|
Андреева Г.М. » Социальная психологияной психологии личность должна быть исследована в общении с другими личностями, хотя такой аргумент также иногда выдвигается. Он должен быть отвергнут потому, что в принципе и в общей психологии имеет место большой пласт исследования личности в обще- нии. В современной общей психологии довольно настой- чиво проводится мысль о том, что общение имеет право на существование как проблема именно в рамках общей психологии .
Шорохова Е. В. Ук. соч., с. 71.
См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психоло- гии.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М" 1975.
330
По-видимому, при определении специфики социально- психологического подхода к исследованию личности надо исходить из двух соображений: во-первых, из по- нимания самого предмета социальной психологии во- вторых, из какого-нибудь одного принимаемого в общей психологии понимания личности. Если теперь опереть- ся на предложенное в самом начале определение пред- мета социальной психологйи_(каклукйизудщд.ш.- конщднииеятьостилюдей, обслов-
ленные актом их_в_ключения в релъныбЦщае ГРУМЫ а также психологические характержтшзД-самдх
цАм W. -. huAluAB шмм. --мч~:м- ..-""- Mff nf
этих групп) а также налониманиеличностц,..".прЖ>-_ женно_е.А"..лДШ1ТЬш, то можно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Социальная психология не исследует специально вопрос о социальной обуслов- ленности личности не потому, что этот вопрос не являет- ся для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей психологией. Социальная психология пользуется опреде- лением личности, которое дает общая психология, вы- ясняет, каким образом, т. е. прежде всего, в каких кон- кретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою со- циальную сущность (через какие конкретные виды сов- местной деятельности).
Отличие такого подхода от социологического заклю- чается не в том, что для социальной психологии не важ- но, каким образом в личности представлены социально- типические черты, а в том, что она выявляет, каким об- разом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они выявились в большем объеме, а в других условиях ка- кие-то иные социально-типические черты возникли во- преки принадлежности личности к определенной со- циальной группе. Для этого, естественно, в большей ме- ре, чем в социологическом анализе, здесь делается ак- цент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система
межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмо- циональная регуляция.
От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии - нет. Отличие заключается в том, что со- циальная психология рассматривает поведение и дея- тельность <социально детерминированной личности> в конкретных реальных социальных группах, индивидуаль- ный вклад каждой личности в деятельность группы, при- Яйы,откоторх зависит величина этого вклада в об- щую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.
Можно сказать, что для социальной психологии славным ориентиром в исследовании личности являет- ся взаи.моотношен11е личности ,с_}уппой-(не просто 1ичность~ь группе, а ЦМеннор....ультат, который цилу- чается от взаимоотношения личности с конкретной группой).-/
На основании таких отличий социально-психологи- ческого подхода от социологического и общепсихологи- ческого можно постараться вычленить проблематику личности в социальной психологии. Нельзя сказать, что на современном этапе развития социальной психологии эта задача решена полностью, однако некоторые на- правления анализа просматриваются уже и сейчас до- статочно определенно.
Самое главное из них-это выявление JTCX законо- мерностей, которым подчиняется поведение и деятель- ность личности, включенной в определенную социальную группу. Но_такая проблематика немыслима как отдель- ный, <самостоятельный> блок исследованипредприпя- тхвне исследований_группы. Поэтому для реализации этой задачи социальноГ~психологией отношении изу- ения_лично?11инадо по существу возвратиться ко всем тем~проблемам, которыееШсс для группы, т. е. <по- вторить> проблемы, рассмотренные выше, но взглянуть на них с другой стороны-не-со стороны группы, а со тороны личности. Тогда это будет, напримрр, ддпблр ма лидерства, но_с тем оттенком, который гпя.чян с-..пич-
ностными характеристик
денияТили проблема мотивацией личности при учас- тин в коллективной Д?Я1?ДЬш?ги Ггдё"закономерности этой мотивации оудут изучаться в связи с типом сов- местной деятельности, уровнем развития группы); или проблема атракции, рассмотренная теперь с точки зре- ния характеристики некоторых черт эмоциональной сферы личности, проявляющихся особым образом при восприятии другого человека.
Короче говоря, это специфически социально-психоло- гическое рассмотрение проблем личности есть другая сторона рассмотрения проблем группы.
Но вместе с тем остается и еще ряд специальных проблем, которые в меньшей степени затронуты при анализе групп и которые тоже входят в понятие <со- циальная психология личности>. Если главный фокус анализа личности в социальной психологии-ее взаимо- действие с группой, то очевидно, что прежде всего не- обходимо выявление того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность. Для это- го важно изучение конкретного жизненного пути"7ПТЧ- ности, тех ячеек микро- и макросреды, через-которые она проходила путь своего развития. Товорятрадицион- ным язык" гптшяльной психологии, это проблема социализациилцчности. Несмотря на возможность__вы- деления в этой проблеме циологических и общепсихо- "логических аспектов, это специфическая проолема име"н- но социальной психологии личности. 6--ц ругой стороны, если изучена вся система воздей-
ствий на личность на протяжении ее формирования,_то теперь важно проанализировать, каков же результат, получившийся не входе пассивного усвоения этих воз- действий, но в ходе активного освоения личностью всей системы социальных связей. Как эта личность действуёг в условиях активного общения с другими в тех реаль- ных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедея- тельность,-это другая, как представляется, точно со- циально-психологическая проблема, связанная с изуче- нием личности. Опять-таки на традиционном языке со- циальной психологии эта проблема может быть обозна- чена как пблема социальноиусгановки. Это направ- ление анализа также достаточно логично укладывается в общую схему представлений социальной психологии о
взадмоотношениях личности и группы. Хотя и в этой проблеме часто усматривают и социологические и обще- психологические грани, она как проблема входит в ком- петенцию социальной психологии.
Не следует думать, что вычленение такой проблема- тики осуществлено только на основании схематических рассуждений. Вместе с попыткой обосновать общую ло- гику подхода здесь присутствует и простая апелляция к практике экспериментальных исследований: и в той и в другой из перечисленных областей осуществлено, по- жалуй, наибольшее количество исследований, выполнен- ных социальными психологами. Все это не означает, что при дальнейшем развитии социальной психологии, при расширении сферы ее теоретического поиска и экспери- ментальной практики не обнаружатся и новые сторо- ны в проблеме личности. Однако сегодня, если следо- вать определенной логике в построении системы со- циально-психологического знания, нужно признать не только в качестве <законных>, но и первоочередных среди проблем изучения личности проблемы социализа- ции и социальной установки.
Естественно, что <законность> этих проблем может быть обоснована только при условии, что <рядом> - в социологии и общей психологии-будут разрабатывать- ся свойственные этим дисциплинам проблемы. Социаль- ная психология в этом случае не будет заниматься не свойственными ей вопросами, а будет наиболее деталь- но разрабатывать свой собственный пласт с тем, чтобы внести свой вклад в комплексный подход к исследова- нию личности.
Глава 15 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие социализа- Термин <социализация>, несмотря "" личности цд gpQ широкую распространен- ность, не имеет однозначного тол- кования среди различных представителей психологичес- кой науки. В системе советской психологии употреб- ляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова <социализация>:
<развитие личности> и <воспитание>. Более того, иног- да к понятию социализации вообще- высказывается до- вольно критическое отношение, связанное уже не толь- ко со словоупотреблением, но и с существом дела. Эти критические позиции существуют как в среде психоло- гов, так и в среде социологов. Основания для критики в этих случаях порою различны, а порою и совпадают. Не давая пока точной дефиниции понятия социализа- ции, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс Rxnw- ния индивида в социалнсд.СШеИйЯ_Ц.ь?0:.. циaльHыx"lлияlT,"<пpйщeния его к системесо
. Одно из возражений и строится обычно на основе та- кого понимания. Оно заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально задана как социально детерминированная, то какой смысл говорить о <вхождении> ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утвержда- лась точка зрения, полагающая, .что новорожденное че- ловеческое существо не есть еще человеческое сущест- во и ему предстоит пройти путь <гоминизации>? Не сов- падает ли понятие социализации с процессом гоминиза- ции? Обычно в этом случае приводится соображение Л. С. Выготского в полемике с Ж. Пиаже, когда Вы- готский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоми- низироваться. Выготский настаивал на том, что ребе- нок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т. д. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к этому понятию.
Другое возражение строится на том, что термин <со- циализация> несет на себе определенную нагрузку лож- ных теоретических концепций: порой это связывают с тем, что проблематика социализации преимуществен- но разрабатывалась в рамках психоанализа, и это на- ложило определенный отпечаток на понимание самого процесса. Порой специфическое (и неприемлемое) тол- кование социализации обнаруживают у конкретных ав- торов и стремятся размежеваться именно с таким тол-
кованием. В работах Л. И. Божович совершенно спра- ведливо подвергается критике американский исследова- тель Чайд за его весьма своеобразное понимание со- циализации. Для Чайлдса социализация-это не столь- ко процесс, сколько определенная система знания, свое- го рода <псевдонаука>, которая должна встать над психологией и педагогикой, должна базироваться на системе откровенно идеалистических представлений о ребенке. Такое понимание социализации, действительно, совершенно не состоятельно и заслуживает самой серьезной как методологической, так и идеологической критики.
Наконец, сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в психологической и педагогической ли- тературе понятиями (<развитие личности> и <воспита- ние>). Это возражение весьма существенно, тем более, что в западной традиции социально-психологического знания одна из названных трудностей отсутствует: в английском языке нет специального термина <воспита- ние>, и слово <образование> используется как единст- венный термин. <Социализация> в этом языке не тре- бует разведения с понятием <воспитание>-содержание их более или менее идентично. Значит, этот вопрос за- служивает того, чтобы быть обсужденным специально.
Идея развития личности одна из ключевых идей со- ветской психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое методологическое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т. е. процесс его развития немыслим вне его социального раз- вития, а, значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему по- нятия <развитие личности> и <социализация> в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность лич- ности кажется значительно более четко представлен- ным именно в идее <развития>, а не <социализации>: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внима- ния-социальная среда и подчеркивается направление
См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в дет- ском возрасте. М., 1969.
ее воздействия на личность. Все эти аргументы также представляются весьма серьезными, но лишь при усло- вии, что социализация понимается именно так, как она представлена в этих рассуждениях. Вопрос заключает- ся в том, так ли она должна пониматься. Можно ведь мыслить процесс развития личности в активном взаимо- действии личности с социальной средой. Тогда каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рас- смотрение без опасения, что преимущественное внима- ние к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться его абсолютизацией, недооценкой -другого компонента. Все дело в том, что подлинно науч- ное, с точки зрения материалистической психологии, рассмотрение вопроса о социализации личности ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий <социализация> и <воспитание>. Как известно, термин <воспитание> употребляется в нашей литературе в двух значениях-в узком и широком смысле слова. В уз- ком смысле слова термин <воспитание> означает про- цесс целенаправленного воздействия на человека со сто- роны субъекта воспитательного процесса с целью пере- дачи, привития ему определенной системы представле- ний, понятий, норм и т. д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздейст- вия. В качестве субъекта воздействия здесь понимается специальный институт, человек, поставленный для осу- ществления названной цели. В широком смысле слова под <воспитанием> понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общест- во, и, как часто говорится в обыденной речи, <вся жизнь>. Если употреблять термин <воспитание> в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином <воспи- тание>. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется. Сделав это уточнение, мы и подходим к тому, как же понимается процесс социализации личности именно в советской со- циальной психологии.
/ Социализация - это двусторонний процесс, вклю- чающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную сре- ду, систему социальных связей; с другой стороны (час- то недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду." Именно на Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|