Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Социальная психологияленных в 1951 г Эксперименты эти считаются классиче- скими, несмотря на то что в настоящее время имеется весьма серьезная их критика Группе студентов (7- 9 человек) предлагалось определить длину предъявляе- мой линии. Для этого каждому давались две карточ- ки - в левую и правую руку. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку левой карточки. Из двух дру- гих отрезков один был короче, а другой длиннее лево- го, причем разница длин была значительной. Испытуе- мым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенно- му на левой карточке. Когда задание выполнялось ин- дивидуально, все решали задачу верно. Смысл экспе- римента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов. Поэтому вторая часть экспери- мента осуществлялась методом, получившим впоследст- вии название <метода подставной группы>. Экспери- ментатор заранее вступал в сговор со всеми участника- ми эксперимента., кроме одного (<наивного субъекта>). Суть сговЬра состояла в том, что при предъявлении отрезков правой карточки последовательно по очереди всем членам группы, они давали заведомо неправиль- ный ответ, называя равными левому отрезку более ко- роткий или более длинный отрезок правой карточки. Последним отвечал <наивный субъект>, и было важно выяснить, <устоит> ли он в собственном мнении (кото- рое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или <поддастся> давлению группы. Из 123 <наивных субъектов> в эксперименте Аша, более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. проде- монстрировали конформное поведение. После каждого эксперимента проводилось интервью с каждым из
<>Д1
участников эксперимента, в котором его спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперимен- те ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства <давит> весьма сильно и даже <независи- мые> признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что оши- баешься именно ты. /
Существуют многочисленные модификации экспери- ментальной методики Аша (например, методика Р. Кратчфилда), но суть ее везде остается неизмен- ной - это метод <подставной группы>, причем сама группа набрана специально для целей эксперимента п условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объ- яснение как самому феномену, так и степени конформ- ности различных индивидов должны учитывать эту су- щественную особенность группы. На основании самоот- четов испытуемых, а также на основании выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены мно- гочисленные зависимости. Хотя на основе собствен- ных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривалась в их личных осо- бенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию факта <аких-то дефектов собст- венного восприятия), в большинстве объяснений исследо- вателей было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы: например, было уста- новлено, что на степень конформности влияет и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подоб- ного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности за- висит и от таких факторов, как характер ситуации экс- перимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца в связи с рядом методологических просчетов экспери- ментов.
К важнейшим из таких просчетов относится прежде всего лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимо- сти ситуации вообще очень остро стоит перед социаль- ной психологией. В данном контексте проблема значи-
мости имеет как минимум две стороны. С одной сторо- ны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В данном слу- чае-это отрезки разной длины. Легко предположить, что сравнение длин этих отрезков - мало значимая за- дача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивались площади геометрических фигур и т. д. Все эти модификации мо- гут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не ре- шается, ибо она имеет и другую сторону. Значимой си- туацией в полном смысле этого слова является для личности ситуация (или ситуации), сопряженная с ре- альной деятельностью, с реальными социальными свя- зями этой личности. Значимость в этом ее значении нельзя вообще проверить, задавая какие бы то ни было предметы для сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего об- щего с тем, как поведет себя индивид в каких-то зна- чительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины ли- ний, площадей геометрических фигур и пр., но сохра- нить самостоятельность мнений в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Экспери- менты Аша не дают никакой корреляции с действи- тельным поведением человека в реальной группе. Боль- шинство критиков справедливо отмечают, что результа- ты этих экспериментов вообще не могут быть распрост- ранены на реальные ситуации. <Группа>, существующая в традиционных экспериментах по конформизму, есть именно не реальная социальная группа, а простое мно- жество людей, собранных специально для эксперимен- та. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изу- чается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором за- дачи.
Другим методологическим просчетом рассматривае- мых экспериментов является столь же абстрактная, сколь и природа <группы>, .природа участвующих инди- видов. На эту особенность экспериментов указывают и многие западные коллеги Аша, например, Р. Бейлс,
который остро ставил вопрос о том, что об индивидах в экспериментах Аша известно очень мало. Можно, ко- нечно, пронести испытуемых по различным личност- ным тестам и выяснить распределение среди них раз- ных личностных характеристик. Но имеется в виду не эта сторона дела, а социальные характеристики инди- видов-кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение, и тем не менее они недостаточ- но учитывались. Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные ин- дивиды демонстрировали различные виды конформнос- ти: это могла быть как конформность к группе, так н конформность к экспериментатору. Рассмотренные вы- ше эффекты, возникающие в ходе лабораторного соци- ально-психологического эксперимента, проявляют себя в данном случае в полном объеме: может проявиться и <предвосхищающая оценка> и <розенталь-эффект> и т. д.
Однако есть еще и более глубокие соображения, ко- торые в значительной степени обесценивают содержа- ние экспериментов по конформизму. В советской соци- альной психологии на это обратил внимание А. В. Пет- ровский. Он заметил, что сама модель возможных ва- риантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упро- щена: с его точки зрения, в принципе возможны лишь два типа поведения - конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе, которая является <диффузной>, не сплоченной значи- мыми характеристиками совместной деятельности. В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип по- ведения. Он не будет простым соединением черт кон- формного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабораторной группе), но будет демонст- рировать сознательное принятие личностью норм и стандартов группы. Поэтому, в действительности, су- ществуют не два, а три типа поведения, что не учиты- валось в экспериментах Аша. По моделиД>,"В. Петров- ского, это: 1) внутригруппойая-вн.ул1а?Ж)сть,т. е. бес- конфликтное "принятие мнения группы, 2) конформ-
Ш
ность-осознаиное внешнее согласие _пи внутреннем ТУбЖде1"коллёктйвйзм7или коллективистичес- кое саоопеделенеотнЬсхгдьЖоееДйБГообразе по- ведения в резу1а1сознаельно1.,е.9ЛЙД9сти. лич- ности (Гоценками и задачами коллектива Как видно, в этой модели вводится совршеннсГйовоё~образование - коллектив, которое заставляет существенно пересмот- реть не только проблематику конформности, но и более широкий круг вопросов, связанных с малой группой. Это - специальная проблема, которая будет рассмотре- на ниже. Здесь же, в данном контексте, необходимо лишь подчеркнуть, что ф ено мен группового давления, как один из механизмов образования малойТрупгГй (точнее: вхождения индивида в группу) недзййКШ1..йС
ни до ех_ппоха..при"его.вьявдеыш1йбудут учтены содерж ательные характеристики групповой деятельно- с7иТ"задаю1цие особый"Тйп" отношений между, членами группы. Но это, в свою очередь, требует учета фактора развития группы на основе развития совместной дея- тельности. Что же касается традиционных эксперимен- тов по выявлению конформности, то они сохраняют определенное значение как чисто учебные эксперимен- ты, позволяющие констатировать наличие самого фе- номена.
Второй стороной проблемы форми- рования малой группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется не тот факт, как отдель- ный индивид входит в группу, <принимает> ее нормы, мнения, стандарты поведения, а сам процесс формиро- вания особого типа связей в группе, которые позволя- ют внешне заданную структуру превратить в психоло- гическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Проблема групповой сплоченности имеет также ста- рую традицию ее исследования. Эта традиция опирает- ся на понимание группы, прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоцио- нальную основу. Несмотря на наличие разных вариан-
П е тровски и Д. В. Опыт построения социально-психологи-
?Ї" концепции групповой активности.-<Вопросы психологии> 1370, № 5.
Групповая сплоченность
тов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует во всех случаях. Так, в русле со- циометрического исследования малых групп сплочен- ность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социомет- рия, как известно, предложила специальный <индекс групповой сплоченности>, который высчитывался как отношение общего числа взаимных положительных вы- боров к чйслувозможных выборов Содержательная характеристика этих взаимных положительных выборов здесь, как и вообще прл применении социометрической методики, опущена. <Индекс групповой сплоченности> есть строго формальная характеристика малой группы.
Другой подход в рамках традиционной социальной психологии был предложен Л. Фестингером, когда спло- ченность анализироваласьнаГосйове частоты и прочно- cтйкolllГT?ГrЇ"cвязeйГoйapужйвaё"мьix"Tгpуп- ЯБГуквально опрёделёййе "сплоченности гласило, что действующих на членов группы, чтобй1ЖДД..Тнеи>>ТВлйянйё школы ЛёвШГана Фестингера придало особое содержание этому утверж- дению: <силы> эти интерпретировались либо как прив- лекательность группы для индивида, либо как удовлет- воренность членством в ней. Но и привлекательность и удовлетворенность анализировались при помощи выяв- ления вновь чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с со- циометрией подход, сплоченность и здесь представля- лась как некоторая характеристика системы эмоцио- нальных предпочтений членов группы.
В традиционной социальной психологии была, прав- да, предложена и иная программа исследования спло- ченности, связанная с работами Т. Ньюкома. Ньюком вводит особое понятие <согласия> и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а именно: <бШ)"С1ходи- мость возникновения сходных ориентаций членов груп- пы по отношению к"каким-то значимым для них цен-
Лекции по методике конкретных социальных исследований, Под ред. Г. М. Андреевой, раздел IV, 5, М" 1972,
HL Несомненная продуктивность этой идеи (что f
группы), к сожалению, оказалась девальвированной, "поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряже- ний в поле действия индивидов, причем снятие этого напряжения осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов. Хотя и с оговорка- ми, но мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей и в этом варианте.
Логично представить себе совершенно новый подход к исследованию сплоченности, если он будет опираться на принятые принципы понимания группы и, в частно- сти, на идею о том, что главным интегратором группы является ее совместная деятельность. Поэтому все под- ходы к исследованию сплоченности в советской социаль- ной психологии так или иначе опираются на эти прин- ципы. Сам процесс формирования группы и ее даль- нейшего развития представлен здесь как процесс все большего сплачивания этой группы, но отнюдь не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлека- тельности, а все большего включения индивидов в про- цесс совместной деятельности. Но для этого прежде всего необходимо выявить какие-то иные основания сплоченности. Сразу следует сказать, что речь идет именно о сплоченности группы, а не о совместимости людей в группе. Хотя совместимость и сплоченность тесно связаны, каждое из этих понятий обозначает раз- ный аспект характеристики группы. Известно, что проб- лема совместимости может быть решена на различных уровнях, в том числе может быть выделена психофизи- ологическая совместимость людей, что вообще не яв- ляется предметом социально-психологического анализа, и собственно социально-психологическая совместимость. Лишь последняя может быть <сравнима> с таким ка- чеством группы, как сплоченность. Совместимость чле- нов группы означает, что данный состав группы возмо- жен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплочен- ность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень разви-
тия отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связа- ны с этой деятельностью, говоря обыденным языком <живут единым дыханием>. Это отличие сплоченности от совместимости уже подвело нас к пониманию су- щества сплоченности в рамках принципа деятельности.
Наиболее полно в советской социальной психологии нов"ые принципы исследования сплоченности разработа- ны А. В. Петровским/Однако эти идеи не могут быть рассмотрены в отрыве от некоторых других идей А. В. Петровского, объединенных в единой концепции, названной ранее <стратометрической концепцией груп- повой активности>," а в последних редакциях - <теори- ей деятел"ьнбстного опосредования межличностных от- ношений в группе>. В свою очередь, эта концепция связана с предпринятой попыткой построения социально- психологической теории коллектива. Хотя в этом каче- стве теория А. В. Петровского будет рассмотрена да- лее, здесь необходимо более или менее подробно оста- новиться на подходе к изучению сплоченности. Основ- ная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|