|
Андреева Г.М. » Социальная психологиягипотезы. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты, которые ученый вправе использовать. Но непосредственная цель
Специфика приклад- ного исследования в социальной пси- хологии
прикладного исследования - проверить выдвинутую практикой гипотезу.
В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования ре- комендаций, но и указание направления, а порою и сроков, этапов их внедрения в практику. Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундамен- тальном исследовании, хотя и здесь может поощряться. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.
Все сказанное означает, что прикладное исследова- ние требует особой квалификации исследователя, опре- деленных навыков, его большой моральной и социаль- ной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о при- кладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.
Как уже отмечалось, бурное раз- витие социально-психологических исследований в нашей стране в зна- чительной мере было стимулирова- но именно потребностями практики. Это наложило свой отпечаток па становление самой научной дисциплины. Если нормальный ход развития науки заключается в том, что развитие фундаменталь- ных исследований обгоняет развитие прикладных иссле- дований, когда фундаментальные исследования <за- дают> проблематику, а прикладные проверяют на прак- тике истины, полученные в фундаментальных исследо- ваниях, то в социальной психологии имеет место опре- деленный <обгон> фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Нерешенность, спорность, дискуссионпость многих проблем социально-психологи- ческого знания не позволяет практике <ждать> того мо- мента, когда все эти вопросы получат окончательные ответы. Практические запросы становятся не только настоятельными, но и требующими достаточно быстрых решений. Такая ситуация порождает как положитель- ные, так и отрицательные моменты для развития со- циальной психологии. Положительные моменты заклю- чаются в том, что различные области народного хозяй- ства и культуры финансируют социально-психологичес- кие исследования и тем самым создают благоприятные
<377
возможности для развития науки; отрицательные момен- ты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, постав- ленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследова- ний. Происходит это не потому, что социальные психо- логи не хотят добросовестно работать, а потому что уро- вень развития науки не всегда позволяет им дать все- сторонний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой ситуации мыслимы две стратегии поведения ис- следователя перед заказчиком: можно прямо очертить круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые дать ответ нельзя в связи с наличным уровнем развития науки; можно согласиться со всеми предло- женными проблемами, <принять> их как заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знаний. Первую позицию занять труднее: многие полагают, что такого рода <признания> в неспособности социальной психологии решить определенные вопросы компрометируют науку. На поверхности вторая пози- ция выглядит не только как более привлекательная, но и как более <смелая>. Однако полученный в иссле- довании результат при условии выбора второй страте- гии может нанести социальной психологии несоизмеримо больший урон, чем первая модель поведения.
Конечно, престиж социальной психологии в общест- ве во многом зависит от того, насколько плодотворны ее практические приложения, но вряд ли можно всерьез думать, что престиж этот может долгое время удер- жаться на таких практических рекомендациях, которые не фундированы всерьез предшествующими им <чисто> научными разработками. Развитие прикладной социаль- ной психологии в качестве своего важнейшего условия "имеет развитие фундаментальных исследований, касаю- щихся основных проблем данной науки, на современном "Этапе шраади биле корректной позицией является по- зиция точного указания на то, что <может> и чего <не может> сегодня социальная психология. В тех областях, где прикладные социально-психологические исследова- ния возможны, социальный психолог должен подойти к ним с максимальной ответственностью. Названные спе- цифические черты прикладных исследований в полной
мере представлены и в социальной психологии. Зачас- тую здесь они обрастают еще целым комплексом специ- фических трудностей.
Следует помнить, что всякое социально-психологи- ческое исследование, проведенное <в поле>, есть вмеша- тельство исследователя в реальный коллектив, где njo исходит своя обс1венная жизнь, скл адываются опреде- ленные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром" своих собственных мыслей, чувств, отно_Ц1шш_Приход социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельнос- ти не должен разрушить этот естественный процесс. Именно здесь социального психолога и поджидает ряд затруднений.
