Андреева Г.М. » Социальная психология



42 страница


эти две стороны процесса социализации обращают вни-  

мание многие авторы, принимающие идею социализации  

в русло социальной психологии, разрабатывающие эту  

проблему как полноправную проблему социально-пси-  

хологического знания.. Вопрос ставится именно так, что  

человек не просто усваивает социальный опыт, но и  

преобразовывает его в собственные ценности, установки,  

ориентации. Этот момент преобразования социального  

опыта как раз фиксирует не просто пассивное его при-  

нятие, но предполагает активность индивида в приме-  

нении такого преобразованного опыта, т. е. в известной  

<отдаче>, когда результатом ее является не просто <при-  

бавка> к уже существующему социальному опыту, но  

его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую  

ступень. Понимание взаимодействия человека с общест-  

вом при этом включает в себя понимание в качестве  

субъекта развития не только человека, но и общество,  

объясняет существующую преемственность в таком раз-  

витии. При такой интерпретации понятия социализации  

достигается воплощение одного из важнейших методо-  

логических принципов марксистского понимания челове-  

ка -- одновременно как и объекта и субъекта общест-  

венных отношений.  

 

Первая сторона процесса социализации-усвоение  

социального опыта - это характеристика того, как сре-  

да воздействует на человека; вторая его сторона харак-  

теризует момент воздействия человека на среду через  

его деятельность. Активность позиции личности предпо-  

лагается здесь потому, что всякое воздействие на систе-  

му социальных связей и отношений требует принятия  

определенного решения, и, следовательно, включает в  

себя и процесс целеобразования, и процесс мобилиза-  

ции субъекта, и процесс построения определенной стра-  

тегии деятельности. Таким образом, процесс социализа-  

ции в этом его понимании ни в коей мере не противо-  

 

стоит процессу развития личности, но просто позволяет  

развести различные углы зрения на проблему. Если для  

возрастной психологии наиболее интересен взгляд на  

эту проблему <со стороны личности>, то для социальной  

психологии - <со стороны> взаимодействия личности и  

среды.  

 

Если исходить из тезиса, принимае-  

Содержание процес- дрд g общей ПСИХОЛОГИИ, что лич-  

социализации ностью не родятся, личностью ста-  

новятся, то ясно, что процесс социализации по своему  

содержанию есть процссГаловления личности, ито-  

 

ь~начнатся_1д1хинуткизниеловека_В со -  

ЩГальной психологии выделяются обычно три~сферы, в  

которых осуществляется прежде всего это становление  

личности: деятельность, общение, самосознниеУ Каж  

дая и5 эйх сфер должна ыгь риссмогрена ишби: Об-  

щей характеристикой всех этих трех сфер является "про-  

цесс расширения, умножения социальных связей лич-  

Тнёшним_м_ио:1;.ТТтгажД1)йг из вгазваннытГтё  

ef) мжйо показать, как в ней осуществляется расши-  

рение и усложнение этих социальных связей.  

 

Что касается деятельности, то на протяжении всего  

процесса социализации личность имеет дело с.расшире-  

 

ЯйеьГ<каталога> деятельностеи, УёГосвоещсено-  

выи новьнСвидбдеятельности. Однако этим не исчер-  

"пывается расширение сферы деятельности. Происходят  

еще два чрезвычайно важных процесса._Во-первых, это-  

ориентировк__системе_связеи, присутствующих вкаж-  

дом. пидр дрятрлт,ндти_и между ее различными видами  

А. Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка в систе-  

ме связей деятельности осуществляется через посредст-  

во личностных смыслов, т. е. означаетыявление для  

каждой личности особо значимых аспектов деятельнос-  

ти, причем не просто уяснение их, но иихГосво1ние_  

-"Можно было бы назвать продукт такой ориентировки  

личностным выбором деятельности. Как следствие это-  

го, возникает и вюроидроцесс-определенное енти-  

рование вокруг лавного, выбранного, осредо1од?ние  

внимания на нем и, главное, соподчинение ему всех  

-ос-тадьшдх-двщгельностей. Если кратко выразить сущ-  

ность этих преобразований в системе деятельности раз-  

 

" Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,  

1975, с. 188.  

 

вивающегося индивида, то можно сказать, что перед  

нами процесс расширешяозможцостей индивида имен-  

но как субъекта деятельности. -~~--  

 

Этаощая теоретическая канца позволяет подойти  

к экспериментальному исследованию проблемы. - Эти  

экспериментальные исследования носят, как правило,  

пограничный характер между социальной и возрастной  

психологией: в них для разных возрастных групп изу-  

чается вопрос о том, каков механизм ориентации лич-  

ности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор,  

который выступает основанием для центрирования дея-  

тельности. С чисто психологической точки зрения осо-  

бенно важным в таких исследованиях является рас-  

смотрение процессов целеобразования. К сожалению,  

эта проблематика, традиционно закрепленная за общей  

психологией, не находит пока особой разработки в ее  

социально-психологических аспектах, хотя ориентиров-  

ка личности не только в системе данных ей непосредст-  

венно связей, но и в системе личностных смыслов, по-  

видимому, не может быть описана вне контекста тех  

социальных <единиц>, в которых организована челове-  

ческая деятельность, т. е. социальных групп. Об этом  

вопросе здесь говорится пока лишь в порядке постанов-  

ки проблемы, включения ее в общую логику социально-  

психологического подхода к социализации.  

 

Вторая сфера-общение рассматривается в контек-  

сте социализации также со стороны его расширениями  

углубления. С чисто теоретической точки зрения, такое  

"расширение сферы общения само собой разумеется, коль  

скоро общение неразрывно связано с деятельностью.  

Однако, этой общей констатации недостаточно, и зада-  

ча_экспериментальных_исследований заключается в"?5м,  

тГобы~показать, во-первых, как и при каких оостоятель-  

сттатгсуществляется умножение связей оощения и, во-  

вторых, что получает личность от этого процесса.  

Опи1ь-таки исдилания этого плана носят черты меж-  

дисциплинарных исследований, поскольку в равной ме-  

дпмы как для возрастной, так и для социальной  

психологии. Особенно детально с этой точки зрения ис-  

следованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и  

подростковый возраст. Что касается других этапов жиз-  

ни человека, то почти полное отсутствие исследований в  

этой области объясняется дискуссионным характером  

 

другой проблемы социализации - проблемы ее стадий.  

Ниже мы обратимся к этому вопросу.  

 

Наконец, третья сфера развития личности-развитие  

ее самосознания. В самом общем виде можно сказать,  

что процесс социализатши гпттпчпт стпттпплрттир т чело-  

веке Образа его Я.В многочисленных эксперименталь-  

йых исследованиях, в том числе лонгитюдинальных, ус-  

тановлено, что образ Я не возникает у человека_сразу  

а, также вкладывается на протяжении его жизни под  

впялейвием многомисленныу социальных влияний.  

С точки зрения социальной психологии здесь особеннсТ  

интересно выяснить, каким образом включение человека  

в различные социальные группы задает этот процесс.  

Играет ли роль тот факт, что количество групп может  

варьировать весьма сильно, откуда варьирует и коли-  

чество связей общения? Или такая переменная, как ко-  

личество групп, вообще не имеет значения, а главным  

фактором выступает качество групп (с точки зрения со-  

держания их деятельности, уровня их развития). Как  

сказывается на поведении человека и на его деятельнос-  

ти (в том числе в группах) уровень развития его само-  

сознания - вот вопросы, которые должны получить от-  

вет при исследовании социализации личности.  

 

К сожалению, именно в этой сфере анализа особен-  

но много противоречивых позиций. Это связано с нали-  

чием тех многочисленных и разнообразных пониманий  

личности, о которых уже говорилось. Прежде всего са-  

мо определение <образа Я> зависит от той концепции  

личности, которая принимается автором. Весь вопрос,  

по выражению А. Н. Леонтьева, упирается в то, что бу-  

дет названо в качестве <составляющих> образ Я. В со-  

ветской психологии есть несколько различных подходов  

к структуре Я. Один из них принадлежит В. С. Мерли-  

ну, который выделяет в структуре самосознания четыре  

компонента: сознание тождественности (отличие себя  

от остального мира), сознание Я как активного начала,  

субъекта деятельности; осознание своих психических  

свойств; социально-нравственная самооценка, послед-  

няя формируется на основе накопленного опыта обще-  

ния и деятельности. В зарубежной литературе также  

 

Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии  

личности.--<Уч. зап. Пермского пед. ин-та>, т. 77. Пермь, 1970.  

 

много различных подходов к тому, какова структура са-  

мосознания человека. Самый главный факт, который  

подчеркивается npx-JilyeftHH самосоздания, состоит в  

том, что оно не может быть представлено как простой  

"л ер ёчень характеристик, нп УЯК поримянир себя R КЯЧР-  

стве некоторой целостности, в опреттргтрнии ог-нрннпй  

идтггйчности. Лишь внутри этой целостности можно го-  

ворТБсг-няйчии каких-то ее структурных элементов.  

К ним обычно относят представление о своих качествах  

и сущности, эмоциональное оценивание себя, наконец,  

самоуважение. Развитие самосознадия в.оде__социали-  

зации личности -это_процесс, контролируемый, опреде-  

ляемый постоянныгл~приоретением личностю_с)циаль-  

НОТТГ"опыта В условиях_р-Я1"тпирения лияпяяпнлрятр.гтт.-  

ностии общения.отсамосознание относится к самым  

"глубоким,-интитгным характеристикам человеческой  

личности, его развитие немыслимо вне деятельности:  

лишь в ней постоянно осуществляется определенная  

<коррекция> представления о себе с тем представле-  

нием, как оно складывается в глазах других. <Самосоз-  

нание, не основанное на реальной деятельности, исклю-  

чающее ее как <внешнюю>, неизбежно заходит в ту-  

пик, становится <пустым> понятием.  

 

Именно поэтому процесс гпнияличпин мпрт бытт,  

понят только как единство изменений всех трех обозна-  

ченных сфер. ини. взятые в целом, создают для инди-  

вида <расширяющуюсядействительность>, в которой он  

действует, познает и общается, тем самым осваивая не  

только ближайшую микросреду, но и всю систему со-  

циальных итнишений. Luaav же. умеете с этим-освое-  

нием индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий  

подход; поэтому нет другой формы освоения действи-  

тельности, кроме как в форме ее активного преобразо-  

вания. Это общее принципиальное положение советской  

психологии означает для социальной психологии необ-  

оримость выявления того конкретного <сплава>, кото-  

рый возникает на каждом этапе социализации между  

двумя сторонами этого процесса-усвоением социаль-  

ного опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу  

можно, только определив стадии процесса социализа-  

ции, а также институты, организующие эти процессы.  

 

Стадии процесса Вопрос о стадиях процесса социа-  

wa.M3awu лизации имеет свою историю в сис-  

теме психологического знания. По-  

скольку наиболее подробно вопроси социализации рас-  

сматривались в системе фрейдизма, традиция в опреде-  

лении стадий социализации складывалась именно в этой  

схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, осо-  

бое Значение для развития личности имеет период ран-  

него детства. Это привело и к достаточно жесткому ус-  

тановлению стадий социализации: в системе психоана-  

лиза социализация рассматривается как процесс, совпа-  

дающий хронологически с периодом раннего детства.  

Ортодоксальная психоаналитическая традиция в со-  

циальной психологии до сих пор полагает целесообраз-  

ным экспериментально исследовать социализацию толь-  

ко на этом этапе. С другой стороны, уже довольно дав-  

но в не столь ортодоксальных психоаналитических рабо-  

тах временные рамки процесса социализации несколько  

расширяются: появились выполненные в том же теоре-  

тическом ключе экспериментальные работы, исследую-  

щие социализацию в период отрочества и даже юности.  

Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы со-  

циальной психологии на Западе делают сегодня особый  

акцент на изучение социализации именно в период  

юности. Таким образом, <распространение> социализа-  

ции на периоды детства, отрочества и юности можно  

считать общепринятым.  

 

Однако относительно дальнейших этапов идет ожив-  

ленная дискуссия. Она касается принципиального во-  

проса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое  

усвоение социального опыта, которое составляет значи-  

тельную часть содержания социализации. В советской  

социальной психологии сформулирована достаточно оп-  

ределенная позиция по этому вопросу, хотя и нельзя  

сказать, что она разделяется всеми исследователями.  

Она опирается как на общий принцип деятельности, так  

и на реализацию его в социально-психологическом зна-  

нии. Поскольку само понятие социализации предусмат-  

ривает интерпретацию усвоения социального опыта  

прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку  

 

Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 78.  

 

См.: А и д реенков а Н. В. Проблема социализации лич-  

ности.-В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970.  

 

основание для классификации стадий процесса социа-  

лизации отыскивается в их отношении к трудовой дея  

тельности. Если принять этот принцип, то можно выде-  

лить три основные стадии: дотрудовая, трудовая и пос-  

летрудовая.  

 

Дотрудовая стадия социализации охватывдрт весь  

ПРЖИНИ чвкй до нячля руД"""Й ЛЯТ"-  

 

ттт7~1Т"своюочередь, эта стадия разделяется на два бо-  

"лили менее самостоятельных периода: а) ранняя, г.о-  

иалиация охватывающая время от рождения ребенка  

до поступления его в школу, т. е. тот период, который  

в возрастной психологии именуется периодом детства,  

б) стадия обуалия, включающая весь период юности_ в  

широком понимании этого термина. К этому этапу от-  

носится, безусловно, все время обучения в школе. Что  

же касается периода обучения в вузе или техникуме, по  

этому поводу существуют разные точки зрения. Если в  

качестве критерия для выделения стадий принято от-  

ношение к трудовой деятельности, вуз, техникум и про-  

чие формы образования не могут быть отнесены к сле-  

дующей стадии. С другой стороны, специфика обучения  

в учебных заведениях подобного рода довольно значи-  

тельна по сравнению со средней школой, в частности, в  

свете все более последовательного проведения принципа  

соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды  

в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой  

схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе,  

в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя  

при любом решении сама проблема является весьма  

трудной как в теоретическом, так и в практическом пла-  

не: студенчество-одна из важных социальных групп  

 

-вашего общества, и проблемы социализации этой груп-  

пы крайне актуальны.  

 

Трудовая сгадия_ социализации охватывает_пе)дод_  

зелоги__человека. хотя демографически границы <зре-  

лого> возраста условны; фиксация такой стадии не пред-  

ставляет затруднений - это весь период трудовой дея-  

тельности человека. В полемике с теми учеными, кото-  

рые полагают, что социализация заканчивается вместе  

с завершением образования, вместе с окончанием юное-  

 

Г и л и н с к и и Я. И. Стадии социализации индивида.- <Че-  

ловек и общество>, вып. 9. Л., 1971.  

 

ти, советские исследователи выдвигают идею продолже-  

ния социализации личности в период трудовой деятель-  

ности. Более того, акцент на второй стороне процесса  

социализации, а именно на том, что в ее ходе личность  

не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз-  

водит его, придает особое значение этому периоду.  

Предложенная в свое время в системе психоанализа  

граница процесса социализации служит, по-видимому,  

известным препятствием для пересмотра рамок этого  

процесса и в других системах психологии. В теоретичес-  

ком плане признание трудовой стадии социализации ло-  

гически следует из признания ведущего значения трудо-  

вой деятельности для развития личности. Трудно со-  

гласиться с тем, что труд, как условие развертывания  

сущностных сил человека прекращает процесс усвоения  

социального опыта; еще труднее принять тезис о том,  

что на стадии трудовой деятельности прекращается  

воспроизводство социального опыта. Если подойти к  

проблеме с точки зрения становления личности, то и




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 657
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь