Андреева Г.М. » Социальная психология



51 страница


 

Комплекс проблем, который обозначился в этой сфе-  

ре, требует именно таких совместных усилий. Вклад,  

который может внести социальная психология в эти  

совместные усилия, связан с рядом вопросов, разрабо-  

танных в ней на теоретическом и экспериментальном  

уровне и относящихся к ее специфической проблемати-  

ке. Большой блок проблем относится к условиям фор-  

мирования противоправного поведения личности. В этой  

связи проводимые прикладные исследования сосредо-  

точены преимущественно на анализе противоправного  

поведения несовершеннолетних правонарушителей. Осо-  

бое значение при этом имеет выяснение вопроса о роли  

тех первичных ячеек микросреды, в которых форми-  

руется личность: семьи и школьного класса. С точки  

зрения социальной психологии здесь особенно значимо  

ответить на следующие вопросы: каков механизм влия-  

ния на подростка группы членства и референтной груп-  

пы (и механизм выбора определенной группы в качест-  

ве референтной) ? Какова роль статуса личности в груп-  

пе для формирования ее нравственно-психологического  

облика? Каков механизм формирования индивидуаль-  

ного отношения к социальному контролю и усвоения со-  

циальных норм? Наконец, каковы оптимальные способы  

воздействия на подростка, еще не совершившего проти-  

воправного поступка, но находящегося в <трудном> воз-  

расте или <трудном> периоде своего развития.  

 

В литературе имеется достаточное количество публи-  

каций по данным вопросам, правда, преимущественно  

постановочного характера. Результаты прикладных ис-  

следований по вполне понятным причинам не всегда мо-  

гут быть опубликованы, но на основании упоминаний в  

публикациях можно сделать вывод, что исследования  

в этой области развиты достаточно широкой При выяс-  

нении вопроса об условиях формирования противоправ-  

ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и  

 

школьного ласса, необходимо включение и в более ши-  

роком плане всей проблематики социализации личности,  

формирования у нее социальных установок и ценност-  

ных ориентаций. Поэтому весь раздел <Социальная пси-  

хология личности> оказывается вовлеченным в при-  

кладные исследования в рассматриваемой сфере.  

 

Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о  

правомерности употребления термина <личность пре-  

ступника>, в прикладных исследованиях этот вопрос  

получил определенную разработку. Большинство авто-  

ров полагает некорректным говорить об особой <струк-  

туре личности преступника>, хотя в каждом случае про-  

тивоправного поведения выбор варианта поведения  

имеет предпосылку в системе личностных свойств субъ-  

екта, к которым В. Н. Кудрявцев относит <мировоззре-  

ние, опыт, установки, ценностные ориентации, а также  

особенности внутренней системы нравственного и со-  

циального контроля, в том числе правосознания". Сле-  

довательно, задача социального психолога состоит з  

том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств  

личности, соблюдающей нормы поведения, которые  

можно зафиксировать в каждом отдельном правонару-  

шителе. Такой анализ, естественно, требует изучения ус-  

ловий социализации личности, причем в данном контек-  

сте приобретают значение особые стороны процесса со-  

циализации. К ним относится вопрос о том, насколько  

эффективной является угроза наказания, каково вообще  

оптимальное соотношение <санкций>, применяемых в  

случае совершения первых проступков и т. д. Каждый из  

этих вопросов не является вопросом, относящимся  

только к противоправному поведению. Это общие проб-  

лемы воспитания, но они приобретают специфику, когда  

анализируются случаи правонарушения.  

 

При выявлении особенностей личности, демонстри-  

рующей противоправное поведение, встает и такая об-  

щая проблема социальной психологии, как влияние  

группы на индивида. В этой связи особый интерес пред-  

ставляют исследования, посвященные роли конформнос-  

ти правонарушителей по отношению к группам разно-  

 

Кудряв ц ев В. Н. Социально-психологические характерис-  

тики антиобщественного поведения.- В кн.: Методологические проб-  

лемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М" 1975.  

 

106  

 

Социально-психологическая характеристика личности несо-  

вершеннолетнего преступника. (Сборник трудов под ред.  

Г. А. Миньковского. М" 1975.  

ч Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, с. 23.  

 

407  

 

го типа. Конформность поведения как податливость  

влиянию не есть та черта, которая предстает как жела-  

тельный результат процесса воспитания. При изложе-  

нии этой проблемы в теоретическом плане было уста-  

новлено, что оптимальный тип отношения индивида и  

группы-это коллективистическое самоопределение,  

т. е. сознательное принятие норм и ценностей группы.  

Вместе с тем в обыденном сознании гораздо чаще при-  

нимается другое противопоставление: конформизм-не-  

зависимость. <Независимость> порой не раскрывается  

содержательно, и, например, для подростка в любом ва-  

рианте выглядит как привлекательный образец поведе-  

ния. Стремление взрослых противостоять <независимос-  

ти> как проявлению непослушания сплошь и рядом при-  

водит к тому, что эталоном поведения рассматривается  

именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее при-  

нятие позиции группы как раз и приводит неустойчивого  

человека к совершению правонарушения. Исследования  

конформности среди подростков-правонарушителей  

дают значительный материал в пользу этого утвержде-  

ния; они свидетельствуют о том, что не существует од-  

нозначного решения вопроса о роли конформности по-  

ведения. Вся сфера регулирования нравственной сферы  

несовершеннолетних правонарушителей приобретасг  

значение в качестве важнейшего направления социаль-  

но-психологических исследований в области борьбы с  

преступностью.  

 

Таким образом, все исследования, связанные с ана-  

лизом <личности преступника>, так или иначе замы-  

каются на проблеме группы. Поэтому значительная  

часть прикладных исследований посвящена специально  

различным социально-психологическим характеристи-  

кам группы. Кроме роли групп в процессе социализации  

личности специально заслуживает внимание исследова-  

ние референтных групп. При анализе механизма проти-  

воправного поведения особенно важно выяснить, при ка-  

ких условиях утрачивают свою привлекательность для  

личности такие ячейки микросреды, как семья, школь-  

ный класс, пионерский отряд, и, напротив, приобретают  

значение такие <референтные группы>, как группы ху-  

лиганов иногда алкоголиков, воров-рецидивистов. Из-  

брание именно этих групп в качестве референтных со  

временем может превратиться в факт вступления в эти  

 

408  

 

группы как в группы членства. Дальнейшее развитие  

человека, вступившего в эту группу, будет представлять  

собой <социализацию в антисоциальном смысле>. В раз-  

работке способов, средств, мер <пресечения> влияния  

таких групп точно определено место и социального пси-  

холога.  

 

Наряду с решением такого рода задач, которые мож-  

но отнести к участию в предупреждении преступности,  

к объяснению механизмов противоправного поведения,  

социальная психология может сыграть определенную  

роль и в процессе раскрытия преступления, разрабаты-  

вая, например, психологические механизмы проведения  

допроса. Другой круг проблем-это проблемы поиска  

оптимальных средств воздействия по отношению к ли-  

цам, уже осужденным за совершение преступлений.  

Очевидны также возможности социальной психологии-  

наряду с юридической психологией-в организации  

форм и методов своеобразной <реадаптации> личности  

после понесения наказания, например, после возвраще-  

ния из мест заключения. Сегодня не все из этих раз-  

ных типов задач решаются при равной мере участия  

социальных психологов. <Массив> прикладных исследо-  

ваний в каждой из обрисованных областей хорошо ил-  

люстрирует это положение. Возможности социальной  

психологии в данной сфере ее приложения еще далеко  

не исчерпаны. Однако осознание этих задач, а также  

успешное организационное решение ряда вопросов со-  

трудничества социальных психологов с юристами по-  

зволяет сделать вывод, что социальная психология  

имеет все необходимые предпосылки, чтобы принять  

активное участие в борьбе с антиобщественным поведе-  

нием, с предупреждением асоциальных явлений в от-  

дельных областях общественной жизни.  

Относительно новой областью при-  

менения на практике социально-  

психологических знаний является  

сфера укрепления и развития семьи.  

Государственная политика, проводимая в нашей стра-  

не относительно семьи, предполагает усилия всего комп-  

 

Социально-психоло-  

гические проблемы  

службы семьи  

 

Яковлев А. М. Преступность и социальная психология.  

М., 1971, с. 178,  

 

409  

 

лекса общественных наук для выработки различных  

практических рекомендаций в этом плане. Социальная  

психология традиционно уделяла большое внимание  

семье, рассматривая ее как пример естественной малой  

социальной группы. Все особенности такой группы при-  

обретают в семье определенную специфику, но тем на  

менее знание закономерностей.функционирования и раз-  

вития малых групп может обусловить известный вклад  

в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в  

этой микроячейке общества. Можно выделить несколь-  

ко классов задач, которые могут быть решены и иногда  

уже решаются социальной психологией.  

 

Первая часть таких задач связана с подготовкой мо-  

лодых людей к созданию семьи. В последние годы до-  

статочно часто ставится вопрос о необходимости со-  

ответствующей работы школы в этом направлении, но  

при постановке этого вопроса иногда все сводится  

лишь к проблемам полового воспитания. Важность это-  

го вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созда-  

нию семьи включает в себя и проблемы психологичес-  

кой подготовки. Это означает, что молодые люди долж-  

ны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых  

из обыденных суждений, знать о специфике семейных  

взаимоотношений, в том числе и их психологического со-  

держания. Например, такие вопросы, как вопросы о се-  

мейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в  

содержании этих ролей в эпоху научно-технической ре-  

волюции, об известной <адаптации> к этому новому их  

содержанию,-это вопросы, относящиеся в том числе и  

к компетентности социальной психологии. Некоторые  

элементарные сведения о семье как об институте социа-  

лизации ребенка также полезны не только молодым  

супругам, но и лицам, готовящимся к вступлению в  

брак. Иными словами, первой формой <приложения> со-  

циальной психологии в этой области может стать ее  

просветительская функция, включение элементов со-  

циально-психологического знания в программы подго-  

товки молодежи к семейной жизни.  

 

Однако существует и вторая форма такого <прило-  

жения>: обеспечение так называемой <службы знаком-  

ства>. Вопрос этот является новым в нашем обществе,  

но тем не менее актуальным. Во многих научных публи-  

кациях, в обсуждениях, организованных государствен-  

 

410  

 

яыми и общественными организациями, ставится вопрос  

о том, что современный образ жизни создает при опре-  

деленных условиях для части людей трудности в поиске  

спутника или спутницы жизни. Эти трудности могут  

быть двоякого рода: с одной стороны, поглощенность  

основных масс молодежи учебой, трудом довольно силь-  

но <локализует> сферу общения. В этом случае, если,  

например, мы имеем дело с таким производством, где  

преобладает труд только мужчин или только женщин,  

естественная среда общения затрудняет контакты с ли-  

цами другого пола. Работа и досуг, организуемый по  

производственному принципу, сужают возможности об-  

щения с людьми определенного возраста, не семейных,  

одиноких и т.д. В данном случае <помощь> может  

быть оказана отнюдь не социальной психологией, а сис-  

темой различных государственных и общественных мер,  

как, например, создание клубов, различных форм со-  

дружества предприятий-взаимных приглашений чле-  

нов коллективов на вечера, совместных спортивных со-  

ревнований и т. п.  

 

Но есть и другая сторона проблемы: возникновение  

у молодых людей определенных психологических барье-  

ров, мешающих им по каким-то причинам устанавли-  

вать взаимоотношения с представителями другого пола.  

Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же  

касается социальной психологии, то она может взять  

на себя функции организации <службы знакомства>,  

какой бы из двух вариантов трудностей не имел место.  

Опасения, которые иногда высказываются по поводу  

организации <службы знакомства>, базируются на за-  

боте о том, чтобы эта тонкая сторона человеческих от-  

ношений не попала в руки шарлатанов и легкомыслен-  

ных людей. Но именно поэтому всякий <клуб встреч>,  

всякая консультация должна обязательно включать в  

себя профессиональное обучение общению. Совершенно  

ясно, что <электронная сваха>, даже если и принять ее  

услуги, не может решить всей проблемы: подбор парт-  

нера или партнерши по браку не может исключить во-  

просов психологической организации их взаимоотноше-  

ний. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему  

времени, свидетельствует, что успех <знакомства> во  

многом зависит от степени социально-психологической  

грамотности, которая свойственна организаторам по-  

 

добной службы. Не случайно для дальнейшего укреп-  

ления семьи предусматриваются особые мероприятия по  

оказанию помощи при знакомстве. Фигура социального  

психолога является обязательной при проведении такой  

работы.  

 

Но и после того, как люди сами познакомились, ре-  

шили вступить в брак и даже подготовились к нему,  

встает немало вопросов, при решении которых все ча-  

ще вспоминают социальную психологию. Вторая часть  

ее задач в системе <службы семьи> относится к уже  

существующим семьям. Главный вопрос здесь-регу-  

лирование семейных взаимоотношений, способствующее  

повышению устойчивости семьи. Серьезную озабочен-  

ность общества вызывает в последние годы все увели-  

чивающееся число разводов. Среди разных причин их,  

проанализированных неоднократно в специальной демо-  

графической литературе, отмечается в качестве важ-  

ной причины неумение строить повседневные взаимоот-  

ношения между супругами. Это означает, что важней-  

шей формой прикладных социально-психологических  

исследований должны стать исследования, выясняющие  

формы и структуру семейных конфликтов, способы их  

разрешения. Причем все это должно стать не просто  

<темой> исследования; социальный психолог-практик  

должен обучить нормальному общению в семье. Здесь  

мы подошли к чрезвычайно важному организационно-  

му моменту: кто, где и как должен организовывать та-  

кое обучение?  

 

Современная социальная психология располагает  

определенными средствами такого обучения - это со-  

циально-психологический тренинг. Но, во-первых, вся-  

кий курс тренинга - это не только трудоемкая, но и  

длительная работа. Для такого контингента, как члены  

семей, она должна быть где-то организована. Единст-  

венное решение проблемы-создание специальных се-  

мейных консультаций, где можно будет проводить в том  

числе и эту работу. Здесь же будет найден ответ на  

 

См., например: Харчев А. Т., Мацковский М. С. Сов-  

ременная семья и ее проблемы. М., 1978.  

" Я нкова 3. А. Городская семья. М., 1979.  

С ы с енко В. Н. Психологические факторы укрепления меж-  

личностных отношений молодых супругов. - В кн.: Молодая  

семья. М" 1977.  

 

вопрос о том, кто будет проводить обучение семейному  

общению. Здесь невозможна ни работа на общественных  

началах, ни работа по хозяйственному договору.  

 

Необходимо включение социального психолога в  

штат сотрудников семейной консультации. В настоящее  

время приняты соответствующие решения авторитетны-  

ми органами; можно ожидать, что такая форма психо-  

логической службы, как <служба семьи>, получит все-  

стороннее развитие.  

 

Можно выделить еще и третий класс задач, которые  

социальная психология может решать для обеспечения  

оптимального развития семьи. Это - исследования оп-  

ределенного рода внутрисемейных установок, которые  

возникают по отношению к детям: иметь ли детей,  

сколько их иметь и т. д. Установка на детей получила в  

демографии название <репродуктивной установки> (т. е.  

установки на репродукцию--воспроизводство). Тради-  

ционно высокое место, которое занимала наша страна




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 554
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь