|
Андреева Г.М. » Социальная психологияления стиля руководства. По-видимому, в действитель- ности, не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно своих функциях руководи- тель <повторяет> психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоя- тельствами. Вопрос о методиках изучения стиля лидер- ства и руководства требует еще своего дальнейшего обсуждения. Большинство предложений относительно методик исследования в большей степени относятся к деятельности лидеров, но не руководителей. В этих слу- чаях палитра методов весьма многообразна. Так под руководством Л. И. Уманского разработан комплекс методов, объединенных названием <лабораторный ап- паратурный эксперимент>, куда включен целый набор оригинальных установок, позволяющих выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности. (К таким установкам относятся групповой сенсомоторный интег- ратор, конструкция <Арка>, прибор <Эстакада> и др.). Однако все эти исследования проводились на опреде- ленных группах, а именно группах комсомольского ак- тива, где зачастую лидер выступал и в качестве руко- водителя группы. Поэтому в данном конкретном случае
выявление лидера имеет смысл, лидер может быть <за- креплен> и выступать в качестве руководителя. В дру- гих группах, например в рабочих бригадах, такая ситу- ация не возможна. Самым большим упрощением проб- лемы лидерства и руководства является вообще идея о необходимости обязательного совпадения при всех об- стоятельствах в одном человеке и лидера и руководи- теля. На эту идею работает предлагаемое иногда деле- ние на <официальных> и <неофициальных> лидеров, когда под <официальным> лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некото- рое распространение, и подчас проводятся исследова- ния, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или в предлагаемой тер- минологии <неофициальный> и <официальный> лидер). При обнаружении несоответствия делается <рекоменда- ция> - заменить руководителя и назначить им того че- ловека, который (часто по социометрической методике) <получился> лидером. Осуществление подобных реко- мендаций зачастую приводит к дезорганизации деятель- ности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя. С точки зрения установленных различий между этими двумя позициями это совершенно естественно, но, к со- жалению, установленное в теории положение не всегда работает на уровне экспериментальной практики, осо- бенно в прикладных исследованиях.
Строго говоря, не только методики определения сти- ля лидерства не могут быть безоговорочно применены к определению стиля руководителя, но и вообще мето- дики выявления лидера не пригодны, а чаще всего не нужны при определении руководителя: его незачем <определять> психологическими методами, он задан си- стемой отношений в данной группе, ее включенностью в более широкую социальную систему. Социометричес- кая методика, посредством которой можно было бы <провести> руководителя - на его адекватность с лиде- ром вообще, в данном случае не уместна: она опреде- ляет лидера лишь по большинству полученных положи- тельных выборов, т. е. в лучшем случае способна выя- вить <эмоционального лидера>, а руководитель не обя- зательно претендует на эту позицию. В реальной жизнедеятельности малых групп, конеч-
но, наряду с руководителем могут существовать различ- ные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких- то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. В частности, возникает специфическое <разделение тру- да> между лидером и руководителем в научных коллек- тивах> . Психологически важно определить характер их деятельности, как и то, насколько эти исследования приобретут действительное значение лишь при условии учета того <контекста>, который создается функциони- рованием в группе руководителя, т. е. специфики соче- тания его деятельности и деятельностей многочислен- ных лидеров. Проблему легче свести к тому, чтобы под- менить в исследованиях лидера руководителем и ре- шать вопросы по традиционному пути, но эта легкость не однозначна с продуктивностью подхода.
Совсем еще не освоенной является проблема дея- тельности руководителя на разных уровнях развития группы, изменения его функций в условиях высшего уровня такого развития, т. е. на стадии коллектива. Таким образом, несмотря на широкую представленность проблемы лидерства как в западной, так и в советской социальной психологии, в ней сохраняется много вопро- сов, только еще подлежащих решению. Особенно важ- но это для прикладных исследований.
Процесс принятия группового ре- процесс принятия шения тесно связан с проблемой """ Р""" лидерства и руководства, потому что принятие решения - одна из важных функций ру- ководителя, а организация группы на принятие такого решения - особенно сложная функция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии. При характеристике истории исследований малой группы он уже упоминался. В сов- ременных условиях, когда деятельность групп акти- визируется во многих звеньях общественного организ- ма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, но и в повседневной практике давно разра-ботаны различные методы приня-
Ярошевский М. Г. Программно-ролевой подход к иссле- дованию научного коллектива.-<Вопросы психологии>, 1978, № 3.
