|
Андреева Г.М. » Социальная психологиядействия, но в систему общества. Поэгому и ее деятель- ность регулируется всей системой общественных отно- шений. Хотя на разных уровнях этой деятельности вклю- чается определенный уровень диспозиционного механиз- ма, высшие его уровни гак или иначе-не обязательно в прямом виде,- но через сложные системы опосредо- вания также играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях.
Особое значение имеет также и та идея, что на выс- ших уровнях диспозиций когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты проявляются в специфичес- ких формах и, главное, удельный вес каждого из них различен. Естественно, что в относительно более прос- тых ситуациях при необходимости действовать с более или менее конкретными социальными объектами аффек- тивный компонент играет значительную роль. Иное де- ло - самые высшие уровни регуляции поведения и дея- тельности личности, где сама эта деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления, осоз- нания в достаточно сложных системах понятий. Здесь при формировании диспозиций (будь то базовые со- циальные установки или, в особенности, ценностные ориентации) преобладающее выражение получает ког- нитивный компонент диспозиций. Нельзя представить себе системы ценностных ориентаций личности, вклю-
чающей отношение к основным ценностям жизни, таким, как труд, мораль, политические идеи, построенной по преимуществу на эмоциональных оценках. Таким об- разом, сложность иерархической системы диспозиций за- ставляет по-новому подойти и к пониманию соо/ноше- ния между тремя компонентами диспозиционны обра- зований. /
С позиций предложенной концепции появлялся воз- можность по-новому объяснить эксперимент Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется не только тем, что включены в регуляцию поведения <аттитюд на объект> и <аттитюд на ситуацию>, или тем, что на одном и том же уровне возобладал то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, но и более глубокими соображе- ниями. В каждой конкретной ситуации поведения <ра- ботают> разные уровни диспозиций. Они по своему со- держанию могут различаться: например, в описанной Лапьером ситуации ценностные ориентации хозяев оте- лей (поскольку это представители определенного со- циального слоя) могли сформироваться под воздейст- вием норм господствующей идеологии, т. е. включать в себя негативное отношение к лицам неамериканского происхождения, возможно, ложные стереотипы относи- тельно китайской этнической группы и т. д. Этот уро- вень диспозиций и <срабатывал> в ситуации письменно- го ответа на вопрос, будет ли оказано гостеприимство лицам китайской национальности. Вместе с тем в ситуа- ции конкретного решения вопроса об их вселении в отель, <срабатывал> тот уровень диспозиций, который регулирует достаточно привычный и элементарный по- ступок. Поэтому между таким аттитюдом и реальным поведением никакого противоречия не было, расхожде- ние касалось диспозиции высшего уровня и поведения в иной по уровню ситуации. Если бы с помощью какой- либо методики удалось выявить характер реального поведения на уровне принципиальных жизненных реше- ний, возможно, что там было бы также продемонстриро- вано совпадение ценностных ориентаций и реальной дея- тельности. Конечно, это пока гипотеза, и в действитель- ности такого продолжения эксперимента не существо- вало. Однако возможности концепции диспозиционной регуляции поведения личности проверены в других ис-
следованиях
там она доказывает свое право па су-
Изменение социаль- ных установок
ществование в качестве объяснительной модели при ин- терпретации экспериментальных данных.
Продуктивность основной идеи не снимает ряда ме- тодических и теоретических проблем, которые еще пред- стоит решить в рамках этой концепции. Как отмечает сам авор, одна из трудностей встречаемых здесь, со- стоит втом, что при анализе факторов, преобразующих диспозиционную систему, необходимо наряду с учетом социально значимого материала иметь в виду и неко- торые индивидуально-психологические особенности субъекта. Как они должны быть соотнесены между со- бой, во многом зависит от решения более общего во- проса о соотношении личностных характеристик и ин- дивидуально-психологических особенностей человека, т. е. от решения одного из принципиальных вопросов общепсихологической теории личности. Одна из главных проблем, возни- кающих при изучении социальных установок, это проблема их измене-
ния. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект,
может изменяться. Степень их изменяемости и подвиж- ности зависит, естественно, от уровня той или иной дис- позиции: чем сложнее социальный объект по отношению к которому существует у личности определенная диспо- зиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды, т. е. социальные установки в точном значе- нии этого слова за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень дис- позиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком нет, прогноз этого реального пове- дения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, по- ведение спрогнозировано быть не может до тех пор, по- ка не известно направление, в котором произойдет сме-
Ї Проблемы социального регулирования на промышленных предприятиях. Под ред. И. М. Поповой. Киев, 1973.
на аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих из- менение социальных установок, превращается в принци- пиально важную для социальной психологии задачу.
Проблема изменения аттитюдов представляет собой самостоятельный раздел западной социальной психоло- гии. Здесь выдвинуто много различных моделей/объяс- нения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые принимаются в том или ином ис- следовании. Поскольку большинство исследований ат- титюдов осуществляется в русле двух основных теорети- ческих ориентаций западной социальной психологии- бихевиористской и когнитивистской - постольку наи- большее распространение и получили объяснения, опи- рающиеся на принципы этих двух направлений.
В бихевиористски ориентированной социальной пси- хологии (здесь исследования социальных установок свя- заны с именем К. Ховланда) в качестве объяснительно- го принципа для понимания факта изменения атти- тюдов используется принцип научения: аттитюды чело- века изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изме- нять ее. Критические соображения относительно ограни- ченности принципа подкрепления хорошо известны, и в данном случае в нашу задачу не входит его подробное рассмотрение. Важно подчеркнуть только, что с точки зрения принимаемых нами методологических принципов исследования социальных установок объяснение их из- менения через подкрепление принципиально неприемле- мо. Если всякий аттитюд формируется на основе пред- шествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии <включения> социальных факторов. Подкрепле- ние в бихевиористской традиции не связано с такого ро- да факторами. Подчиненность же самой социальной ус- тановки более высоким уровням диспозиций еще и с этой стороны обосновывает необходимость при исследо- вании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов.
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок отыскиваются в терминах так
называемых <теорий соответствия> (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Это означает, что изменение установки всякий раз про- исходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталки- вается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут воз- никать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потреб- ность индивида в восстановлении когнитивного соответ- ствия, т. е. упорядоченного, <однозначного> восприятия внешнего мира. Опять-таки общие критические возраже- ния против абсолютизации принципа когнитивного соот- ветствия здесь рассматриваться не будут, они достаточ- но широко обсуждены в литературе. В данном кон- тексте необходимо лишь подчеркнуть, что при принятии такой объяснительной модели снова все социальные де- терминанты изменения социальных установок попросту элиминируются. Поэтому такая объяснительная модель в рамках принятых нами методологических принципов снова оказывается не пригодной.
Для того чтобы найти адекватный подход к пробле- ме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психо- логическое содержание этого понятия. Как справедливо отмечает П. Н. Шихирев, эта специфика заключается в том, что данный феномен обусловлен <как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойст- вом регуляции поведения человека, как существа, спо- собного к активной, сознательной, преобразующей про- изводственной деятельности , включенного в сложное переплетение связей с другими людьми. Поэтому в от- личие от социологического описания изменения социаль- ных установок здесь не достаточно выявить только со- вокупность социальных изменений, предшествующих из- менению социальных установок и объясняющих их.
"Андреева Т. М., Богомолова Н. Н., Петров- ская Л. И. Современная социальная психология на Западе (тео- ретические направления). М" 1978.
Ш н хирев П. Н. Социальная установка как предмет со- циально-психологического исследования.-В кн.: Психологические проблемы социальной концепции поведения. М., 1976, с. 282.
; дддэт"-"-"
т-
Раздел V
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 17
ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Статус прикладного Проблематика социальной психоло-
оТн > настоящее время является весьма актуальной не только в пла- не развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необхо- димо уяснить, какова же специфика прикладного иссле- дования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках <чистой> науки.
В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследований. Одна из клас- сификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запро- сами практики. Именно по этому критерию все исследо- вания можно разделить на фундаментальные и при- кладные. Но это такой <сильный> признак научного исследования, что он в значительной мере модифици- рует и все другие характеристики исследовательской деятельности. Очевидно, в самом общем виде различие между любым прикладным и фундаментальным иссле- дованием сводится к тому, что в рамках первого отчет- ливо просматривается преимущественно ориентация на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как в рамках второго - отыскиваются способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований. Вопрос об их соотно- шении есть одна из актуальных проблем современного науковедения. Она становится особенно острой в усло-
виях научно-технической революции, влияющей на все сферы жизни общества, включая быт, культуру, психо- логию людей. В условиях научно-технической револю- ции радикально изменяется статус и роль науки в об- ществе, во много раз возрастает ее авторитет и вмес- те с тем усложняется сама организация научного иссле- дования, в том числе и прикладного. Значение этих проблем в условиях развитого социалистического обще- ства подчеркивалось в ряде партийных документов.
Сам факт появления в науке прикладных исследова- ний свидетельствует о резком возрастании роли науки в современном обществе. Ее превращение в непосредст- венную производительную силу проявляется и в том, что результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жиз- ни. В обществе развитого социализма, где во все боль- шей степени возрастают возможности сознательного управления социальными процессами, прямые <приложе- ния> науки к практике играют особую роль. Поэтому вопрос о связи науки и практики становится в нашей стране вопросом государственной политики: возникают специальные организации, осуществляющие прикладные исследования, в различных звеньях общественного ор- ганизма создаются специальные <службы>, представ- ляющие ту или иную науку. Это возрастание роли прикладных исследований заставляет специально об- судить вопрос о том, как должны строиться отношения между прикладной областью знания и ее фундамен- тальной частью.
Прикладные исследования в различных областях .науки обладают рядом общих черт. Их полезно выде- лить, чтобы потом выявить специфику прикладного ис- следования в социальной психологии. Цель всякого прикладного исследования-непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедре- ние результатов этого исследования в совершенствова- ние каких-то сторон материальной или духовной дея- тельности общества. Именно этим и обусловлены осо- бенности прикладного исследования.
Во-первых, прикладное исследование организуется нcrtocpc(Зc7вeлttQ__ПQ_.зaкaзу._кaкoгo-либo общественного института или учреждения. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой возникает отно-
шение <заказчик> - <исполнитель>. Эта линия отноше- ний требует особой регламентации, поэтому при осуще- ствлении всякого прикладного исследования, выполняе- мого по заказу, действуют некоторые нормы, установ- ленные юридические правила, согласно которым и за- казчик, и исполнитель обладают определенными права- ми и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследова- ния есть сфера общения профессиональной науки с не- профессиональной (относительно данной науки средой, постольку встает проблема языка прикладного исследо- вания. Это означает, что существующий в ряде наук профессиональный жаргон оказывается неприемлемым для изложения результатов прикладного исследования. Результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их <готовыми к употреблению>. Несмотря на тривиальность этой исти- ны, данная проблема оказывается сложнейшей пробле- мой нашего времени, поскольку разрыв между профес- сиональным и обыденным языком достигает порой су- щественной степени. Проблема <перевода> терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально ана- лизировать меру допустимости употребления специаль- ной терминологии, а с другой стороны, меру допустимос- ти ее упрощения.
В-третьих, прикладное исследование использует спе- цифический вид гипотез. Источником формирования ги- потез здесь не обязательно является какая-либо соот- ветствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений. Эти практические со- ображения предстают как некоторый <веер> возможных решений, и один из вариантов решения проверяется в исследовании. Отсюда следует чрезвычайно важный вы- вод. Нормой всякого научного исследования является соответствие уровня полученного обобщения проверяе- мой гипотезе, т. е. обобщение не должно претендовать ни на что иное, кроме подтверждения или отвержения Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|