Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Социальная психологияв большей мере рассмотрение лишь самого факта нали- чия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, <окружающих> человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как <группа>, но фокус интереса в данном случае - не содержательная деятель- ность данной группы, а, скорее, форма действий инди- вида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально- психологических исследованиях на Западе, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Хотя, по-видимости, здесь также анализируется <группа> и ее воздействие на лич- ность, но термину в этом смысле приписывается совер- шенно иное значение. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как <микросре- да> формирования личности. Однако с такой традици- ей нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях <группы>), такой подход и может быть оправдан. Вопрос лишь в том, яв- ляется ли этот подход достаточным для социальной психологии.
177
По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение груп- пы как простого множества, элементом которого яв- ляется человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм и мораль- ных ценностей и находящихся в определенных отноше- ниях друг к другу? В первом случае четко проведена та идея, что достаточно констатировать наличие не одного человека, а многих (действующих рядом или даже сов- местно), как мы вправе говорить о <группе>. Но поскольку в данном случае нет никаких характеристик этой группы, то из анализа полностью выпадает содер- жательная сторона этого множества и остается лишь тот факт, что людей в данном случае <много>, т. е. весьма формальная характеристика деятельности соб- ранных вместе индивидов. Мало что добавляет к ана- лизу и такая прибавка, как наличие внутри множест- ва определенных <отношений>. Хотя сам по себе факт наличия отношений между людьми в рамках какого-то объединения существен, отсутствие расшифровки харак- тера этих отношений обесценивает это дополнение. Ка- кие-нибудь <отношения> возникают, естественно, всегда, если присутствует несколько человек, а не один; они возникают, даже если просто посадить рядом двух не- знакомых людей. Значимость для личности этих отно- шений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами от- ношения рассмотрены содержательно, а это возможно лишь в том случае, когда отношения поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной дея- тельности. Все сказанное позволяет сделать
тн" Д Ї социаль- ной психологии недостаточна прос- тая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Такой подход, допус- тимый для некоторых случаев общепсихологического анализа, не является адекватным в данном случае. Пе- ред социальной психологией стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) <обще- психологический> подходы к группе. Если признать, что социальная психология прежде всего исддеду-ет за- кономерности поведения и деятельности людей, обус-
ловленные фактом их включения в реальные соци- альные группы, то надо признать и то, что фокус ана- диза - именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ <ме- ханизма> такого воздействия. Такая постановка вопро- са свойственна советской социальной психологии, и она логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа-это оп- ределенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных от- ношений.
Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, со- циальной психологии необходимо опереться на резуль- таты социологического анализа групп, т. е. обратитВЬг, к тем реальным цоциальным группам, которые выделе- ны по соцрологичским йштериям в каждом данном типе общества, а потом у<е на этой основе осущест- вить описание психологических характеристик каждой такой груцпы, их значимости для каждого отдельного члена групт. Важной составной частью такого анали- за является, конечно, и механизм образования этих психологических характеристик группы. В истории со- циальной психологии были предприняты неоднократные попытки проанализировать феномен так называемого <группового сознания>. Однако, будучи предприняты с позиций идеалистической психологии и философии, они не дали нужных результатов. Поэтому, например, попытка сконструировать некий <групповой разум> на долгое время скомпрометировала саму идею анализа таких психологических образований, которые возникают в группе и которые не сводятся к сумме психологичес- ких характеристик входящих в группу индивидов.
"Если же поставить вопрос с точки зрения предло- женной интерпретации группы как субъекта социаль- ной деятельности, то, очевидно, можно попытаться вы- делить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания, форм деятельности группы порождает и общность психологи- ческих характеристик группы, будем ли мы называть
1яргя
их <групповое сознание> или каким-либо иным/ менее одиозным термином. (Хотя, строго говоря, и /сам по- добный термин вряд ли должен обязательно вызывать настороженность: его допустимость в рамках анализа, базирующегося на принципах материалистического по- нимания истории, может быть доказана по аналогии с принятием термина <общественное сознание>. Конечно, при этом важно гарантировать действительно материа- листическую его интерпретацию.) К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, груп- повые потребности, групповые нормы, групповые цен- ности, групповое мнение, групповые цели. И хотя сов- ременный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методи- ческим оснащением для анализа всех этих образова- ний, крайне важно поставить вопрос о <законности> такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т. е. через осозна- ние факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что <граница> группы воспринимается как граница этой психической общности.
В советской социально-психологической литературе встречается различное употребление понятия <психоло- гическая общность>. Иногда это понятие отождеств- ляется с понятием группы, иногда подчеркивается его связь с феноменом общения. Нас интересует та интер- претация, которая предложена Б. Ф. Поршневым. Ана- лизируя развитие групп и их роль в истории человече- ского общества, Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что главной, чисто психологической характеристикой груп- пы является наличие так называемого <мы-чувства>. Это означает, что универсальным принципом психиче- ского оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования <мы>, в отличие от другого образования <они>. <Мы - чувство> выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным ин- дикатором осознания принадлежности к некоторой
группе Несколько позже мы покажем, что этот инди- катор абсолютен, ибо в ряде случаев <мы-чувст- во> может и не возникнуть относительно той группы, в которую индивид реально включен. Тем не менее оп- ределенная психологическая фиксация принадлежно- сти к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологи- ческую общность как своеобразный психологический <срез> реальной социальной группы. Специфика соци- ально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средства- ми социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупно- сти делают группу психологической общностью, т. е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.
