Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Андреева Г.М. » Социальная психология » 31 страница



Андреева Г.М. » Социальная психология



31 страница


торой в принципе было предложено соотносить резуль-  

таты процессов, происходящих в группе, с более широ-  

ким, внегрупповым контекстом). В бесчисленных иссле-  

дованиях малых групп на Западе можно обнаружить и  

совершенно иные теоретические подходы (это относит-  

ся, например, к традиции изучения групповых процес-  

сов в рамках психоаналитической ориентации социаль-  

ной психологии или к изучению групп с точки зрения  

интеракционизма), но ни в одном из них также не за-  

дан в качестве основополагающего принципа принцип  

реализации в малой группе определенного вида общест-  

венных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени,  

 

но все подходы страдают абстрактностью и не дают  

программы исследования реальных малых групп, функ-  

ционирующих в определенном типе общества.  

 

Глава 12  

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ  

 

Общая характерно- Исследование малых групп имеет  

 

тика динамических g качестве своей предпосылки ха-  

процессов в малой  

группе рактеристику некоторой <статики>  

 

группы: определение ее границ, со-  

става, композиции. Но естественно, что главной зада-  

чей социально-психологического анализа является изу-  

чение тех процесов, которые происходят в жизни груп-  

пы. Рассмотрение этих процессов важно с двух точек  

зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие  

закономерности общения и взаимодействия реализуют-  

ся именно в малой группе, потому что здесь создается  

конкретная <ткань> коммуникативных, интерактивных  

и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать,  

каков механизм, посредством которого малая группа  

<доводит> до личности всю систему общественных вли-  

яний, в частности, содержание тех ценностей, норм, ус-  

тановок, которое формируется в больших группах.  

Вместе с тем важно показать и <обратное> движение, а  

именно, каким образом активность личности в группе  

реализует усвоенные влияния и <.осуществляет опреде-  

ленную <отдачу>. Значит, важно дать как бы сечение,  

срез того, что происходит в малых группах. Но это  

только один аспект проблемы. Другая, не менее важ-  

ная задача состоит в том, чтобы показать, как разви-  

вается группа, какие этапы она проходит в своем раз-  

витии, как модифицируются на каждом из этапов раз-  

личные групповые процессы. Поэтому репертуар тех яв-  

лений, которые могут быть отнесены к динамическим  

 

Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.,  

1968, с. 149.  

 

"56  

 

процессам малой группы намного шире, чем он опреде-  

лялся, например, в школе групповой динамики.  

 

Здесь уместно сказать о том, что само выражение  

<групповая динамика> может быть употреблено (и дей-  

ствительно употребляется в литературе) в трех различ-  

ных значениях. Прежде всего данным термином, как об  

этом уже говорилось, обозначается определенное на-  

правление исследования малых групп в социальной  

психологии на Западе, т. е. школа К. Левина. Естест-  

венно, что при таком употрсплении термина имеется в  

виду не только набор изучаемых в этой школе проблем,  

но и весь свойственный ей концептуальный строй, т. е.  

определенная форма решения этих проблем. Второе  

значение термина связано с обозначением определенных  

методик, которыми можно пользоваться при изучении  

малых групп и которые преимущественно были разра-  

ботаны в школе Левина. Однако эти методики в даль-  

нейшем часто используются и в других теоретических  

схемах, поэтому второе значение термина необязатель-  

но привязано к школе Левина, а, скорее, к специфиче-  

ским видам лабораторного эксперимента, в ходе кото-  

рого выявляются различные характеристики групп.  

<Групповая динамика> в данном случае - особый вид  

лабораторного эксперимента, специально предназна-  

ченный для изучения групповых процессов. Но может  

быть и третье употребление понятия, когда термином  

<групповая динамика> обозначается та совокупность  

процессов, которые происходят в малой группе. В этом  

3начении термин вообще не привязан ни к теоретичес-  

кой концепции Левина, ни к его экспериментальной  

практике. Здесь он служит для описания некоторой  

реальности в жизни группы. Именно в этом третьем  

значении термин может употребляться в советской со-  

циальной психологии. Вряд ли следует <бояться> того,  

что может произойти смешение понятий: весь теорети-  

ческий и методологический строй советской социально-  

психологической науки настолько отличен от левинов-  

ского подхода, что нельзя <спутать> два различных  

значения термина. Групповая динамика, в отличие от  

статики группы, это и есть совокупность тех динамиче-  

ских процессов, которые одновременно происходят в  

группе в какую-то единицу времени и которые знаме-  

нуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е.  

 

9 Г. М. Андреева ggy  

 

ее развитие. Набор этих процессов определяется при  

этом отнюдь не повторением того, что было сделано в  

школе Левина, а пониманием малой группы в соответ-  

ствии с теми методологическими принципами, которые  

были рассмотрены в связи с постановкой проблемы  

группы в марксистской социальной психологии. Тот  

факт, что некоторые из названных процессов <повто-  

ряют> процессы, исследованные Левиным, означает толь-  

ко то, что процессы эти, действительно, объективно  

присущи малой группе.  

 

Важнейшими из таких процессов являются следую-  

щие. Прежде всего, процесс образования малых групп,  

причем сюда могут быть отнесены не только непосред-  

ственные способы формирования группы, но и такие  

психологические механизмы, которые делают группу  

рупшй(наттрт1стер, феномен группового давления на  

индивида, который в традиционной социальной психоло-  

~гшг"к <гр"упп~овоТдйнамйке>неотносится; то же можно  

сказать "и о развитии групповой сплоченности). Далее,  

это"традЖйсттнттра-ссматриваемыев <групповой дина-  

мике> процессы лидерства и принятия групповых реше-  

ний, с той поправкой, что вся совокупность процессов  

управления группой и руководства ею не исчерпывается  

лишь феноменом лидерства и принятием группового  

решения, а включает в себя еще многие механизмы.  

Другой аспект динамических процессов представлен со-  

вершенно новыми явлениями групповой жизни, возника-  

ющими при специфическом виде развития группы, а  

именно при все более определяющем этот процесс раз-  

витии совместной деятельности (феномены, сопутствую-  

щие ему, впервые открыты в советской социальной пси-  

хологии и требуют отдельного рассмотрения). В качест-  

ве своеобразного итога развития группы может быть  

рассмотрено становление такой специфической ее ста-  

дии, как коллектив. Процессы образования коллекти-  

ва - в социально-психологическом разрезе - могут быть  

поэтому отнесены также к динамическим процессам,  

происходящим в группе. Вся проблематика коллектива  

является специфической проблематикой советской соци-  

альной психологии не только потому, что здесь впервые  

были выявлены и описаны относящиеся сюда явления,  

но и потому что сам феномен коллектива впервые воз-  

никает в социалистическом обществе.  

 

Образование малой  

группы  

 

При характеристике процессов, свя-  

занных с образованием малых  

групп, сразу же следует четко  

обозначить, какого рода группы имеются в виду. Сле-  

дуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь про-  

цесс образования реальных естественных малых групп.  

Поскольку они существуют в самых различных сферах  

общественной жизни, способы их образования весьма  

различны. Чаще всего они задаются внешними поотно-  

шению к группе факторами, например условиями раз-  

вития какого-либо социального института или организа-  

ции, в рамках которых возникает малая группа. В бо-  

лее широком смысле можно сказать, что малая группа  

задается определенной потребностью общественного  

разделения труда и вообще функционирования обще-  

ства. Так, производственная бригада возникает в свя-  

зи с возникновением нового производства, школьный  

класс-в связи с приходом нового поколения в систе-  

му образования, спортивная команда - в связи с обес-  

печением развития спорта в каком-то учреждении, рай-  

оне и т.д. Во всех этих случаях причины возникнове-  

ния малой группы лекат вне ее и вне индивидов, ее  

образующих, в более широкой социальной" системЬ.  

Имекно- здесь создается некоторая система предписа-  

ний относительно структуры группы, распределения ро-  

лей и статусов, наконец, цель групповой деятельности.  

