|
Андреева Г.М. » Социальная психологиячастный случай аналогичных проявлений общественной психологии у любой этнической группы. Эту неадекват- ность терминологии нужно всегда иметь в виду при чтении соответствующей литературы.
Традиция исследования психологии этнических групп восходит в социальной психологии к работам В. Вунд- та по <психологии народов>, где <народ> интерпретиро- вался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп
218
должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку одновременно эти же самые образования со- ставляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках нео- фрейдистокой культурантропологии. (Его характеристи- ка будет дана ниже.)
В марксистской традиции проблемы этнической пси- хологии разрабатываются в свете учения о нации. На- циональная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психо- логии фактором потому, что она фиксирует определен- ные характеристики той микросреды, в условиях кото- рой сформируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение в том числе и этого опыта есть важнейшее содержание процесса социали- зации индивида. Через ближайшую среду 0кружения, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной куль- туры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий сущест- вования данной этнической группы, от господствующей идеологии. От этого зависит, в частности, соотношение представлений личности о своей принадлежности к кон- кретной этнической группе и принципов интернациона- лизма.
Система воспитания на уровне школы, естественно, задает такие нормы этого соотношения, которые при- няты ка1К господствующие в господствующей идеологии. Поэтому усвоение этнической специфики всегда осу- ществляется под большим влиянием идеологии. Однако и на уровне обыденного сознания, общественной психо- логии можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе. труктура психологии этнической группы воспроизво- дит все те элементы, которые свойственньг" структуре общественной психологии любой большой группы. Од- нако, как это уже было нами выяснено на примере психологии классов, отдельные элементы общественной психологии особенно характерны лишь для определен-
ДЯВ"""""""""
ного типа больших групп, а все они - даже в условиях представленности во всех больших группах - в каждой из них наполняются специфическим содержанием. Все то в полной мере относится к этническим группам. V Поскольку наиболее разработанным вопросом ока- зался вопрос о психологическом облике наций, струк тура элементов общественной психологии этнической группм nfiHUHn пптмпяртя ктТструктура элементов _психологии наций. В марксистском социологическом определении наций в качестве одного из важнейших признаков нации названа <общность психического скла- да, выражающаяся в общности культуры>. Таким об- разом и здесь для наций фиксируется тот важный эле- мент общественной психологии больших групп, который связан с наиболее устойчивыми образованиями. Как и при анализе классов, понятие <психический склад на- ции> оказывается достаточно трудно поддающимся опе- рациональному определению. Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты это- му понятию, которые были более доступны для исполь- зования их в эмпирических исследованиях. Как сино- ним <психическому складу нации> употребляется поня- тие <национальный характер>, <национальное самосоз- нание>, просто <национальная психология>. Однако вве- дение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический раз- нобой.
В советской этнографической литературе имеется се- годня солидная попытка упорядочить всю эту систему предлагаемых определений и дать ту <канву>, по кото- рой может быть, хотя бы на описательном уровне, про- анализирована психология этнических групп. Эта по- пытка содержится в работе Ю. В. Бромлея. В соот- ветствии с традицией, сложившейся в социальной пси- хологии больших групп, в_ психологии этнических общностей различаются две стороныТ~~1) наиболее ус- Уоичивая часть-психический склад (куда" включается" национальный, или этнический характерТемперам е и т, а также традиций и обычаи) и~2эЖлпгонаЛьная сфе- ра7"куда~ включаются национальные,-или Отческие,
чувства.
Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.
Легко видеть, что понятие <национальный характер> выступает как своего рода эквивалент <социальному характеру>, как элементу психического склада класса. Поэтому и трудности, которые были констатированы в том случае, сохраняют здесь место. Главная из них со- стоит в относительно слабой разработанности проблем характера в общей психологии: именно это дает осно- вание для многочисленных противоречий и споров от- носительно содержания национального характера. Ин- тересно, правда, что в конкретных исследованиях обыч- но наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержан- ность и пр.). Что же касается сущности и природы на- ционального хараетера, то здесь возникает много дис- куссионных проблем.
Прежде всего, это уже известный нам вопрос о со- отношении национального характера и характеров кон- кретных представителей данной национальной группы (вариант проблемы: психология группы и психология личностей, в нее входящих). Другой вопрос-это воп- рос о том, могут ли определенные черты характера быть исключительным <достоянием> одной национальной группы и полностью отсутствовать у другой.
В соответствии с общим методологическим принци- пом, что психический склад группы не может быть суммой <складов> личностей, ее составляющих, нацио- нальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация ка- ких-то типических черт. При этом в ряде исследований показано, что черты национального характера как раз и проявляются наиболее отчетливо именно в тех случа- ях, когда выступают не отдельные люди, а именно груп- пы. При выявлении таких типических, общих черт на- ционального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому, что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социаль- ные характеристики. Так, в классовых обществах внут- ри каждого отдельного класса неизбежно специфичес- кое сочетание национального и социального характера. Во-вторых, любая черта из выделенных в националь- ных характерах различных групп не может быть жест- ко привязана только к данной нации; каждая из них,
строго говоря, является общечеловеческой: нельзя ска- зать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а дру- гому - общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то различных <наборах> черт, сколько о степени выраженности той или другой черты, о специфике их проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), италь- янской экспансивности (хотя, в неменьшей степени экс- пансивными являются и испанцы) и т. д.
Основной сферой проявления национального харак- тера является разного рода деятельность, поэтому ис- следование национального характера возможно при по- мощи изучения продуктов деятельности: наряду с ис- следованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык ва- жен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная ус- тойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая пу- тем межтюколенной передачи опыта.
В отличие от элементов общественной психологии классов, в этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые иссле- дователи вообще отрицают правомерность постановки проблемы специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого, в опреде- ленном смысле, являются те многочисленные наслое- ния, которые имеются в исследованиях проблем наций. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым ря- дом политических спекуляций, порожденных различны ми формами шовинизма и расизма. Исследование проблемы на уровне социальной психологии требует поэтому [крайней щепетильности, гарантии того, что бу- дет дано именно научное решение вопроса.
Что касается проблемы темперамента, то ее изуче- ние на уровне различных этнических групп также во многом зависит от разработанности этой проблемы в
общей психологии. Среди тех, кто полагает, что специ- фику темперамента можно рассматривать как проявле- ние специфики психического склада наций, высказы- вается мнение, что речь должна идти лишь о выявле- нии специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а, естественно, не о жестком <привязы- вании> определенного типа темперамента к определен- ной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способ- ностях, коль скоро при их исследовании употребляется такой инструментарий, как тесты, разработанный в тра- дициях европейской психологии. Как справедливо от- мечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущности учитывать специфику различных культур, в условиях которых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом неадаптированности теста к специфическим условиям данной культуры. Все это также может дать основание для националистичес- ких спекуляций. В специальном документе ЮНЕСКО по этому поводу записано следующее: <Как бы антро- полог ни классифицировал людей, он никогда не вклю- чает в классификацию умственных качеств. Сейчас об- щепризнано, что тесты умственных способностей сами по себе не позволяют нам надежно разграничивать то, что обусловлено природными способностями, и то, что является результатом влияния среды, обучения и воспи- тания. Везде, где удавалось выровнять различия, обус- ловленные влиянием среды, тесты показывали сущест- венное сходство умственных черт всех человеческих групп. Короче: при равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно оди- наковы> . Это констатация того, что вопрос о способ- ностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен.
Впрочем, такая же осторожность должна быть при- суща и исследованиям некоторых других особенностей этнических групп, связанных более непосредственно с социально-психологическими феноменами. Так, по пово- ду исследований явления когнитивного диссонанса в
" Цит. по: Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвеч- ного и Ю. А. Шерковина. М.> 1975, с. 146-147.
m
современной социально-психологической литературе имеется солидная критика за игнорирование культурно- го (т. е. и этнического) контекста: понятие <устойчи- вость к диссонансу> и <чувствительность к диссонансу> должны быть интерпретированы по-разному, например, хотя бы в таких широких рамках, ка:к западная и вос- точная культура. Обычно такие различия не учитывают- ся и тем самым социально-психологические исследова- ния, вольно или невольно, могут давать тенденциозный материал, который может быть использован в различ- ных реакционных идеологических доктринах. Этот при- мер еще раз показывает, насколько ответственным дол- жен быть социальный психолог, работающий в области изучения психологии наций. Эта область настолько тесно связана с политической проблемой равенства на- ций, настолько прочно включена в идеологический кон- текст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профес- сиональном социально-психологическом анализе никак нельзя. К тому же, целый ряд явлений, усложняющих ис-
-"следования специфики национального характера, возни- кает и на уровне обыденного сознания. Эти явления по- . рождены процессом , стереотипизации, свойственным, как это было показано, всякому восприятию социаль- ных объектов, и особенно проявляющимся при вос- приятии представителей другой этнической группы.
/(никновение_ .этнических стереотипов связано с раз- витием этнического самосознания, осознания собствен- йШТфИТДлгежностй к определенной этнической группе 1 Присущая всякой""группе психическая общность выра- жается, как известно, формулированием определенного <мы--чувства>.Для этнических групп это <мы-чув- ство> фиксирует осознание особенностей своей собст- венной группы, отличие от нее другие групп. .Образ другой при этом часто упрощается, складывается под йлияййем некоторых межэтнических отношений, фор- мируКПШ?ХОС(Збую социальную (в данном случае-эт- ническую) установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой Этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска пере- носится и на каждого вновь встреченного представите- ля этой группы, чем и задается негативная установка.
Образ, построенный в .соответствии с этой установкой, тгжает этнический стереотип. Важно "подчеркнуть, что "СТГ-тГ-ЯЗатёльно рисует другую этническую группу внегаТйном свете, но всегда дает субъективное вос- приятие"прёдставитёля другой группы. Чаще всего эт- нотескии__сгееотип возникает из-за (одшиченности .черты, присущие ддиничным извсшГ представителям другой этнической группы,
РШЕЁя ким образом стереотипы вальнеишем влияют на. воз-
никновёнй?Гйческих.?гжТИ]иэтническихсим-
~Ї.
патии.
-Даже при, <лейтральн9жлфф.е.дсякийэтничес- ..ки11ё]зшгилаЁач ает п ри п исывашиаческихпр из - наков представителям иных этнических групп (это мо-
кё?"каСатьсяй"айтропологических свойств и культур- ных норм), т. е. спос"обс1Веи)апрстранейИ,."<при- близительйыхнеточных характеристик, что в условия реакционной" идеологии/или реакционной политической Линии открьгваетдорогразличным проявлениям нацио- нализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точ- но развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой ос- нове.
/ Сам фкт осознания особенностей своей этнической дтуппы не содержит в, себе ..фор.м.удш)вки предубежде- ния против других Группы/Но так дело обстоит до тех пор, пока ocуЖ?Tвляётcяконстатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникаетявление этноцентризма - склонности- водринймятве",йзнен- ные явления с позиций <своей> этнической группы, рас-
ЙШТр"6Шбйкак эталон, т. е. при известном еепредпоч- 111 <Суть этноцентризма сводится к совокупности
мaccoвыxJнppaциoнaльныx представлений о собственной этническр и о бТГтТпсту " "кяк о цейтре, вокруг которого БтируютсТё ост ЛШ01СЯ психологическИШ!-образованиями массового
сознания в виде конкретизированных упрощенных об- Р25??.оо нароа щедро нацеленных положитель- ными чертами, в количествах, которые намного превос-
8 Г. М. Андреева 238
ходят аналогичные черты в представлениях J) "Других
образом", этнОцентризм ес"ть сочувст- 6йaфикcaция черт своей группы. СТнанебязатёль- но" подраТ{ёваётор..м,ирование враждебного отноше- ния~к"другим группам, хотя этототтенок и может во"з- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|