При такой трактовке по существу фиксируются пси- хологические характеристики группы, хотя и не упот- ребляется термин <групповое сознание>. Ю. А. Шерко- вин справедливо отмечает, что для социальной психоло- гии важно понять группу как <общность взаимодейст- вующих людей во имя сознаваемой цели, общность, ко- торая объективно выступает как субъект действия> Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зави- сит от конкретного уровня разработки этой проблемы в социальной психологии. Так, например, некоторые авто- ры не ограничиваются только исследованием таких групповых характеристик, как групповые потребности, цели, интересы, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как груп- повая память, групповая воля, групповое мышление и т. д. В настоящее время, однако, нет достаточно убе- дительных теоретических, экспериментальных доказа- тельств того, что данный подход продуктивен. Вместе с тем при решении некоторых более конкретных вопро- сов социальной психологии исследователи наталки- ваются на необходимость расширить круг представле- ний о группе как о субъекте деятельности. Это, в част-
Социальная психология. Под Ю. А. Шерковина. М" 1975, с. 50.
ред. Г. П. Предвечного
ности, касается проблемы социальной перцепции. Если, как об этом говорилось выше, понимать под социаль- ной перцепцией восприятие социальных объектов, то правомерно поставить вопрос о том, что группа может выступать не только объектом восприятия, но и его субъектом. На уровне обыденной практики это явление хорошо известно, когда говорят об определенном отно- шении одной группы к другой: оно может быть дру- жественным, враждебным, нейтральным и т.д. Но все это, будучи переведено на язык исследований социаль- ной перцепции, и будет означать, что одна группа оп- ределенным образом воспринимает другую, т. е. являет- ся субъектом восприятия.
В то время как последние из приведенных характе- ристик вызывают известную дискуссию с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения давно иссле- дуются в социальной психологии именно как принад- лежащие к особым групповым образованиям. Интерес социальной психологии к этим образованиям не случа- ен: только их знание поможет более конкретно рас- крыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу и чрез- вычайно важно понять, каким образом групповые вли- яния выступают посредником между личностью и об- ществом. Но для того чтобы выполнить эту задачу, и нужно обязательно рассмотреть группу не просто как <множество>, а как реальную ячейку общества, вклю- ченную в широкий контекст социальной деятельности. Можно сказать, что социальнаеятельцоть.екодк- ретный вид и (ЬормыГТ51яются основным интегрирую-
.L., 1
щйьГ" ф-акторбми ""гл а в н ы м призн а ком, соди альноигруп пы Общее участие члёнов"группы в совместной группо- вой деятельности обусловливает формирование психо- логической общности между ними, и, таким образом, при этом условии группа, действительно, становится социально-психологическим феноменом, т. е. объек- том исследования в социальной психологии. В таком понимании проблемы группы коренится принципи- альное отличие марксистской социальной психоло- гии от различных социально-психологических течений Запада.
Пробуема группы в западной социаль- ной психологии
Нельзя сказать, что проблеме груп- пы здесь уделяется мало внимания. Огромное количество исследований посвящено различным характерис- тикам групп, их воздействию на индивида и т. д. Одна- ко можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе <групповой под- ход> рассмотрен как один из возможных вариантов со- циально-психологического . подхода. В программной статье И.Штайнера <Что произошло с группой в соци- альной психологии?> отмечалось, что наряду с <груп- повым> подходом, в американской социальной психоло- гии существует еще и <индивидуальный> подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Для сторонников того и другого под- хода характерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонники индивидуального подхода ищут лишь ближайшие причины такого поведения. По- этому для них группа важна только как факт одновре- менного присутствия многих людей, но вне широкой >: социальной системы, в которую она сама включена. .Именно здесь сосредоточено чисто формальное понима- ние группы. С другой стороны, <групповой> подход, по мысли Штайнера, в гораздо большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы, где индивид не- посредственно черпает свои нормы и ценности, в содер- жательные характеристики общественных отношений. Но этот подход, скорее, лишь обозначен, чем действи- тельно существует. Штайнер полагает, что он больше приемлем для социологов, а социальные психологи так и не сумели <построить мост> между двумя названными подходами. Они так и остались в основной своей массе в плену чисто формального изучения групп, когда груп- повые процессы дробятся на такие мелкие фрагменты, что значение содержательной деятельности группы пол- ностью утрачивается.
Во-вторых, как бы ни толковалась группа в запад- ной социальной психологии, в целом для всей традиции, сложившейся здесь, характерно известное разъединение .двух основных блоков социально-психологических ис- следований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое
1В
Психологические Другим примером больших соци- особенности этни- альных групп, значимых в истори- " У"" ческом процессе, являются различ- ные этнические группы. В отличие от психологии классов, психологические особенности различных этнических групп, и прежде всего наций, ис- следованы в социальной психологии значительно луч- ше. Выделилась специальная ветвь науки, расположен- ная на стыке социальной психологии иэтногр_афии- этнопсиЙГОГия. Некоторые авторы вообще рассматри- вают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. Однако большая степень разработанности внутри этнопсихологии именно проблемы психологии наций часто несколько смещает акценты: в фокусе вни- мания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общ- ности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития-их возникновение, как из- вестно, связано с периодомТаюБния капитализма. Хотя надии и являются в современных обществах наи- более распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидно- сти, как_наодность, национальная 11 т._п., по- этомубЫло (ш неправомерно" всю этнопсихологию сво- дить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, упот- ребляемой в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об <этническом ха- рактере>, а о <национальном характере>, не об <этни- ческой психологии>, а о <национальной> психологии>, <национальных чувствах>, <национальном самосозна- нии>, хотя все эти образования представляют собой Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|