Андреева Г.М. » Социальная психология



28 страница


тера деятельности. Но в принципе на этом этапе ис-  

следования малых групп было сделано следующее важ-  

ное открытие, а именно был установлен факт, что важ-  

"".."Жряметром групповой деятельности является  

Ё5-?ЗС1имодействие (а не простое <соприсутствие>)  

членов группы.  

 

JHaTpeTbeM этапе исследования малых групп стали  

значительно более разветвленными. Начали выявлять  

не только влияние группы на индивида, но и характе-  

ристики группы как таковой: ее структуру, типы взаи-  

модействия индивидов в группе, сложились подходы к  

описанию общей деятельности группы. Совершенство-  

вались и методы измерения различных групповых ха-  

Рристик. Кроме того, обозначились специфические  

 

углы зрения на малую группу для социологии, соци-  

альной психологии и общей психологии. Эти три раз-  

личные <перспективы> изучения малых групп схематич-  

но изображаются следующим образом: 1) когда груп-  

па исследуется как своеобразный медиум, внутри кото-  

рого осуществляется поведение индивида (<поведение  

индивида в обстановке группы>). Это является содер-  

жанием общепсихологического подхода; 2) когда спе-  

циально исследуются свойства групп и различные про-  

явления этих свойств. Это является преимущественно  

содержанием социологического подхода; 3) когда ис-  

следуется взаимодействие между группой как особой  

функциональной сущностью и индивидами, как ее чле-  

нами. Это является преимущественно выражением со-  

циально-психологического подхода. Конечно, все эти  

границы весьма условны, и гораздо более важным яв-  

ляется некоторый общий методологический принцип,  

который прослеживается во всех трех <перспективах>,  

а именно: отсутствие постановки проблемы связи груп-  

пы с более широкими социальными общностями, в ко-  

торые она входит, отсутствие вычленения ее как ячей-  

ки социальной структуры, а значит, и уход от решения  

вопроса о содержательной стороне тех социальных от-  

ношений, которые даны в малой группе. Именно по  

всем этим параметрам подход к исследованию малых  

групп принципиально отличается в марксистской тра-  

диции социально-психологического знания.  

 

Что же касается интереса западной социальной пси-  

хологии к малым группам, то он настолько велик, что  

в каком-то смысле всю традиционную социальную пси-  

хологию можно рассматривать как -социальную психо-  

логию малых групп. Существует ряд причин, - как объ-  

ективных, так и субъективных, - почему малая группа  

стала своеобразным фокусом интереса соцй"алБТго пси-  

хологии на Западе. М. Г. Ярошевский справедливо ха-  

рактеризует причины этого явления, как моменты об-  

щей познавательной ситуации в социальной психологии  

XX вА Во-первых, это общее усложнение обществен-  

ной жизни, вызванное усиливающейся дифференциаци-  

ей видов человече-ской деятельности, усложнением об-  

щественного организма. Сам факт включенности людей  

 

Ярошевский М. Г. Психология XX столетия. М., 1974,  

с. 413.  

 

в многочисленные образования по видам их деятельно-  

сти, по характеру их общественных связей становится  

настолько очевидным, что требует к себе пристального  

внимания исследователей. Можно сказать, что роль  

м.aлшLJJaШL-Qйь.eкт.иlвнo увеличивается в жизни чело-  

векаддйстности, потому, что умножается необходи-  

мость_щш5я1йЯ-групповых решений в производстве, в  

общественной жизни и т. д. Во-вторых, более специаль-  

ной причиной "является тот факт, что проблема малой  

группы оказалась на самом перекрестке, который обра-  

зован пересечением ПСИХОЛ01ИЙ. и социологии. Интерес  

к ней поэТоТуарактерен для обеих дисциплин, и об-  

разование социальной психологии на стыке этих двух  

наук <покрыло> собой прежде всего именно данную  

сфРУ реальности.  

 

К сказанному можно добавить еще и третью причи-  

ну - методологического порядка. Сама специфика со-  

циально-психологического знания как бы <оправдыва-  

ет> преувеличенный интерес к малой группе. Потреб-  

ность в получении все более точных фактов, успехи  

экспериментального метода в других отраслях психо-  

логии заставляют и в социальной психологии искать  

такой адекватный объект, где были бы приложимы экс-  

периментальные методы, в частности метод лаборатор-  

ного эксперимента. Малая группа оказалась той самой  

_легко интерпретируемой в качестве лаборатории еди-  

ницей анализа, где просто оказался более всего возмо-  

жен, уместен и осуществим эксперимент. Тот же про-  

цесс принятия группового решения допускает его ис-  

следование при помощи лабораторных методик именно.  

в малой группе и т. д. Таким образом малая группа  

как бы <помогла> социальной психологии утвердить  

свое право на существование в качестве эксперимен-  

тальной дисциплины.  

 

Все названные причины обострения интереса к ма-  

лым группам имеют определенный резон. Однако при  

условии принятия некоторых ложных исходных мето-  

дологических предпосылок этот законный интерес к  

.малым группам перерастает в определенную абсолю-  

тизацию их значения. Именно это и произошло с соци-  

альной психологией на Западе, где сегодня раздаются  

голоса о переоценке значения малых групп в ущерб  

большим, в ущерб исследованию социально-психологи-  

 

ческой стороны массовых социальных процессов. Поэто-  

му ситуация в области исследования малых групп в  

традиционной социальной психологии весьма противоре-  

чива. С одной стороны, поставлены многие, действи-  

тельно важные вопросы, проведены сотни часто весьма  

интересных и изощренных в техническом отношении  

экспериментов, изучены в деталях многочисленные про-  

цессы и эффекты малых групп. С другой стороны, не  

говоря уже об отсутствии интеграции этих данных, об  

отсутствии адекватных теоретических схем, многие  

элементарные вопросы оказываются нерешенными. Это  

часто коренные проблемы, определение исходных прин-  

ципов, так что отсутствие ясности по ним представляет-  

ся даже парадоксальным в условиях бесконечного мно-  

жества проведенных исследований.  

 

В частности, до сих пор является дискуссионным  

вопрос о самом определении малой группы, о ее наибо-  

лее существенном признаке (а следовательно, о принци-  

пах выделения малых групп). Также не решен вопрос  

о количественных параметрах малой группы, ее нижнем  

и верхнем пределах. Спорной остается вся пробле-  

матика групповых процессов. В дальнейшем мы еще  

сумеем убедиться в наличии большого количества нере-  

шенных, самых, казалось бы, <первичных> вопросов,  

без решения которых трудно представить себе саму воз-  

можность проведения исследований. И тем не менее  

такой парадокс является фактом. Одна из причин этого  

заключается, несомненно, в отсутствии единого теоре-  

тического подхода: проблема малой группы в равной  

степени интересует представителей разных теоретичес-  

ких ориентаций, а пестрота и противоречивость интер-  

претаций стимулируют, по-видимому, сохранение <бе-  

лых пятен> в самых кардинальных частях разработки  

проблемы. Таким образом, ситуация, с которой сталки-  

вается в проблеме малых групп марксистская тради-  

ция в социальной психологии, требует серьезного пере-  

смотра положения в области, казалось бы, детально  

разработанной.  

Итак, первый вопрос, который не-  

 

гпТГгрТны обходимо решить, приступая к ис-  

следованию малых групп, это воп-  

рос о том, что же такое малая группа, каковы ее приз-  

наки и границы? Если выбрать из бесчисленных опре-  

 

делений малых групп наиболее <синтетическое>, то оно-  

сводится примерно к следующему:,<Под малой грулшжТ  

понимается немногочисленная по составу группа, чле-  

котоГабъединеныобщёй социальной деятельно-  

стькГи цахйдятся в ""непосредственном личном общении,  

что является"нсойдля.дозни1новёнйяэмоциональ-  

 

ных отношентОрУДДОВЫХ норм и групповых ПЖС-  

coB>7V ОкаТывается, что это достаточно универсальное  

Определение, не претендующее на точность дефиниции  

и носящее, скорее, описательный характер, допускает  

самые различные толкования, в зависимости от того, ка-  

кое содержание придать включенным в него понятиям.  

