|
Андреева Г.М. » Социальная психологиятера деятельности. Но в принципе на этом этапе ис- следования малых групп было сделано следующее важ- ное открытие, а именно был установлен факт, что важ- "".."Жряметром групповой деятельности является Ё5-?ЗС1имодействие (а не простое <соприсутствие>) членов группы.
JHaTpeTbeM этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характе- ристики группы как таковой: ее структуру, типы взаи- модействия индивидов в группе, сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенство- вались и методы измерения различных групповых ха- Рристик. Кроме того, обозначились специфические
углы зрения на малую группу для социологии, соци- альной психологии и общей психологии. Эти три раз- личные <перспективы> изучения малых групп схематич- но изображаются следующим образом: 1) когда груп- па исследуется как своеобразный медиум, внутри кото- рого осуществляется поведение индивида (<поведение индивида в обстановке группы>). Это является содер- жанием общепсихологического подхода; 2) когда спе- циально исследуются свойства групп и различные про- явления этих свойств. Это является преимущественно содержанием социологического подхода; 3) когда ис- следуется взаимодействие между группой как особой функциональной сущностью и индивидами, как ее чле- нами. Это является преимущественно выражением со- циально-психологического подхода. Конечно, все эти границы весьма условны, и гораздо более важным яв- ляется некоторый общий методологический принцип, который прослеживается во всех трех <перспективах>, а именно: отсутствие постановки проблемы связи груп- пы с более широкими социальными общностями, в ко- торые она входит, отсутствие вычленения ее как ячей- ки социальной структуры, а значит, и уход от решения вопроса о содержательной стороне тех социальных от- ношений, которые даны в малой группе. Именно по всем этим параметрам подход к исследованию малых групп принципиально отличается в марксистской тра- диции социально-психологического знания.
Что же касается интереса западной социальной пси- хологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную пси- хологию можно рассматривать как -социальную психо- логию малых групп. Существует ряд причин, - как объ- ективных, так и субъективных, - почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса соцй"алБТго пси- хологии на Западе. М. Г. Ярошевский справедливо ха- рактеризует причины этого явления, как моменты об- щей познавательной ситуации в социальной психологии XX вА Во-первых, это общее усложнение обществен- ной жизни, вызванное усиливающейся дифференциаци- ей видов человече-ской деятельности, усложнением об- щественного организма. Сам факт включенности людей
Ярошевский М. Г. Психология XX столетия. М., 1974, с. 413.
в многочисленные образования по видам их деятельно- сти, по характеру их общественных связей становится настолько очевидным, что требует к себе пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль м.aлшLJJaШL-Qйь.eкт.иlвнo увеличивается в жизни чело- векаддйстности, потому, что умножается необходи- мость_щш5я1йЯ-групповых решений в производстве, в общественной жизни и т. д. Во-вторых, более специаль- ной причиной "является тот факт, что проблема малой группы оказалась на самом перекрестке, который обра- зован пересечением ПСИХОЛ01ИЙ. и социологии. Интерес к ней поэТоТуарактерен для обеих дисциплин, и об- разование социальной психологии на стыке этих двух наук <покрыло> собой прежде всего именно данную сфРУ реальности.
К сказанному можно добавить еще и третью причи- ну - методологического порядка. Сама специфика со- циально-психологического знания как бы <оправдыва- ет> преувеличенный интерес к малой группе. Потреб- ность в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психо- логии заставляют и в социальной психологии искать такой адекватный объект, где были бы приложимы экс- периментальные методы, в частности метод лаборатор- ного эксперимента. Малая группа оказалась той самой _легко интерпретируемой в качестве лаборатории еди- ницей анализа, где просто оказался более всего возмо- жен, уместен и осуществим эксперимент. Тот же про- цесс принятия группового решения допускает его ис- следование при помощи лабораторных методик именно. в малой группе и т. д. Таким образом малая группа как бы <помогла> социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве эксперимен- тальной дисциплины.
Все названные причины обострения интереса к ма- лым группам имеют определенный резон. Однако при условии принятия некоторых ложных исходных мето- дологических предпосылок этот законный интерес к .малым группам перерастает в определенную абсолю- тизацию их значения. Именно это и произошло с соци- альной психологией на Западе, где сегодня раздаются голоса о переоценке значения малых групп в ущерб большим, в ущерб исследованию социально-психологи-
ческой стороны массовых социальных процессов. Поэто- му ситуация в области исследования малых групп в традиционной социальной психологии весьма противоре- чива. С одной стороны, поставлены многие, действи- тельно важные вопросы, проведены сотни часто весьма интересных и изощренных в техническом отношении экспериментов, изучены в деталях многочисленные про- цессы и эффекты малых групп. С другой стороны, не говоря уже об отсутствии интеграции этих данных, об отсутствии адекватных теоретических схем, многие элементарные вопросы оказываются нерешенными. Это часто коренные проблемы, определение исходных прин- ципов, так что отсутствие ясности по ним представляет- ся даже парадоксальным в условиях бесконечного мно- жества проведенных исследований.
В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наибо- лее существенном признаке (а следовательно, о принци- пах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, ее нижнем и верхнем пределах. Спорной остается вся пробле- матика групповых процессов. В дальнейшем мы еще сумеем убедиться в наличии большого количества нере- шенных, самых, казалось бы, <первичных> вопросов, без решения которых трудно представить себе саму воз- можность проведения исследований. И тем не менее такой парадокс является фактом. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоре- тического подхода: проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретичес- ких ориентаций, а пестрота и противоречивость интер- претаций стимулируют, по-видимому, сохранение <бе- лых пятен> в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой сталки- вается в проблеме малых групп марксистская тради- ция в социальной психологии, требует серьезного пере- смотра положения в области, казалось бы, детально разработанной. Итак, первый вопрос, который не-
гпТГгрТны обходимо решить, приступая к ис- следованию малых групп, это воп- рос о том, что же такое малая группа, каковы ее приз- наки и границы? Если выбрать из бесчисленных опре-
делений малых групп наиболее <синтетическое>, то оно- сводится примерно к следующему:,<Под малой грулшжТ понимается немногочисленная по составу группа, чле- котоГабъединеныобщёй социальной деятельно- стькГи цахйдятся в ""непосредственном личном общении, что является"нсойдля.дозни1новёнйяэмоциональ-
ных отношентОрУДДОВЫХ норм и групповых ПЖС- coB>7V ОкаТывается, что это достаточно универсальное Определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее, скорее, описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, ка- кое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в си1гер1тиистс1ои_ойент111ии, где исходныъГйняГявляется понятие <взаимодейст- вия>, фокус в этом определений усматривается именно в том, что малая группа-это определенная система взаимодействия, ибо слова <общая социальная деятель- ность> толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для:когнитивис1дш11 ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на ос- нове общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы группо- вой когнитивной структуры - нормы и ценности, а это и есть самое существенное для группы.
Это же определение в рамках советской социальной психологии наполняется новым содержанием. Если принять идею, что самое главное при анализе групп - это выявление психологических характеристик реаль- ных социальных групп, то, естественно, что особое зна- чение приобретает фиксация факта <общей социальной деятельности>, которая сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Кроме того, в соответствии с основным принципом советской психо- логической науки наличие в малой группе общей соци- альной деятельности позволяет интерпретировать груп- пу как субъекта этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего после- дующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно из приведенного определения сделать своеоб- Вную <выжимкувыделить.1_нем самое существен- ное и значимое для марксистского анализа и пёлучить
новое определение, с которым в дальнейшем работать. Такая выжимка позволяет дать следующее определение малой группы: <Малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступаюТв(ормепосред- ствньтхличныхконтакТв.Вэтом определении со- дйржаТСяГ" в сжатомвиде~Ї""основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-пси- хологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы в марксистской соци- альной психологии.
При таком понимании м1лая группа прежде всего обладает теми Щ)11знаками, которыми обладает всякая группа, рассматриваемая в социальной психологии: это 1 рппа реально существюиая, не в вакууме, a jnpe- деленной системе "общественных отношений, выступаю- шя.., суъ1а.1анКр.ёита"-т1аа::.фДШЛьой деятель- ности, <как звено определенной общественной системы, кSй"aTГть общественной структуры>. Вместе с тем оп- ределение фиксирует и специфический признак малой > группы, отличающий ее от больших групп; обществен- ные,отношения выступают здесь в форме непосредст- венных личных контактов. Распространенный в психо- логии термин <контактная группа> приобретает здесь конкретное содержание: малая группа это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь <контакты> есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты,, .в. которых реализуются определенные_общественные связи, которые опосредо- ваны совместлоклеятёльностью.
После того, как эти принципиальные позиции зада- ны, необходимо расшифровать и количественные харак- теристики малой группы, ибо сказать <немногочислен- ная по составу> группа - значит предложить тавтоло- гию. В литературе довольно давно идет дискуссия о <нижнем> и <верхнем> пределах малоа_1:руппы. Амери- канскйй"исслеДователь Джемс._провел любопытный ста- тистический анализ употребления понятия <малая груп- па> с точки зрения количества членов, ей приписывае- мых. Он рассмотрел 9129 групп, именуемых в исследо- ваниях <малыми>, и выявил, какое количество членов
Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 145.
чаще всего интерпретируется именно как признак малой группы. В большинстве случаев число членов малой группы колебалось между 2_п 7, при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая <диада>.
Хотя на уровне здравого смысла представляется ре- зонной идея о том, что малая группа <начинается> с диады, с ней соперничает другая точка зрения относи- тельно нижнего предела малой группы, а именно точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов малой группы -не 2, а 3 человека. И тогда, следова- тельно, в основе всех разновидностей малых групп ле- жат так называемые <триады>. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из этих подходов веских аргументов. В со- ветской социальной психологии есть попытка привести такие аргументы в польу_тиады, как наименьшей единицы малой грппыТТираясь на некоторый эксце- риментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первая форма общения - чис- то эмоциональный контакт. Однако диаду весьма труд- но рассмотреть как подлинный субъект деятельности, постольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной дея- тельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбеж- но приобретает характер чисто межличностного конф- ликта. Присутствие в группе третьего лица создает но- вую позицию - наблюдателя, и это добавляет сущест- венно новый момент к возникшей системе взаимоотно- шений: этот <третий> может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в конф- ликт и потому представляя именно не межличностное, а <деятельностное> начало. Этим создается основа для
Данилин К. Е,, Хараш А. У. Диада или триада? (к во- просу об оптимальном численном составе коллективного субъекта управления).-В кн.: Социально-психологические проблемы руко- водства и управления коллективами. Рига, 1974.
разрешения конфликта и снимается его непосредствен- но личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.
Практически в исследованиях все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа <начинает- ся> либо с диады, либо с триады. В пользу диады выс- казывается до сих пор целое большое направление ис- следований на Западе, именуемое теорией <диадичес- кого взаимодействия>. Но в нем выбор диады как мо- дели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет на диадах <проигрывать> многочислен- ные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе предложенные решения часто представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, что допустимое в случае по- строения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естествен- но, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прооб- разом малой группы, нельзя считать корректным.
В последние годы и на Западе поэтому начинают раздаваться голоса о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Таким образом, дискуссия по этому вопросу еще не окончена.
Не менее остро стоит в литературе вопрос и о <верх- нем> пределе малой группы: до какого размера она может простираться?
В истории социальной психологии между тем были предложены различные решения вопроса об этом верх- нем пределе малой группы. Достаточно стойкими оказа- лись представления, сформированные на основании от- крытия Миллером <магического числа> 7+2. Как из- вестно, это число было отрйтойциисследованиях
MJ.OI.i .одновременно удерживаемых в памяти. Для социальной психологии оказалось заманчивой опреде- ленность, вносимая введением <магического числа>, и долгое время исследователи стали принимать число 7+2 за верхний предел малой группы. Однако, впос- ледствии появились исследования, которые показали,
UQ
что если число 7+2и справедливо при характеристике Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|