Все эти факторы пока еще не имеют ничего общегос  

психологическими механизмами образования группы,  

они есть предпосылки ее существования. Иногда в ли-  

тературе можно встретить понятие <внешней> и <внут-  

ренней> структуры группы и тогда под <внешней>  

структурой понимается не столько собственно какая-  

либо <структура>, сколько совокупность этих внешних  

обстоятельств, обусловливающих возникновение груп-  

пы.  

 

Вторая часть этого вопроса - как осуществляется  

психологическое оформление этой возникшей заданны-  

ми внешними обстоятельствами группы, превращение ее  

в такую общность, которой свойственны все психологиче-  

ские характеристики группы. Иными словами, это воп-  

 

1975.  

9  

 

Коллектив и личность. Под ред. Е. В. Шороховой и др. М.,  

 

рос о том, как внешне заданная группа становится  

группой в психологическом значении этого слова. При  

таком подходе к вопросу снимается проблема, неодно-  

кратно возникавшая в истории социальной психологии,  

а именно: что заставляет людей объединяться в груп-  

пы? Ответы, которые давались на этот вопрос, едва ли  

можно считать удовлетворительными, поскольку все  

они абстрагировались от реального факта возникнове-  

ния группы в связи с определенными потребностями об-  

щества. Ответ иногда гласил, что к объединению лю-  

дей в группы их толкает потребность в общении или  

потребность чувствовать себя защищенными в ситуации  

страха или неопределенности. Несостоятельность этих  

ответов заключается в том, что они пытаются объяс-  

нить социальный процесс (а возникновение социальных  

групп есть социальный процесс) чисто психологически-  

ми причинами. Социальные группы, в том числе малые,  

даны социальному психологу как объект исследования,  

и его задача - шаг за шагом проследить факт прев-  

ращения объективно возникших групп в подлинно пси-  

хологическую общность. На этом пути возникают две  

возможности для исследований.  

 

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже  

существующих норм групповой жизни каждым вновь  

вступающим в нее индивидом. Это не столько проб-  

лема собственно образования группы, сколько <подклю-  

чения> к ней нового члена. В этом случае анализ мож-  

но свести к исследованию феномена давления группы  

на индивида, <подчинения> его группой. Вторая, когда  

изучается процесс становления, например, групповых  

норм и ценностей при условии одновременного вступ-  

ления в группу многих индивидов и последующее все  

более полное принятие этих норм, разделение всеми  

членами группы групповых целей. В этом случае ана-  

лиз можно свести к изучению формирования групповой  

сплоченности.  

 

Первая возможность в традиционной социальной  

психологии была реализована не в рамках групповой  

динамики, а в отдельной ветви, получившей название  

исследования конформизма. В такого рода исследова-  

ниях конформизм не рассматривался в контексте реаль-  

ной группы, как один из механизмов становления психо-  

логической общности внутри заданной внешними обсто-  

 

ятельствами социальной группы Важно внимательно  

проанализировать характер этих исследовании, чтобы  

более точно определить место проблемы конформизма  

в новом подходе к изучению малых групп.  

 

То же можно сказать и о групповой сплоченности.  

Традиционно и она исследовалась не как условие раз-  

вития реальных социальных групп, а как некоторая об-  

щая, абстрактная характеристика всякой, в том числе  

лабораторной группы. Оба этих явления необходимо,  

переосмыслить с точки зрения того понимания группы, i  

когда заданная внешними обстоятельствами, создан- i  

ная ими (социальный процесс) группа превращается в  

психологическую общность людей, в рамках которой  

организуется их деятельность, не просто как внешне  

предписанная, но как <присвоенная> группой, выступа-  

ющей в качестве субъекта деятельности (социально-  

психологический процесс). Точнее, по-видимому, в дан-  

ном случае говорить не об образовании, а о формиро-  

вании малой группы.  

 

Этот феномен получил в социаль-  

Феномен группового психологии наименование фе-  

 

flRTYfHUfl  

 

иомена конформизма. Само слово  

конформизм> имеет в обыденном языке совершенно  

определенное содержание и означает лпрпспособленче-  

" Как справедливо заметил И. СТКон,на"урст1те  

обыденного сознания феномен конформизма давно за-  

фиксирован в сказке Андерсена о голом короле. По-  

этому в повседневной речи понятие приобретает неко-  

торый негативный оттенок, что крайне вредит исследо-  

ваниям, особенно, если они ведутся на прикладном  

уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие  

<конформизма> приобрело специфический негативный  

оттенок в политике, как символ соглашательства и при-  

миренчества. Чтобы как-то развести эти различные зна-  

чения, в социально-психологической литературе чаще  

говорят не о конформизме, а о конформности, или кон-  

формном поведении, имея в виду чисто психологическую  

характеристику позиции индивида относительно пози-  

ции группы, принятие или отвержение им определенно-  

го стандарта, мнения, свойственного группе, _меру <под-  

 

См.: Ч уд но век и И II. И. О некоторых исследованиях кон-  

формизма в зарубежной социальной психологии.- <Вопросы психо-  

логии>, 1971, №4.  

 

чинения> индивида групповому давлению. Противопо-  

ложными конформности понятиями" "являются понятия  

независимость, самостоятельность позиции, устойчи-  

вость к групповому давлению и т. п. Напротив, сходны-  

ми понятиями могут быть понятия единообразия, ус-  

ловности, хотя в них содержится и иной оттенок. Еди-  

нообразие, например, тоже означает принятие опреде-  

ленных стандартов, но принятие, не осуществляемое в  

результате давления.  

 

Конформность констатируется там и тогда, где и  

когда фиксируется наличие конфликта между мнением  

индивида и мнением группы и преодоление этого конф-  

ликта в пользу группы. Мера конформности - это ме-  

ра подчинения группе, в том случае, когда противопос-  

тавление мнений субъективно воспринималось индиви-  

дом как конфликт. С давних времен в социальной пси-  

хологии различают бмешююконфоршюсть, когда мне-  

ние группы принимается индивидом лищь внешне, а на  

деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю  

(иногда именно это и называется подлинным конфор-  

мизмом), когда индивид действительно усваивает мне-  

ние большинства. Внутренняя конформность и есть ре-  

зультат преодоления конфликта с группой в ее пользу.  

ВТ исследованиях конформности обнаружилась еще од-  

на возможная позиция, которую оказалось доступным  

зафиксировать на экспериментальном уровне. Это --  

позициякегатцвизлш. Когда группа оказывает давле-  

ние на индивида, а он ВО всем сопротивляется этому  

давлениюдемонстрируя, на первый взгляд, крайне не-  

зависимую позицию,вочтобыто ни стало отрицая все  

стандарты группы, то это и есть случай негативизма.  

Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как  

крайняя форма отрицания конформности. В действи-  

тельности, как это было показано во многих исследова-  

ниях, негативизм ,не_есть ..подлинная нез.ависимость.  

НапротйёТ можно сказать, что это есть специфический  

случай конформности, так сказать <конформность наиз-  

нанку>: если индивид ставит своей целью любой ценой  

противостоять мнению группы, то он фактически вновь  

зависит от группы, ибо ему приходится активно проду-  

цировать антигрупповое поведение, антигрупповую по-  

эгйцию или норму, т. е.быть <привязанным> КТруппово-  

му мнению, но лишь с обратным знаком. Поэтому не-  

 

гативизм неожет_бЫ1ь--интер1фе1Иройа11 ккпозицля,  

противостоящая конформности. Такой позицией являет-  

сянезависТТгоятелъность.  

"ТТбдб(ТйГат"Модель конформности долгое время счи-  

талась общепринятой, и только в советской социальной  

психологии предложена принципиально иная схема,  

сущность которой будет раскрыта позже.  

 

Традиционная модель была продемонстрирована в  

известных экспериментах С. Аша, впервые осуществ-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 439
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь