|
Андреева Г.М. » Социальная психологияний, чтобы понять господствующие тенденции.
С этой точки зрения можно выделить три основных направления в исследовании малых групп на Западе, сложившиеся в руслах трех различных исследователь- ских подходов: 2) социологичес- кое, 3) школа<групповойдинамики>.
Coциoмeтpичecкoe направление в изучении малых групп связано-с~именем Дж7 Морено,-теократическая концепция которого уже рассматривалась нами. В свя- зи с той дискуссией, которая в течение нескольких раз возникала в советской социально-психологической ли- тературе по поводу возможностей и ограниченностей социометрического метода, полезно кратко напомнить суть этой концепции. Как известно, Морено исходил_из идеи о том, что в обществе можно выделить две струк- туры отношении: макроструктуру "{которая" для~Морено означала свосораное <пространственное> размещение индивидовразличные формГхихжизнедеятельности) и микроструктуру, _ что, иными словами, означает- структуру психологических отношений индивида с ок-
См.: Кричевский Р. Л. Проблема малой группы в зару- бежной социальной психологии.- В кн.: Проблемы зарубежной со> цнальной психологии. М., 1976.
248
ружающими его людьми. Ссласно Морено, все напря- жения. конфликты, в том числе социальные, обусловле- ны несовпадением микро- и макроструктуры. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и ан- типатий, выражающих психологические отношения ин- дивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим окружением оказывается необязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Сле- довательно, задача состоит в пйцестаиваниимкро- структуры таким образом, чтобы привести ее в соответ- cтgтгglcJMlкpocтpуктуpoй. той.цели и служит социо- метрическая__м?1одика, выявляющая симпатии и анти патии-якие~~жперемещения необходимо произвестиНа основании применения этой метидики (хотя и не~обязательно в рамках изложенной теоретической концепции) возникло целое направление исследований малых групп. Это направление стало до- вольно популярным, особенно в прикладных областях, но при этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченные рамки.
Главным методологическим просчетом предложен- ного подхода явилось своеобразное санкционирование смещения интереса. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до мини- мума: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т. е. межличностных, отношений. На- много лет вперед была намечена программа изучения лишь эмоциональных, непосредственных контактов между людьми в малых группах, которая неправомер- на не потому, что эти эмоциональные контакты не зна- чимы в групповой жизни, а потому что они были абсо- лютизированы, потеснив все остальные возможные <се- чения> в исследовании малых групп. Процесс исследо- вания малых групп зачастую был сведен . к исследованию эмоциональных контактов, а социомет- рическая методика, измеряющая их, практически стала рассматриваться как основной метод исследования ма- лых групп. И хотя методика сама по себе действитель- но дает определенные возможности для изучения струк- туры психологических отношений в малых группах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая анализ малых групп как таковых.
Весь блок исследований малых групп в рамках со- циометрического направления страдает существенной ограниченностью, выражающейся в том, что аспект де- ятельности малых групп в нем не просто не представ- лен, но умолчание о нем носит принципиальный харак- гер: рождается представление о достаточности исследо- вания в малых группах только пласта собственно эмо- циональных отношений. Введение <деловых> критериев социометрического выбора мало поправляет дело, так как не обеспечивает органического включения отноше- ний деятельности в контекст исследования. Поэтому при оценивании возможностей социометрического мето- да, надо всегда ставить дополнительный вопрос: отно- сительно чего, какого предмета исследования обсуж- даются его возможности. Если относительно системы межличностных отношений эмоционального происхож- дения, то оценка метода должна быть одна, если же от- носительно общего анализа малых групп, то оценка его должна быть совершенно иной. Когда говорится о недо- статках методики, то прежде всего необходимо говорить именно о недопустимости ее рассмотрения как метода изучения малых групп. В этом качестве она особенно проигрывает, так как переводит все исследование просто не в ту плоскость анализа, который адекватен задаче. Применительно к другой, более конкретной задаче, - изучению системы эмоциональных отношений в малой группе,-методика, предложенная Морено, как извест- но, широко применяется ". Не значит, что и в этой сфе- ре она бесспорна, поскольку до сих пор не совсем яс- но, что же, собственно, измepЯJeт социометрический тест в современном его виде? Очевидно, что давно большинство исследователей отказалось от мореновско- го <теле>, но тогда задача состоит в том, чтобы дока- зать возможность измерения предложенным инстру- ментом других характеристик межличностных отноше- ний. Несмотря на широкое применение социометричес- кой методики, вопрос этот не обсужден во всей его полноте. Никто сегодня не говорит, что социометрия измеряет лишь симпатии и антипатии (да и сам Море- но в последние годы расширил репертуар измеряемых
" См.: Волков И. П. Социометрпческие методы в социально- психологических исследованиях. Л., 1970.
характеристик), но так же никто я не сформулировал точно, что же именно измеряет социометрия. Интуитив- но предполагается, что измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы, но это само по себе требует еще более глубокой интерпретации. Неоднократно отмечалась и другая слабость методики, значимая при исследовании именно эмоциональных контактов: отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. Но если в этом контексте и возможна дискуссия, то в случае характеристики со- циометрического направления как направления иссле- дования малых групп вывод однозначен: это направле- ние оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уяз- вимым по своим теоретическим предпосылкам.
Социологическое направление в изучении малых групп связывают обычно с той традицией, которая бы- ла заложена в экспериментах Э. Мэйо. Поскольку эк- сперимент производился на предприятиях компании <Вестерн электрик> в городе Хоторне, он получил в ли- тературе название Хоторнского эксперимента. Суть его состояла в следующем. Компания столкнулась с фак- том понижения производительности труда сборщиц ре- ле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. для исследования был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, имеющий перво- начально целью выяснить, как влияет на производи- тельность труда таой фактор, как освещенность рабо- чего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обоз- начены различные этапы, но здесь будет воспроизведе- на лишь основная схема эксперимента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в эксперименталь- ной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность тру- да не росла. На следующем этапе новый прирост осве- щенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе-вновь при неизменной освещенности-произ- водительность труда также выросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были сняты все улучшения
освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести еще несколь- ко добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в от- дельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т. д.). При введении всех этих новшеств про- изводительность труда повышалась, но, когда по усло- виям эксперимента все нововведения были отменены, она хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне, более высоком, чем первоначальный.
Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и он посчитал за такую переменную сам факт участия работниц в эксперимен- те: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему <включению> в производственный процесс и дало рост производительности труда, даже и в тех слу- чаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Те- оретически Мэйо истолковал это, как проявление осо- бого чувства социабильности - потребности ощущать себя <принадлежащим> к какой-то группе. Но вместе с тем второй линией интерпретации, наиболее интерес- ной в данном случае, явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отноше- ний, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной <судьбе> в ходе производственного процесса. Мэйо сде- лал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в рабочих бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах кампании. Исследования Мэйо носили -строго прикладной характер, поэтому и направления рекомен- даций, сделанных компании, вполне объяснимы - за- дача заключалась в увеличении производительности труда. Не случайно поэтому впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая, по своему существу по- литическая, доктрина <человеческих отношений>, прев-
ратившаяся в официальную программу управления мо- нополиями и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех американских школах бизнеса. Идеологический смысл доктрины <человеческих отноше- ний> весьма реакционен и определяется, конечно, не экспериментами Мэйо, но всей системой использования рекомендаций науки в капиталистическом обществе.
Что же касается теоретического значения открытий Мэйо для социальной психологии, то оно состоит в том, что был получен новый факт-существование в малой группе двух типов структур, открывший широкую пер- спективу для исследований. После Хоторнских экспе- риментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.
3. Школа <групповой динамики> представляет собой наиболее <психологическое> направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американ- ский период деятельности Левина после эмиграции .из фашистской Германии начался с создания в Массачу- сетском технологическом институте специального Цент- ра по изучению групповой динамики (после смерти Ле- вина в 1948 г. Центр был перенесен в Мичиганский университет, где и существует до сих пор). Направле- ние исследований в этом центре опиралось на ряд тео- ретических идей Левина. Идя от ортодоксальной геш- тальтпсихологии, Левин создал свою <теорию поля>, которая и была_полжена_в_ое5у1з1чения_11лых грУДШ-Центральная идея теории поля_в том, что за- ко.н.ь1_соцйального поведения следует искать через поз- нание психолЪЕйческюГ~нГсоциальных сил, его летерми- нирующих была развита применительно к науке о группах, которая должна способствовать анализу этих сил, их локализации и измеренпо.-Важнейшим~мето- дом анализа сил психологического поля явилось созда- ние в лабораторных условиях групп-с" заданными ха- ратсриСтиками и последующее изучение функциониро- ашпгтих гупп. Цся совокупностгэтагттгедшад получила название, <грудпо?оА...дщ1амики>.
" См.: Богомолова Н. Н. Доктрина <человеческих отноше- ний> - идеологическое орудие монополий. М" 1970.
Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования_какова их взаимосвязь с индивида- шт-я-тгдругими группами, каковы условия их успешно- гo~функциoниpoв ан ия.-Большое внимание рыло также удeлeнo проолемам ооразования таких характеристик группы как нормы, сплоченность, соотнишение индиви- тЛьны мотивов и групповых целей, наконец, лидер- ство в группах.
-ТУгвечая на главный вопрос о том, какие потреб- ности двигают социальным поведением людей, <группо- вая динамика> пристально исследовала проблему внут- упТрупповых конфликтов, сопоставл яла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и кон- куренции, июшбы вынесения ipyiinubbiA решении. Ji-o-r перечень можно оыло оы и продолжить, так как прак- тически весь набор проблем малой группы был пред- ставлен в работах этого направления.
Как и все психологическое наследие К. Левина, и в особенности его социально-психологические идеи, <груп- повая динамика> заслуживает противоречивой оценки. Нет сомнения, что ее влияние на последующую запад- ную социально-психологическую мысль огромно. Нет также сомнения в том, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи относитель- но групповых процессов, тщательно исследованы неко- торые из них, разработаны иногда весьма оригиналь- ные методики, сохраняющие свое значение до сих пор. С другой стороны, весь теоретический контекст - впле- тенность исследований в спорные конструкции теории поля - является и устаревшим и принципиально не- приемлемым. Поэтому возникает целый комплекс проб- лем для размышления по поводу <групповой динами- ки> в рамках марксистской традиции социально-психо- логического знания. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области социальной психологии, от- брасывание теоретической концепции Левина сочетает- ся с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они действительно <работают> и в новых теоретических рамках. Однако не выполнена еще пол- ностью задача подлинного анализа этих методик, выяв- ления меры и степени их допустимого принятия именно в русле новой теоретической схемы. Такой анализ ни в
коем случае не должен означать простого отбрасыва- ния достижений, полученных в исследованиях по <груп- повой динамике>, но в равной степени нельзя довольст- воваться и простыми фигурами умолчания относитель- но спорных мест, когда речь идет о возможности их использования. Уважение к имени Левина и к его зас- лугам в психологии вообще, и в социальной психологии в частности, требует именно спокойного, но принципи- ального выяснения отношения к его исследованиям со стороны марксистской ориентации в социальной психо- логии.
Можно подвести некоторые итоги тому, как ставил- ся вопрос о малых группах в традиции западной соци- альной психологии. Хотя три рассмотренные направле- ния несоизмеримы (трудно сопоставлять значение тео- ретических посылок Морено и результатов левиновских исследований), каждое из них задало определенную ли- нию в изучении малых групп. Но ни одно из них не предложило таких решений, которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки зрения специ- фического содержания групповых процессов, обуслов- ленного конкретным характером групповой деятельно- сти, хотя формально вопрос об эффективности совмест- ной деятельности групп был поставлен. Были предло- жены разные модели взаимоотношения группы и об- щества: у Морено, как мы видели, допускался прямой перенос интерпретации групповых процессов на пробле- мы общества, в традиции Левина это не было столь явным, но важно, что нигде не была подчеркнута спе- цифика малых групп как элементов общественной Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|