|
Андреева Г.М. » Социальная психологияэтот поворот не прибавит аргументов в пользу ограни- чения хронологических рубежей социализации периодом юности. Конечно, юность - важнейшая веха в станов- лении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счета при выявлении факторов ста- новления личности. Таким образом, в теоретическом плане не могут быть найдены основания для <исключе- ния> периода трудовой деятельности из сферы социали- зации личности.
Другой вопрос заключается в том, что традиция теоретического исследования социализации в этот пе- риод практически отсутствует, так же как и эксперимен- тальные подходы. Но с такой ситуацией социальная пси- хология сталкивается не впервые, коль скоро она пере- страивает всю систему своего знания на новых методо- логических принципах. Практическую же сторону об- суждаемого вопроса трудно переоценить: если изучение процесса социализации личности призвано внести свой вклад в проблемы коммунистического воспитания, то включение трудовой стадии развития личности в <ор- биту> проблем социализации приобретает особое значе- ние. При таком решении вопроса возникают новые воз- можности для построения междисциплинарных исследо- ваний. например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем
ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.
Дослетрудовая стадия социализации представляет собой еще более спорный вопрос. Если относительно тру- довой стадии полемика советских социальных психоло- гов преимущественно обращена вовне, то относительно послетрудовой стадии социализации нет единства и внутри советской социальной психологии. Определен- ным оправданием, конечно, может явиться то обстоя- тельство, что проблема эта еще более нова, чем пробле- ма социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана теми объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожи- лого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Особенное значение эти проб- лемы имеют для социалистического общества. Увеличе- ние продолжительности жизни, с одной стороны, опре- деленная социальная политика государства, с другой стороны (имеется в виду система пенсионного обеспе- чения), приводят к тому, что в структуре народонаселе- ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Но это не самая главная проблема.Значительно более со- хранным становится трудовой потенциал тех лиц, ко- торые составляют такую социальную группу, как пен- -sgepbi Не случайно, сейчас переживают период бур- ного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия, не случайно все чаще, хотя и осторожно, воз- растная психология приобщается к этой проблематике. В социальной психологии проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации личнос- ти. Основные позиции в дискуссии полярно противопо- ложны: одна из них полагает, что само понятие социа- лизации личности бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения, относитель- но указанного периода вообще нельзя говорить в тер- минах <усвоения социального опыта> или даже в терми- нах его воспроизводства. Точно так же непреодолимые затруднения возникают при попытках интерпретации послетрудового периода в жизни человека, как периода развития личности. Крайним выражением этой точки
346
зрения является идея <десоциализации>, которая насту- пает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на со- вершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В защиту этой позиции работают уже достаточно многочисленные эксперимен- тальные исследования сохраняющейся социальной ак- тивности лиц пожилого возраста. С точки зрения той схемы, которая описывает процесс социализации в со- циальной психологии, покилои_во.зраст рассматривает- -кяк_возраст, вносящий существенный вклада воспро- идодство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Хотя вопрос не получил однозначного разрешения, в практике отыскиваются различные формы использова- ния активности лиц пожилого возраста. Это также го- ворит в пользу того, что проблема имеет по крайней ме- ре право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, вклю- чающая в себя образование взрослых, косвенным обра- зом также смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодиза- цию процесса социализации.
Для социальной психологии выделение стадий с точ- ки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большой смысл. Для становления личности небезраз- лично, через какие социальные группы она входит в со- циальную среду-как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Как мы видели, высший уровень развития группы-кол- лектив - по-новому задает содержание тех процессов, которые в совокупности составляют жизнедеятельность группы. Остается невыясненным вопрос, имеет ли су- щественное значение для типа социализации, для ее ре- зультата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет. Если обратиться к такой проблеме, как конфликт, то имеет ли значение для личности тип конфликтов, с кото- рыми она сталкивалась. Какое воздействие на личность может оказать, например, ее функционирование в незре- лых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с
сильно выраженным деятельностным Опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построе- ния кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показа- телями по этим параметрам?
Пока этот комплекс проблем не имеет эксперимен- тальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки. Введение идей коллектива в социальную психологию не коснулось еще такой традиционной об- ласти, как проблема социализации. Тем более перспек- тивными являются исследования в этой области при ус- ловии включения в них тех новых теоретических и экспе- риментальных поворотов, которые возникли в связи с разработкой проблемы коллектива.
Эта. связь особенно ярко обнаруживается при рас- смотрении следующего раздела проблемы социализа- ции - институтов социализации. На всех стадиях социализации лич-
"""У"" ности общество оказывает на нее социализации и <,
воздействие. Это воздействие осу- ществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств, при помощи которых воздействие оказий.: "тся, можно свести вслед за Ж- Пиаже к сле- дующему: о нормы, ценности и знаки. Можно оспари- вать правомочность этого ряда, поскольку знаки не представляются здесь рядоположенными, ибо и нормы и ценности могут быть сообщены, а значит, и усвоены лишь при помощи знаков, или знаковых систем. Поэто- му, скорее, можно сказать, что общество и группа пере- дают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные груп- пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными транс- ляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Термин <институт> использу- ется здесь не в смысле обозначения специальной орга- низации, а в более широком социологическом смысле- как лпкивширя R УДР ряявитця общества естествен- ные формы отношений между людьми. " -На дотрудовой стадии социализации такими инсти- тутами выступают: в период раннего детства -м и играющие все большую роль в современных, особенно социалистических, обществах дошкольные детские уч-
реждения. Семья рассматривалась традиционно как важ- нейший институт социализации, в системе психоанали- тических теорий, где раннее детство признавалось един- ственной стадией социализации. Семья также исследо- валась здесь в качестве единственного института социа- лизации. Что касается дошкольных детских учрежде- ний, то они до сих пор не получили прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность, и поэтому вся область групп, связанных именно со ста- новлением личности, просто выпадает из анализа. Пра- вомерность такого решения вопроса является предме- том дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возраст- ной социальной психологии, либо о создании такой са- мостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я. Л. Коломинский, например, употребляет понятие <возрастная социальная психология> и активно отстаивает право на существование такой области пси- хологической науки Так или иначе, но до сих пор дет- ские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практичес- кая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдинальных исследова- ний, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был вклюнен в процесс социализации в раннем детстве.
Во втором периоде ранней стадии социализации ос- новным институтом является _WWM. Наряду с возраст- ной и педагогической психологией, социальная психоло- гия имеет, естественно, большой интерес к этому объек- ту исследования. Но в то время, как в двух названных смежных областях, не говоря уж о педагогике, исследо- вания, связанные со школой, давно дифференцирован- ны, т. е. отдельно есть работы по младшим школьникам, по подросткам, по старшеклассникам, в социальной пси-
" К о ло м и н с к и и Я. Л. Исследование межличиостных отно- шений в коллективе школьников. Минск, 1972.
хологии подобной дифференциации нет. Поэтому в луч- шем случае в исследованиях присутствует <случайная выборка> возрастов. Вместе с тем для социального пси- холога был бы особенно важен акцент именно на стар- шие возрасты, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности. И. С. Кон назвал этот период периодом <ролевого мо- ратория> личности, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора - в самом широком смысле это- го слова: профессии, партнера по браку, системы цен- ностей и т. дЛ Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным об- разом, то в экспериментальном исследовании она изу- чается весьма часто через анализ способов принятия ре- шение Юность, с этой точки зрения, хорошая естествен- ная латория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных ре- шений. При этом для социальной психологии принци- пиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений. Весь комплекс проблем школы, традиционно изучаемый педа- гогикой, все чаще сталкивается с дефицитом социально- психологических знаний. И если вопрос о <социальной психологии детского сада> пока в состоянии вызвать улыбку, вопрос о <социальной психологии школы> ка- жется вполне назревшим.
В зависимости от того, будем ли мы включать во вто- рую стадию социализации период обучения в вузе, дол- жен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в таком контексте нет, хотя сама проблематика студен- чества занимает все более значительное место в систе- ме различных общественных наук.
Что касается институтов социа.лизации на трудовой стадии, то важнейшим из них является тцдоаой. кпл- лектив. В социальной психологии огромное большинст- вОйГедований выполнено именно на материале тру- довых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще не-
Кон И. С. Социология личности, с. 166.
достаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно всякий анализ, на- пример, стиля лидерства или группового принятия реше- ний характеризует какие-то стороны трудового коллек- тива, как института социализации. Однако не все ас- пекты проблемы при этом освещаются. Забегая вперед, можно сказать, к примеру, о таком прикладном значе- нии этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, <уход> ее в группы антисоциаль- ного характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт <десоциализации> в виде преступной группы, группы пьяниц и т. д. Теорети- ческая постановка вопроса социальной психологией от- носительно референтной группы наполняется новым со- держанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности вы- полнить роль передачи социально позитивного опыта.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе жи- тейских наблюдений в качестве таких институтов раз- личные общественные организации, членами котбрйх~ по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов за- кономерно признание понятия социализации, то пред- стоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.
Естественно, что каждый из названных здесь инсти- тутов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена толь- ко к функции передачи социального опыта. Рассмотре- ние названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное <извлечение> из всей сово- купности выполняемых ими общественных задач.
При исследовании процесса социализации в со- циальной психологии иногда говорят еще и о таком про- дукте этого процесса, как <эффекты социализации>.
Под психологическими эффектами социализации по- нимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации. Перечень этих эффектов достаточно многообразен. Б. Г. Ананьев называл в ка-
Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализа- ции.-В кн.: Человек и общество, вып. IX. Л., 1971.
351
честве эффектов социализации образование социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, формирование определенных черт характера, в том чис- ле социально-типичных и национально-типичных. Хотя характеристика каждого такого перечня вновь упирает- ся в понимание личности, ее признаков, существенных черт, в самой постановке проблемы выделен очень важ- ный для социальной психологии аспект, а именно - включенность в процесс социализации не только микро- среды формирования личности, но и больших социаль- ных групп, в которых протекает жизнедеятельность лич- ности.
При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология такой группы фиксирует социально-ти- пическое и что оно в разной степени представлено в пси- хологии отдельных личностей, составляющих группу. Ме- ра представленности в индивидуальной психологии со- циально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объ- яснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Сам институт социализации, осуществляя свое воздей- ствие на личность, как бы сталкивается с системой воз- действий, которая задается большой социальной груп- пой, в частности через традиции, обычаи, привычки, об- раз жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|