|
Андреева Г.М. » Социальная психологиявor"дeтreлънocтft. "Этот слой "соответствует высшему уровнкГразвития группы, и, соответственно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Последующее развитие как теоретических представле- ний, так и экспериментальной практики позволило бо- лее четко выявить главную идею всей концепции, а именно идею о том, что <деятельностное опосредова- ние выступает как системообразующий признак коллек- тива>
С этой точки зрения были внесены уточнения в ана- лиз многоуровневого строения группы Ї, главным обра-
Петровский А. В. Теория групп и коллективов на новом этапе.-<Вопросы психологии>, 1977, №5.
Ї Психологическая теория коллектива. Под ред. А. В. Петров- ского. М., 1979.
зом с целью иерархизировать различные процессы, происходящие в группе. Авторы предпочитают в насто- ящее время рассматривать уровни групповой структуры в .обратном порядке, начиная с характеристики ядер- ных отношений. Центральное звено групповой структу- ры (обозначаемое как А) образует сама предметная деятельность группы. Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа вклю- чена. Мы можем добавить, что эта предметная деятель- ность в данном случае есть обязательно социально-по- зитивная деятельность (если анализируется именно коллектив). Доказать достаточную степень развития этой деятельности можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения коллективом основ- ной общественной функции (успешность участия в об- щественном разделении труда); 2) оценка соответствия группы социальным нормам (для коллективов в нашем обществе-соответствие социалистическому образу жизни); 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гар- монического развития личности. Диагностика уровня развития коллектива предполагает качественно-количе- ственную оценку каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависи- мость всех процессов, протекающих в группе, от ядерно- го слоя ее деятельности. Тот факт, что описанный слой представляет собой непсихологическое образование, позволяет связать с психологическими процессами, про- являющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.
Второй слой групповой структуры представляет со- бой фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Назван- ный ранее ЦОЕ (<ценностно-ориентационное единст- вом), этот слой в настоящее время описывается не толь- ко как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотива- ции членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр. Принципиально важным является, таким образом, <рассечение> .всей системы групповых отноше- ний вне ядра на два пласта: на только что охарактери- зованный пласт (обозначаемый как Б), где фиксирова-
ны отношения к деятельности, и третий слой (В), фик- сирующий собственно межличностные отношения, опос- редованные деятельностью. Именно этот слой описан наиболее подробно: в экспериментальных исследовани- ях вскрыт целый ряд специфических феноменов, кото- рые отсутствуют в тех группах, где это деятельностное опосредование не развито. Наконец, выделяется четвер- тый слой групповой структуры (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это - то- е межличностные отношения, однако та их <часть>, которая построена на непосредственных эмоциональ- ных контактах, где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориента ции не выступают в качестве основного фактора, опос- редующего личные контакты членов группы. Хотя пол- ного отсутствия какого бы то ни было опосредования не удалось установить, тем не менее преобладающий здесь способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью группы.
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, про- ходимый каждой группой, как последовательное вклю- чение все более глубоких слоев групповой структуры в опосредование многообразных контактов между члена- ми группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой-либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя от- ношений. Напротив, движение группы к коллективу не означает, что все более низкие слои отношений здесь отсутствуют, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объясне- ние процессов, протекающих в группе, только с позиции процессов, происходящих в низшем слое. Более того, гипотеза, которая выдвинута в настоящее время А. В. Петровским, заключается в том, что модифика- ция процессов, характерных для группы на низшем уровне ее развития, настолько велика в том случае, когда группа <продвинулась> до уровня коллектива, что можно констатировать <зеркальное отражение> этих процессов, т. е. протекание их как бы с <обратным знаком>". Однако это последнее положение является
" Петровский Д. В. Ук. соч., с. 56.
пока лишь гипотезой, в то время как другие положения концепции оснащены более или менее солидной экспе- риментальной базой.
Предложенный подход к вопросу содержит ь ссое попытку реализовать некоторые общие принципы марк- систской методологии рассмотрения коллектива в кон- кретной ткани психологических представлений об этом образовании. Будет справедливым рассмотреть такую попытку как опыт построения специальной социально- психологической теории коллектива.
Нельзя сказать, что все исследования коллектива в советской социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи, представленные в ней, разделяются подавляющим большинством авторов. В частности, сама идея наличия определенных стадии развития коллектива, выделенных именно на основе уровней развития деятельности, получила широкое при- знание.
В разработке данной проблемы Л. И. Уманским идея уровней сочетается с выделением некоторых обя- зательных параметров коллектива, применительно к ко- торым и замеряется уровень его развития. В качестве таких параметров называются: коммунистическая нап- равленность коллектива, организованность, подготов- ленность и психологическая коммуникативность. Да- лее устанавливаетя континуум реальных контактных групп - от момента собрания вместе ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее мож- но назвать коллективом в подлинном смысле этого сло- ва, т. е. до момента ее социальной зрелости. В этом континууме выделены следующие <точки>:группа-ко- операция, группа-автономия и группа-коллектив./ Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми до- пущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме примерно соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А. В. Петров- ским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельностного опосредования всей си-
У м а и с к и и Л. И. Критерии диагностики общественной ак- тивности группы как коллектива.- В кн.: Социально-психологичес- кие вопросы активности школьников и студентов. Курск, 1971.
310
стемы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития. ,,/
Особое значение на современном этапе разработки v социально-психологической теории коллектива имеют два момента. Первый из них - поиск адекватных мето- дических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каж- дой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которая даст основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение систе- мы методик, пригодных для этой цели, остается еще за- дачей.
Второй проблемой является более конкретное опи- сание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов в том случае, когда группа становится коллективом. Значение этой идеи можно показать на примере исследования социальной перцепции. Основные направления исследования здесь касаются таких составных частей этой проблемы: 1) ка- ким образом изменяется структура восприятия дру- гого человека в условиях коллектива (какие черты и характеристики другого человека отмечаются по сравнению с теми, которые обычно фиксируются в ситу- ациях совместной деятельности); 2) какова связь меж- ду типом общения, возникающим в коллективе, и сте- пенью эффективности его деятельности (можно ли вы- делить в самой структуре общения в коллективе какие- то новые образования или <перераспределение> значимости традиционно выделяемых сторон); 3) что происходит в коллективе с системой внутригрупповых установок, т. е. с системой взаимных оценок и рефлек- сий между членами группы (влияет ли на этот процесс мера вклада индивидуальных деятельностей в общую деятельность группы); 4) как формируется в коллекти- ве <значимый круг общения> (расширяется ли он по объему или складывается на основе иных критериев, чем в обычной группе); 5) в какой форме разрешаются конфликты и по каким основаниям они возникают ча- ще всего (играет ли здесь большую роль <межличност- ный> их характер или они возникают преимущественно <по поводу> деятельности); 6) какими характеристика- ми обладает в условиях коллектива индивидуальный
Методологическое значение социаль- но-психологической теории коллектива
Конечно, прямым
статус его членов (чем он определяется, если не социо- метрическим выбором); наконец, 7) в чем заключается <модификация> процессов атракции в коллективах (и какова, в частности, ее роль в регулировании межлич- ностных отношений, если они опосредованы совместной деятельностью). Даже этот краткий перечень проблем показывает, что идея рассмотрения коллектива как высшего уровня развития группы содержит в себе боль- шие перспективы для обогащения всей проблематики системы социально-психологического знания. Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет не толь- ко большое практическое значение. результатом из этих исследований должны явиться практические рекомендации, столь не- обходимые для оптимизации деятельности всех звеньев общественного организма в социалистическом обществе. Именно этой задаче служит и разработка адекватных методик по диагностике коллективов, и изучение конк- ретных видов коллективов, функционирующих в раз- личных сферах общества. Но, кроме этого, вычленение этой проблематики и предложенная интерпретация кол- лектива имеют и большое методологическое значение, важное для судеб самой социальной психологии как науки. Можно проанализировать несколько линий, по которым введение проблемы коллектива в <тело> соци- альной психологии изменяет общую ситуацию в этой науке.
Выявление специфики такого нового группообразо- вания, как коллектив, позволяет увидеть перспектив- ность применения в социальной психологии принципа деятельности. Он не просто декларируется, но именно работает в исследовании в данном случае. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятельно- сти, приобретает теперь экспериментальное подтверж- дение. Именно на стадии коллектива группа приобре- тает черты такого субъекта, ибо лишь при условии принятия всеми членами группы целей групповой дея- тельности, наличия у всех членов группы ценностно- ориентационного единства, опосредования всех отноше- ний в группе предметной деятельностью можно в
полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких- атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее раз- витой формы группы дает <ключ> к исследованию всех других видов групп. Как это было показано Марксом применительно к политической экономии, анализ наи- более развитых форм производства явился ключом для исследования более низких его форм.
Анализ характеристик коллектива способствует лик- видации той пропасти, которая образовалась в тради- ционной социальной психологии между исследованием групп и исследованием процессов. Недопустимость та- кого разрыва может считаться доказанным фактом: ес- ли содержание любого группового процесса зависит от содержания групповой деятельности, причем от конк- ретного уровня развития этой деятельности, то принци- пиально невозможно продолжать исследования группо- вых процессов <самих по себе>. Непонятная на первый взгляд, относительно низкая эффективность многочис- ленных западных исследований в области групповых процессов получает свое объяснение: ни лабораторные условия, ни изучение процесса в <чистом> виде не могут привести к построению удовлетворительных объясни- тельных моделей, ибо такое объяснение может быть задано лишь извне - из содержания социальной дея- тельности, реализуемой той группой, в которой эти про- цессы наблюдаются. Следовательно, построение соци- ально-психологической теории коллектива способствует выработке принципиально нового объяснительного принципа в социальной психологии.
Открытие коллектива как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп и снимает тем самым казавшую- ся неопреодолимой трудность нахождения критерия для такой классификации. Именно анализ коллективов позволил тем исследователям, которые занимались этой проблемой специально, предложить более или ме- нее полные классификации групп. В советской социаль- ной психологии предложены две такие типологии Л. И. Уманским и А. В. Петровским. В типологии
См.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 12,
m
Л. И. Уманского предложен континуум групп, имеющий не только <нулевую точку> (момент создания группы), но и отрезок <отрицательной протяженности>, где по- мещены группы антисоциального характера. С его точ- ки зрения, это не обязательно фиксированные антиоб- щественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев), но своеобразные модификации со- циально-позитивных групп, <угроза> для последних пе- реродиться в социально-негативные образования. В ти- пологии обозначены условия, при которых это может произойти (т. е. группа может уклониться от пути раз- вития к коллективу); к этому ведут: дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т. д. Вторая координата в типологии Л. И. Уманско- го предназначена для определения и фиксации меры влияния группы на личность. В целом типология при- обретает такой вид (схема приводится с некоторыми сокращениями):
Коллектив Группа-автономия Группа-кооперация
Зона положительного влияния группы на личность
Зона отрицательного вли- яния группы на лич- ность
Дезинтеграция Интраэгоизм <Антиколлектив>
Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекватной терминологии, то из схемы можно видеть, что два предложенных в ней <измерения> позволяют серьезно продвинуться вперед в социально-психологиче- ской классификации реальных социальных групп, выс- тупающих в качестве объектов социально-психологиче- ского анализа.
В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отноше-
У м а н с к и и Л. И. Критерии и характеристики общественной активности личности н контактной группы как коллектива.- В кн.: Социально-психологические аспекты общественной активности лич- ности н коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1975, с. 28.
ний А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредствова ния межличностных отношений содержанием групповой деятельности (х) и 2) общественная значимость груп- повой деятельности (t/). Векторы образуют .простран- ство, в котором можно расположить все группы, функ- ционирующие в обществе. Вектор <опосредованности> имеет одностороннее направление, вектор <содержания Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|