|
Андреева Г.М. » Социальная психологиядисциплины предшествующего периода. В развитии пси- хологии к этому времени четко обозначились три ос- новных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт- теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответст- вовало идеалу построения строго экспериментальной ди- сциплины.
С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В оп- ределенной степени этому способствует само увлечение экспериментальными методиками: применение их пре- жде всего возможно лишь при исследованиях процес- сов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал не- сомненный прогресс в развитии социально-психологиче- ского знания. Однако в тех конкретных условиях, в ко- торых эта тенденция развивалась в США, такое увле- чение легко привело к одностороннему развитию соци- альной психологии: она не только утратила всякий ин- терес к теории, но вообще сама идея теоретической со- циальной психологии оказалась скомпрометированной. По свидетельству ряда американских авторов, вкус от- дельных ученых к теоретическим работам грозил утра- той веры в их научную компетенцию, вызывал сожале- ние, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти
1990
Фото Республиканский цент
ЦК ЛК ЯТ 10084. 17.02.8 МПО <1-
одновременно происходило и в американской социологии, очень сильно стало звучать противопоставление иссле- дования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции, как простому рассуждению по по- воду предмета. Но все дело в том, что само по себе ра- циональное требование - рассматривать исследование основной формой организации научного знания - обер- нулось отлучением от ранга исследований теоретичес- ких работ, они стали отождествляться со <спекуляци- ей>. Поэтому экспериментальный период в развитии со- циальной психологии, в частности в ее американском ва- рианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом до- статочно острых противоречий.
С одной стороны, именно в рамках этого периода со- циальная психология набрала силу как научная дисци- плина, были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, кото- рые позднее вошли во все учебники в качестве клас- сических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т. д. С .другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный <флюс> социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых / процессов, их психологической стороны оказалась прак- тически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. Социальная психология дорого заплати- ла за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое бы то ни было социальное содержа- ние из весьма искусно проводимых лабораторных ис- следований. Все это привело к тому, что в современных условиях резко стали возрастать критические тенденции в западной социальной психологии. Одним из выраже- ний кризисного состояния дисциплины (а констата- ций именно такого ее состояния в современной со- циально-психологической литературе более чем доста- точно) явилось оживление интереса к теоретическому знанию.
Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т. е. во- рремя наибольшего бума экспериментальных исследова- ний, теоретические работы вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существо- вать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основ- ном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитив- ных теорий и интеракционизма Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психо- логические варианты основных течений-психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.
Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого общепсихологического тече- ния, которые связаны с необихевиоризмом. Как извест- но, в нем выделяются два направления, связанные с име- нами Э. Халла (введение идеи промежуточных пере- менных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодок- сальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках это- го же подхода разрабатываются многочисленные моде- ли диадического взаимодействия, например в работах Д. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, представле- ний математической тео":;;-1гр. Особняком стоят в со- циально-психологическо- ""бихевиоризме идеи так на- зываемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей при сутствует во всех названных теориях, причем централь- ной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания). Нео- бихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техни- кой измерения. Основной методологический упрек, ко- торый обычно делается бихевиоризму и состоящий в том, что большинство работ выполнено на животных,.
> См.: Андреева Г. М.. Богомолова Н. Н., Петров- ская Л. А. Современная социальная психология на Западе (тео- ретические направления). М., 1978.
1990
Фото Республиканский цент)
ЦК ЛК( ЯТ 10084. 17.02.8 МПО -1-1
социальные психологи этого направления пытаются преодолеть. (А. Бандура, например, выполнил большин- ство исследований, в которых испытуемыми были лю- ди).
Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма (в част- ности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассмотрены как диа- ды). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается <социальный контекст>, и социаль- ная психология имеет наименее <социальный> вид.
Психоанализ не получил столь широкого распростра- нения в социальной психологии, как бихевиоризм. Од- нако и здесь есть ряд попыток построения специальных социально-психологических теорий. Обычно в этих слу- чаях называют неофрейдизм, и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливена. Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включаю- щих в орбиту социальной психологии идеи классическо- го фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории В. Байона, В. Бен- ниса и Г. Шепарда, В. Шутца. В отличие от бихевио- ризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия двух индивидов и рас- смотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых тш (т. е. групп тренин- га) , где используются социиь-психологические меха- низмы воздействия людей друг на друга. Свойственные психоанализу вообще ограничения не позволяют и в со- циальной психологии дать подлинно научное решение проблем группы.
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихоло- гии и теории поля К. Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения, что главным мотивирующим фактором поведения индивида являет- ся потребность в установлении соответствия, сбаланси- рованности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хай-
дера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, тео- рия когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме то- го, в общем ключе когнитивизма работают такие извест- ные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крач- филд и С. Аш.
Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности. Однако специфика ос- новной объяснительной модели - идея о том, что все поступки и действия совершаются ради построения свя- занной, непротиворечивой картины мира в сознании че- ловека - делает эту модель крайне уязвимой методоло- гически. Абстрактное <соответствие>, достичь которого стремится индивид, никак не связано с реальным ми- ром.
Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоя- щее время получает все более широкое распростране- ние. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиори- стски ориентированной социальной психологии она дела- ет особый акцент на <гуманизацию> социальной психо- логии, подчеркивает с особой силой роль и значение <менталистских> образований в объяснении социально- го поведения человека. Эта позиция не проводится дос- таточно последовательно, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, <гумани- зация> оказывается лишь декорацией, поскольку под- линно человеческие проблемы как проблемы обществен- ного человека, активно действующего, здесь не постав- лены.
Интеракционизм как единственная социологическая теоретическая ориентация имеет своим источником тео- рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществ- ляется в двух школах: Чикагской-Куном и Айовской- Блумером), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин), и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В последние годы в русле интеракционизма развивают- ся и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человечес-
кого поведения. Для этого вводится в качестве ключево- го понятия понятие <взаимодействие> (откуда и назва- ние ориентации: взаимодействие - перевод слова <ин- теракция>), в ходе которого и осуществляется формиро- вание личности. Однако констатацией <взаимодейст- вия> и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных при- чин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему -общественных отношений, в социальную структуру общества. ПОЭТО- МУ большая <соцнологичность> интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внеш- ней, коренные методологические проблемы социально- психологического знания остаются нерешенными и здесь.
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретичес- кие ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных ис- следований, когда зачастую в одном и том же исследо- вании переплетаются различные теоретические ориента- ции. И это обстоятельство, а также и тот факт, что мно- гие экспериментальные работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о яв- .лениях глубокого кризиса, который переживает запад- ная социальная психология.
Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому <образу> социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ори- ентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и- канадских исследователей, так и среди их коллег в капиталистических странах Западной Европы. В этой ситуации особое значение для развития социальной пси- хологии на мировой арене приобретает принципиальная полемика между всеми ориентациями западной социаль- ной психологии и марксистской традицией в социально- психологическом знании. Развитие методологических и теоретических принципов марксизма применительно к
системе социальной психологии, а также воплощение этих принципов в ткань конкретных исследований- важная задача советских социальных психологов.
Глава 3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рост значения ме- Проблемы методологии исследова- Тн" являются актуальными для лю- науке бои науки, особенно в современную
эпоху, когда в связи с научно-тех- нической революцией крайне усложняются задачи, ко- торые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллекти- вы, внутри которых ученым необходимо разработать еди- ную стратегию исследований, единую систему прини- маемых методов. В связи с развитием математики и ки- бернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве <сквозных> в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализи- ровать сами средства, которыми пользуются в исследо- вательской практике. Доказательством того, что инте- рес современной науки к проблемам методологии осо- бенно велик, является факт возникновения особой отра- сли знания внутри философии, а именно логики и мето- дологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только фило< софы, специалисты в области этой новой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии - внутринауч- ная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии, причем здесь вступают в действие еще и свои особые
психологии. Отв. ред.
Методология и методы социальной Е. А. Шорохова. М" 1977, с. 3.
причины, первой из которых является относительная мо- лодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходи- мость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух раз- личных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социаль- ного психолога - своеобразного соотнесения, <наложе- ния> друг на друга двух рядов закономерностей: об- щественного развития и развития психики человека. По- ложение усугубляется еще и отсутствием своего собст- венного понятийного аппарата, что порождает необходи- мость использования и двух родов различных термино- логических словарей. <Молодость> социальной психоло- гии приводит к тому, что сама база исследований в ней еще не велика, и поэтому не накоплен достаточный ис- следовательГкий опыт, на основе которого стали бы оче- видны многочисленные методологические проблемы, они просто еще не проявились в полной мере.
Прежде чем более конкретно гово- Понятие методоло- рд д методологических проблемах
T"сл"ев"аЇнТя" в социальной психологии, необходи- мо уточнить, что же вообще пони- мается под методологией (ибо даже этот вопрос здесь оказывается не таким простым). В современном науч- ном знании в марксистской традиции термином <методо- логия> обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философ- ский подход, общий способ познания, принимаемый ис- следователем. Для социальной психологии, развиваю- щейся в рамках марксистской традиции - это диалекти- ческий и исторический материализм. Общая методоло- гия формулирует некоторые наиболее общие принципы, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|