|
Андреева Г.М. » Социальная психология
Вторая причина, которая объясняет уже не столько отсутствие употребления самого понятия <коллектив> в том специфическом значении, которое было проанали- зировано выше, сколько отсутствие и специального уг- ла зрения на группу, а именно рассмотрение ее прежде всего с точки зрения совместной деятельности, коренит- ся в общих методологических установках западной со- циальной психологии. Тот факт, что преимущественным способом рассмотрения малых групп является их рас- смотрение в ситуациях лабораторного эксперимента, исключает вообще анализ содержания деятельности группы, а следовательно, и все последующие звенья та- кого подхода. Не сталкиваясь с объективным существо- ванием коллективов в обществе и не обладая <методо- логическими стимулами>, проследить этапы развития различных социальных групп под углом зрения их все более органического включения в общую деятельность, социальная психология на Западе, естественно, просто не ставит проблему коллектива. Те же употребления понятия <коллективное поведение>, которые имеют там место, как это было отмечено нами, являются совер- шенно произвольными и, собственно, не претендуют на то, чтобы вскрыть какое-то особое содержание, стоя- щее за этим термином.
Тем более ответственной задачей социальной психо- логии в социалистическом обществе является вычлене- ние проблематики коллектива. Это необходимо сделать потому, что коллектив выступает в этих условиях от- нюдь не только как предмет исследования социальной психологии. Практически все общественные науки про- являют интерес к анализу этого явления в условиях социалистического общества, что продиктовано той ре- альной значимостью, которую приобретает эта пробле-
ма. Коллективы выступают здесь в качестве основной формы организации трудящихся во всех сферах жизни общества: в производстве, в системе культуры и науки, в образовании, в спорте и т. д. Поэтому коллектив с полным правом можно рассмотреть как предмет иссле дования и философии, и социологии, и этики и т. п. Следовательно, социально-психологический подход не может претендовать на решение всех проблем, связан- ных с коллективом, и должен четко обозначить свое место в системе исследований этого явления.
Для того чтобы выделить эту специфику, необходи но развести различные употребления понятия <коллек- тив>, используемые в обыденяой речи и в системе соци- ально-психологического знания. Широкоупотребитель- ное значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым организаци- ям трудящихся в рамках отдельного предприятия, уч- реждения, отрасли промышленности, географического района и т. д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как <коллектив машиностроительно- го завода>, <коллектив научно-исследовательского ин- ститута>, <коллектив трудящихся легкой промышленно- сти>, <коллектив рабочих и служащих такой-то облас- ти> и пр. Общий признак всех этих перечисленных групп заключается именно в том, что это специфичес- кие образования социалистического общества, отличаю- щиеся по самой своей природе в том самом значении, о котором писал Маркс.
Для социальной психологии важно выделить в этом широком значении термина именно тот аспект, который может быть исследован ее средствами, в рамках ее кон- цептуальных схем. Чтобы определить этот аспект, сле- дует вспомнить об общем принципе подхода к группе в марксистской социальной психологии. Выделенные в социологическом анализе, объективно существующие со- циальные группы здесь изучаются как субъекты дея- тельности, т. е. прежде всего с точки зрения именно психологических характеристик этого субъекта. Иными словами, выявляются те черты группы, которые вос- принимаются членами данной группы как признаки не- которой психологической общности. Какие именно пси- хологические характеристики группы позволяют воспри- нимать ее включенным в нее индивидам как коллек-
тив? - на этот вопрос и должна ответить социальная психология. Но поскольку вычленение психологических характеристик группы осуществляется на основе опре- деленного методологического принципа, а именно прин- ципа деятельности, постольку социально-психологичес- кое исследование коллектива предполагает как рас- смотрение уровней развития его деятельности, так и роли, этой совместной деятельности в формировании са- мой психологической общности, опосредования ею всех групповых процессов. Поэтому для социальной психоло- гии будет логично рассмотреть коллектив, как особое качество группы, связанной, "общей деятельностью в ус- ловиях социалистического общества. Это особое качество есть продукт развития групп, существующих внутри оп- ределенной системы социальной деятельности, опреде- ленной системы общественных отношений. С этой точки зрения, не каждая группа, даже и в условиях социали- стического общества, может быть рассмотрена как кол- лектив, а лишь такая группа, которая сформировала определенные психологические характеристики, возни- кающие как результат развития ее. основной деятельно- сти и представляющие особое значение для ее членов. Это не означаетГ"<принижения> значения реально су- ществующих коллективов, но лишь обрисовывает из- вестную перспективу для их развития. Для социальной психологии такой подход является естественным про- должением исследования динамических процессов в ма- лой группе, развивающейся по мере развития общей деятельности.
Значимость коллективов в жизни социалистического общества была очевидной с самых первых лет су- ществования Советской власти, и не случайно, что традиции иссле- дования этого явления начали складываться непосред- ственно после Великой Октябрьской социалистической революции В связи с особенностями развития социаль- ной психологии в 20-е годы, которые были уже рассмот- рены, наиболее плодотворные подходы к исследованию коллектива в те годы сложились не в специфической области социально-психологического знания, но преж
История исследова- ний коллектива в советской науке
Коллектив и личность. Гл. III. М" 1975.
де всего в области педагогической науки. Тем не менее здесь неизбежно возникли и многочисленные проблемы, касающиеся и собственно социальной психологии.; В 30-е годы эти исследования были в особенности свя- заны с именами Н. К. Крупской и А. С. -Макаренко. В их работах, наряду с решением педагогических проб- лем коллектива, совершенно четко обозначен и тот спе- цифически социально-психологический аспект исследо- вания, который впоследствии был принят советской психологией.
-. С. Макаренко исходил из методологических по- ложений, разработанных Марксом. Поэтому для него важнейший признак коллектива-это не любая сов- местная деятельность, а социально-позитивная совмест- ная деятельность, отвечающая потребностям общества: <Коллектив возможен только ripii условии, если он объе- диняет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества> ПОЭТОМУ первым признаком коллекти- ва как группы особого рппя яв.пяртся инн Р нап- равленность. Эта направленность коллектива обеспечи- вает особое-качество личностей, в него входящих, а именно их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами коллектива и выделением лиц, уполномоченных коллективом на вы- полнение определенных функций. А. С. Макаренко с особой силой подчеркивал мысль о том, что природа отношений в коллективе обладает особым свойством: <. . . вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости>. В современ- ной терминологии эта мысль означает не что иное, как признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосре- дующего всю систему отношений между членами кол- лектива. <Отношения ответственной зависимости> - это отношения, складывающиеся прежде всего на осно- ве такой совместной деятельности. f Более конкретно коллектив описывается А. С. Мака- ренко как <свободная группа трудящихся, объединен- ная единой целью, единый действием, организованная,
М а карен к о А. С. Изор. соч.. М" 1948, с. 97. Макаре н ко А. С. Соч., т. 5. с. 210.
снабженная органами управления, дисциплины и от- ветственности>". В таком подходе к коллективу объеди-1 нено требование включить в определение как оощий тип социальной деятельности-конституирующий кол- лектив, так и способ организации, задающий всю сис- тему отношений в группе. Вместе с тем такой подход предполагал сразу же и необходимость развития кол- лектива, неизбежность ряда стадий, которые он прохо- дит и но мере прохождения которых все названные ка- чества получают полное развитие.
Важнейшая заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что, характеризуя эти стадии, он создал достаточ- но четкую картину того, каким образом можно обеспе- чить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обри- сованы <перспективные линии> развития коллектива, разработана <диалектика требований>, организованы <завтрашние радости>. Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, ко- торая наилучшим образом соответствует развитию лич- ностей, входящих в него. Согласно А. С. Макаренко, MTh няхддит_в коллективе взаимопомощь, и-вмсте с те.м_ взаимную ответственность, что сгкхбгтвуе-фе- м.ир_ов1нию~сплоченности коллектива длязащиты един- ства егое1етв1нГй~ -"~~--~ -Красной нита. во всех рассуждениях по поводу кол- лектива проходит у А. С. Макаренко мысль о том, что успех всех внутренних процессов, протекающих в кол- лективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация дея- тельность внутри коллектива строится на основе соот- ветствия этих образцов более широкой системе соци- альных отношений,-отношений, развивающихся в обществе в целом.- Коллектив не является замкнутой сис- темой, он включен во всю систему отношений общест- ва, и поэтому успешность его действий может быть реа- лизована лишь в том случае, когда нет рассогласова- ния целей коллектива и общества. Напротив, коллектив преследует именно общественно значимые цели. Для
" Гам же, т. 7, с. 16.
последующего развития советской социальной психо- логия эти мысли имеют особенно большое значение, поскольку они раскрывают конкретное содержание по- нятия <социальный контекст> применительно к разви- тию коллектива.
Гаким образом, в концепции коллектива, развитой А. С. Макаренко, практически были поставлены все ос- новные, принципиальные вопросы социально-психологи- ческой теории коллектива, хотя они и были разработа- ны в <недрах> его педагогической теории. Предложен- ная А. С. Макаренко постановка вопроса наносила су- щественный удар по тем попыткам построения исследований коллектива, которые предпринимались в первые годы Советской власти с различного рода меха- нистических позиций, будь то рефлексология или раз- личные варианты биологического редукционизма в пси- хологии. Характерно, что эти позиции явились довольно точным прообразом будущих построений теории групп в социальной психологии на Западе. В них подчерки- вался тот же самый принцип отказа от рассмотрения содержательной деятельности, который впоследствии стал главной причиной обеднения анализа групп. При- чем если эта ограниченность не всегда в полной мере очевидна в тех случаях, когда речь идет о группе во- обще, то она становится эксплицированной в полной мере именно при исследовании коллектива. Так, психо- лог и педагог А. С. Залужный выступил в 30-е годы с идеей о том, что коллектив - это <группа взаимодейст- вующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные общие для них раздражители>. При таком определе- нии все специфические признаки коллектива оказыва лись опущенными, практически под это определены можно было подвести любое количество любых групп, и сама проблема коллектива оказывалась снятой.
Не удалось избежать столь же формального подхода к определению коллектива и В. М. Бехтереву, который уделил значительное внимание этой проблеме в системе своей <коллективной рефлексологии>. Хотя В. М. Бех- терев и подчеркнул два действительно важных призна- ка коллектива - общность цели и общность настрое-
Залу ж и ы и Р. С. Детский коллектив и методы его изуче- ния. М.~Л" 1931, с. 16.
305
ния, - ни то, ни другое не было раскрыто в содержа- тельном плане. Особенно важно это было сделать отно сительно общности цели, поскольку общность любой цели не составляет еще коллектива, в частности, в том случае, когда цель эта носит открыто антисоциальный характер. Бесспорные сами по себе такие признаки, как <общее настроение, общее сосредоточение, общее об- суждение, общее решение или постановление и общ- ность, или единство, цели и действий>, могут быть в равной степени отнесены как к группам, включенным в систему общественно полезной деятельности, так и к группам с антисоциальной направленностью.
Тем более ясным становится важность того вклада, который был внесен в разработку проблем коллектива трудами А. С. Макаренко и Н. К. Крупской, подгото- вившими новый этап в рассмотрении этой проблемы со- ветскими исследователями в 50-60-е годы.
Сегодня можно считать, что большинство исследова- телей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого разнообра- зия терминологии, то можно выделить те характеристи- ки, которые называются как обязательные признаки коллектива различными авторами. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллекти- вом не может называться хотя и сплоченная, но анти- социальная группа, например, группа правонарушите- лей). Во-вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под <добровольностью> здесь по- нимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто <за- дана> внешними обстоятельствами, но стала для инди- видов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Сущест- венным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей ор- ганизацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллек- тив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип раз-
Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. М" 1921, с. 41.
вития личности не вопреки, а вместе с развитием кол- п flTltt л
Особое значение в современных условиях развития социалистического общества приобретает та часть соци- ально-психологической теории коллектива, которая ис- следует различные стадии и уровни его развития.
Основы идеи развития коллектива Стадии и уровни дд определенным ступеням были заложены, как мы видели, в рабо- тах А. С. Макаренко. В настоящее время в советской социальной психологии существует несколько <моделей> развития коллектива, каждая из которых фиксирует специальные стадии или уровни в этом движении. Одна из наиболее развернутых попы- ток подобного рода, как это уже отмечалось, содержит- ся в концепции, разработанной А. В. Петровским. Первоначально названная <стратометрической концеп- цией групдооДакглрнпг- он представляет группу" как состоящую из трех страт (слоев), каждый из кото- рых характеризуется определенным принципом, по ко- j торошу в нем строятся отношения между членами груп- -// пы.В первом слое Бе1.зу"ютс,пеждс""его,.11едо..- "" средственные контакты междулюдьмиоенов.а.ндыена, . эмЖиоа?ггаои1ием1ем11непие,м во " втором слое эти отношения опосргдуюся-хай-кеом совместноидея1ельтос,3:й; в третьем слое, названном яд- ром группы, развиваю1СЯ..".о.тдол1?яая-0?ЖШШЦШ?.."да принятии всеми членами группыединыхцелеи_грпо- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|