Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Социальная психологияобъема оперативной памяти (что тоже, впрочем, спор- но), то оно является абсолютно произвольным при оп- ределении объема малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения Верх- него предела -млой группы (пос-кольк-у грутпта контакт- на, необходимо, чтобы индивид одновременно удержи- вал в поле своих контактов всех членов группы, а это - по аналогии с памятью - может быть обеспече- но в случае присутствия в группе 7+2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально. По- этому сегодня нельзя считать это предложение доста- точно убедительным.
Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, символизирующие этот верхний предел: Ю, 1520 человек. В некоторых исследованиях Морено автора социометрической мето- дики, рассчитанной именно на применение в малых груп- пах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных
Представляется, что в системе отечественной соци- альной психологии целесообразно принять принцип, со- ответствующий общему подходу к анализу групп. Если изучаемая малая группа должна_быть прежде всего ре- ал ьноществую ще-и~СТН она рассматривается каГ субъект"еятетгвтгоста, то "логично не устанавливать какойтоТжёсткий <верхнйй>прёдел ее, а прйнимать~1а~таковюТГ реально существующий, дан- ный размер исследуемой группы, продиктованный пот- ребностями совместной групповой деятельности. Иными словами можно сказать, что если группа задана в дан- ной системе общественных отношений в каком-тОКШк- ретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и мож- но принять в исследовании как <верхйий>. Это специ- фическое решение проблемы, но оно, на наш взгляд, не только допустимо, но и наиболее аргументировано: ес- ли реальная малая группа успешно функционирует как субъект деятельности при данных условиях, то специ- альная дискуссия о верхнем пределе просто может быть снята. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу сов- местной деятельности, ее размер получаем эмпиричес-
241
ки: при исследовании семьи как малой группы, напри- мер, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати че- ловек, при анализе рабочих бригад в качестве малой .группы может приниматься и бригада из пяти человек, ..и брттгггда из сорокачеловек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.
Обилие малых групп в обществе Классификация ма- предполагает их огромное разнооб-
" "" разие и поэтому для целей иссле- дований необходима их классификация. Неоднознач- ность понятия малой группы, как это логично пред- положить, породила и неоднозначность различных классификаций. В литературе приводится много разных подсчетов относительно числа предложенных классифи- каций малых групп, а также данные относительно ос- нований этих классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существова- ния (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхожде- ния индивида и т. д. В настоящее время известно око- ло_пятидеся_ги__различныхосноВаниТклШГНГфикации. Целесообразно выбрать из ниГТ?ттопжо"найболеё~рас- пространенные, но те, которые могут быть значимы в новом подходе к малой группе, складывающемся в марксистской социальной психологии. Рассмотрим для этого три классификации, получившие распространение в западной традиции: 1) деление малых групп <на пер- вичные> и <вторичные>, 2) деление их на <формальные> и <неформальные>, 3) деление на <группы членства> и <референтные группы>. Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено американским исследовате- лем Ч. Кули. Вначале Кули дал просто описательное определение первичной группы, н., назвал в качестве цервичных. такие .группы...... как семья.,.- труппа, друзей, группа ближайших соседей... Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы опреде- лить существенную характеристику первичных групп. Но при выделении такого признака, - а Кули считал им непосредственность контактов, - с предложенной
классификацией произошла довольно драматическая история: получилось, что первичные группы стали отож- дествляться с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак всех малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выде- лять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторич- ные группы (вторичные в этом случае-тегде нет_не_ посественны1"~кдтгтактова-лдя.- -общения между_чле- нами используются различные <посредники> в виде с1)едств_свяинапрймер), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют требованию, на основании которого констатируется наличие малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.
""""" Второе из исторически предложенных делений ма- лых групп - это деление их на формальные и нефор- мальные. Впервые это деление было предложено также американским исследователем Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов, которые бу- дут подробно рассмотрены ниже. Согласно Мэйо, фор- мальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, систе- ма подчинения, или как это называется в традиционной социальной психологии <структура власти>. Следует иметь в виду, что понятие <власть> здесь не имеет ни- Jerp общего с понятием политической власти: дается лишь представление об отношениях в группе <по вер- тикали>, как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является лю- бая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьни_ка_сс, спор- JEHBH ая-ощнаи т. д. При таком понимании существа формальных групп в определении не содержится каких- либо негативных оттенков в слове <формальный> (в частности, отнюдь не имеется в виду формализм отно- шений в такой группе). Между тем в литературе иногда высказывается точка зрения, что в русском языке поня- тие <формальный> обязательно связано с какими-то от-
рицательными коннотациями и поэтому сам термин <формальная> группа не должен употребляться. Это опасение представляется излишним: к сожалению, очень часто термины, употребляемые в социальной психоло- гии, имеют <отрицательные> коннотации в повседнев- ном языке. Но из этого не следует, что нужно вообще исключить эти термины; дело, по-видимому, заключает- ся в том, чтобы давать им совершенно точную социаль- но-психологическую интерпретацию.
В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнару- жил внутри них еще<и <неформальные> группы, такие, которые складываются и возникаютстихтттго, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной сис.- тейывза йпяоотнишени по-вертикали,- "гг-е.-отсутетаует строгая структур-а---<>ябт-й>г-ёфорета1Ъная"грут1а мо- жет создаваться внутри формальной (как это и было в экспериментах Мэйо), когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим ин- тересом, и когда таким образом внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и <сама по се- бе>, не внутри определенной формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся длялиэлолей- рл-рде-йибу.дьна пляже, или..С)олеетёсная_компания друзеи_п1)инадлежащих к совершенно, разлиЧнымфор- мальным группам, являюзяаршдеро.м.,.....таких.,.нефор- мальньПГТрупйТ Иногда в рамках таких групп (скажем, V. в rpynfleTgCTOg отправившихся в поход на один днь),-тгемтряПна ее неформальный характер, возни- кает совместная деятельность, и тогда группа приобре- тает некоторые черты формальной группы: в ней выде- ляются определенные, хоть и кратковременные, пози- ции и роли.
Практически было установлено, что в реальной дей- ствительности очень трудно вычленить строго формаль- ные и строго неформальные группы. Особенно те слу- чаи, когда неформальные группы возникали в рамках формальных, оказались трудными для интерпретации при помощи предложенной дихотомии. Поэтому в со- циальной психологии родились подходы, снимающие эту строгую дихотомию. С одной стороны, были введе- ны понятия формальная и неформальная структура
группы (или структура формальных и неформальных отношений), когда различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В первых предложени- ях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесе- ние определений <формальная> и <неформальная> на характеристику групп было сделано достаточно произ- вольно. С другой стороны, было введено более ради- кальное различие: стали различать понятия <группа> и <организация>, что характерно для развития социаль- ной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социологии и социальной пси- хологии организаций, достаточно четкого разделения понятий <организация> и <формальная группа> до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа, в отличие от не- формальной, обладает чертами организации.
Несмотря на некоторую нечеткость терминологии (а она еще усугубляется тем, что по изложенным выше причинам некоторые авторы вводят термины <офици- альная> и <неофициальная> группа в качестве анало- гий к <формальным> и <неформальным> группам) об- наружение самого феномена наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно бы- ло уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имеющие опреде- ленный социальный смысл в условиях капиталистичес- кого производства, а именно возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах фир- мы, кампании. В рамках марксистского подхода к изу- чению малых групп также имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выяв- лению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структуры группы, например, на ее сплоченность, продуктивность и т. д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управ- лении и руководстве группой, о чем будет сказано ниже. Естественно, что социальная направленность этих исследований носит принципиально иной характер.
Таким образом, и вторая из традиционно сложив- шихся классификаций малых групп не может считаться
Коллектив и личность. Под ред. Е. В. Шороховой и др. М" 1975, с. 57-58.
строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представле- ний о природе групп.
Третья классификация разводит так называемые rjgyjinyyiHCTBa и референтные группы. Она была впер- ""вые введена в 1942 г. ймертгктйЖ" исследователем Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена <референтной группы>. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. 1кйе.руд1№1г"у-1гатвыб.индиаиды-.1Ш включены реально, но нормы которой они принимают,
рефёёйтными группами. " Еще более четко"этйгру1тпй"бъ1лй" бтжтчей "отреалБГХ трупп членства в работах М. Шерифа, где понятие референт- ной группы было связано с <системой отсчета>, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разраба- тывая понятие референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что еферН1ная_Г1)улпа нужна индивиду или как эталон "поведен йя с ней, или для нор м а-
В настоящее время, в частности, в советской соци- альной психологии встречается двоякое употребление термина <референтная группа>: иногда-как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется обычно как <значимый круг общения>, т. е. как круг лиц, выбран- ных из всего состава реальной группы, как особо зна- чимых для индивида. В данном случае может сложить- ся ситуация, когда нормы, принятые группой, становят- ся лично приемлемыми для индивида лишь тогда, когда они приняты <значимым кругом общения>, т. е. возни- кает еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. Представляется, что и та- кое толкование имеет определенное 3начение, но, по- видимому, в данном случае вряд ли следует говорить о <референтных группах>, может быть, скорее, о явлении <референтности>, как особом качестве отношений в
группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности лишь определенный круг лиц.
Если же принять деление на группы членства и ре- ферентные группы, то это открывает довольно интерес- нуюпктидля пиклад1иьдх,Ж?ДДй1а.нии в част- ности,в""бласти"изучения противоправного поведения. При попытках объяснения противоправного (<откло- няющегося>) поведения, например, подростков, понятие референтной группы играет большую роль: важно вы- яснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства как школьный класс, пионерский от- ряд, начинает вдруг ориентироваться не Hate нормы, которые приняты в" них, a HaJHOgMbi совсем других групп, is отбыеонлервоцачала. "совсем, левкдю; чён>"(к1к"их-тосомнйтельных элементов <с улицы>). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта __гуппа" членства потеряла ..свою привлекатель.нйст..-Л-Дй."иШ1й вида, он сопоставляет свое поведение с <Другой> груп- пГХйечТэтоёЩенё ответ на вопрос, почему имен- "ТИТТта> группа приобрела для него столь важное зна- чение, а <та> группа его потеряла. По-видимому, долж- но быть предпринято специальное исследование для ответа на этот вопрос, а в целом вся проблематика ре- ферентных групп ждет еще своего дальнейшего разви- тия, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснением, почему именно она. Достаточно разви- тая практика исследований проблемы референтных групп в западной социальной психологии не дала тако- го ответа, поскольку и в этом вопросе, не делается ак- цент на содержание деятельности, норм, ценностей группы: исследуется механизм воздействия вообще норм и ценностей, но не данных, определенных норм и цен- ностей. Методологические принципы исследования групп, в том числе малых, в советской социальной пси- хологии, должны способствовать решению и этой проб- лемы.
См. Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений. - В кн.: Психологическая теория коллектива. М., 1979.
Основные направле- Для того чтобы перспективы изуче- ния исследования ц малых групп в советской соци-
днй "иьй альной психологии стали еще более психологии отчетливыми, необходимо более или менее систематически рассмот- реть, в каких же основных направ- лениях развивалось их исследование в социальной пси- хологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Можно по-разному подойти к характеристике таких исследований; например, можно выделить основ- ные проблемы, которые подвергнуты анализу, или по- казать, в каких теоретических рамках осуществляется подход к малым группам. Но все это достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую в русле об- щего курса социальной психологии не представляется возможным (тем более, что есть много интересных об- зорных работ подобного, плана) Сейчас наша зада- ча - выявить лишь основные линии таких исследова- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|