тия групповых решений, и дело науки - выявить в пол- ную меру их возможности.
Однако, прежде чем говорить о конкретных формах принятия групповых решений, необходимо уяснить се- бе некоторые принципиальные вопросы, на которые должна ответить социальная психология, исследуя эту проблему. Главные из этих вопросов следующие: что такое вообще <групповое решение>, иными словами, как объединяются индивидуальные мнения членов группы в единое решение? Какую роль в процессе при- нятия группового решения играет предшествующая ему дискуссия? Действительно ли всегда групповое реше- ние лучше, чем индивидуальное, или нет, а если так, то в каких случаях оно <лучше>? Наконец, каковы пос- ледствия для группы принятия общего решения и ка- ково значение этого факта для каждого индивида, при- нимавшего в нем участие? Каждый из этих вопросов так или иначе вставал в социальной психологии, но иссле- дованы они неодинаково. Так, наиболее исследованной проблемой является проблема роли групповой дискус- сии, предшествующей принятию группового-решения. На экспериментальном уровне эгаттрол.-ккгру- гие вопросы групповой динамики, была изучена Ле- виным.
Эксперимент был осуществлен в США в годы вто- рой мировой войны и имел прикладное значение/ ус- ловиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией, в США снизилось количество пищевых про- дуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо них на- селению предлагались многочисленные консервы. Одна- ко домохозяйки бойкотировали рекламу, убеждавшую их покупать предлагаемые <субпродукты>. Цяьке- периментального исследования Левина состава в том, чтобы савшпъаф.фективность воздейстния на мнение домохозяёкГтрадиционнои формы, используемой рекла- мой (лекции)-ивовой формы - выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Б-м-ло со>дано шесть групп добровольцев - домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе консервов и о желательности их покупки, а в других группах были проведены дискуссии по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с
целью выяснить, насколько изменились мнения относи- тельно консервов. В группах., слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии-32%. Левин предло- жил следующую психологическую интерпретацию полу- ченного результата.
На лекции домохозяйки пассивно слушали предла- гаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели две альтернативы поведения - по- купать или не покупать консервы. В момент лекции ре- шения не было принято, и поэтому никакой поддержки в пользу принятого решения они не имели; в группе, где домохозяйки слушали лекцию, не возникло социаль- ной нормы, которой бы в последующем члены этой группы следовали. Поэтому изменение мнения базиро- валось исключительно на эффективности убеждения, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя вклю- ченным в принятие решения, и это ослабляло сопро- тивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевид- ным факт, что другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это укрепляло собственную позицию. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятие решения превра- щалось в своеобразную групповую норму, поддержан- ную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным, потому, что решение не было навяза- но, а было именно принято группой.
Со времени этого эксперимента Левина в социаль- ной психологии было проведено много других экспери- ментальных исследований по изучению механизма и эф- фекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым увидеть участникам стороны проблемы, умень- шить их сопротивление новой информации; 2) если ре- шение инициировано группой, то оно является логичес- ким выводом из дискуссии, поддержано всеми присут- ствующими, его значение возрастает, так как оно прев- ращается в групповую норму./ Последствия групповой дискуссии изучались в дальнейшем не только с точки
10 Г. М. Андреева
?89
зрения ценности принятого решения, но и с точки зре- ния тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане известного перестраивапия структу- ры внутригрупповых отношений. Что же касается влия- ния групповой дискуссий как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление даль- нейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался - особенно на прикладном уровне - активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимули- рующих принятие решения. 1 Некоторые из этих форм хорошо известны, они не открыты социальной психологией, но выдвинуты самой практикой, их ценность также осознана давно и даже получила закрепление в пословицах (<ум хорошо, а два лучше> и т. д.). Например, такой широко практикуе- мой формой являются различного рода совещания, что - в терминах социально-психологического анали- за - является своеобразной формой групповой дискус- сии. Можно сказать, что социальная психология в дол- гу перед практикой в смысле описания психологичес- кой структуры совещаний, выявления резервов для при- нятия оптимальных групповых решений.
ПГряду с эти в современных исследованиях по проблемам групповых решений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осборном, получила название <брейнстормняг> (<моз- говая атака>). Суть дискуссии такого плана за-ключает- ся в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: на так называемый <генераторов идей> и <критиков>. На первом этапе/дискуссии действуют <генераторы идей>, задача которых состоит в тоМ, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения об- суждаемой проблемы. Предложения могут б-Ыь абсо- лютно неаргументированными, даже фантастическими, но обязательное условие, что на этом этапе иЛ никто не подвергает критике. Цель - получить как можно/ больший массив самых/разнообразных предложение В этой связи встает чрезвычайно важный вопрос о зна- чении критичности личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассматривается как позитивная черта, препятствующая суггестивному воз- действию. Однако в экспериментальных исследованиях
было установлено, что чрезмерная критичность на опре- деленных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отрицательную рольНа втором этапе в дело вступают <критики>, они начинают сорти- ровать поступившие предложения: отсеивают совершен- но не пригодны откладывают спорные, безусловно принимают очевидные удачи./При повторном анализе спорные предложения обсуждаются, и из них удержи- вается также максимум возможного./В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных ва- риантов решения проблемы. Метод <брейнсторминга> несколько лет тому назад считался очень популярным, особенно завоевавшим признание при выработке раз- личных технических решений.В Англии были проведе- ны даже две специальные конференции по методу <брейнсторминг>- Однако, как это часто бывает со многими начинаниями, по-видимому, какие-то стороны метода были переоценены, что в дальнейшем, напротив, породило довольно сильный скептицизм относительно его возможностей. Естественно, <брейнсторминг> не мо- жет заменить собою все другие подходы, и его абсолю- тизация нецелесообразна. Но в определенных конкрет- ных ситуациях он приносит определенную пользу.
Другой метоД групповой дискуссии, разработанный У Гордоном,_это метод синектики, буквально метод соединения разнородного. Почерк этого метода напоми- нает <брейнсторминг>, так как основная идея та же - выработать на первом этапе как можно больше разно- образных, а в данном случае-и прямо противопо- ложных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются <синекторы> - своеобразные зат- равщики дискуссии./Дискуссию и ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Синекторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе. Экспериментально установлено, что их опти- мальное число - 5-7 человек. Они начинают дискус- сию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко форму- лировать противоположные мнения: группа должна <видеть> две возникшие <крайности> в решении пробле-
См.: Тнхом"ров О. К. Психологические механизмы це- леобразовання. Л1" 1977, с. 12G-J28.
мы, с тем чтобы всесторонне оценить их. В ходе дис- куссии отбрасываются эти крайности, принимается ре- шение, удовлетворяющее всех. Шри применении метода синектики широко используется логический прием рас- суждения по аналогии. Существуют разные способы применения аналогий. В условиях, например, дискуссии по техническим вопросам, допускается даже такая ана- логия, когда один из синекторов отождествляет себя с каким-либо техническим процессом - током воды, вра- щением вала и т. д. или каким-либо физическим объ- ектом. Широко применяются и более простые аналогии, например, предлагающие решения, ссылаясь на опыт других наук/ Как и в случае с брейнстормингом, подоб- ного рода дискуссии широко применяются при обсуж- дении технических проблем и дают здесь также извест- ный эффект
Описанные формы групповой дискуссии имеют, как видно, в основном прикладное значение. Что же касает- ся теоретической стороны проблемы, то важнейшим воп- росом здесь остается вопрос о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений. При исследова- нии его был обнаружен чрезвычайно интересный фено- мен, получивший название <сдвиг риска>. Все пред- шествующее открытию этого феномена изучение малых групп использовало установленный факт, что группа обладает свойством быть своеобразным <модератором> индивидуальных мнений и суждений ее членов: она от- брасывает наиболее крайние решения и принимает сво- его рода средние от индивидуальных решений. В уста- новлении этого факта сыграли свою роль и исследова- ния по конформизму в их традиционном варианте, и исследования по образованию групповых норм, и мно- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|