Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Социальная психологияторой в принципе было предложено соотносить резуль- таты процессов, происходящих в группе, с более широ- ким, внегрупповым контекстом). В бесчисленных иссле- дованиях малых групп на Западе можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы (это относит- ся, например, к традиции изучения групповых процес- сов в рамках психоаналитической ориентации социаль- ной психологии или к изучению групп с точки зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не за- дан в качестве основополагающего принципа принцип реализации в малой группе определенного вида общест- венных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени,
но все подходы страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функ- ционирующих в определенном типе общества.
Глава 12 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Общая характерно- Исследование малых групп имеет
тика динамических g качестве своей предпосылки ха- процессов в малой группе рактеристику некоторой <статики>
группы: определение ее границ, со- става, композиции. Но естественно, что главной зада- чей социально-психологического анализа является изу- чение тех процесов, которые происходят в жизни груп- пы. Рассмотрение этих процессов важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуют- ся именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная <ткань> коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа <доводит> до личности всю систему общественных вли- яний, в частности, содержание тех ценностей, норм, ус- тановок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно показать и <обратное> движение, а именно, каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и <.осуществляет опреде- ленную <отдачу>. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важ- ная задача состоит в том, чтобы показать, как разви- вается группа, какие этапы она проходит в своем раз- витии, как модифицируются на каждом из этапов раз- личные групповые процессы. Поэтому репертуар тех яв- лений, которые могут быть отнесены к динамическим
Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 149.
"56
процессам малой группы намного шире, чем он опреде- лялся, например, в школе групповой динамики.
Здесь уместно сказать о том, что само выражение <групповая динамика> может быть употреблено (и дей- ствительно употребляется в литературе) в трех различ- ных значениях. Прежде всего данным термином, как об этом уже говорилось, обозначается определенное на- правление исследования малых групп в социальной психологии на Западе, т. е. школа К. Левина. Естест- венно, что при таком употрсплении термина имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т. е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разра- ботаны в школе Левина. Однако эти методики в даль- нейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина необязатель- но привязано к школе Левина, а, скорее, к специфиче- ским видам лабораторного эксперимента, в ходе кото- рого выявляются различные характеристики групп. <Групповая динамика> в данном случае - особый вид лабораторного эксперимента, специально предназна- ченный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином <групповая динамика> обозначается та совокупность процессов, которые происходят в малой группе. В этом 3начении термин вообще не привязан ни к теоретичес- кой концепции Левина, ни к его экспериментальной практике. Здесь он служит для описания некоторой реальности в жизни группы. Именно в этом третьем значении термин может употребляться в советской со- циальной психологии. Вряд ли следует <бояться> того, что может произойти смешение понятий: весь теорети- ческий и методологический строй советской социально- психологической науки настолько отличен от левинов- ского подхода, что нельзя <спутать> два различных значения термина. Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамиче- ских процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаме- нуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е.
9 Г. М. Андреева ggy
ее развитие. Набор этих процессов определяется при этом отнюдь не повторением того, что было сделано в школе Левина, а пониманием малой группы в соответ- ствии с теми методологическими принципами, которые были рассмотрены в связи с постановкой проблемы группы в марксистской социальной психологии. Тот факт, что некоторые из названных процессов <повто- ряют> процессы, исследованные Левиным, означает толь- ко то, что процессы эти, действительно, объективно присущи малой группе.
Важнейшими из таких процессов являются следую- щие. Прежде всего, процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосред- ственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу рупшй(наттрт1стер, феномен группового давления на индивида, который в традиционной социальной психоло- ~гшг"к <гр"упп~овоТдйнамйке>неотносится; то же можно сказать "и о развитии групповой сплоченности). Далее, это"традЖйсттнттра-ссматриваемыев <групповой дина- мике> процессы лидерства и принятия групповых реше- ний, с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен со- вершенно новыми явлениями групповой жизни, возника- ющими при специфическом виде развития группы, а именно при все более определяющем этот процесс раз- витии совместной деятельности (феномены, сопутствую- щие ему, впервые открыты в советской социальной пси- хологии и требуют отдельного рассмотрения). В качест- ве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее ста- дии, как коллектив. Процессы образования коллекти- ва - в социально-психологическом разрезе - могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. Вся проблематика коллектива является специфической проблематикой советской соци- альной психологии не только потому, что здесь впервые были выявлены и описаны относящиеся сюда явления, но и потому что сам феномен коллектива впервые воз- никает в социалистическом обществе.
Образование малой группы
При характеристике процессов, свя- занных с образованием малых групп, сразу же следует четко обозначить, какого рода группы имеются в виду. Сле- дуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь про- цесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они задаются внешними поотно- шению к группе факторами, например условиями раз- вития какого-либо социального института или организа- ции, в рамках которых возникает малая группа. В бо- лее широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования обще- ства. Так, производственная бригада возникает в свя- зи с возникновением нового производства, школьный класс-в связи с приходом нового поколения в систе- му образования, спортивная команда - в связи с обес- печением развития спорта в каком-то учреждении, рай- оне и т.д. Во всех этих случаях причины возникнове- ния малой группы лекат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной" системЬ. Имекно- здесь создается некоторая система предписа- ний относительно структуры группы, распределения ро- лей и статусов, наконец, цель групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общегос психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования. Иногда в ли- тературе можно встретить понятие <внешней> и <внут- ренней> структуры группы и тогда под <внешней> структурой понимается не столько собственно какая- либо <структура>, сколько совокупность этих внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение груп- пы.
Вторая часть этого вопроса - как осуществляется психологическое оформление этой возникшей заданны- ми внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологиче- ские характеристики группы. Иными словами, это воп-
1975. 9
Коллектив и личность. Под ред. Е. В. Шороховой и др. М.,
рос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к вопросу снимается проблема, неодно- кратно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в груп- пы? Ответы, которые давались на этот вопрос, едва ли можно считать удовлетворительными, поскольку все они абстрагировались от реального факта возникнове- ния группы в связи с определенными потребностями об- щества. Ответ иногда гласил, что к объединению лю- дей в группы их толкает потребность в общении или потребность чувствовать себя защищенными в ситуации страха или неопределенности. Несостоятельность этих ответов заключается в том, что они пытаются объяс- нить социальный процесс (а возникновение социальных групп есть социальный процесс) чисто психологически- ми причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача - шаг за шагом проследить факт прев- ращения объективно возникших групп в подлинно пси- хологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.
Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проб- лема собственно образования группы, сколько <подклю- чения> к ней нового члена. В этом случае анализ мож- но свести к исследованию феномена давления группы на индивида, <подчинения> его группой. Вторая, когда изучается процесс становления, например, групповых норм и ценностей при условии одновременного вступ- ления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае ана- лиз можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.
Первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована не в рамках групповой динамики, а в отдельной ветви, получившей название исследования конформизма. В такого рода исследова- ниях конформизм не рассматривался в контексте реаль- ной группы, как один из механизмов становления психо- логической общности внутри заданной внешними обсто-
ятельствами социальной группы Важно внимательно проанализировать характер этих исследовании, чтобы более точно определить место проблемы конформизма в новом подходе к изучению малых групп.
То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она исследовалась не как условие раз- вития реальных социальных групп, а как некоторая об- щая, абстрактная характеристика всякой, в том числе лабораторной группы. Оба этих явления необходимо, переосмыслить с точки зрения того понимания группы, i когда заданная внешними обстоятельствами, создан- i ная ими (социальный процесс) группа превращается в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как <присвоенная> группой, выступа- ющей в качестве субъекта деятельности (социально- психологический процесс). Точнее, по-видимому, в дан- ном случае говорить не об образовании, а о формиро- вании малой группы.
Этот феномен получил в социаль- Феномен группового психологии наименование фе-
flRTYfHUfl
иомена конформизма. Само слово конформизм> имеет в обыденном языке совершенно определенное содержание и означает лпрпспособленче- " Как справедливо заметил И. СТКон,на"урст1те обыденного сознания феномен конформизма давно за- фиксирован в сказке Андерсена о голом короле. По- этому в повседневной речи понятие приобретает неко- торый негативный оттенок, что крайне вредит исследо- ваниям, особенно, если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие <конформизма> приобрело специфический негативный оттенок в политике, как символ соглашательства и при- миренчества. Чтобы как-то развести эти различные зна- чения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности, или кон- формном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно пози- ции группы, принятие или отвержение им определенно- го стандарта, мнения, свойственного группе, _меру <под-
См.: Ч уд но век и И II. И. О некоторых исследованиях кон- формизма в зарубежной социальной психологии.- <Вопросы психо- логии>, 1971, №4.
чинения> индивида групповому давлению. Противопо- ложными конформности понятиями" "являются понятия независимость, самостоятельность позиции, устойчи- вость к групповому давлению и т. п. Напротив, сходны- ми понятиями могут быть понятия единообразия, ус- ловности, хотя в них содержится и иной оттенок. Еди- нообразие, например, тоже означает принятие опреде- ленных стандартов, но принятие, не осуществляемое в результате давления.
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конф- ликта в пользу группы. Мера конформности - это ме- ра подчинения группе, в том случае, когда противопос- тавление мнений субъективно воспринималось индиви- дом как конфликт. С давних времен в социальной пси- хологии различают бмешююконфоршюсть, когда мне- ние группы принимается индивидом лищь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конфор- мизмом), когда индивид действительно усваивает мне- ние большинства. Внутренняя конформность и есть ре- зультат преодоления конфликта с группой в ее пользу. ВТ исследованиях конформности обнаружилась еще од- на возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это -- позициякегатцвизлш. Когда группа оказывает давле- ние на индивида, а он ВО всем сопротивляется этому давлениюдемонстрируя, на первый взгляд, крайне не- зависимую позицию,вочтобыто ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действи- тельности, как это было показано во многих исследова- ниях, негативизм ,не_есть ..подлинная нез.ависимость. НапротйёТ можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать <конформность наиз- нанку>: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно проду- цировать антигрупповое поведение, антигрупповую по- эгйцию или норму, т. е.быть <привязанным> КТруппово- му мнению, но лишь с обратным знаком. Поэтому не-
гативизм неожет_бЫ1ь--интер1фе1Иройа11 ккпозицля, противостоящая конформности. Такой позицией являет- сянезависТТгоятелъность. "ТТбдб(ТйГат"Модель конформности долгое время счи- талась общепринятой, и только в советской социальной психологии предложена принципиально иная схема, сущность которой будет раскрыта позже.
Традиционная модель была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, впервые осуществ- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|