|
Андреева Г.М. » Социальная психологияэффективности прикладного исследования? Определен но, нет. Эффективность социально-психологического ис- следования не может быть измерена лишь подсчетом то- го, насколько экономически эффективнее работает кол- лектив. Другая сторона вопроса-социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности - не менее важная характеристика. Благоприятный пси- хологический климат может означать не только повы- шение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров. Вместе с тем благоприят- ный психологический климат улучшает настроение кол- лектива, каждого отдельного работника, стимулирует его к повышению собственной культуры, развивает в лю- дях активность, общительность, чуткость по отношению друг друга и т. п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не сущест- вует. Следовательно, при оценке эффективности при- кладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, ска- зать, что одно из них эффективно, а другое-нет, судя только по количеству увеличившейся продукции в од- ном из изученных коллективов. Положительные изме- нения, которые произошли во втором коллективе, может быть, дадут знать о себе значительно позже, но из этого не следует, что сегодня работу исследователей можно подвергнуть критике, как <неэффективную>. Улучшение способов определения эффективности прикладных ис- следований в социальной психологии - актуальная за- дача.
Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство. В социальной психологии специфически решается проб- лема <внедрения>. Не всегда социальный психолог сам в состоянии внедрить свою рекомендацию. Он может дать очень серьезный анализ, например, деятельности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за
384
того, что руководитель не обеспечивает оптимальной ра- бочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не на месте и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог. В каждом учреждении, на каждом предприятии есть своя система выдвижения и замены кадров, и принятие решения по этому вопросу есть компетенция администрации, профсоюза, общест- венных организаций, но никак не социального психоло- га. Таким образом, в ряде случаев возникает дистанция между <знанием> проблем и <решением> их: субъекта- ми знания и решения являются разные звенья органи- зации социального процесса. Если же согласиться с тем, что роль социальной психологии при проведении прикладных исследований чисто консультативная, то это вновь заставляет задуматься над вопросом об из- мерении эффективности таких исследований. Для реше- ния его, безусловно, прежде всего необходимо накоп- ление некоторого опыта.
Вторая сторона проблемы эффективности социально- психологических исследований, касается не только при- кладной области, но всей науки в целом. Однако в свя- зи с практикой прикладных исследований эта проблема встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в прин- ципе можно ожидать от социальной психологии с точки зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете должна привести хорошо налаженная система исследо- ваний. Можно допустить, что развитие социальной пси- хологии будет осуществляться весьма быстрым темпом, что многие частные вопросы, так же, как и вопросы ор- ганизации прикладных исследований, будут успешно ре- шены. Что тогда общество может потребовать от со- циальной психологии? Что она сможет дать ему? Иными словами, старый вопрос <Что может и чего не может социальная психология?> должен теперь быть рассмот- рен на более широком фоне, на фоне возможностей пси- хологической науки в целом.
Одно из решений этого вопроса, предложенное в за- падной социальной психологии, состоит в признании за этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой личностью. Старая дискуссия на тему о том, насколько психология может вмешиваться в интимный мир чело- веческих помыслов, стремлений, эмоций, решается от-
13 Г. М. Андреева 385
дельными представителями психологии в капиталисти- ческих странах в том плане, что за психологией приз- нается право непосредственно манипулировать лич- ностью, т. е. задавать ее поведение, ее реакции, ее внут- ренний мир. Наиболее полное выражение эта идея по- лучила в книге Б. Скиннера <По ту стороны свободы и достоинства>, где была разработана так называемая <рациональная поведенческая технология>. Ее сущность заключается в том, что в обществе выделяется особая группа операторов, которая обеспечивает на основе представлений о рациональном поведении манипуляцию всеми остальными людьми. Высказывается утверждение, что для этих последних подобная перспектива является благом, поскольку с них снята тяжесть принятия реше< ний, осуществления бесконечных выборов и т. д. Опера- торы манипулируют людьми, в каждом случае проду- цируя оптимальное поведение. Поэтому выигрывает об- щество, выигрывают сами люди, <освобожденные> от свободы, достоинства и т. д.
Предложения, сделанные в этой работе, настолько очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы чело- веческой личности, что они встретили самый резкий от- рицательный отклик в американской литературе. Мно- гие критики книги Б. Скиннера открыто заявляли, что нарисованная перспектива отдает фашизмом. Идея ма- нипуляции человеческой личностью, доведенная до ло- гического конца, приводит к неприемлемой для челове- чества перспективе <вмешательства> психологии в свя- тая святых человеческой личности. Как по идеологиче- ским, так и по теоретическим (идеи Скиннера и в этой книге основаны на бихевиористских позициях) причи- нам предложенное решение вопроса о возможностях психологической науки не может быть принято.
Решение этого вопроса в рамках марксистской тра- диции социально-психологического знания опирается на основные принципы материалистического понимания ис- тории. Общество развивается по объективным законам, что не означает исключения из рассмотрения сознатель- ной деятельности людей. По мере общественного про- гресса возможности этой сознательной деятельности лю- дей расширяются: прогресс человеческой свободы со- стоит в том, что люди начинают осознавать не только ближайшие, но и отдаленные последствия своих дейст-
вий. Условием возрастания роли сознательных действий людей в обществе является общественная собственность на средства производства, расширение степени свободы как от сил природы, так и в области общественных от- ношений. Коммунизм как общественный строй представ- ляет собой такую стадию в развитии общества, когда возможность сознательного управления общественными процессами проявляется в полной мере.
Весь комплекс общественных наук призван сыграть свою роль именно в совершенствовании процесса управ- ления социальными процессами. Особое место в решении этой общей задачи должна найти и социальная психо- логия. Ей предстоит выделить те социальные процессы, где именно она, своими средствами и методами, может служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей форме решение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следующем: социальная психология не может и не должна претендовать на манипулирование каждой отдельной человеческой личностью. Она долж- на способствовать оптимизации отношений между людьми, условий для развертывания <сущностных сил> человека. Социальная психология направляет свои ре- комендации не в сторону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторону такого развития отно- шений между людьми, при котором каждый сможет сво- бодно осуществить свой выбор и выбор этот будет оп- тимальным с точки зрения как потребностей общества (группы), так и с точки зрения отдельной личности. Ес- ли теперь перейти от этой общей постановки вопроса к более конкретному описанию роли социального пси- холога, дающего эффективные рекомендации, то она выглядит примерно следующим образом.
Если социальный психолог проводит свои исследова- ния на промышленном предприятии, то его позицию можно условно обозначить как позицию человека, нахо- дящегося в центре треугольника: администрация- профсоюзная организация-рабочие. Здесь существует три ряда отношений: между администрацией и профсою- зом, между администрацией и рабочими, между проф- союзом и рабочими. Социального психолога интересуют все три аспекта этих отношений, свои рекомендации он делает относительно всех трех направлений этих отно- шений. Он не <воздействует> ни на профсоюз, ни на
представителей администрации, ни на рабочих, он <воз- действует> на отношения между ними, оптимизируя их. Это конкретное представление того, как может быть по- нята роль социальной психологии в совершенствовании управления социальными процессами.
При этом следует иметь в виду еще одно обстоя- тельство. Было бы наивно думать, что в результате ре- комендаций, полученных в прикладных исследованиях, могут быть немедленно решены все проблемы, возни- кающие в различных сторонах жизни общества. Пере- оценка возможностей прикладного исследования так же опасна, как и игнорирование его результатов. По- видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограни- чений.
Прежде всего, социальная психология имеет дело лишь с определенной, а именно психологической сторо- ной общественных явлений. Развитие общественных от- ношений осуществляется по своим собственным зако- нам, и всякое преувеличение роли психологической сто- роны недопустимо. Любое исследование межличностных отношений в группе, как бы квалифицированно оно не было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, де- терминирующих поведение членов изучаемой группы. Корректная объяснительная модель функционирования группы может быть лишь результатом комплексных исследований, предпринимаемых всей совокупностью общественных наук.
Во-вторых, хотя прикладное социально-психологичес- кое исследование в состоянии выработать хорошую ре- комендацию, следование ей обусловлено многими прак- тическими соображениями-экономическими возмож- ностями, плановыми заданиями и т.д. Чтобы точно обоз- начить сферу эффективности социальной психологии, на- до заранее разработать класс задач, которые, действи- тельно, могут быть решены ее средствами в каждой сфе- ре жизни общества. Для того чтобы прикладные иссле- дования в области социальной пси- хологии были хорошо оснащены с профессиональной точки зрения, не- обходимо решить две задачи - организовать подготовку кадров и создать систему социально-психологической службы. В настоящее время остро обсуждается вопрос
Организация со- циально-психологи- ческой службы
о создании психологической службы в нашей стране т. е. о создании системы таких организаций, которые ве- дали бы выполнением целого ряда прикладных исследо- ваний в различных сферах жизни общества. Среди мно- гочисленных задач, которые призвана решить психоло- гическая служба, видное место занимают именно со- циально-психологические задачи.
В современных условиях прикладные исследования проводятся научными коллективами университетов, ин- ститутов--как учебных, так и академических-на об- щественных началах, по хоздоговорам, на основе твор- ческих содружеств с предприятиями и т. п. Кроме это- го, непосредственно в системе народного хозяйства и культуры появились специальные организации, которые проводят такие исследования не <извне> соответствую- щих ведомств, а <изнутри> них. Однако, пока эти орга- низации не связаны в единую систему, они скорее эпи- зодичны. Лучше всего дело обстоит в промышленности, в спорте, частично в системе охраны общественного по- рядка. Но даже и здесь звенья психологической служ- бы. не обладают единым статусом, единой системой тре- бований, единым штатным расписанием. Поэтому иссле- дования, которые часто проводятся по одной и той же тематике, не могут быть сравниваемы по своим резуль- татам. Ситуация, выявленная в одной отрасли промыш- ленности по социально-психологическим характеристи- кам, не может быть сравнима с ситуацией в другой отрасли промышленности. Методики, зарекомендовав- шие себя у одной группы исследователей, неизвестны другим группам и т. д. Кроме того, затруднено кон- сультирование сотрудников этих разрозненных ячеек прикладных исследований со стороны ведущих профили- рующих научных учреждений, порой они не обеспече- ны нужными кадрами, так как и здесь имеет место рас- согласование профиля нужных специалистов и специа- лизации, даваемой в университетах.
Создание социально-психологической службы пред- назначено для ликвидации всех этих неувязок. Предва- рительным условием создания такой службы является четкое вычленение проблематики исследований в каж-
Материалы <Круглого стола>.- <Психологическая служба в СССР>.-<Вопросы психологии>, 1979, № 2, 3.
дои специфической области общественной жизни, со- ставление своеобразного перечня функций социального психолога, будь это промышленное производство, служ- ба быта или иные области общественной жизни. Инте- ресный опыт подобного рода имеется у социальных пси- хологов ГДР. Здесь сотрудниками университета им. Фридриха Шиллера (где в основном и сосредоточе- на подготовка социальных психологов ГДР) составлен перечень тех проблем, которые может решать социаль- ный психолог на промышленном предприятии. После со- ответствующего обсуждения круга этих вопросов сов- местно с представителями промышленности такой пере- чень функций утвержден и действует теперь как офи- циальное предписание для работы социальных психоло- гов в промышленности. В нашей стране прообразом пси- хологической службы в промышленности являются раз- личные социологические и социально-психологические лаборатории, созданные на многих промышленных пред- приятиях, а также отделы НОТ, в составе которых все чаще начинают работать также и психологи. Офи- циально утверждена должность <психолог> на промыш- ленном предприятии. Во многих отраслях промышлен- ности созданы специальные отраслевые институты по- вышения квалификации руководящих кадров, где иног- да на специальных кафедрах, иногда в составе других кафедр работают психологи. Хотя эта форма деятель- ности не связана непосредственно с прикладными ис- следованиями, а представляет собой педагогическую ра- боту, в действительности это тоже важный канал осна- щения производства психологическими знаниями и осо- бенно знаниями по психологии управления.
В системе охраны общественного порядка тоже сде- ланы первые шаги. Так, например, теперь психолог вместе с юристом нередко работают в детских комнатах милиции с целью организации профилактики противо- правного поведения, особенно среди несовершеннолет- них.
Однако так обстоит дело далеко не везде. Есть це- лые большие отрасли экономики и культуры, где необхо- димость прикладных исследований по социальной пси- хологии признается давно, но не сделано шагов по ор- ганизации психологической службы. Исследования про- водятся и здесь, но чаще, на основе хозяйственных до-
говоров с привлечением специалистов, а не силами соб- ственных специалистов. Это относится к области средств массовой информации, к сфере торговли и быта, нако- нец, к той области, которую в последнее время все чаще именуют <служба семьи>. Для того чтобы представить себе более конкретно проблематику прикладных иссле- дований в каждой из названных сфер, полезно рассмот- реть основные направления возможных социально-пси- хологических исследований на прикладном уровне.
Глава 18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социально-психоло- Промышленное производство яв-
поелТо- на сегодняшний день глав- изводства заказчиком на прикладные со- циально-психологические исследо- вания. Введение должности психолога на промышлен- ных предприятиях, работающего либо в специальных Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|