|
Андреева Г.М. » Социальная психологиянаучности исследования; противостоять его применению становится весьма затруднительно, даже если очевид- на его неревалентность в конкретном случае. Трудно сказать, каковы причины формирования в сознании мно- гих заказчиков совершенно ложного образа социальной психологии (и психологии вообще) как науки о приме- нении тестов. Весь смысл прикладных исследований, их
Ш
отличие с социологических прикладных исследований усматривают при этом в том, что психолог должен <тес- тировать>. К сожалению, такой образ уже в какой-то мере успел сформироваться, и проведение прикладных исследований, в частности, в области исследования пси- хологический проблем управления приходится начинать зрушения этого ложного и опасного стереотипа.
адача психолога на промышленном предприятии сегодня-это нс просто проведение прикладных иссле- дований по предлагаемым темам, но и своего рода про- паганда социально-психологических знаний, с целью формулирования самой проблематики. Смысл этой дея- тельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему социальная психология так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки Хорошей формой для такой работы является совер- шенствование планов социального развития. Каждый план содержит три раздела: аналитическую часть, где описывается состояние коллектива, прогностическую часть, где формулируется прогноз по каждому показа- телю жизни коллектива, и часть, содержащую перечень необходимых исследований. Социальный психолог дол- жен четко продумать и вопрос о методиках, уместных для выполнения первой части, и, особенно, содержание третьей части, где ему совместно с другими специалис- тами предстоит дать своеобразную программу исследо- ваний. Именно здесь он должен доказать и необходи- мость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязы- вает его занять здесь активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем предприятия, так и четком представлении о возможностях социальной психологии
В отличие от промышленного про- изводства такая важная область общественного организма, как сис- тема средств массовой информации и пропаганды, не имеет до сих пор организационного оформления своих отношений с со- циальной психологией. Это не означает того, что в этой
Социальная психология и социальное планирование. Под ред. Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973.
Социально-психоло- гические проблемы массовой коммуни- кации и пропаганды
сфере общественной жизни отсутствуют интерес и по- требность в социально-психологических исследованиях. Напротив, как это неоднократно отмечалось/ и в офи- циальных постановлениях, вся область прпагандист- . ской работы не может развиваться, не опираясь на :: научные исследования, в том числе и на следования ; социальных психологов.. Речь идет просто/ о том, что все исследования такого плана выполняются пока ли бо на общественных началах, либо на основе хозяйст- венных договоров, но в аппарате учреждений, связан- ных с организацией массовой информации и пропаган- ды, отсутствуют специально фиксированные должности социальных психологов (или психологов вообще). Са- ма же проблематика социально-психологических иссле- дований в этой сфере разрабатывается достаточно ак- тивно. Есть и удачные примеры приложения результа- тов этих исследований, применение их рекомендаций в практике.
Можно сказать, что все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, раскрывающей структуру коммуникативного процесса, являются в настоящее вре- мя объектами прикладных исследований: коммуника- тор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изуче- нию отдельного компонента, выделились наиболее важ- ные и интересные темы. Это связано с тем обстоятель- ством, что массовая коммуникация, а значит, и область пропагандистского воздействия, является равновид- ностью массового общения людей, где информация рас- пространяется преимущественно при помощи техничес- ких средств (печать, телевидение, радио). Весь этот процесс организуется и направляется определенными социальными институтами. Поскольку содержанием их деятельности в нашем обществе является коммунисти- ческое воспитание широких масс населения, такая вы- сокая социальная ориентированность массовой комму- никации и опосредованность общения в ней технически- ми средствами, естественно, накладывает определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные сто- роны коммуникативного акта.
Коммуникатор приобретает в системе массовой ин- формации как бы <коллективный> характер, поскольку в его роли здесь выступает не отдельный индивид, а оп-
400
ределеная социальная группа. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в подготовке сообще- ния, его редактировании, оформлении и т. д. Поэтому в данной Области общения четко разграничиваются такие функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступаю- щие лишь в роли трансляторов чужих идей (например, дикторы радио и телевидения), играют тем не менее большую роль в процессе воздействия. Весьма своеоб- разной является в массовой коммуникации и аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и различной степени организованности: от такой малой группы, как семья, до участников массового митинга и т. п. Почти при всех условиях (за исключением устно- го публичного выступления лектора в относительно не- большой аудитории, что представляет собой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообще- ние. Специфически решается здесь вопрос и об <обрат- ной связи>, которая зачастую не поступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс коммуникатив- ного акта. Такие же специфические особенности можно установить и относительно других компонентов структу- ры массового коммуникативного процесса.
Все это требует специальных исследований если целью является повышение эффективности пропаган- дистского воздействия на аудиторию. При организации прикладных исследований приходится еще учитывать и специфику канала: одни проблемы возникают при изу- чении восприятия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же существуют совершенно различные психологические механизмы воздействия письменного и устного сообщения и т. д. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и про- паганды должны поэтому проводиться применительно к каждому специфическому каналу: психологическая . служба здесь должна быть организована дифференци- j рованно для радио, телевидения, печати, устных пуб- 1
Шерковин Ю. А. Пропаганда: социально-психологический аспект.-В кн.: Методологически? ппп"яч "---- --
гни. М., 1975
--..".. iiriuiui ИЧКСКИИ элегические проблемы социальной психоло-
r
личных выступлений (области лекционной пропаганды).
Определенный опыт таких исследований уже накоп- лен. Так, несколько лет назад были проведены социоло- гические и социально-психологические исследования чи- тательской аудитории четырехкрупнейших газе: <Прав- ды>, <Известий>, <Труда> и <Литературной газеты>, а также серия исследований на базе молодежной эстон- ской газеты <Эдази>. Преимуществом этих исследова- ний является, во-первых, то, что они проводились на только при самом заинтересованном участии работни- ков самих редакций, но и финансировались этими ре- дакциями; во-вторых, в том, что материалы этих иссле- дований опубликованы. Большой проблемой вообще всех прикладных исследований является возможность их публикации. Естественно, что каждое прикладное исследование не может претендовать на то, чтобы его результаты были опубликованы; эти результаты содер- жатся в документах другого рода-различных сводках, отчетах и т. д. Но, по-видимому, некоторые, наиболее значительные, исследования должны быть хотя бы в об- общенном виде доведены до сведения специалистов. В противном случае затруднена эффективная работа над методиками; каждый исследователь вновь вынуж- ден <изобретать велосипед>. Полезно еще раз обратить- ся к опыту прикладных исследований в области про- мышленного производства, где определенным фактором их успешного развертывания явились публикации мно- гочисленных методик по изучению, например, психоло- гического климата. В области массовой информации, к сожалению, гораздо больше публикаций, касающихся теоретической или экспериментальной разработки той или иной проблемы, но меньше (или почти нет) публи- каций материалов собственно прикладного характера. Среди специалистов <изустно> передаются, конечно, оп- ределенные результаты исследований или применяемые методики, но этот <канал> нельзя считать достаточно на- дежным. В этом смысле лучше продвинуто дело в об- ласти социологических исследований сферы массовой коммуникации.
Что же касается усилий социальной психологии, то они пока весьма разрозненны: отдельные, частные и весьма <локальные> исследования здесь проводятся иногда по почину самих исследователей, иногда по пря-
102
мым заказам, например, отдельных студий телевидения, но нельзя сказать, что уже существует специальная пси- хологическая служба в этой области общественной жизни. )
Несколько больше <повезло> исследованию проблем лекционной пропаганды. На прикладном уровне они в довольно большом количестве проводятся по линии об- щества <Знание>, а также партийными и комсомольски- ми органами, непосредственно связанными с организа- цией лекционной пропаганды. Основной набор изучае- мых здесь проблем сводится к следующему: эффектив- ность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятия ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффектив- ного воздействия на аудиторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр. Специальные кон(Ьеоенции, посвященные психо- лого-педагогическим проблемам лекционной пропаган- ды, играют важную поль в стимулировании интереса к указанной проблематике.
Другие из актуальных проблем психологии массо- вой коммуникации исследуются на прикладном урорне, как правило, без организованной поддержки со сторо- ны заказчика, по инициативе различных научных и учеб- ных заведений. Так обстоит дело, например, с чрезвы- чайно важной проблемой восприятия коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора вооб- ще, и в условиях массовой коммуникации в особенности, заключается в том, что реципиент одновременно вос- принимает как исходящее от коммуникатооа сообщение, так и личность самого коммуникатора. Исследования. проведенные под руководством Н. Н. Богомоловой (когда, в частности, объектами исследования были по- пулярные дикторы телевидения), показали, что для по- вышения эффективности воздействия необходимо учи- тывать оба этих фактора. Традиционно выделяемые в социальной психологии такие характеристики КОММУНИ- катора, как <доверие> и <привлекательность>, приобре- тают особое значение в прикладном исследовании. Цикл исследований, выполненных под руководством
" Материалы всесоюзной М., <Знание>, 1977.
научно-методической конференции. 403
/
А. У. Хараша, посвящен проблемам оптимизации кон- такта коммуникатора с аудиторией за счет исфльзова- ния различных форм общения: так называемого <моно- логического> и <диалогического> общения. Хоя эти ис- следования преимущественно обращены к Аудитории устного публичного выступления, рекомендации, полу- ченные в них, могут быть использованы частично и в других системах массовой коммуникации. Точно также по существу прикладной характер носят и все те иссле- дования, которые проводятся специалистами, работаю- щими в области журналистики. Однако и в этом случае проведение исследований, когда они организованы си- лами сотрудников научных или учебных заведений без специальной поддержки заказчиков, носят неизбежно слишком локальный характер. Рекомендации, сформу- лированные на базе ограниченных экспериментальных данных, необходимо проверять на большой массе испы- туемых.
В целом же ситуацию, сложившуюся в области при- кладных исследований сферы массовой коммуникации и пропаганды, никак нельзя считать удовлетворитель- ной: важность таких исследований осознается и специа- листами и заказчиками. Более того, существуют прямые указания директивных органов о необходимости разви- тия исследований такого плана. Успешное выполнение поставленных задач невозможно без развертывания ши- рокой сети именно прикладных исследований: никакая чисто теоретическая или даже экспериментальная раз- работка вопроса не может дать должного эффекта. Мас- совая аудитория, ее реакции, воздействие на нее могут быть изучены только <в поле>. А для проведения иссле- дований на таком уровне нужны и средства, и кадры, и время. Можно смело утверждать, что насущным вопро- сом является создание особого рода подразделений психологической службы непосредственно в радиосту- диях, студиях телевидения, в редакциях газет. Только при этом условии социальная психология сможет выпол- нить свою задачу в деле повышения эффективности деятельности средств массовой информации и пропа- ганды.
Хараш А. У.- Межличностный контакт как исходное поня- тие устной пропаганды.-<Вопросы психологии>, 1977, № 4.
104
Прикладные со- Важной областью приложения со- ГеТса"" циально-психологических знаний
ния в области является сфера воспитания подрас- борьбы с противо- тающего поколения. Однако это на- правным поведением столько большой вопрос, требую- щий обсуждения всего комплекса наук, имеющих отношение к про- цессу воспитания, что он не может быть рассмотрен только с точки зрения социальной психологии. Органи- зация психологической службы в системе воспитания может быть разработана лишь на основе комплексного подхода. Здесь мы выделим лишь отдельную, причем весьма специфическую часть проблемы, а именно воз- можности социальной психологии в сфере борьбы с про- тивоправным поведением. Это тоже не <чисто> социаль- но-психологическая сфера деятельности, поскольку тра- диционно она относилась к компетенции юридических наук. Тем не менее в последние годы здесь очень четко обозначился и социально-психологический угол зрения. Разделение труда, которое сложилось в этой области между системой юридических дисциплин и социальной психологией, можно условно обозначить следующим об- разом: охрана общественного порядка, борьба с пре- ступностью, разработка норм судопроизводства, опреде- ление меры наказания за преступления-это, естествен- но, задача специальных общественных органов и соот- ветствующих разделов юридической науки. Однако об- ласть профилактики противоправного поведения, об- ласть перевоспитания лиц, совершивших противоправ- ные поступки (например, способы воздействия, приме- няемые в этих случаях),-это проблемы, в которых мо- жет сказать свое слово и социальная психология.
В настоящее время эта область деятельности обще- ства широко пользуется услугами социальных психоло- гов. Подобно тому как эта проблема решена в сфере промышленного производства, в сфере охраны право- порядка в ряде ее звеньев предусматривается должность психолога, который работает вместе с. юристом, но вы- полняет свои собственные функции. Так, например, должность психолога введена в детских комнатах ми- лиции, в различных учреждениях системы Министерст- ва внутренних дел СССР и т. д. Все шире распростра- няется практика комплексных исследований в этой об-
-
/
ласти, когда и на теоретическом, и на прикладном уров- не работают вместе не только представителе различных разделов психологической науки (социальный психолог и юридический психолог, например), но и представители Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|