|
Андреева Г.М. » Социальная психологияконкретный результат социализации. Таким образом проблема социализации при дальнейшем развитии ис- следований должна предстать как своеобразное свя- зующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.
Глава 16 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
При исследовании личности в со- циальной психологии важнейшее
Проблема установки
и традиции ее НУЧРНИЯ R COBfiT ________ ________
ской психологии место занимает проблема социаль- ной установки. Если процесс со- циализации личности объясняет, каким образом лич- ность усваивает социальный опыт и вместе с тем актив-
но воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в действиях и поступках личности? Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы по- нять, что предшествует развертыванию реального дей- ствия, необходимо прежде всего проанализировать по- требности и мотивы, побуждающие личность к деятель- ности. В общей теории личности и рассматривается как раз соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего действие. Од- нако при этом, как справедливо отмечает польский ис- следователь К. Обуховский, остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях посту- пают тем или иным образом? и чем они руководствуют- ся, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, ко- торое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки Оно широко ис- пользуется в житейской практике при составлении <прогнозов> поведения личности: <Н., очевидно, не пой- дет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки>; <вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков> и т. д. На этом жи- тейском уровне понятие социальной установки употреб- ляется в значении, близком к понятию <отношение>. Од- нако в психологии термин <установка> имеет свое соб- ственное значение, свою собственную традицию иссле- дования, и необходимо соотнести понятие <срциальная установка> с. этой традицией.
Как известно, проблема установки была специаль- ным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Внешнее созвучие терминов <установка> и <социальная установка>, приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержа- ние этих двух понятий, действительно схож: <склон- ность>, <направленность>, <готовность> и т. д. Вместе
человека. (Пер.
Обуховский К. Психология польского). М" 1972, с. 47.
12 - - Андреева
влечений
с тем необходимо точно развести сферу действия уста- новок, как их понимал Д. Н. Узнадзе, и сферу действия <социальных установок>. Уместно напомнить определе- ние установки, данное Д. Н. Узнадзе: ан.пнка-.яв- ляетцлос тны?,1 ин а мическим_со(гоя нием субъекта, состоянием готовности к определенной акт1[1нос1исо- cтoяниeF,"кoтooёo]5ё"JГOЗfЙTaeтcя двумя ""факторами: 1Готр1Йшью11ссеТ?вующейобъектаТ1ой ситуацией>. Настроенность на поведения для удовлет- ворения данной потребности и в данной ситуации мо- жет закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от си- туативной. На первый взгляд, как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что та- кая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связано с анализом социаль- ных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д. Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физио- логических потребностей человека. По справедливому замечанию Ф. Н. Бассина, понимание Д. Н. Узнадзе установки как бессознательного исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблемы на этом об- щепсихологическом уровне, так же, как и возможности развития этих идей в направлении к применению их в социальной психологии. Такие попытки и делаются в настоящее время Однако нас интересует сейчас раз- личие в самих основаниях подхода к проблеме в шко- ле Д. Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связан- ных с разработкой аналогичной проблемы.
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии ус- тановки. Тбилиси, 1901.
Н адирашвил и Ш. А. Понятие установки в общей и со- циальной психологии. Тбилиси, 1974,
Сама идеявыявления осбых"состаядиищчности, предшествующих ее"реальному "поведению, присутствует я1oгoчйcлSняыxиCcлeдoвaтeлeй~~TJpeждe всего, этот кугЧзопросовГобсуждается В.Н. Мясищевым в его кон- цепции отношений человека. Отношение, понимаемое здесь <как система временных зязей человека как лич- ности-субъекта со всей действительностью или с ее от- дельными сторонами>, объясняет как раз направлД ность будущего поведения личности Отношение и есть своеобразная предиспозиция, ледрасположенность _к_ каким-то ооъектам, которая позволяет ожидать_раскры- Тия себя в реалЕНЕЛГкгах действии. Отличие от уста- НОВКИ /lfif птпитр TQtД,ЧfQ ррРЛпп.пягЯЮТЯ раЗЛИЧ- ыев~гом числе и социальные объекты, на КОТОР ые это отношение распространяется, и самые разнооб- разные, в том числ(Г7Глижные~с-соцйально-психологи- дско1гочк1Гзрения ситуации, фера действий личности на основе отношении практически безгранична.
В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л. И. Божович При иссле- довании формирования личности в детском возрасте здесь было установлено, что направленность склады- вается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам со- циальной среды. Хотя эти позиции могут быть раз- личными по отношению к многообразию окружающих человека ситуаций и объектов, в них возможно зафикси- ровать некоторую общую тенденцию, которая домини- рует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных-ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объек- там. Напргвленностьличности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспози- ции - 11ред1)асположенностличности действовать опре- деленным образомохватывающей всю сферу её жйне- деятельности,_вплоть до самых сложных_ощгалъных ТЯТБктов" и ситуации. Таская интерпретация направлен- ности личности позволяет рассмотреть это понятие, как_ Ъдншюрндковое с понятием социальной установки-~"
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л" 1960, с. 150. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М" 1969.
Связь с этим понятием может быть установлена и со стороны идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная зна- чимость объективных значений внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос так- же о направлении ожидаемого поведения (или деятель- ности личности) в соответствии с тем личностным смыс- лом, который приобретает для данного человека пред- мет его деятельности. Не вдаваясь сейчас в подробное обсуждение вопроса о месте проблемы установки в тео- рии деятельности, скажем лишь, что в настоящее время предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте, как личностный смысл, <по- рождаемый отношением мотива к цели> Такая поста- новка проблемы не выводит понятие социальной уста- новки из русла общей психологии, как, впрочем, и поня- тия <отношение> и <направленность личности>. Напро- тив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия <социальная установка> в общей психологии, где оно теперь соседствует с поня- тием <установка> в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д. Н. Узнадзе.
Поэтому дальнейшее выяснение специфики социаль- ной установки в системе социально-психологического знания можно осуществить, лишь рассмотрев совсем другую традицию, а именно традицию становления это- го понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии. Наряду с разработкой проблемы установки в отечественной общей психологии, складывалась совер- шение иная традиция изучения со- циальных установок к западной со- циальной психологии. Отличие этой линии исследований заключается не только в том, что они опираются на ины теоретические и методологичес- кие принципы, но и в том, что с самого начала вопрос был здесь обращен лицом к социальной психологии,
Становление проб- лемы социальной установки в запад- ной социальной психологии
в См.: А смолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии.-В кн.: Тео- ретические и методологические проблемы социальной психологиии. М" 1977,
т. е. категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы со- циально-психологического знания./ В западной социаль- ной психологии для обозначения сбциальных установок йсгголБзуетсятерМйН"<аттйтюд>;"которБ1г литературе на русском языке либо Переводится как <социальная устяндд либ употребляется как калька с англий- ского (без перевода) <аттитюд>. Эту оговорку необхо- димо сделать потому, чТО ЛЖ термина <установка> (в том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Уз- надзе, существует другое обозначение в английском языке следования аттитюдов на Западе есть совершенно само- стоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки ( русле. Эти исследования аттитюдов превратились в са- мостоятельную область социальной психологии, которая является одной из самых разработанных областей в за- падной социальной психологии.
П. Н. Шихирёв, анализируя историю исследований аттитюдов в западной социальной психологии делит ее на три периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого пе- риода - бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40-50-е годы (характерная черта - упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и ту- пиковых позиций); 3) с конца 50-х годов до настояще- го времени (характерная черта - возрождение интере- са к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследо- ваний). Рассмотрим некоторые детали этой общей кар- тины.
В 1918 г. американские исследователи У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, пришли к уста- новлению двух зависимостей, без которых нельзя было описать этот процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Эти зависимости были лишь
" Ш ихире в П. Н. Исследования социальной установки в США.- <Вопросы философии>, 1973, № 2.
модификацией старой постановки проблемы о взаимо- действии личности и общества. Тжас и Знанецкий пред- ложилиарактеризовать две стороны описанного отно- иШГйя i и помощи понятий <социальная ценность> (для ргагйТистикйсоциальной организации) и <социальная устаноа--аттитюд> (для характеристики индиви- да). Тьким образом, впервые в социально-психологичес- кую литературу было введено понятие аттитюд, которое было определено как <психологическое переживание ин- дивидом ценности, значения, смысла социального объек- та> или как <состояние сознания индивида относительно некоторой социальной Ценности>. Сехует "сказать, что введение этого понятия в социальную психологию так- же опиралось на использование определенных исследо- ваний в экспериментальной психологии, но тем не ме- нее здесь оно получило новое, самостоятельное толкова- ние.
После открытия феномена аттитюда начался своеоб- разный <бум> в его исследовании. Казалось, что многие рассматриваемые ранее проблемы социальной психоло- гии <ждали> открытия ?ттитюда, чтобы теперь с его по- мощью вернуться ко всем нерешенным вопросам. Воз- никло несколько различных толкований аттитюда, мно- го противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого по- нятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследо- вателями. В окончательном, систематизированном виде они.выглядели так. ЛИ1Юпон1УКВшт.1)ак. аопредёлёННОеТостояние сознания и нервной си- i стмы,
i ,б) выражающее готовность к реакции, is) организованное,
- на основе предшествующего опыта, д) оказывающее направляющее и динамическое влияние н а поведение. /"Таким образом, была установлена зависимость ат-
титюдаот предшествующего опыта и его важная регу- дятивная роль в поведении.
Одновременно последовал ряд предложений относи- тельно методов измерения аттитюдов. В качестве основ- ного метода были использованы различные шкалы,
впервые предложенные Л. Тёрнстоном. Использование шкал было необходимо и возможно потому, что аттитю- ды представляют собой латентное отношение к социаль- ным ситуациям и объектам, характеризуются модаль- ностью, вербализуются (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Очень быстро обнаружилось, что разработка шкал упирается в сохраняющуюся нерешен- ность некоторых содержательных проблем относительно аттитюдов, в частности, относительно их структуры- оставалось не ясным, что измеряет шкала? Кроме того, поскольку все измерения строились на основе вербаль- ного самоотчета, возникли неясности с разведением по- нятий аттитюд-мнение, знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств стимулировала даль- нейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям-как раскрытие функций ат- титюда и как анализ его структуры.
В общем виде было ясно, что аттитюд служит удов- летворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены ..четыре функция, аттитюдов: 1) прйспосоительная (иногда называемая утилитарная, адаптивная) -aj:in- тюд направ.ляет_субъекта к тем объектам, которые слу- жат достижению его целей; 2) функция знания--атти- тюд даетупрощенные.указа-ния -отйОСйтельно способа по- ведения по отношению .к конфетному объекту; .функ- ция выражения (иногда называемая функция ценности, саморегуляции) - аттитюд, вобождения субъекту JOT внутреннего наложения, вы- ражения сеякак личности; 4) фунщия защиты-- ат- титюд способствует разрешению внутренних-конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить пото- му, что обладает сложной многосторонней структурой. В 1942 г. М. Смитом была предложена трехкомпонент- ная структура аттитюда, в которой выделяются: а) ког- нитивный компонент (осознание объекта социальйой ус- тановки) ; б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симцатйи .цлк-янти" патии к нему); в) поведенческий (конативный) компо- нент (последовательное поведение до отношению к объ- екту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка,, готовность действовать. Три компо-
нента выявлялись в многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе проведенных К. Ховландом (<Иельские исследования>). Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешен- ными. Прежде всего, по-прежнему оставалось не ясным, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то один его компонент (складывалось впечатление, что большинство шкал (: состоянии <схватить> лишь эмоцио- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|