Андреева Г.М. » Социальная психология



39 страница


деятельности> позволяет расположить группы по обе  

стороны от <нулевой точки>, что показывает возмож-  

ность двух, принципиально различных <содержании>  

деятельности: соответствующих общественному прогрес-  

су и не соответствующих ему.  

Общая схема приобретает такой вид:  

 

Обозначенные пять фигур соответствуют разным  

типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где мак-  

симальна социальная значимость деятельности и мак-  

симальна степень опосредования деятельностью меж-  

личностных отношений, фигура 2 - общность с высо-  

ким уровнем социальной значимости деятельности, но  

с невысокой степенью опосредования (примером здесь  

может явиться только созданная группа, где отношения  

не развились еще до коллективных); фигура 3 пред-  

ставляет антиобщественную по содержанию своей дея-  

тельности группу, где тем не менее высока степень  

опосредования межличностных отношений этой анти-  

общественной деятельностью (примером является высо-  

коорганизованная преступная группа, например, круп-  

ная банда преступников), фигура 4 изображает также  

антиобщественную группу при условии, что отношения  

 

между ее членами в слабой степени опосредован ан-  

тисоциальной деятельностью (с точки зрения общества,  

такая группа <опасна> в меньшей степени, хотя и пре-  

пятствует фактом своего существования общественному  

прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпрети-  

рована как группа с чрезвычайно слабой степенью вы-  

раженности социального содержания деятельности (как  

позитивной, так и негативной) и такой же слабой сте-  

пенью значимости этой деятельности для всех группо-  

вых процессов (авторы схемы полагают, что примером  

может служить собранная из случайных людей экспе-  

риментальная группа, хотя этот пример и нарушает об-  

щий принцип, поскольку схема создана для классифи-  

кации реальных естественных групп, а среди них под-  

ходящий пример найти не совсем просто).  

 

Хотя в данном случае можно говорить о необходимо-  

сти дальнейшего совершенствования схемы, все же ос-  

новные принципы концепции работают здесь достаточно  

четко и служат обоснованию критериев, выдвинутых  

для классификации групп. Таким образом, логическим  

следствием из вычленения проблемы коллектива в со-  

циальной психологии является принципиально новая  

возможность построения типологии групп.  

 

Наконец, введение понятия коллектива способствует  

продвижению вперед и в области такой старой, но  

чрезвычайно значимой проблемы, как взаимоотношение  

группы и личности. Социальная психология на всех эта-  

пах своего развития и в разных теоретических системах  

обращалась к этому вопросу. Заданная еще философ-  

скими предшественниками социальной психологии кол-  

лизия свободы личности и ее детерминации обществом  

на уровне социологического анализа получила свое раз-  

решение в марксистской трактовке личности как субъ-  

екта и одновременно объекта общественных отношений.  

 

Тезис Маркса о том, что общественные отношения  

должны быть перестроены в соответствии с принципом  

<свободное развитие каждого является условием сво-  

бодного развития всех>, задает перспективу рассмот-  

рения отношений личности с новым типом группы.  

В операциональном плане, в частности, в системе соци-  

ально-психологического знания, именно введение поня-  

 

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 447.  

 

тия коллектива как объяснительного принципа позволя-  

ет реализовать это положение. Личность является субъ-  

ектом социальной деятельности, и группа, в которую она  

включена, не отчуждает ее от характеристик субъекта.  

Напротив, если эта группа достигает определенного  

уровня развития и становится коллективом, то она не  

противостоит личности как ее члену, но сама становит-  

ся интеграцией субъектных свойств своих членов и  

превращается в особый <совокупный субъект> деятель-  

ности  

 

С другой стороны, получает новое объяснение и  

процесс формирования личности. Общее положение со-  

циальной психологии о том, что это формирование осу-  

ществляется как путем усвоения социальных влияний,  

так и путем активного воспроизводства общественных  

отношений, может теперь быть раскрыто более конкрет-  

но: в каждом отдельном случае нужен специальный  

анализ того, через какие конкретные группы осуществ-  

лялось общественное воздействие на личность, и можно  

предположить, что результат будет варьироваться в за-  

висимости от этого обстоятельства. Это происходит не  

потому, что личность пассивно <впитывает> в себя те  

модели поведения, которые задает ей группа (<хоро-  

шая> или <плохая>), но потому, что ее активная пози-  

ция формируется как в разном направлении, так и с  

разной мерой выраженности определенных характери-  

стик, в зависимости от того, развивается она в коллек-  

тиве или в групповых образованиях, не достигших это-  

го уровня.  

 

Трудно переоценить значение теоретической разра-  

ботки этой проблемы для процессов коммунистического  

воспитания личности в развитом социалистическом об-  

ществе.  

 

Проблема коллектива выступает как <последняя>  

проблема, относящаяся к социальной психологии групп.  

 

Б уев а Л. П. Проблема деятельности личности в маркси-  

стской и буржуазной социологии.--В кн.: Исторический материа-  

лизм как теория социального познания и деятельности. М., 1972,  

с. 53.  

 

Будучи совершенно новой проблемой в структуре соци-  

ально-психологического знания, она вместе с тем зада-  

ет определенные направления для переосмысления мно-  

гого из того, что накоплено в этой области до сих пор.  

Решение такой задачи - дело будущего, и пока она не  

решена, приходится в изложении курса социальной  

психологии двигаться в соответствии с историческими  

этапами ее развития, т. е. ставигь проблему коллекти-  

ва не в начале изучения проблемы группы, а в ее  

конце. Может быть, в будущем курс социальной пси-  

хологии придется излагать, именно начиная с коллек-  

тива, но нужно еще время для доведения разработки  

этой проблемы до определенной степени зрелости.  

 

Однако дальнейшее, логическое рассмотрение про-  

блем нецелесообразно осуществлять, не принимая в  

расчет идей, возникших в связи с проблемой коллек-  

тива. Следующий <блок> социально-психологического  

знания, посвященный проблемам личности, теперь уже  

нельзя представить себе вне тех выводов, которые полу-  

чены при изучении коллектива. Поэтому в общую логи-  

ку курса должно быть внесено существенное дополне-  

ние.  

 

Общий, <первичный> анализ закономерностей обще-  

ния и взаимодействия людей теперь дополнен представ-  

лением о том, как конкретно эти закономерности реали-  

зуются в различных человеческих группах. Именно пос-  

ле этого логично будет рассмотреть то, каким же обра-  

зом вся система этих закономерностей, как и вся  

система групп, в которые включена личность, обусловли-  

вает свое воздействие на нее, и каков, напротив, собст-  

венный <вклад> личности как активного субъекта в  

дальнейшее построение всей этой системы. <Дополне-  

ние> же, о котором шла речь, касается того, что особо  

пристальное внимание в исследовании этого вопроса  

должно быть уделено роли коллективов.  

 

Раздел IV  

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ  

 

Глава 14  

 

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ  

ПСИХОЛОГИИ  

 

Постановка Весь ход предшествующих рассуж-  

вопроса дений приводит нас к необходимос-  

ти рассмотреть теперь тот круг  

проблем, который непосредственно связан с проблемой  

личности. Однако прежде чем начать анализ этих проб-  

лем, необходимо уточнить тот <разрез>, который яв-  

ляется специфическим для социальной психологии.  

Уже в многочисленных и разнообразных определениях  

предмета социальной психологии заложена некоторая  

противоречивость суждений относительно того, какое  

место должна занять проблема личности в этой науке.  

При характеристике основных позиций в дискуссии о  

предмете социальной психологии уже говорилось о том,  

что одна из них понимала, преимущественно под зада-  

чей социальной психологии исследование именно лич-  

ности, хотя и добавлялось при этом, что личность  

должна рассматриваться в контексте группы. Но, так  

или иначе, акцент был сделан на личность, на ее со-  

циально обусловленные характеристики, на формирова-  

ние в ней определенных качеств в результате социаль-  

ного воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в  

дискуссии основывалась на том, что для социальной  

психологии личность - отнюдь не главный объект ис-  

с.ледопания, поскольку сам <замысел> существования  

 

Проблема личности 8 социальной психологии. Под ред.  

Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. М., 1979.  

 

См.: Кузьмин Е. С. Социально-психологические  

ти личности.- В KIL: Социальная психология личпостн  

С.9.  

 

особениос-  

Л., 1974,  

 

этой особой отрасли психологического знания состоит п  

том, чтобы изучать <психологию группы>. При такой ар-  

гументации предполагалось, хотя это и не всегда было  

выражено открыто, что собственно личность выступает  

как предмет исследования в общей психологии, а отли-  

чие социальной психологии от последней и состоит в  

другом фокусе интереса. В принятом нами определении  

социальной психологии проблема личности присутствует  

как законная проблема этой науки, однако в специфи-  

ческом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргумен-  

тация в его пользу и должна быть сделана.  

 

Необходимость этого диктуется еще и другим сооб-  

ражением. Проблема личности является не только  

проблемой всей совокупности психологических наук, и  

поэтому, даже если мы определим <границы> между  

ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о спе-  

цифике анализа полностью. В настоящее время в совре-  

менном обществе под влиянием научно-технической ре-  

волюции интерес к проблемам возможностей человечес-  

кой личности настолько велик, что практически все об-  

щественные науки обращаются к этому предмету иссле-  

дования: проблема личности стоит в центре и фило-  

соф ского.ГБциопоРическогознанияюаимается и  

diHKd, и 11еда10ПГка7"и генетика. Можно, конечноТ~пре-  

небречЬ точным обозначением "сферы и угла зрения в  

исследовании этого, действительно общезначимого, фе-  

номена и действовать по принципу: <все, что будет поз-  

нано и описано, будет полезно>. Но, хотя с практичес-  

кой точки зрения в таком рассуждении и есть резон,  

вряд ли такой подход способствует повышению эффек-  

тивности исследований. К тому же цля каждой на-  

учной дисциплины важна внутренняя логика, и она тре-  

бует более точного самоопределения в изучении тех  

проблем, которые представляют интерес для многих наук.  

 

Разведение направлений такого всеобщего интереса  

к проблеме личности кажется особенно важным в усло-  

виях социалистического общества. С одной стороны, это  

обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная  

на современном этапе,---это задача формирования все-  

сторонне развитой, гармонической личности, и решить  

ее можно только совместными усилиями всех имеющих  

отношение к делу научных дисциплин. Совместность та-  

ких усилий предполагает комплексный подход к иссле-  

 

т  

 

дованию личности, а он возможен лишь при достаточно  

точном определении области поиска для каждой из во-  

влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление  

специфики социально-психологического подхода к лич-  

ности имеет в условиях развития советской психологи  

ческой науки особое методологическое значение, по  

скольку затрагивает вопрос об отношениях общей и со-  

циальной психологии, вопрос, который решается прин-  

ципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет  

место в различных системах психологического знания  

на Западе. Методологическая и теоретическая ориента-  

ция советской психологической науки совершенно по-  

иному задает постановку в ней проблемы личности.  

 

Таким образом, для социальной психологии важно  

как минимум установить отличие своего подхода к лич-  

ности от подхода к ней в двух <родительских> дисцип-  

линах-социологии и психологии. Эта задача не мо-  

жет иметь единого решения для любых систем как со-  

циологического, так и психологического знания. Вся  

трудность ее решения заключается в том, что в зави-  

симости от того, как понимается личность в какой-либо  

конкретной социологической или психологической кон-  

цепции, только и можно понять специфику ее как пред-  

мета исследования в социальной психологии. В нашу  

задачу входит прежде всего рассмотрение тех <границ>,  

которые обозначаются внутри системы марксистского  

обществознания. Естественно, что при этом должны  

быть включены в анализ и те философские предпосыл"  

ки, которые лежат в основе системы наук о человеке.  

 

Проблема личности занимает определенное место как  

в структуре марксистской социологии, так и в структу-  

ре общей психологии, как она представлена в советской  

психологической науке. В структуре социологического  

знания довольно точно обозначен раздел <Социология  

личности>, еще более прочную традицию имеет внутри  

общей психологии раздел <Психология личности>.,  

Строго говоря, именно относительно этих двух разделов J  

надо найти место и разделу социально-психологической  

науки <Социальная психология личности>. Как видно  

предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет во  

прос более общего порядка, а именно обсужденный уж  

вопрос об общих <границах> между социальной психо-  

логией и социологией, с одной стороны, и общей пси-  

 

II Г. М. Лндреера 321  

 

Подход к исследо-  

ванию личности в  

социологии и общей  

психологии  

 

хологией - с другой стороны. Теперь он может быть  

обсужден более конкретно.  

Что касается отличий социально-  

психологического подхода к иссле-  

дованию личности от социологичес-  

кого подхода, то эта проблема  

решается более или менее од-  

нозначно различными авторами. Ее решение за-  

дано некоторыми принципиальными положениями марк-  

систской теории общественного развития. Если система  

социологического знания имеет дело преимущественно  

с анализом объективных закономерностей общественно-  

го развития, то естественно, что главный фокус интере-  

са здесь-макроструктура общества, и прежде всего  

такие единицы анализа, как общественно-экономичес-  

кие формации, законы их функционирования и разви-  

тия, структура общественных отношений в каждой из  

таких формаций, а, следовательно, и социальная струк-  

тура каждого конкретного типа общества. Все сказан-  

ное не означает, что в этом анализе нет места пробле-  

мам личности. Как уже отмечалось, безличный харак-  

тер общественных отношений как отношений между со-  

циальными группами не отрицает и их определенной  

<личностной> окраски, поскольку реализация законов  

общественного развития осуществляется только через  

деятельность людей. Следовательно, конкретные люди,  

личности являются носителями этих общественных от-  

ношений. Понять содержание и механизм действия за-  

конов общественного развития нельзя вне анализа дей-  

ствий личностей. Однако для изучения общества на этом  

макроуровне принципиально важным является то, что  

В. И. Ленин охарактеризовал как важнейшее открытие  

в системе материалистического понимания истории, соз-  

данного Марксом, положение о том, что для понимания  

исторического процесса очень важно уметь свести дей-  

ствия отдельных личностей к действиям классов По-  

этому марксистская социология рассматривает личность  

именно в этом ее качестве--как представителя опре-  

деленной социальной группы. В. А. Ядов, отмечая эту  

специфику социологического интереса к личности, ус-  

матривает ее в том, что для социологии личность <важ-  

 

См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 430,  

 

S?2  

 

на не как индивидуальность, а как обезличенная лич-  

ность, как социальный тип, как деиндивидуализирован-  

ная,деперсонифицированная личность>. Сходное реше-  

ние предлагает и Е. В. Шорохова: <Для социологии  

личность выступает как продукт общественных отноше-  

ний, как выразитель и конкретный носитель этих отно-  

шений, как субъект общественной жизни, как элемент  

общественной системы, как член определенной со-  

циальной общности. Эти слова не следует понимать  

так, что конкретные личности совсем выпадают из ана-  

лиза. Знание об этих конкретных личностях есть знание  

о том, как в них воплощаются значимые для группы ха-  

рактеристики и как они, в свою очередь, представляют




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 451
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь