Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Андреева Г.М. » Социальная психология » 32 страница



Андреева Г.М. » Социальная психология



32 страница


ленных в 1951 г Эксперименты эти считаются классиче-  

скими, несмотря на то что в настоящее время имеется  

весьма серьезная их критика Группе студентов (7-  

9 человек) предлагалось определить длину предъявляе-  

мой линии. Для этого каждому давались две карточ-  

ки - в левую и правую руку. На карточке в левой руке  

был изображен один отрезок прямой, на карточке в  

правой руке - три отрезка, причем лишь один из них  

по длине равный отрезку левой карточки. Из двух дру-  

гих отрезков один был короче, а другой длиннее лево-  

го, причем разница длин была значительной. Испытуе-  

мым предлагалось определить, который из отрезков  

правой карточки равен по длине отрезку, изображенно-  

му на левой карточке. Когда задание выполнялось ин-  

дивидуально, все решали задачу верно. Смысл экспе-  

римента состоял в том, чтобы выявить давление группы  

на мнение индивидов. Поэтому вторая часть экспери-  

мента осуществлялась методом, получившим впоследст-  

вии название <метода подставной группы>. Экспери-  

ментатор заранее вступал в сговор со всеми участника-  

ми эксперимента., кроме одного (<наивного субъекта>).  

Суть сговЬра состояла в том, что при предъявлении  

отрезков правой карточки последовательно по очереди  

всем членам группы, они давали заведомо неправиль-  

ный ответ, называя равными левому отрезку более ко-  

роткий или более длинный отрезок правой карточки.  

Последним отвечал <наивный субъект>, и было важно  

выяснить, <устоит> ли он в собственном мнении (кото-  

рое в первой серии при индивидуальном решении было  

правильным) или <поддастся> давлению группы. Из  

123 <наивных субъектов> в эксперименте Аша, более  

одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. проде-  

монстрировали конформное поведение. После каждого  

эксперимента проводилось интервью с каждым из  

 

<>Д1  

 

участников эксперимента, в котором его спрашивали,  

как субъективно переживалась заданная в эксперимен-  

те ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение  

большинства <давит> весьма сильно и даже <независи-  

мые> признавались, что противостоять мнению группы  

очень тяжело, так как всякий раз кажется, что оши-  

баешься именно ты. /  

 

Существуют многочисленные модификации экспери-  

ментальной методики Аша (например, методика  

Р. Кратчфилда), но суть ее везде остается неизмен-  

ной - это метод <подставной группы>, причем сама  

группа набрана специально для целей эксперимента п  

условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объ-  

яснение как самому феномену, так и степени конформ-  

ности различных индивидов должны учитывать эту су-  

щественную особенность группы. На основании самоот-  

четов испытуемых, а также на основании выводов,  

построенных экспериментаторами, были выявлены мно-  

гочисленные зависимости. Хотя на основе собствен-  

ных оценок результатов эксперимента испытуемыми  

причина податливости усматривалась в их личных осо-  

бенностях (или в связи с низкой самооценкой, или  

благодаря признанию факта <аких-то дефектов собст-  

венного восприятия), в большинстве объяснений исследо-  

вателей было принято, что конформность не есть строго  

личностная характеристика индивида. Конечно, и эти  

показатели достаточно значимы: например, было уста-  

новлено, что на степень конформности влияет и менее  

развитый интеллект, и более низкий уровень развития  

самосознания, и многие другие обстоятельства подоб-  

ного толка. Однако столь же определенным был и  

другой вывод, а именно, что степень конформности за-  

висит и от таких факторов, как характер ситуации экс-  

перимента и состав, структура группы. Однако роль  

именно этих характеристик не была выяснена до конца  

в связи с рядом методологических просчетов экспери-  

ментов.  

