Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Социальная психологияэти две стороны процесса социализации обращают вни- мание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-пси- хологического знания.. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта как раз фиксирует не просто пассивное его при- нятие, но предполагает активность индивида в приме- нении такого преобразованного опыта, т. е. в известной <отдаче>, когда результатом ее является не просто <при- бавка> к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с общест- вом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общество, объясняет существующую преемственность в таком раз- витии. При такой интерпретации понятия социализации достигается воплощение одного из важнейших методо- логических принципов марксистского понимания челове- ка -- одновременно как и объекта и субъекта общест- венных отношений.
Первая сторона процесса социализации-усвоение социального опыта - это характеристика того, как сре- да воздействует на человека; вторая его сторона харак- теризует момент воздействия человека на среду через его деятельность. Активность позиции личности предпо- лагается здесь потому, что всякое воздействие на систе- му социальных связей и отношений требует принятия определенного решения, и, следовательно, включает в себя и процесс целеобразования, и процесс мобилиза- ции субъекта, и процесс построения определенной стра- тегии деятельности. Таким образом, процесс социализа- ции в этом его понимании ни в коей мере не противо-
стоит процессу развития личности, но просто позволяет развести различные углы зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему <со стороны личности>, то для социальной психологии - <со стороны> взаимодействия личности и среды.
Если исходить из тезиса, принимае- Содержание процес- дрд g общей ПСИХОЛОГИИ, что лич- социализации ностью не родятся, личностью ста- новятся, то ясно, что процесс социализации по своему содержанию есть процссГаловления личности, ито-
ь~начнатся_1д1хинуткизниеловека_В со - ЩГальной психологии выделяются обычно три~сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознниеУ Каж дая и5 эйх сфер должна ыгь риссмогрена ишби: Об- щей характеристикой всех этих трех сфер является "про- цесс расширения, умножения социальных связей лич- Тнёшним_м_ио:1;.ТТтгажД1)йг из вгазваннытГтё ef) мжйо показать, как в ней осуществляется расши- рение и усложнение этих социальных связей.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с.расшире-
ЯйеьГ<каталога> деятельностеи, УёГосвоещсено- выи новьнСвидбдеятельности. Однако этим не исчер- "пывается расширение сферы деятельности. Происходят еще два чрезвычайно важных процесса._Во-первых, это- ориентировк__системе_связеи, присутствующих вкаж- дом. пидр дрятрлт,ндти_и между ее различными видами А. Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка в систе- ме связей деятельности осуществляется через посредст- во личностных смыслов, т. е. означаетыявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельнос- ти, причем не просто уяснение их, но иихГосво1ние_ -"Можно было бы назвать продукт такой ориентировки личностным выбором деятельности. Как следствие это- го, возникает и вюроидроцесс-определенное енти- рование вокруг лавного, выбранного, осредо1од?ние внимания на нем и, главное, соподчинение ему всех -ос-тадьшдх-двщгельностей. Если кратко выразить сущ- ность этих преобразований в системе деятельности раз-
" Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 188.
вивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширешяозможцостей индивида имен- но как субъекта деятельности. -~~--
Этаощая теоретическая канца позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. - Эти экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией: в них для разных возрастных групп изу- чается вопрос о том, каков механизм ориентации лич- ности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который выступает основанием для центрирования дея- тельности. С чисто психологической точки зрения осо- бенно важным в таких исследованиях является рас- смотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентиров- ка личности не только в системе данных ей непосредст- венно связей, но и в системе личностных смыслов, по- видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных <единиц>, в которых организована челове- ческая деятельность, т. е. социальных групп. Об этом вопросе здесь говорится пока лишь в порядке постанов- ки проблемы, включения ее в общую логику социально- психологического подхода к социализации.
Вторая сфера-общение рассматривается в контек- сте социализации также со стороны его расширениями углубления. С чисто теоретической точки зрения, такое "расширение сферы общения само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Однако, этой общей констатации недостаточно, и зада- ча_экспериментальных_исследований заключается в"?5м, тГобы~показать, во-первых, как и при каких оостоятель- сттатгсуществляется умножение связей оощения и, во- вторых, что получает личность от этого процесса. Опи1ь-таки исдилания этого плана носят черты меж- дисциплинарных исследований, поскольку в равной ме- дпмы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения ис- следованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается других этапов жиз- ни человека, то почти полное отсутствие исследований в этой области объясняется дискуссионным характером
другой проблемы социализации - проблемы ее стадий. Ниже мы обратимся к этому вопросу.
Наконец, третья сфера развития личности-развитие ее самосознания. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализатши гпттпчпт стпттпплрттир т чело- веке Образа его Я.В многочисленных эксперименталь- йых исследованиях, в том числе лонгитюдинальных, ус- тановлено, что образ Я не возникает у человека_сразу а, также вкладывается на протяжении его жизни под впялейвием многомисленныу социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особеннсТ интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, откуда варьирует и коли- чество связей общения? Или такая переменная, как ко- личество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения со- держания их деятельности, уровня их развития). Как сказывается на поведении человека и на его деятельнос- ти (в том числе в группах) уровень развития его само- сознания - вот вопросы, которые должны получить от- вет при исследовании социализации личности.
К сожалению, именно в этой сфере анализа особен- но много противоречивых позиций. Это связано с нали- чием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего са- мо определение <образа Я> зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А. Н. Леонтьева, упирается в то, что бу- дет названо в качестве <составляющих> образ Я. В со- ветской психологии есть несколько различных подходов к структуре Я. Один из них принадлежит В. С. Мерли- ну, который выделяет в структуре самосознания четыре компонента: сознание тождественности (отличие себя от остального мира), сознание Я как активного начала, субъекта деятельности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка, послед- няя формируется на основе накопленного опыта обще- ния и деятельности. В зарубежной литературе также
Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности.--<Уч. зап. Пермского пед. ин-та>, т. 77. Пермь, 1970.
много различных подходов к тому, какова структура са- мосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается npx-JilyeftHH самосоздания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой "л ер ёчень характеристик, нп УЯК поримянир себя R КЯЧР- стве некоторой целостности, в опреттргтрнии ог-нрннпй идтггйчности. Лишь внутри этой целостности можно го- ворТБсг-няйчии каких-то ее структурных элементов. К ним обычно относят представление о своих качествах и сущности, эмоциональное оценивание себя, наконец, самоуважение. Развитие самосознадия в.оде__социали- зации личности -это_процесс, контролируемый, опреде- ляемый постоянныгл~приоретением личностю_с)циаль- НОТТГ"опыта В условиях_р-Я1"тпирения лияпяяпнлрятр.гтт.- ностии общения.отсамосознание относится к самым "глубоким,-интитгным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная <коррекция> представления о себе с тем представле- нием, как оно складывается в глазах других. <Самосоз- нание, не основанное на реальной деятельности, исклю- чающее ее как <внешнюю>, неизбежно заходит в ту- пик, становится <пустым> понятием.
Именно поэтому процесс гпнияличпин мпрт бытт, понят только как единство изменений всех трех обозна- ченных сфер. ини. взятые в целом, создают для инди- вида <расширяющуюсядействительность>, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему со- циальных итнишений. Luaav же. умеете с этим-освое- нием индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действи- тельности, кроме как в форме ее активного преобразо- вания. Это общее принципиальное положение советской психологии означает для социальной психологии необ- оримость выявления того конкретного <сплава>, кото- рый возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса-усвоением социаль- ного опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализа- ции, а также институты, организующие эти процессы.
Стадии процесса Вопрос о стадиях процесса социа- wa.M3awu лизации имеет свою историю в сис- теме психологического знания. По- скольку наиболее подробно вопроси социализации рас- сматривались в системе фрейдизма, традиция в опреде- лении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, осо- бое Значение для развития личности имеет период ран- него детства. Это привело и к достаточно жесткому ус- тановлению стадий социализации: в системе психоана- лиза социализация рассматривается как процесс, совпа- дающий хронологически с периодом раннего детства. Ортодоксальная психоаналитическая традиция в со- циальной психологии до сих пор полагает целесообраз- ным экспериментально исследовать социализацию толь- ко на этом этапе. С другой стороны, уже довольно дав- но в не столь ортодоксальных психоаналитических рабо- тах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоре- тическом ключе экспериментальные работы, исследую- щие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы со- циальной психологии на Западе делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Таким образом, <распространение> социализа- ции на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
Однако относительно дальнейших этапов идет ожив- ленная дискуссия. Она касается принципиального во- проса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значи- тельную часть содержания социализации. В советской социальной психологии сформулирована достаточно оп- ределенная позиция по этому вопросу, хотя и нельзя сказать, что она разделяется всеми исследователями. Она опирается как на общий принцип деятельности, так и на реализацию его в социально-психологическом зна- нии. Поскольку само понятие социализации предусмат- ривает интерпретацию усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку
Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 78.
См.: А и д реенков а Н. В. Проблема социализации лич- ности.-В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970.
основание для классификации стадий процесса социа- лизации отыскивается в их отношении к трудовой дея тельности. Если принять этот принцип, то можно выде- лить три основные стадии: дотрудовая, трудовая и пос- летрудовая.
Дотрудовая стадия социализации охватывдрт весь ПРЖИНИ чвкй до нячля руД"""Й ЛЯТ"-
ттт7~1Т"своюочередь, эта стадия разделяется на два бо- "лили менее самостоятельных периода: а) ранняя, г.о- иалиация охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом детства, б) стадия обуалия, включающая весь период юности_ в широком понимании этого термина. К этому этапу от- носится, безусловно, все время обучения в школе. Что же касается периода обучения в вузе или техникуме, по этому поводу существуют разные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято от- ношение к трудовой деятельности, вуз, техникум и про- чие формы образования не могут быть отнесены к сле- дующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значи- тельна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма трудной как в теоретическом, так и в практическом пла- не: студенчество-одна из важных социальных групп
-вашего общества, и проблемы социализации этой груп- пы крайне актуальны.
Трудовая сгадия_ социализации охватывает_пе)дод_ зелоги__человека. хотя демографически границы <зре- лого> возраста условны; фиксация такой стадии не пред- ставляет затруднений - это весь период трудовой дея- тельности человека. В полемике с теми учеными, кото- рые полагают, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, вместе с окончанием юное-
Г и л и н с к и и Я. И. Стадии социализации индивида.- <Че- ловек и общество>, вып. 9. Л., 1971.
ти, советские исследователи выдвигают идею продолже- ния социализации личности в период трудовой деятель- ности. Более того, акцент на второй стороне процесса социализации, а именно на том, что в ее ходе личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз- водит его, придает особое значение этому периоду. Предложенная в свое время в системе психоанализа граница процесса социализации служит, по-видимому, известным препятствием для пересмотра рамок этого процесса и в других системах психологии. В теоретичес- ком плане признание трудовой стадии социализации ло- гически следует из признания ведущего значения трудо- вой деятельности для развития личности. Трудно со- гласиться с тем, что труд, как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Если подойти к проблеме с точки зрения становления личности, то и Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|