|
Андреева Г.М. » Социальная психология
Комплекс проблем, который обозначился в этой сфе- ре, требует именно таких совместных усилий. Вклад, который может внести социальная психология в эти совместные усилия, связан с рядом вопросов, разрабо- танных в ней на теоретическом и экспериментальном уровне и относящихся к ее специфической проблемати- ке. Большой блок проблем относится к условиям фор- мирования противоправного поведения личности. В этой связи проводимые прикладные исследования сосредо- точены преимущественно на анализе противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Осо- бое значение при этом имеет выяснение вопроса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых форми- руется личность: семьи и школьного класса. С точки зрения социальной психологии здесь особенно значимо ответить на следующие вопросы: каков механизм влия- ния на подростка группы членства и референтной груп- пы (и механизм выбора определенной группы в качест- ве референтной) ? Какова роль статуса личности в груп- пе для формирования ее нравственно-психологического облика? Каков механизм формирования индивидуаль- ного отношения к социальному контролю и усвоения со- циальных норм? Наконец, каковы оптимальные способы воздействия на подростка, еще не совершившего проти- воправного поступка, но находящегося в <трудном> воз- расте или <трудном> периоде своего развития.
В литературе имеется достаточное количество публи- каций по данным вопросам, правда, преимущественно постановочного характера. Результаты прикладных ис- следований по вполне понятным причинам не всегда мо- гут быть опубликованы, но на основании упоминаний в публикациях можно сделать вывод, что исследования в этой области развиты достаточно широкой При выяс- нении вопроса об условиях формирования противоправ- ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и
школьного ласса, необходимо включение и в более ши- роком плане всей проблематики социализации личности, формирования у нее социальных установок и ценност- ных ориентаций. Поэтому весь раздел <Социальная пси- хология личности> оказывается вовлеченным в при- кладные исследования в рассматриваемой сфере.
Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомерности употребления термина <личность пре- ступника>, в прикладных исследованиях этот вопрос получил определенную разработку. Большинство авто- ров полагает некорректным говорить об особой <струк- туре личности преступника>, хотя в каждом случае про- тивоправного поведения выбор варианта поведения имеет предпосылку в системе личностных свойств субъ- екта, к которым В. Н. Кудрявцев относит <мировоззре- ние, опыт, установки, ценностные ориентации, а также особенности внутренней системы нравственного и со- циального контроля, в том числе правосознания". Сле- довательно, задача социального психолога состоит з том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств личности, соблюдающей нормы поведения, которые можно зафиксировать в каждом отдельном правонару- шителе. Такой анализ, естественно, требует изучения ус- ловий социализации личности, причем в данном контек- сте приобретают значение особые стороны процесса со- циализации. К ним относится вопрос о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соотношение <санкций>, применяемых в случае совершения первых проступков и т. д. Каждый из этих вопросов не является вопросом, относящимся только к противоправному поведению. Это общие проб- лемы воспитания, но они приобретают специфику, когда анализируются случаи правонарушения.
При выявлении особенностей личности, демонстри- рующей противоправное поведение, встает и такая об- щая проблема социальной психологии, как влияние группы на индивида. В этой связи особый интерес пред- ставляют исследования, посвященные роли конформнос- ти правонарушителей по отношению к группам разно-
Кудряв ц ев В. Н. Социально-психологические характерис- тики антиобщественного поведения.- В кн.: Методологические проб- лемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М" 1975.
106
Социально-психологическая характеристика личности несо- вершеннолетнего преступника. (Сборник трудов под ред. Г. А. Миньковского. М" 1975. ч Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, с. 23.
407
го типа. Конформность поведения как податливость влиянию не есть та черта, которая предстает как жела- тельный результат процесса воспитания. При изложе- нии этой проблемы в теоретическом плане было уста- новлено, что оптимальный тип отношения индивида и группы-это коллективистическое самоопределение, т. е. сознательное принятие норм и ценностей группы. Вместе с тем в обыденном сознании гораздо чаще при- нимается другое противопоставление: конформизм-не- зависимость. <Независимость> порой не раскрывается содержательно, и, например, для подростка в любом ва- рианте выглядит как привлекательный образец поведе- ния. Стремление взрослых противостоять <независимос- ти> как проявлению непослушания сплошь и рядом при- водит к тому, что эталоном поведения рассматривается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее при- нятие позиции группы как раз и приводит неустойчивого человека к совершению правонарушения. Исследования конформности среди подростков-правонарушителей дают значительный материал в пользу этого утвержде- ния; они свидетельствуют о том, что не существует од- нозначного решения вопроса о роли конформности по- ведения. Вся сфера регулирования нравственной сферы несовершеннолетних правонарушителей приобретасг значение в качестве важнейшего направления социаль- но-психологических исследований в области борьбы с преступностью.
Таким образом, все исследования, связанные с ана- лизом <личности преступника>, так или иначе замы- каются на проблеме группы. Поэтому значительная часть прикладных исследований посвящена специально различным социально-психологическим характеристи- кам группы. Кроме роли групп в процессе социализации личности специально заслуживает внимание исследова- ние референтных групп. При анализе механизма проти- воправного поведения особенно важно выяснить, при ка- ких условиях утрачивают свою привлекательность для личности такие ячейки микросреды, как семья, школь- ный класс, пионерский отряд, и, напротив, приобретают значение такие <референтные группы>, как группы ху- лиганов иногда алкоголиков, воров-рецидивистов. Из- брание именно этих групп в качестве референтных со временем может превратиться в факт вступления в эти
408
группы как в группы членства. Дальнейшее развитие человека, вступившего в эту группу, будет представлять собой <социализацию в антисоциальном смысле>. В раз- работке способов, средств, мер <пресечения> влияния таких групп точно определено место и социального пси- холога.
Наряду с решением такого рода задач, которые мож- но отнести к участию в предупреждении преступности, к объяснению механизмов противоправного поведения, социальная психология может сыграть определенную роль и в процессе раскрытия преступления, разрабаты- вая, например, психологические механизмы проведения допроса. Другой круг проблем-это проблемы поиска оптимальных средств воздействия по отношению к ли- цам, уже осужденным за совершение преступлений. Очевидны также возможности социальной психологии- наряду с юридической психологией-в организации форм и методов своеобразной <реадаптации> личности после понесения наказания, например, после возвраще- ния из мест заключения. Сегодня не все из этих раз- ных типов задач решаются при равной мере участия социальных психологов. <Массив> прикладных исследо- ваний в каждой из обрисованных областей хорошо ил- люстрирует это положение. Возможности социальной психологии в данной сфере ее приложения еще далеко не исчерпаны. Однако осознание этих задач, а также успешное организационное решение ряда вопросов со- трудничества социальных психологов с юристами по- зволяет сделать вывод, что социальная психология имеет все необходимые предпосылки, чтобы принять активное участие в борьбе с антиобщественным поведе- нием, с предупреждением асоциальных явлений в от- дельных областях общественной жизни. Относительно новой областью при- менения на практике социально- психологических знаний является сфера укрепления и развития семьи. Государственная политика, проводимая в нашей стра- не относительно семьи, предполагает усилия всего комп-
Социально-психоло- гические проблемы службы семьи
Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971, с. 178,
409
лекса общественных наук для выработки различных практических рекомендаций в этом плане. Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы при- обретают в семье определенную специфику, но тем на менее знание закономерностей.функционирования и раз- вития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества. Можно выделить несколь- ко классов задач, которые могут быть решены и иногда уже решаются социальной психологией.
Первая часть таких задач связана с подготовкой мо- лодых людей к созданию семьи. В последние годы до- статочно часто ставится вопрос о необходимости со- ответствующей работы школы в этом направлении, но при постановке этого вопроса иногда все сводится лишь к проблемам полового воспитания. Важность это- го вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созда- нию семьи включает в себя и проблемы психологичес- кой подготовки. Это означает, что молодые люди долж- ны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и их психологического со- держания. Например, такие вопросы, как вопросы о се- мейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в эпоху научно-технической ре- волюции, об известной <адаптации> к этому новому их содержанию,-это вопросы, относящиеся в том числе и к компетентности социальной психологии. Некоторые элементарные сведения о семье как об институте социа- лизации ребенка также полезны не только молодым супругам, но и лицам, готовящимся к вступлению в брак. Иными словами, первой формой <приложения> со- циальной психологии в этой области может стать ее просветительская функция, включение элементов со- циально-психологического знания в программы подго- товки молодежи к семейной жизни.
Однако существует и вторая форма такого <прило- жения>: обеспечение так называемой <службы знаком- ства>. Вопрос этот является новым в нашем обществе, но тем не менее актуальным. Во многих научных публи- кациях, в обсуждениях, организованных государствен-
410
яыми и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при опре- деленных условиях для части людей трудности в поиске спутника или спутницы жизни. Эти трудности могут быть двоякого рода: с одной стороны, поглощенность основных масс молодежи учебой, трудом довольно силь- но <локализует> сферу общения. В этом случае, если, например, мы имеем дело с таким производством, где преобладает труд только мужчин или только женщин, естественная среда общения затрудняет контакты с ли- цами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производственному принципу, сужают возможности об- щения с людьми определенного возраста, не семейных, одиноких и т.д. В данном случае <помощь> может быть оказана отнюдь не социальной психологией, а сис- темой различных государственных и общественных мер, как, например, создание клубов, различных форм со- дружества предприятий-взаимных приглашений чле- нов коллективов на вечера, совместных спортивных со- ревнований и т. п.
Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых людей определенных психологических барье- ров, мешающих им по каким-то причинам устанавли- вать взаимоотношения с представителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же касается социальной психологии, то она может взять на себя функции организации <службы знакомства>, какой бы из двух вариантов трудностей не имел место. Опасения, которые иногда высказываются по поводу организации <службы знакомства>, базируются на за- боте о том, чтобы эта тонкая сторона человеческих от- ношений не попала в руки шарлатанов и легкомыслен- ных людей. Но именно поэтому всякий <клуб встреч>, всякая консультация должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению. Совершенно ясно, что <электронная сваха>, даже если и принять ее услуги, не может решить всей проблемы: подбор парт- нера или партнерши по браку не может исключить во- просов психологической организации их взаимоотноше- ний. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему времени, свидетельствует, что успех <знакомства> во многом зависит от степени социально-психологической грамотности, которая свойственна организаторам по-
добной службы. Не случайно для дальнейшего укреп- ления семьи предусматриваются особые мероприятия по оказанию помощи при знакомстве. Фигура социального психолога является обязательной при проведении такой работы.
Но и после того, как люди сами познакомились, ре- шили вступить в брак и даже подготовились к нему, встает немало вопросов, при решении которых все ча- ще вспоминают социальную психологию. Вторая часть ее задач в системе <службы семьи> относится к уже существующим семьям. Главный вопрос здесь-регу- лирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи. Серьезную озабочен- ность общества вызывает в последние годы все увели- чивающееся число разводов. Среди разных причин их, проанализированных неоднократно в специальной демо- графической литературе, отмечается в качестве важ- ной причины неумение строить повседневные взаимоот- ношения между супругами. Это означает, что важней- шей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, выясняющие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения. Причем все это должно стать не просто <темой> исследования; социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье. Здесь мы подошли к чрезвычайно важному организационно- му моменту: кто, где и как должен организовывать та- кое обучение?
Современная социальная психология располагает определенными средствами такого обучения - это со- циально-психологический тренинг. Но, во-первых, вся- кий курс тренинга - это не только трудоемкая, но и длительная работа. Для такого контингента, как члены семей, она должна быть где-то организована. Единст- венное решение проблемы-создание специальных се- мейных консультаций, где можно будет проводить в том числе и эту работу. Здесь же будет найден ответ на
См., например: Харчев А. Т., Мацковский М. С. Сов- ременная семья и ее проблемы. М., 1978. " Я нкова 3. А. Городская семья. М., 1979. С ы с енко В. Н. Психологические факторы укрепления меж- личностных отношений молодых супругов. - В кн.: Молодая семья. М" 1977.
вопрос о том, кто будет проводить обучение семейному общению. Здесь невозможна ни работа на общественных началах, ни работа по хозяйственному договору.
Необходимо включение социального психолога в штат сотрудников семейной консультации. В настоящее время приняты соответствующие решения авторитетны- ми органами; можно ожидать, что такая форма психо- логической службы, как <служба семьи>, получит все- стороннее развитие.
Можно выделить еще и третий класс задач, которые социальная психология может решать для обеспечения оптимального развития семьи. Это - исследования оп- ределенного рода внутрисемейных установок, которые возникают по отношению к детям: иметь ли детей, сколько их иметь и т. д. Установка на детей получила в демографии название <репродуктивной установки> (т. е. установки на репродукцию--воспроизводство). Тради- ционно высокое место, которое занимала наша страна Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|