологии. Отв. ред.  

 

Методология и методы социальной  

Е. А. Шорохова. М" 1977, с. 3.  

 

причины, первой из которых является относительная мо-  

лодость социальной психологии как науки, сложность  

ее происхождения и статуса, порождающие необходи-  

мость руководствоваться в исследовательской практике  

одновременно методологическими принципами двух раз-  

личных научных дисциплин: психологии и социологии.  

Это рождает специфическую задачу для социаль-  

ного психолога - своеобразного соотнесения, <наложе-  

ния> друг на друга двух рядов закономерностей: об-  

щественного развития и развития психики человека. По-  

ложение усугубляется еще и отсутствием своего собст-  

венного понятийного аппарата, что порождает необходи-  

мость использования и двух родов различных термино-  

логических словарей. <Молодость> социальной психоло-  

гии приводит к тому, что сама база исследований в ней  

еще не велика, и поэтому не накоплен достаточный ис-  

следовательГкий опыт, на основе которого стали бы оче-  

видны многочисленные методологические проблемы, они  

просто еще не проявились в полной мере.  

 

Прежде чем более конкретно гово-  

Понятие методоло- рд д методологических проблемах  

 

T"сл"ев"аЇнТя" в социальной психологии, необходи-  

мо уточнить, что же вообще пони-  

мается под методологией (ибо даже этот вопрос здесь  

оказывается не таким простым). В современном науч-  

ном знании в марксистской традиции термином <методо-  

логия> обозначаются три различных уровня научного  

подхода.  

 

1. Общая методология - некоторый общий философ-  

ский подход, общий способ познания, принимаемый ис-  

следователем. Для социальной психологии, развиваю-  

щейся в рамках марксистской традиции - это диалекти-  

ческий и исторический материализм. Общая методоло-  

гия формулирует некоторые наиболее общие принципы,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 919
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Социальная психология » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь