|
Андреева Г.М. » Социальная психологиядеятельности> позволяет расположить группы по обе стороны от <нулевой точки>, что показывает возмож- ность двух, принципиально различных <содержании> деятельности: соответствующих общественному прогрес- су и не соответствующих ему. Общая схема приобретает такой вид:
Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где мак- симальна социальная значимость деятельности и мак- симальна степень опосредования деятельностью меж- личностных отношений, фигура 2 - общность с высо- ким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 пред- ставляет антиобщественную по содержанию своей дея- тельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой анти- общественной деятельностью (примером является высо- коорганизованная преступная группа, например, круп- ная банда преступников), фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения
между ее членами в слабой степени опосредован ан- тисоциальной деятельностью (с точки зрения общества, такая группа <опасна> в меньшей степени, хотя и пре- пятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпрети- рована как группа с чрезвычайно слабой степенью вы- раженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой сте- пенью значимости этой деятельности для всех группо- вых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспе- риментальная группа, хотя этот пример и нарушает об- щий принцип, поскольку схема создана для классифи- кации реальных естественных групп, а среди них под- ходящий пример найти не совсем просто).
Хотя в данном случае можно говорить о необходимо- сти дальнейшего совершенствования схемы, все же ос- новные принципы концепции работают здесь достаточно четко и служат обоснованию критериев, выдвинутых для классификации групп. Таким образом, логическим следствием из вычленения проблемы коллектива в со- циальной психологии является принципиально новая возможность построения типологии групп.
Наконец, введение понятия коллектива способствует продвижению вперед и в области такой старой, но чрезвычайно значимой проблемы, как взаимоотношение группы и личности. Социальная психология на всех эта- пах своего развития и в разных теоретических системах обращалась к этому вопросу. Заданная еще философ- скими предшественниками социальной психологии кол- лизия свободы личности и ее детерминации обществом на уровне социологического анализа получила свое раз- решение в марксистской трактовке личности как субъ- екта и одновременно объекта общественных отношений.
Тезис Маркса о том, что общественные отношения должны быть перестроены в соответствии с принципом <свободное развитие каждого является условием сво- бодного развития всех>, задает перспективу рассмот- рения отношений личности с новым типом группы. В операциональном плане, в частности, в системе соци- ально-психологического знания, именно введение поня-
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 447.
тия коллектива как объяснительного принципа позволя- ет реализовать это положение. Личность является субъ- ектом социальной деятельности, и группа, в которую она включена, не отчуждает ее от характеристик субъекта. Напротив, если эта группа достигает определенного уровня развития и становится коллективом, то она не противостоит личности как ее члену, но сама становит- ся интеграцией субъектных свойств своих членов и превращается в особый <совокупный субъект> деятель- ности
С другой стороны, получает новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение со- циальной психологии о том, что это формирование осу- ществляется как путем усвоения социальных влияний, так и путем активного воспроизводства общественных отношений, может теперь быть раскрыто более конкрет- но: в каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, через какие конкретные группы осуществ- лялось общественное воздействие на личность, и можно предположить, что результат будет варьироваться в за- висимости от этого обстоятельства. Это происходит не потому, что личность пассивно <впитывает> в себя те модели поведения, которые задает ей группа (<хоро- шая> или <плохая>), но потому, что ее активная пози- ция формируется как в разном направлении, так и с разной мерой выраженности определенных характери- стик, в зависимости от того, развивается она в коллек- тиве или в групповых образованиях, не достигших это- го уровня.
Трудно переоценить значение теоретической разра- ботки этой проблемы для процессов коммунистического воспитания личности в развитом социалистическом об- ществе.
Проблема коллектива выступает как <последняя> проблема, относящаяся к социальной психологии групп.
Б уев а Л. П. Проблема деятельности личности в маркси- стской и буржуазной социологии.--В кн.: Исторический материа- лизм как теория социального познания и деятельности. М., 1972, с. 53.
Будучи совершенно новой проблемой в структуре соци- ально-психологического знания, она вместе с тем зада- ет определенные направления для переосмысления мно- гого из того, что накоплено в этой области до сих пор. Решение такой задачи - дело будущего, и пока она не решена, приходится в изложении курса социальной психологии двигаться в соответствии с историческими этапами ее развития, т. е. ставигь проблему коллекти- ва не в начале изучения проблемы группы, а в ее конце. Может быть, в будущем курс социальной пси- хологии придется излагать, именно начиная с коллек- тива, но нужно еще время для доведения разработки этой проблемы до определенной степени зрелости.
Однако дальнейшее, логическое рассмотрение про- блем нецелесообразно осуществлять, не принимая в расчет идей, возникших в связи с проблемой коллек- тива. Следующий <блок> социально-психологического знания, посвященный проблемам личности, теперь уже нельзя представить себе вне тех выводов, которые полу- чены при изучении коллектива. Поэтому в общую логи- ку курса должно быть внесено существенное дополне- ние.
Общий, <первичный> анализ закономерностей обще- ния и взаимодействия людей теперь дополнен представ- лением о том, как конкретно эти закономерности реали- зуются в различных человеческих группах. Именно пос- ле этого логично будет рассмотреть то, каким же обра- зом вся система этих закономерностей, как и вся система групп, в которые включена личность, обусловли- вает свое воздействие на нее, и каков, напротив, собст- венный <вклад> личности как активного субъекта в дальнейшее построение всей этой системы. <Дополне- ние> же, о котором шла речь, касается того, что особо пристальное внимание в исследовании этого вопроса должно быть уделено роли коллективов.
Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 14
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Постановка Весь ход предшествующих рассуж- вопроса дений приводит нас к необходимос- ти рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проб- лем, необходимо уточнить тот <разрез>, который яв- ляется специфическим для социальной психологии. Уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала, преимущественно под зада- чей социальной психологии исследование именно лич- ности, хотя и добавлялось при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но, так или иначе, акцент был сделан на личность, на ее со- циально обусловленные характеристики, на формирова- ние в ней определенных качеств в результате социаль- ного воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность - отнюдь не главный объект ис- с.ледопания, поскольку сам <замысел> существования
Проблема личности 8 социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. М., 1979.
См.: Кузьмин Е. С. Социально-психологические ти личности.- В KIL: Социальная психология личпостн С.9.
особениос- Л., 1974,
этой особой отрасли психологического знания состоит п том, чтобы изучать <психологию группы>. При такой ар- гументации предполагалось, хотя это и не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отли- чие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфи- ческом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргумен- тация в его пользу и должна быть сделана.
Необходимость этого диктуется еще и другим сооб- ражением. Проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук, и поэтому, даже если мы определим <границы> между ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о спе- цифике анализа полностью. В настоящее время в совре- менном обществе под влиянием научно-технической ре- волюции интерес к проблемам возможностей человечес- кой личности настолько велик, что практически все об- щественные науки обращаются к этому предмету иссле- дования: проблема личности стоит в центре и фило- соф ского.ГБциопоРическогознанияюаимается и diHKd, и 11еда10ПГка7"и генетика. Можно, конечноТ~пре- небречЬ точным обозначением "сферы и угла зрения в исследовании этого, действительно общезначимого, фе- номена и действовать по принципу: <все, что будет поз- нано и описано, будет полезно>. Но, хотя с практичес- кой точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффек- тивности исследований. К тому же цля каждой на- учной дисциплины важна внутренняя логика, и она тре- бует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.
Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло- виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,---это задача формирования все- сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та- ких усилий предполагает комплексный подход к иссле-
т
дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во- влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление специфики социально-психологического подхода к лич- ности имеет в условиях развития советской психологи ческой науки особое методологическое значение, по скольку затрагивает вопрос об отношениях общей и со- циальной психологии, вопрос, который решается прин- ципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориента- ция советской психологической науки совершенно по- иному задает постановку в ней проблемы личности.
Таким образом, для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к лич- ности от подхода к ней в двух <родительских> дисцип- линах-социологии и психологии. Эта задача не мо- жет иметь единого решения для любых систем как со- циологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зави- симости от того, как понимается личность в какой-либо конкретной социологической или психологической кон- цепции, только и можно понять специфику ее как пред- мета исследования в социальной психологии. В нашу задачу входит прежде всего рассмотрение тех <границ>, которые обозначаются внутри системы марксистского обществознания. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосыл" ки, которые лежат в основе системы наук о человеке.
Проблема личности занимает определенное место как в структуре марксистской социологии, так и в структу- ре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического знания довольно точно обозначен раздел <Социология личности>, еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел <Психология личности>., Строго говоря, именно относительно этих двух разделов J надо найти место и разделу социально-психологической науки <Социальная психология личности>. Как видно предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет во прос более общего порядка, а именно обсужденный уж вопрос об общих <границах> между социальной психо- логией и социологией, с одной стороны, и общей пси-
II Г. М. Лндреера 321
Подход к исследо- ванию личности в социологии и общей психологии
хологией - с другой стороны. Теперь он может быть обсужден более конкретно. Что касается отличий социально- психологического подхода к иссле- дованию личности от социологичес- кого подхода, то эта проблема решается более или менее од- нозначно различными авторами. Ее решение за- дано некоторыми принципиальными положениями марк- систской теории общественного развития. Если система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественно- го развития, то естественно, что главный фокус интере- са здесь-макроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как общественно-экономичес- кие формации, законы их функционирования и разви- тия, структура общественных отношений в каждой из таких формаций, а, следовательно, и социальная струк- тура каждого конкретного типа общества. Все сказан- ное не означает, что в этом анализе нет места пробле- мам личности. Как уже отмечалось, безличный харак- тер общественных отношений как отношений между со- циальными группами не отрицает и их определенной <личностной> окраски, поскольку реализация законов общественного развития осуществляется только через деятельность людей. Следовательно, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных от- ношений. Понять содержание и механизм действия за- конов общественного развития нельзя вне анализа дей- ствий личностей. Однако для изучения общества на этом макроуровне принципиально важным является то, что В. И. Ленин охарактеризовал как важнейшее открытие в системе материалистического понимания истории, соз- данного Марксом, положение о том, что для понимания исторического процесса очень важно уметь свести дей- ствия отдельных личностей к действиям классов По- этому марксистская социология рассматривает личность именно в этом ее качестве--как представителя опре- деленной социальной группы. В. А. Ядов, отмечая эту специфику социологического интереса к личности, ус- матривает ее в том, что для социологии личность <важ-
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 430,
S?2
на не как индивидуальность, а как обезличенная лич- ность, как социальный тип, как деиндивидуализирован- ная,деперсонифицированная личность>. Сходное реше- ние предлагает и Е. В. Шорохова: <Для социологии личность выступает как продукт общественных отноше- ний, как выразитель и конкретный носитель этих отно- шений, как субъект общественной жизни, как элемент общественной системы, как член определенной со- циальной общности. Эти слова не следует понимать так, что конкретные личности совсем выпадают из ана- лиза. Знание об этих конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы ха- рактеристики и как они, в свою очередь, представляют Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|