|
Андреева Г.М. » Социальная психология.шения отводится особое место. На Западе основной массив современных экспериментальных исследований социальной суггестии связан с проблемами пропагай дистского воздействия. Метод внушения рассматривает ся здесь как метод своеобразного психопрограммирова ния аудитории, т. е. относится к методам манипулятив ного воздействия на личность.
Особенно очевидным является применение этого ме тода в области рекламы. Здесь разработана особая кой цепция <имэджа>. Термин <имэдж> употребляется данном случае не в его буквальном значении, как об
раз, а в специальном смысле. Имэдж выступает как звено в механизме суггестии, применяемом в рекламе. Имэдж-это специфический <образ> воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно сме- щен и акцентируются лишь определенные стороны объе- екта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имэджем и реальным объектом существует так называемый <разрыв в досто- верности>, поскольку имэдж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. И,".1эдж строится на включении эмоциональных апелля- ций, и искусство рекламы в том и состоит, чтобы обес- печить психологически действие суггестивных сторон имэджа.
Нельзя сказать, что современные применения соци- ально-суггестивных воздействий имеют всегда лишь не- гативный оттенок. Конечно, было бы вульгаризацией сводить все способы воздействия людей друг на друга лишь к суггестии. Особенно неприемлемо это в услови- ях нашего общества, где целью является не манипули- рование личностью, но ее воспитание. Содержательная сторона процесса воспитания задается господствующей в обществе идеологией, нормами и ценностями общест- ва. Психологическое обеспечение механизмов воздейст- вия не может не считаться с этой содержательной сто- роной. Задача поэтому заключается в подборе адек- ватных методов и средств воздействия, главным среди которых является, конечно, метод убеждения, обеспечи- вающий сознательное принятие сообщаемой информа- ции. Однако как подсобное средство, особенно в неко- торых специальных ситуациях воспитательного процес- са, могут применяться и элементы суггестивного воздей- ствия. Определение <меры> включения этих элементов в процесс воздействия зависит прежде всего от степени исследованности данной проблемы в рамках социаль- ной психологии. В отличие от изучения заражения, здесь доступнее экспериментальная практика исследо- вания феномена. Поэтому необходимо преодолеть пре- небрежительное отношение к данной проблеме и <до- пустить> ее в арсенал современных проблем социаль- ной психологии.
Подражание. Подражание также относится к меха- низмам, способам воздействия людей друг на друга в
170
уровнях преимущественно внеколлективного поведе- отя его роль в группах, особенно в специальных
да деятельности, также достаточно велика. Подра- жание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфи- ка состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведе- ние индивидом черт и образцов демонстрируемого по- ведения. В истории социальной психологии подража- нию уделено большое место. Как уже отмечалось, раз- работка идей о роли подражания в обществе харак- терна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая <теория подражания>. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундамен- тальным принципом развития и существования общест- ва служит подражание. Именно в результате подража- ния возникают групповые нормы и ценности. Подража- ние выступает как частный случай более общего <ми- рового закона повторения>. Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в чело- веческом обществе-через подражание. Оно высту- пает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подра- жания. Оно непроизвольно и может быть рассмотрено как <род гипнотизма>, когда осуществляется <воспроиз- ведение одного мозгового клише чувствительной плас- тинкой другого мозга>
Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными на- правлениями подражания. Поэтому природа этих конф- ликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различаются не- сколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание- обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих раз- личных видов подражания позволил сформулировать
Ї Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.
законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т. е. внутренние образцы вызывают подра- жание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду, низ- шие по социальной лестнице) подражают высшим (про- винция-центру, дворянство-королевскому двору) и т. д.
Легко видеть, что подобная концепция дает класси- ческий пример абсолютизации роли подражания в об- ществе. Эта абсолютизация в более общем методологи- ческом плане представляет собой довольно распростра- ненный вариант идеалистического понимания природы общественных отношений, когда все общественные про- блемы рассматриваются с точки зрения действия неко- торого психологического механизма. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе .смеши- ваются в одну кучу самые разнообразные обществен- ные явления. Между тем как подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным за- конам, чем взаимоотношение классов в обществе. Не говоря уж о крайне примитивной социологической схе- ме, предложенной Тардом, в чисто психологическом плане данная модель подражания мало что дает, имен- но в силу крайней абсолютизации принципа. Вульгари- зацию исторического процесса в концепции Тарда вскрыл в свое время Г. В. Плеханов, который показал относительность роли подражания в истории человечес- кого общества.
Только если отвлечься от абсолютизации идеи под- ражания, можно в анализе, предложенном Тардом, вы- делить некоторые полезные наблюдения. Однако сегод- ня скорее не они, а довольно солидная практика экспе- риментальных исследований позволяет установить дей- ствительные характеристики этого специфического средства психологического воздействия. Особое значе- ние, конечно, подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии поэтому сейчас проводится основная масса экспериментальных исследо- ваний подражания. Однако коль скоро феномен и в этом контексте включен в ткань общения, исследования эти имеют определенный социально-психологический интерес.
Роль которую подражание играет в детском возрас- отличается от роли этого феномена в жизни взрос- лого человека. Даже для ребенка, у которого подра- жание выступает на определенных этапах основной формой освоения действительности, характерны различ- ные стадии: от слепого копирования образцов поведе- ния взрослых до мотивированного подражания. В этом последнем случае сама <модель> подражания сходна с процессом, который протекает у взрослого человека. Здесь подражание выступает побочным способом освое- ния мира: воздействие некоторого образца и здесь, ко- нечно, налицо, но чаще это воздействие распростра- няется лишь на внешний рисунок поведения, и процесс не затрагивает глубоких личностных характеристик че- ловека, в частности не изменяет направленности лично- сти. Подражание у взрослых имеет место, как прави- ло, в тех случаях, когда отсутствует возможность при- менить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно эле- ментарным профессиональным действием.
Во всех этих случаях подражание не дано <в чис- том виде>: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи знаний. Поэтому механизмы подражания у взрослых значительно сложнее, так же, впрочем, как и механизмы заражения и внушения. В каждом случае осуществление воздействия при по- мощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личности по отношению к усвоению оказываемых на нее воздействий. Проблема воздействия вообще не может быть рассмотрена как однонаправленный процесс: всегда существует и обрат- ное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в группе. Подражание в этом смысле в большей степени, чем заражение или внушение включено в групповой контекст: Поскольку речь идет об усвоении предложен- ных образцов поведения, то всегда существуют два пла- на подражания, или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В этом последнем случае проблема подражания тесно смыкает- ся с проблемой конформности, иными словами с проб- лемой давления группы на индивида. Рассмотреть ее в
полном объеме можно лишь при более подробном зна- комстве с другими проблемами группы в социальной психологии.
Любой из рассмотренных способов воздействия до- пускает поэтому исследование его не только в условиях внеколлективного, стихийного поведения, но и в ситуа- ции совместной групповой деятельности. Так же, как общение в целом не может быть более деталь- но изучено без рассмотрения тех реальных социальных ячеек, в которых оно осуществляется, так и способы воздействия в дальнейшем должны быть исследованы при учете специфики социальных групп.
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса, показывает, что его конкретные формы мо- гут быть весьма различными. Вычленить <чистые> об- разцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскры- вают лишь <механизм>, т. е. форму, в которой органи- зуется этот процесс. Вся традиционная социальная пси- хология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. <Меха- низм> же работает весьма различно в зависимости от того, с каким <материалом> имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме то- го, те .два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо проследить, как конкретно раскры- ваются процессы общения в различных группах, т. е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует ло- гического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Глава 9
ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Постановка вопроса
Проблема групп, в которые объе- диняются люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социо- логии. Реальность общественных отношений всегда да- на как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа край- не важным и принципиальным вопросом является воп- рос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объеди- нений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау- ках в принципе может иметь место двоякое употребле- ние понятия <группа>. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных вет- вях статистики имеются в виду условные группы: про- извольные объединения (группировка) людей по како- му-либо общему признаку, необходимому в данной си- стеме анализа. Такое понимание прежде всего широко представлено именно в статистике, где часто необходи- мо выделить группу людей, имеющих какой-то бпреде- ленный уровень образования, болеющих сердечно-сосу- дистыми заболеваниями, нуждающихся в жилище и т. д. Иногда в таком понимании понятие группы упот- ребляется и в психологии: когда, например, в резуль- тате тестовых испытаний <конструируется> группа лю- дей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа -с другими показателями, и т. п.
С другой стороны, в целом цикле общественных на- ук под группой понимается реально существующее об- разование, в котором люди собраны вместе, объедине- ны каким-то общим признаком, разновидностью сов- местной деятельности или помещены в какие-то идентич- ные условия, обстоятельства (также в реальном про- цессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания может быть весьма различной).
Именно в рамках этого второго толкования соци- альная психология имеет по преимуществу дело с груп- пами, и именно в этом плане ей необходимо четко обоз- начить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода самое глав- ное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. В. И. Ленин отмечал, что само по себе поня- тие <группа> слишком неопределенно и произвольно критерий их различения можно видеть и в религиоз- ных, и в этнических, и в политических различиях и т.д. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. Марк- систская социологическая наука, в отличие от много- численных систем буржуазного обществоведения, выра- ботала четкий принцип, который позволяет ориентиро- ваться в соотношениях, соподчинениях различных групп в обществе. Таким критерием является определенное место, которое занимает группа в системе данных об- щественных отношений. С точки зрения этого объектив- ного критерия социология и анализирует каждую соци- альную группу, ее соотношение с обществом, ее соот- ношение с личностями, в нее входящими.
Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных со- циальных групп, он формируется как бы в <пересече- нии> этих групп, является точкой, в которой пересе- каются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных последствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе со-
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 428.
циальной деятельности, с другой стороны, сказывается на формировании сознания личности. Личность оказы- вается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Для нее край- не значимо определить, какова будет та <равнодейст- вующая> этих групповых влияний, которая и опреде- лит содержание сознания личности. Но чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что же значит для человека группа в психологическом плане, какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталки- вается с большой трудностью соотнесения социологиче- ского подхода, с которым она не может не считаться, и психологического подхода, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.
Если для первого, как мы видели, характерен преж- де всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго характерно Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|