 

К важнейшим из таких просчетов относится прежде  

всего лабораторный характер группы, что не позволяет  

в полной мере учесть такой фактор, как значимость для  

индивида высказываемого мнения. Проблема значимо-  

сти ситуации вообще очень остро стоит перед социаль-  

ной психологией. В данном контексте проблема значи-  

 

мости имеет как минимум две стороны. С одной сторо-  

ны, можно поставить вопрос о том, значим ли для  

индивидов предъявляемый материал? В данном слу-  

чае-это отрезки разной длины. Легко предположить,  

что сравнение длин этих отрезков - мало значимая за-  

дача. В ряде экспериментов материал варьировался, в  

частности, вместо длин отрезков сравнивались площади  

геометрических фигур и т. д. Все эти модификации мо-  

гут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для  

сравнения был подобран более значимый. Но проблема  

значимости во всей ее полноте этим все равно не ре-  

шается, ибо она имеет и другую сторону. Значимой си-  

туацией в полном смысле этого слова является для  

личности ситуация (или ситуации), сопряженная с ре-  

альной деятельностью, с реальными социальными свя-  

зями этой личности. Значимость в этом ее значении  

нельзя вообще проверить, задавая какие бы то ни было  

предметы для сравнения. Конформность, выявленная  

при решении таких задач, может не иметь ничего об-  

щего с тем, как поведет себя индивид в каких-то зна-  

чительно более сложных ситуациях его реальной жизни:  

можно легко уступить группе при сравнении длины ли-  

ний, площадей геометрических фигур и пр., но сохра-  

нить самостоятельность мнений в случае, например,  

конфликта с непосредственным начальником. Экспери-  

менты Аша не дают никакой корреляции с действи-  

тельным поведением человека в реальной группе. Боль-  

шинство критиков справедливо отмечают, что результа-  

ты этих экспериментов вообще не могут быть распрост-  

ранены на реальные ситуации. <Группа>, существующая  

в традиционных экспериментах по конформизму, есть  

именно не реальная социальная группа, а простое мно-  

жество людей, собранных специально для эксперимен-  

та. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изу-  

чается не давление группы на индивида, а ситуация  

присутствия совокупности лиц, временно объединенных  

для выполнения поставленной экспериментатором за-  

дачи.  

 

Другим методологическим просчетом рассматривае-  

мых экспериментов является столь же абстрактная,  

сколь и природа <группы>, .природа участвующих инди-  

видов. На эту особенность экспериментов указывают и  

многие западные коллеги Аша, например, Р. Бейлс,  

 

который остро ставил вопрос о том, что об индивидах  

в экспериментах Аша известно очень мало. Можно, ко-  

нечно, пронести испытуемых по различным личност-  

ным тестам и выяснить распределение среди них раз-  

ных личностных характеристик. Но имеется в виду не  

эта сторона дела, а социальные характеристики инди-  

видов-кто они, каковы их ценности, убеждения и пр.  

Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый  

вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто  

индивидуальные особенности испытуемых могут иметь  

определенное значение, и тем не менее они недостаточ-  

но учитывались. Один из исследователей, например,  

предположил, что в экспериментах Аша различные ин-  

дивиды демонстрировали различные виды конформнос-  

ти: это могла быть как конформность к группе, так н  

конформность к экспериментатору. Рассмотренные вы-  

ше эффекты, возникающие в ходе лабораторного соци-  

ально-психологического эксперимента, проявляют себя в  

данном случае в полном объеме: может проявиться и  

<предвосхищающая оценка> и <розенталь-эффект>  

и т. д.  

 

Однако есть еще и более глубокие соображения, ко-  

торые в значительной степени обесценивают содержа-  

ние экспериментов по конформизму. В советской соци-  

альной психологии на это обратил внимание А. В. Пет-  

ровский. Он заметил, что сама модель возможных ва-  

риантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упро-  

щена: с его точки зрения, в принципе возможны лишь  

два типа поведения - конформное и неконформное. Но  

такая модель допустима лишь в лабораторной группе,  

которая является <диффузной>, не сплоченной значи-  

мыми характеристиками совместной деятельности.  

В реальных же ситуациях такой деятельности может  

возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип по-  

ведения. Он не будет простым соединением черт кон-  

формного и неконформного поведения (такой результат  

возможен и в лабораторной группе), но будет демонст-  

рировать сознательное принятие личностью норм и  

стандартов группы. Поэтому, в действительности, су-  

ществуют не два, а три типа поведения, что не учиты-  

валось в экспериментах Аша. По моделиД>,"В. Петров-  

ского, это: 1) внутригруппойая-вн.ул1а?Ж)сть,т. е. бес-  

конфликтное "принятие мнения группы, 2) конформ-  

 

Ш  

 

ность-осознаиное внешнее согласие _пи внутреннем  

ТУбЖде1"коллёктйвйзм7или коллективистичес-  

кое саоопеделенеотнЬсхгдьЖоееДйБГообразе по-  

ведения в резу1а1сознаельно1.,е.9ЛЙД9сти. лич-  

ности (Гоценками и задачами коллектива Как видно, в  

этой модели вводится совршеннсГйовоё~образование -  

коллектив, которое заставляет существенно пересмот-  

реть не только проблематику конформности, но и более  

широкий круг вопросов, связанных с малой группой.  

Это - специальная проблема, которая будет рассмотре-  

на ниже. Здесь же, в данном контексте, необходимо  

лишь подчеркнуть, что ф ено мен группового давления,  

как один из механизмов образования малойТрупгГй  

(точнее: вхождения индивида в группу) недзййКШ1..йС  

 

ни  

до ех_ппоха..при"его.вьявдеыш1йбудут учтены  

содерж ательные характеристики групповой деятельно-  

с7иТ"задаю1цие особый"Тйп" отношений между, членами  

группы. Но это, в свою очередь, требует учета фактора  

развития группы на основе развития совместной дея-  

тельности. Что же касается традиционных эксперимен-  

тов по выявлению конформности, то они сохраняют  

определенное значение как чисто учебные эксперимен-  

ты, позволяющие констатировать наличие самого фе-  

номена.  

 

Второй стороной проблемы форми-  

рования малой группы является  

проблема групповой сплоченности.  

В данном случае исследуется не тот факт, как отдель-  

ный индивид входит в группу, <принимает> ее нормы,  

мнения, стандарты поведения, а сам процесс формиро-  

вания особого типа связей в группе, которые позволя-  

ют внешне заданную структуру превратить в психоло-  

гическую общность людей, в сложный психологический  

организм, живущий по своим собственным законам.  

 

Проблема групповой сплоченности имеет также ста-  

рую традицию ее исследования. Эта традиция опирает-  

ся на понимание группы, прежде всего как некоторой  

системы межличностных отношений, имеющих эмоцио-  

нальную основу. Несмотря на наличие разных вариан-  

 

П е тровски и Д. В. Опыт построения социально-психологи-  

 

?Ї" концепции групповой активности.-<Вопросы психологии>  

1370, № 5.  

 

Групповая  

сплоченность  

 

тов интерпретации сплоченности, эта общая исходная  

посылка присутствует во всех случаях. Так, в русле со-  

циометрического исследования малых групп сплочен-  

ность прямо связывалась с таким уровнем развития  

межличностных отношений, когда в них высок процент  

выборов, основанных на взаимной симпатии. Социомет-  

рия, как известно, предложила специальный <индекс  

групповой сплоченности>, который высчитывался как  

отношение общего числа взаимных положительных вы-  

боров к чйслувозможных выборов Содержательная  

характеристика этих взаимных положительных выборов  

здесь, как и вообще прл применении социометрической  

методики, опущена. <Индекс групповой сплоченности>  

есть строго формальная характеристика малой группы.  

 

Другой подход в рамках традиционной социальной  

психологии был предложен Л. Фестингером, когда спло-  

ченность анализироваласьнаГосйове частоты и прочно-  

cтйкolllГT?ГrЇ"cвязeйГoйapужйвaё"мьix"Tгpуп-  

ЯБГуквально опрёделёййе "сплоченности гласило, что  

действующих на членов группы,  

чтобй1ЖДД..Тнеи>>ТВлйянйё школы ЛёвШГана  

Фестингера придало особое содержание этому утверж-  

дению: <силы> эти интерпретировались либо как прив-  

лекательность группы для индивида, либо как удовлет-  

воренность членством в ней. Но и привлекательность и  

удовлетворенность анализировались при помощи выяв-  

ления вновь чисто эмоционального плана отношений  

группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с со-  

циометрией подход, сплоченность и здесь представля-  

лась как некоторая характеристика системы эмоцио-  

нальных предпочтений членов группы.  

 

В традиционной социальной психологии была, прав-  

да, предложена и иная программа исследования спло-  

ченности, связанная с работами Т. Ньюкома. Ньюком  

вводит особое понятие <согласия> и при его помощи  

пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает  

новую идею по сравнению с теми, которые содержались  

в подходах Морено и Фестингера, а именно: <бШ)"С1ходи-  

мость возникновения сходных ориентаций членов груп-  

пы по отношению к"каким-то значимым для них цен-  

 

Лекции по методике конкретных социальных исследований,  

Под ред. Г. М. Андреевой, раздел IV, 5, М" 1972,  

 

HL Несомненная продуктивность этой идеи (что f  

 

 

группы), к сожалению, оказалась девальвированной,  

"поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую  

схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е.  

достижение согласия, мыслилось как снятие напряже-  

ний в поле действия индивидов, причем снятие этого  

напряжения осуществляется на основе определенных  

эмоциональных реакций индивидов. Хотя и с оговорка-  

ми, но мысль об эмоциональной основе сплоченности  

оказалась основополагающей и в этом варианте.  

 

Логично представить себе совершенно новый подход  

к исследованию сплоченности, если он будет опираться  

на принятые принципы понимания группы и, в частно-  

сти, на идею о том, что главным интегратором группы  

является ее совместная деятельность. Поэтому все под-  

ходы к исследованию сплоченности в советской социаль-  

ной психологии так или иначе опираются на эти прин-  

ципы. Сам процесс формирования группы и ее даль-  

нейшего развития представлен здесь как процесс все  

большего сплачивания этой группы, но отнюдь не на  

основе увеличения лишь эмоциональной ее привлека-  

тельности, а все большего включения индивидов в про-  

цесс совместной деятельности. Но для этого прежде  

всего необходимо выявить какие-то иные основания  

сплоченности. Сразу следует сказать, что речь идет  

именно о сплоченности группы, а не о совместимости  

людей в группе. Хотя совместимость и сплоченность  

тесно связаны, каждое из этих понятий обозначает раз-  

ный аспект характеристики группы. Известно, что проб-  

лема совместимости может быть решена на различных  

уровнях, в том числе может быть выделена психофизи-  

ологическая совместимость людей, что вообще не яв-  

ляется предметом социально-психологического анализа,  

и собственно социально-психологическая совместимость.  

Лишь последняя может быть <сравнима> с таким ка-  

чеством группы, как сплоченность. Совместимость чле-  

нов группы означает, что данный состав группы возмо-  

жен для обеспечения выполнения группой ее функций,  

что члены группы могут взаимодействовать. Сплочен-  

ность группы означает, что данный состав группы не  

просто возможен, но что он интегрирован наилучшим  

образом, что в нем достигнута особая степень разви-  

 

тия отношений, а именно такая степень, при которой  

все члены группы в наибольшей мере разделяют цели  

групповой деятельности и те ценности, которые связа-  

ны с этой деятельностью, говоря обыденным языком  

<живут единым дыханием>. Это отличие сплоченности  

от совместимости уже подвело нас к пониманию су-  

щества сплоченности в рамках принципа деятельности.  

 

Наиболее полно в советской социальной психологии  

нов"ые принципы исследования сплоченности разработа-  

ны А. В. Петровским/Однако эти идеи не могут быть  

рассмотрены в отрыве от некоторых других идей  

А. В. Петровского, объединенных в единой концепции,  

названной ранее <стратометрической концепцией груп-  

повой активности>," а в последних редакциях - <теори-  

ей деятел"ьнбстного опосредования межличностных от-  

ношений в группе>. В свою очередь, эта концепция  

связана с предпринятой попыткой построения социально-  

психологической теории коллектива. Хотя в этом каче-  

стве теория А. В. Петровского будет рассмотрена да-  

лее, здесь необходимо более или менее подробно оста-  

новиться на подходе к изучению сплоченности. Основ-  

ная идея заключается в том, что всю структуру малой  

группы можно представить себе как состоящую из трех




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 576
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь