|
Андреева Г.М. » Социальная психологияпсихологии, то наличие их не вызывает сомнения. Рас- смотрим каждый из них подробнее.
Заражение. Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиоз- ные экстазы, массовые психозы и т. д. феномен зара- жения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, проявлений спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она прояв- ляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б. Д. Парыгина, <психического на- строя>. Поскольку это эмоциональное состояние воз- никает в массе людей, действует механизм многократ-
Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М" 1974, с. 281.
Пар ы г и н Б. Д. Основы социально-психологической теории, М" 1971, с. 10.
62
ного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает ор- ганизованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констати- оуют наличие особой <реакции заражения>, возникаю- щей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократ- ного <отражения> по моделям обычной цепной реак- ции. Естественно, что эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Это позволило Б. Ф. Поршневу назвать толпу <ускорите- лем>, который <разгоняет> склонность.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие че- рез заражение, является ситуация паники. Паника воз- никает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита ин- формации о какой-либо пугающей или непонятной но- вости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровите- ля пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гне- вом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, спо- собного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем па- ника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного от- ражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример с возникновением массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, ор- ганизованной радиокомпанией Эн-Би-Эс по книге Г. Уэллса <Война миров>. Массы радиослушателей са- мых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1200000 человек), пережили состояние, близкое к массовому психозу, пове- рив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается постановка литературного произведения (трижды это объявлялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек <лично>
Поршне в Б. Ф. Элементы социальной психологии.- В кн.: Проблемы общественной психологии. М" 1965, с. 172.
засвидетельствовали <появление марсиан>. Это явление было специально проанализировано американскими психологами.
Паника относится к таким явлениям, которые чрез- вычайно трудно поддаются исследованию. Панику нель- зя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны <сроки> ее возникнове- ния, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и за- ключается, что любой человек, оказавшись <внутри> системы паники, ей в той или иной степени поддается. Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили вы- делить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники, что возможно при том условии, что находятся силы, способные внести элемент рацио- нальности в ситуацию паники, определенным образом захватить <руководство> в этой ситуации. Кроме зна- ния циклов, необходимо также и понимание психологи- ческого механизма паники, в частности, такой особен- ности заражения, как бессознательное принятие опре- деленных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который сможет предложить обра- зец поведения, способствующий восстановлению нор- мального эмоционального состояния толпы, есть воз- можность прекратить панику.
Важным вопросом проблемы заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень развития некоторой общности оценок, установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в прак- тике найдены формы включения этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, яв- ляются аплодисменты. Они могут сыграть роль импуль- са, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма исполь- зуется в буржуазной пропаганде, где разработана осо- бая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до откры- того возбуждения: в частности, в фашистской пропаган-
де специальная психологическая служба разрабатывала способы вовлечения аудитории в состояние экстаза.
тия лич
Мера в которой различные аудитории поддаются за- рдению, зависит, конечно, и от общего уровня разви- тия личностей, составляющих аудиторию, и - более ддретно-от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в совре- менных обществах заражение играет значительно мень- шую роль, чем на начальных этапах человеческой исто- рии. Б. Ф. Поршнев справедливо отмечал, что, чем вы- ше уровень развития общества, тем критичнее отноше- ние индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь, тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно слабее действие механизма заражения.
Традиция, сложившаяся в западной социальной пси- хологии, обычно рассматривает феномен заражения в условиях антисоциального и неорганизованного поведе- ния (различные стихийные бедствия и пр.), однако, за- частую под этот тип поведения подводятся и проявле- ния массовых сознательных, социальных действий. Интерпретация их с точки зрения лишь процессов зара- жения, снижают значимость этих явлений, что являет- ся в конечном счете проявлением специфической иде- ологической позиции, использующей ложную теоретиче- скую схему анализа. Примером может служить интер- претация революционных выступлений масс, даваемая некоторыми исследователями на Западе. Задача марк- систской социальной психологии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма заражения, его форм в ситуациях различной социальной значимости. В частности, до сих пор практически неисследованным остается вопрос о роли заражения в организованном, социально-одобряемом поведении, например заражение личным примером в различных массовых производст- венных ситуациях, на субботниках и т. д. Возможно, что в этих случаях откроются какие-то новые стороны феномена заражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т. д.
Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения абсолютно устарела. Ни- какой рост самосознания не отменяет таких массовых форм психического заражения, как <боление> на ста- дионах во время спортивных соревнований. Социаль-
Пая психология в большом долгу перед обществом при изучении этой проблемы: здесь пока существуют лишь отрывочные описания и наблюдения, но по существу нет исследований.
Внушение. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументи- рованное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс пе- редачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто, всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют именно с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, раз- личая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим росприятием. Предполагается, что человек, принимаю- щий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргу- ментированности, допускающая некритическое приня- тие информации, становится весьма различной.
Явление внушения исследуется в психологии очень давно, правда, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкрет- ными формами обучения. На социально-психологичес- ком уровне внушение изучено еще в недостаточной сте- пени. Феномен внушения, <суггестия>, как социально- психологическое явление, обладает глубокой специфи- кой, поэтому правомерно говорить об особом явлении <социальной суггестии>. В остальном в социально-пси- хологическом исследовании сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической нау- ки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор-, человек, которому внушают, т. е. выступающий объектом внушения, назы- вается суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечествен- ной литературе впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В. М. Бехтерева <Внушение и его роль в общественной жизни> (1903).
При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения. В советской литературе нет од- нозначного ответа на этот вопрос. Для Б. Ф. Поршнева
внушение являлось одним из видов заражения, наряду с Подражанием. Б. Д. Парыгин, напротив, подчеркивает отличия внушения от заражения, которые сводятся к следующему": 1) при заражении осуществляется сопе- оеживание большой массой людей общего психического состояния, внушение же не предлагает такого <равенст- ва> в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс внушения имеет одностороннюю на- правленность - это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу; 2) внуше- ние, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, ис- пользуются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.). С другой стороны, внушение отличается от убеждения. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного прививания психи- ческих состояний, не нуждаясь в доказательствах и ло- гике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внуше- нии же достигается не согласие, а просто принятие ин- формации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно ин- теллектуальное воздействие, а внушение - преимущест- венно эмоционально-волевое.
Именно поэтому при изучении внушения установле- ны некоторые закономерности относительно того, в ка- ких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Так, если говорить не о меди- цинской практике, а о случаях социальной суггестии, то доказана зависимость эффекта внушения от возрас- та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрос- лые. Точно так же в большей мере внушаемыми ока- зываются люди утомленные, ослабленные физически. чем обладающие хорошим самочувствием. Но самое главное то, что при внушении действуют специфичес- кие социально-психологические факторы. Так, напри-
П а р ы г и н Б. Д. Ук. соч., с. 263-265.
167
мер, в многочисленных экспериментальных исследова- ниях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный стимул воздействия - дове- рие к источнику информации. Этот <эффект доверия> проявляется как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет. Авторитетность суггес- тора и в том и в другом случае выполняет функцию так называемой <косвенной аргументации>, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что яв- ляется специфической чертой внушения.
Подобно тому, как это имеет место в ситуациях за- ражения, при внушении результат зависит и от харак- теристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии иллюстрирует как раз меру сопротивления внушению, которую демонстрирует отдельная личность. В практи- ке социальной суггестии разработаны способы, при по- мощи которых можно блокировать в определенной сте- пени эту <психическую самозащиту>. Совокупность та- ких мер Б. Ф. Поршнев предложил называть контр- контрсуггестией. Подобно тому как в логике теория ошибок существует для построения опровержений и для защиты от опровержений, в теории социальной суг- гестии феномен контрсуггестии может быть использо- ван не только для <защиты> личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает не- доверие к суггестору, то путем включения дополнитель- ной информации о суггесторе можно добиться отклоне- ния этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Можно, конеч- но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд за- щитных мер, но до сих пор практически исследования не углублялись далее .первого <слоя> контрконтрсуг- гестии.
Знание структуры суггестивного воздействия имеет большое значение в двух планах. С одной стороны, названная проблематика представляет интерес для осо- бой ветви психологической науки - для исторической психологии. Б. Ф. Поршневу принадлежат исследования исторического развития феномена суггестии и контрсуг-
гестии, но это весьма специальный вопрос. С другой стороны, выявленная схема суггестивного воздействий доложена в основу большого количества эксперимен тальных работ, важных как в теоретическом, так и f прикладном плане.
В теоретическом плане феномен суггестии изучает" ся в тесной связи с проблемами социальной перцепций а также в контексте формирования групповой сплочен ности. Анализ общения как процесса познания людьм друг друга показал, что в структуре такого познани значительную роль играет предшествующая восприяти заданная (или сложившаяся) социальная установка> которую можно рассматривать в данном контексте, ка своего рода фактор внушения. Понятно, что в таксу аспекте исследования внушения утрачивают характер описаний и прочно могут быть поставлены на эксперИ" ментальную основу. Что касаегся связи феномена суг гестии с конформностью индивидов и тем самым проблемой групповой сплоченности, то этот вопрос тре" бует отдельного рассмотрения, что будет сделан ниже.
В прикладном плане исследования внушения имею большое значение для таких сфер, как пропаганда реклама. Роль, которая отводится внушению в систем средств пропагандистского воздействия, различна в за висимости от того, какого рода пропаганда имеется виду, каковы ее цели и содержание. Основная черта со циалистической пропаганды - апелляция к логике сознанию, поэтому и средства, разрабатываемы здесь-это преимущественно средства убеждения, что впрочем, не исключает присутствия определенных эле ментов суггестии. В буржуазной пропаганде роли вну Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|