Во-первых, они связаны с особенностями применяе- мых в социальной психологии методик. Как мы устано- вили, все они базируются на том, что источник полу- чения информации - человек. Вся стратегия прикладно- го исследования построена на том, что исследователь по- стояннозаимодеиствует-с людьми,-включенными-в "реальный п"рТ)цесс жизнедеятельность-Но" человек в реальной социальной ситуации-это" не Н-сиьнуимый в~ лаборатории. Там, когда он прихидит на эксперимент, он настроен "соответствующим образом, он в каком-то смысле <отключен> от своих житейских проблем. Давая ответы на различные вопросы, выполняя задания экс- периментатора, он <настроен на волну> эксперимента. В процессе же своей трудовой, учебной или спортивной деятельности, где застал его социальный психолог, про- водящий исследование <в поле>, такой <испытуемый> перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Зна- чит, отвечая на вопросы интервью, заполняя_социомет- рическую карточку_и_ т. д., он не выключен полностью из системы окружающих его отношений, )то дает боль- ШОЙЦыигрыш-полевому социально-п сихолмическоМУ и сследованию, ~пoмoгaeт избежать <стерильности>си- туаций, возникающей в лаборатории, но это же и за- . сТавляеТ" улавливать такие <переменные>, которые чрез- j, вычайно трудно учесть. Предположим, что исследова- " тель приходит в цех и хочет изучить вопрос о характе-
ре отношений в коллективе по <вертикали> - между ра- бочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, вы- говор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоцио- нальная оценка ситуации в момент проведения исследо- вания может дать такой <сдвиг> в данных, кото- рый исказит всю картину взаимоотношений. Дело со- циального психолога, проводящего исследование <в по- ле>,-уметь найти коэффициенты подобных искаже- ний, что сделать далеко не всегда удается.
Другой вопрос касается самого времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологичес- кие методики громоздки, они требуют значительного "времени на их применение, сли исследование прово- рить R ряпОЧР.Р ррт, ПНп МОЖРТ НЯруПТНТЬ ПрОИЗВОД- ственный ритм."Ьсли проводить его после-ра- оочеи-смены - это значит задержать людей на ДОВОЛЬНО-JHd4HICAbHU ЦМЯ, А.Ц1Я V НИХ МШГ tihITh l"Ww rnrRpHHTp пТяны ндчтп пррмя Огтякит щбровЪцев> (чаще всего к этому приходится прибе- гать) означает известное смещение выборки, к тому же по некоторым методикам бывает необходим сплошной опрос. Нет единого алгоритма для решения этих проб- лем: в каждом конкретном случае приходится прини- мать решение о пути, идя по которому, понесешь наи- меньшие потери. Но важно знать об этих трудностях, иметь их в виду, быть озабоченным ими. Такое знание служит порукой тому, что будут, действительно, реали- зованы все возможности для снятия негативных эффек- тов и найдено оптимальное решение.
Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ администра- ции, руководства и т. д. Выявление ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом содержит-экспли- цитно или имплицитно - определенные критические за- мечания, часто в адрес тех людей, от деятельности ко- торых зависят недостатки и которые в то же самое вре- мя являются заказчиками исследования. Социальный психолог должен быть осмотрителен, чтобы своими дан- ными не осложнить отношений в реальном коллективе. Очень важно абсолютно точно обозначить свою роль. Иногда в реальных группах, где впервые проводится со-
циально-психологическое исследование, исследователя принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контро- лера и т. д. Вместо ответов на задаваемые вопросы сле- дуют различные просьбы, а порой и жалобы. Это при- своение чужой роли иногда необходимо по методике, но чаще такой необходимости нет. В таком случае прямой долг исследователя-максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собствен- ные функции и задачи. Понятно, что при изложении этих вопросов он должен соблюсти все те правила, ко- торые требуются задачей исследования.
Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в со- циальной психологии, ак для психологии вообще, так и для социальной психологии особенно сложно пользо- ваться теми понятиями, которые имеюг большое распро- странение в обыденной речи и обрастают здесь часто случайными коннотациями. Такие психологические тер- мины, как <личность>, <деятельность>, <ценность>, ши- роко используются в повседневной жизни. Любая мето- дика, включающая эти термины, без заботливого опе- рационального их определения может дать нежелатель- ный эффект, если испытуемые будут понимать предло- женные термины в том смысле, к которому они привык- ли в повседневных ситуациях. Значит, первая пробле- ма, которая встает перед социальным психологом, с точ- ки зрения требований к языку исследования заключает- ся в своеобразной <адаптации> этого языка по отноше- нию к испытуемому. Это правило необходимо соблюдать еще и по другой причине: отдельные термины просто могут быть не понятны или восприниматься слишком ситуативно (например, в вопросе интервью: <Часто ли Вы ходите в кино?>, предлагаемые интервалы будуг весьма различны для молодого холостого мужчины и для пожилой, не очень здоровой женщины). Важны не только термины, но и контекст, в котором они приме- няются людьми на основе их собственной жизненной позиции.
Другая сторона проблемы языка прикладного иссле- дования связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказываются как бы скомпромети- рованными их употреблением за пределами науки.
В соответствующих разделах такие понятия уже упоми- нались: <конформист>, <авторитарный лидер>, <фор- мальная группа> и т. д. Есть достаточно большой и огорчительный материал относительно того, какие проб- лемы возникают порой у исследователей с использова- нием этих терминов. Слово <конформист>, имеющее не- гативный оттенок в повседневной жизни и в политичес- кой сфере, рассматривается как обидное, если оно адре- суется испытуемому в его диалоге с исследователем. В одном большом заводском коллективе после оглаше- ния результатов исследования по стилю руководства возникло настоящее негодование тех руководителей, чей стиль был определен как <авторитарный>. Социальный психолог не может не считаться с нормами повседнев- ного употребления терминов, при которых такие ситуа- ции становятся возможными.
Конечно, трудности языка прикладного социально- психологического исследования не являются главными. Гораздо более значимы проблемы, связанные с возмож- ным искажением социально-психологической информа- ции, возникающим в условиях <реальной жизни>, и с вопросами этики. Поэтому всякое проведение приклад- ного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной от- ветственности. Элементарная вежливость, общитель- ность-все это само собой разумеющиеся качества, так- же необходимые при любой работе с людьми, но в дан- ном случае речь идет о том, что все это должно быть подчинено главному-умению понять свое исследова- ние в контексте реальной жизни, реальных требований общества, реального права каждого человека на то, что <вмешательство> науки не принесет ему дополнитель- ных осложнений и тем более вреда. Высокая моральная и социальная ответственность социального психо- лога является обязательным усло- вием и при решении вопроса об эф- фективности прикладных исследо- ваний. Из всего сказанного выше ясно, что прикладное исследование, финансируемое каким-то конкретным за- казчиком, должно давать определенную <отдачу>, в про- тивном случае оно не будет получать необходимые средства. Для многих других областей науки, где прак-
Эффективность прикладных иссле- дований в социаль- ной психологии
тика прикладных исследований достаточно давно разви- та, вопрос об эффективности не представляет особой сложности. Особенно это относится, например, к эконо- мическим прикладным исследованиям. В системе психо- логических наук такие области, как психология труда и инженерная психология, также имеют достаточно проч- ные формы определения эффективности своих исследо- ваний. Как правило, в данном случае подсчитывается экономическая эффективность, т. е. тот прямой экономи- ческий выигрыш, который можно получить от внедрения того или иного результата исследования. Резуль- таты исследований могут быть сравнимы, с той точки зрения, которое из них более, а которое менее эффек- тивно.
В области социальной психологии проблема эффек- тивности не решается столь просто. В ней нужно разли- чать две стороны: в чем может проявляться эффектив- ность каждого отдельного исследования (и соответст- венно, как измерять ее) и что значит эффективность социальной психологии в широком плане (т. е. каковы возможности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения результатов исследований) ? Каждая из этих сторон имеет свои собственные проблемы.
Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко представить се- бе такую ситуацию, что исследование, предположим, психологического климата промышленного предприятия приведет к таким существенным преобразованиям в об- ласти трудовой дисциплины и производительности тру- да, что предприятие резко начнет перевыполнять пла- ны, экономить сырье и т. д. При этом эффект социаль- но-психологического вмешательства получит денежное выражение. Правда, такой подсчет никогда не может быть гарантированным от ошибки: только ли вследст- вие исследования климата произошли все названные изменения в коллективе промышленного предприятия? Или, может быть, здесь одновременно имели место и совсем другие процессы, в ходе которых возникли но- вые <переменные> (например, улучшение условий труда не в силу рекомендации социальных психологов, а в си- лу объективно изменившихся возможностей материаль-
Ш
ного обеспечения>). Развести точно различные причины в этом случае не так-то просто.
Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы научимся считать экономический выигрыш от внедре- ния социально-психологических рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|