Например, в си1гер1тиистс1ои_ойент111ии,  

где исходныъГйняГявляется понятие <взаимодейст-  

вия>, фокус в этом определений усматривается именно  

в том, что малая группа-это определенная система  

взаимодействия, ибо слова <общая социальная деятель-  

ность> толкуются здесь в интеракционистском смысле.  

Для:когнитивис1дш11 ориентации в этом же определении  

отыскивается другой опорный пункт: не важно, на ос-  

нове общей деятельности или простого взаимодействия,  

но в группе возникают определенные элементы группо-  

вой когнитивной структуры - нормы и ценности, а это  

и есть самое существенное для группы.  

 

Это же определение в рамках советской социальной  

психологии наполняется новым содержанием. Если  

принять идею, что самое главное при анализе групп -  

это выявление психологических характеристик реаль-  

ных социальных групп, то, естественно, что особое зна-  

чение приобретает фиксация факта <общей социальной  

деятельности>, которая сразу же задает группу как  

элемент социальной структуры общества, как ячейку в  

более широкой системе разделения труда. Кроме того,  

в соответствии с основным принципом советской психо-  

логической науки наличие в малой группе общей соци-  

альной деятельности позволяет интерпретировать груп-  

пу как субъекта этой деятельности и тем самым задать  

определенную теоретическую схему для всего после-  

дующего исследования. Для того чтобы именно эта  

интерпретация приобрела достаточную определенность,  

можно из приведенного определения сделать своеоб-  

Вную <выжимкувыделить.1_нем самое существен-  

ное и значимое для марксистского анализа и пёлучить  

 

новое определение, с которым в дальнейшем работать.  

Такая выжимка позволяет дать следующее определение  

малой группы: <Малая группа, это группа, в которой  

общественные отношения выступаюТв(ормепосред-  

ствньтхличныхконтакТв.Вэтом определении со-  

дйржаТСяГ" в сжатомвиде~Ї""основные признаки малой  

группы, выделяемые в других системах социально-пси-  

хологического знания, и вместе с тем четко проведена  

основная идея понимания группы в марксистской соци-  

альной психологии.  

 

При таком понимании м1лая группа прежде всего  

обладает теми Щ)11знаками, которыми обладает всякая  

группа, рассматриваемая в социальной психологии: это  

1 рппа реально существюиая, не в вакууме, a jnpe-  

деленной системе "общественных отношений, выступаю-  

шя.., суъ1а.1анКр.ёита"-т1аа::.фДШЛьой деятель-  

ности, <как звено определенной общественной системы,  

кSй"aTГть общественной структуры>. Вместе с тем оп-  

ределение фиксирует и специфический признак малой  

> группы, отличающий ее от больших групп; обществен-  

ные,отношения выступают здесь в форме непосредст-  

венных личных контактов. Распространенный в психо-  

логии термин <контактная группа> приобретает здесь  

конкретное содержание: малая группа это не просто  

любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь  

<контакты> есть всегда и в произвольном, случайном  

собрании людей), но контакты,, .в. которых реализуются  

определенные_общественные связи, которые опосредо-  

ваны совместлоклеятёльностью.  

 

После того, как эти принципиальные позиции зада-  

ны, необходимо расшифровать и количественные харак-  

теристики малой группы, ибо сказать <немногочислен-  

ная по составу> группа - значит предложить тавтоло-  

гию. В литературе довольно давно идет дискуссия о  

<нижнем> и <верхнем> пределах малоа_1:руппы. Амери-  

канскйй"исслеДователь Джемс._провел любопытный ста-  

тистический анализ употребления понятия <малая груп-  

па> с точки зрения количества членов, ей приписывае-  

мых. Он рассмотрел 9129 групп, именуемых в исследо-  

ваниях <малыми>, и выявил, какое количество членов  

 

Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.,  

1968, с. 145.  

 

чаще всего интерпретируется именно как признак малой  

группы. В большинстве случаев число членов малой  

группы колебалось между 2_п 7, при модальном числе  

2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает  

с представлением, имеющим широкое распространение  

о том, что наименьшей малой группой является группа  

из двух человек - так называемая <диада>.  

 

Хотя на уровне здравого смысла представляется ре-  

зонной идея о том, что малая группа <начинается> с  

диады, с ней соперничает другая точка зрения относи-  

тельно нижнего предела малой группы, а именно точка  

зрения, полагающая, что наименьшее число членов  

малой группы -не 2, а 3 человека. И тогда, следова-  

тельно, в основе всех разновидностей малых групп ле-  

жат так называемые <триады>. Спор о том, диада или  

триада есть наименьший вариант малой группы, может  

быть также бесконечным, если не привести в пользу  

какого-то из этих подходов веских аргументов. В со-  

ветской социальной психологии есть попытка привести  

такие аргументы в польу_тиады, как наименьшей  

единицы малой грппыТТираясь на некоторый эксце-  

риментальный опыт исследования малых групп как  

субъектов и объектов управления, авторы приходят к  

следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая  

простейшая, генетически первая форма общения - чис-  

то эмоциональный контакт. Однако диаду весьма труд-  

но рассмотреть как подлинный субъект деятельности,  

постольку в ней практически невозможно вычленить  

тот тип общения, который опосредован совместной дея-  

тельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт,  

возникший по поводу деятельности, так как он неизбеж-  

но приобретает характер чисто межличностного конф-  

ликта. Присутствие в группе третьего лица создает но-  

вую позицию - наблюдателя, и это добавляет сущест-  

венно новый момент к возникшей системе взаимоотно-  

шений: этот <третий> может добавить нечто к одной из  

позиций в конфликте, сам будучи не включен в конф-  

ликт и потому представляя именно не межличностное,  

а <деятельностное> начало. Этим создается основа для  

 

Данилин К. Е,, Хараш А. У. Диада или триада? (к во-  

просу об оптимальном численном составе коллективного субъекта  

управления).-В кн.: Социально-психологические проблемы руко-  

водства и управления коллективами. Рига, 1974.  

 

разрешения конфликта и снимается его непосредствен-  

но личностная природа, будучи заменена включением в  

конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения  

находит определенную поддержку, но нельзя сказать,  

что вопрос решен окончательно.  

 

Практически в исследованиях все равно приходится  

считаться с тем фактом, что малая группа <начинает-  

ся> либо с диады, либо с триады. В пользу диады выс-  

казывается до сих пор целое большое направление ис-  

следований на Западе, именуемое теорией <диадичес-  

кого взаимодействия>. Но в нем выбор диады как мо-  

дели малой группы имеет и более принципиальное  

значение. Применение аппарата математической теории  

игр позволяет на диадах <проигрывать> многочислен-  

ные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе  

предложенные решения часто представляют интерес,  

их ограниченность состоит именно в том, что группа  

отождествляется с диадой, что допустимое в случае по-  

строения модели упрощение оказывается упрощением  

реальных процессов, происходящих в группе. Естествен-  

но, что такой методологический принцип, когда диада,  

причем лабораторная, объявлена единственным прооб-  

разом малой группы, нельзя считать корректным.  

 

В последние годы и на Западе поэтому начинают  

раздаваться голоса о том, что диаду вообще нельзя  

считать малой группой. Таким образом, дискуссия по  

этому вопросу еще не окончена.  

 

Не менее остро стоит в литературе вопрос и о <верх-  

нем> пределе малой группы: до какого размера она  

может простираться?  

 

В истории социальной психологии между тем были  

предложены различные решения вопроса об этом верх-  

нем пределе малой группы. Достаточно стойкими оказа-  

лись представления, сформированные на основании от-  

крытия Миллером <магического числа> 7+2. Как из-  

вестно, это число было отрйтойциисследованиях  

 

MJ.OI.i .одновременно удерживаемых в памяти. Для  

социальной психологии оказалось заманчивой опреде-  

ленность, вносимая введением <магического числа>, и  

долгое время исследователи стали принимать число  

7+2 за верхний предел малой группы. Однако, впос-  

ледствии появились исследования, которые показали,  

 

UQ  

 

что если число 7+2и справедливо при характеристике




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 563
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь