Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияствует известная неопределенность - относить ли тот или иной аспект рисунка к <Я-концепции> и ее самоотношенческому аспекту или к изобразительной способности человека, - ряд авторов предположили модификацию методики, основанную на последующей оценке рисун- ка по тем или иным стандартным самооценочным шкалам (Perkins С., Shannon D., 1965). Были выделены графические особенности рисова- ния, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма час- тей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последователь- ность рисования; эти особенности, однако, часто не имеют достаточно- го теоретического и эмпирического обоснования (Хоментаускас Г. Т., 1985). Тематический апперцептивный тест (Murray Н., 1943) также при- надлежит к проективным техникам, используемым для анализа <Я-кон- цепции> и самоотношения в частности. Его использование основано на той идее, что <описание героя отражает представление о себе рас- сказчика> (Mussen P., Porter L., 1959, р. 25). Известйы также попытки использования для анализа самоотноше- ния теста чернильных пятен Роршаха (Spitzer S" 1969), теста неза- конченных предложений (Rubini., 1967). Одна из наиболее популярных проективных методик - Символиче- ские задания на выявление <социального Я> (The Self Social Sym- bols Tasks - Long B., Ziller R., Henderson R., 1968). Диагностиче- ский инструмент представляет собой серию оригинальных символиче- ских проективных проб, направленных на измерение самоотношения и самоидентичности. Разработчики методики исходили из предположения, что физиче- ская Дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующи- ми <Я>, и значимых других может быть интерпретирована как психо- логическая дистанция, позиция левее других - как переживаемая ценность <Я>, позиция выше - как переживаемая <сила> <Я>, внутри фигуры, составленной из кружков <других>, - как включенность и за- висимость, вне - как независимость <Я>. Предполагалось также, чтс невербальные ответы испытуемых менее подвержены влиянию ирреле- вантных измерению <Я-концепции> факторов. Символические задания соответствуют различным аспектам (из мерениям) <Я-концепции>. Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бумаг] предъявляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагаете выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испыту мого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выш самооценка испытуемого. Сила определяется как превосходство, равенство или подчиню ность в отношении к определенным авторитетным фигурам. Мерой ci лы является более высокое положение кружка, обозначающего <Я в сравнении с кружками, обозначающими других. Испытуемому пред является кружок, означающий <Я> в окружении полукольца, состо щего из других кружков. Испытуемый должен выбрать из этих кру? ков тот, который означает другого человека (отца, учителя, начал ника). Индивидуация - переживаемое, мыслимое сходство или отлич от других людей. Испытуемому предъявляется лист бумаги с раз щенными на нем в случайном порядке кружками, означающими др
STR.260 тих людей; внизу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает, а другого не совпадает со штриховкой прочих кружков. Ис- пытуемому предлагается определить, какой из двух лишних кружков означает его <Я>. Социальная заинтересованность - восприятие себя частью группы или отдельным от других. Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, вершинами которого являют- ся кружки, обозначающие других людей (например, родителей, учите- ля, друзей). Испытуемый должен разместить кружок, означающий <Я>. Если кружок размещается внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого, если вне - то он воспринимает себя отделенным от социального целого. Идентификация - включение или не включение себя в <Мы>, об- разованное с конкретным другим. Испытуемому предъявляются гори- зонтальные ряды кружков, левые крайние из которых обозначают кон- кретных людей (мать, отца, друга, учителя и т. д.). Испытуемый дол- жен выбрать кружок в каждом ряду, обозначающий его. Чем больше кружков между <Я> и <другим>, тем слабее <Мы>. В другом задании испытуемому предлагается нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих его самого и другого (друга, мать, отца и т. д.). Чем ближе кружки друг к другу, тем больше иден- тификация с другим человеком. Эгоцентричность - восприятие себя <фигурой> либо <фоном>. Ис- пытуемый располагает кружок, означающий <Я>, и кружок, означаю- щий другого, внутри большого круга. Если свой кружок испытуемый располагает ближб к центру, чем кружок другого, это свидетельству- ет об эгоцентричности. Сложность - степень дифференцированности <Я-концепции>. Ис- пытуемому предлагаются 10 горизонтальных рядов геометрических фигур различной степени сложности. Чем в более <сложном> ряду вы- 1 бирает для <Я> фигуру испытуемый, тем более сложной является его <Я-концепция>. Простота и оригинальность <символических заданий>, возможность их применения на различных контингентах обследуемых (начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми) привлекли к этой методике <большое внимание. В литературе представлены значительные данные, собранные как авторами методики, так и независимыми от них ис- следователями, свидетельствующие о надежности и валидности <зада- ний>, хотя и не в равной степени о каждом из них (Wylie R., 1974; Burns R., 1979). В целом пробы обладают удовлетворительной надежностью. Так, например, ретестовая надежность для подростков достигает по само- оценке 0,80, идентификации - 0,78, социальной заинтересованности - 0,84, силе - 0,65, эгоцентричности - 0,58. Подтверждается в целом конструктная валидность пробы на само- оценку (расположение в горизонтальном ряду). Дети располагают <самых лучших> детей слева, а плохих - справа, мать и отца, как правило, также располагают слева, себя в ряду детей дети располага- ют левее, чем в ряду взрослых. Нейропсихологические пациенты и со- циальные изоляты располагают себя правее, чем соответственно здо- ровые дети и социометрические лидеры. Пациенты психиатрических клиник левее себя ставят психиатров, психологов, социальных работ- ников, медсестер, нянечек и других больных. Индексы <самооценки> и .(или) <силы> оказались связанными с широким кругом переменных, включающих расовый ста-тус, социоэко-
261
STR.261 номический уровень, старшинство среди детей в семье, школьные ус- пехи, потребность в достижении, популярность и т. д. (всего более двух десятков переменных - см. Wylie R., 1974 р. 196-197). В то же время ряд связей оказался в противоречии с ожиданиями. Есть неко- торые данные, подтверждающие валидность и других шкал. Близнецы выбирают значимо реже отличающиеся кружки в пробе на индивиду- ацию, чем неблизнецы; психиатрические пациенты и дети с эмоцио- нальными нарушениями чаще ставят себя в центральную позицию в пробе на эгоцентричность и т. д. Ряд индексов (<идентификации>, <социальной заинтересованно- сти>) значимо коррелирует с индексом <самооценки>, что, по мнению Р. Уайли, свидетельствует об отсутствии доказательств дискримина- тивной валидности для шкал внутри теста. Этот факт, однако, может быть интерпретирован и иначе в рамках иных представлений о строе- нии <Я-концепции>. Данные по конвергентной и дискриминативной валидности в отношении к вербальным методикам не вполне ясны: с рядом опросников по самоотношению получены незначимые корреля- ции, в то же время самооценка оказывается значимо ассоциированной с мерой, основанной на списке прилагательных, а <сила> - с показа- телями, основанными на семантическом дифференциале. Авторы <символических проб> привлекали для обоснования мето- дики положения различных психологических теорий, что послужило основанием для обвинений в эклектизме и неразвернутости собствен- ного теоретического фундамента. С нашей точки зрения, <символиче- ские пробы> охватывают некоторые существенные аспекты строения <Я-концепции>. Так, <самооценка> и <сила> отражают, по-видимому, глобальное самоотношение в варианте его выраженности через сравнение с дру- гими. (Обе шкалы коррелируют в пределах от 0,42 до 0,50.) При этом <сила>, по-видимому, отражает составляющую, которая выше была названа самоуважением (в отличие от аутосймпатии и близости - самоинтереса). Об этом, в частности, свидетельствует корреляция это- го измерения со шкалой <сила> семантического дифференциала. <Индивидуация>, <идентификация>, <социальная заинтересован- ность> отражают, по-видимому, присоединяющую часть <Я-концепции> и в зависимости от конкретной модификации различные самоидентич- ности: семейную, с коллективом сверстников, половую и т. д. В рам- ках такой интерпретации полученные на детях корреляции этих ин- дексов с <самооценкой>, отражающей глобальное самоотношение, впол- не закономерны: принятие - отвержение родителями, а позднее свер- стниками - важнейшие детерминанты детского самоотношения (см., напр.: Samuel S" 1977). Индекс <сложности> отражает, по-видимому, параметр дифферен- цирующей образующей <Я-концепции> - интегральное переживание степени своей уникальности как личности. Оригинальность и простота, доступность и сопоставимость для раз- ных возрастов <символических заданий>, возможность межнациональ- ных сравнений с их помощью делают их привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического исполь- зования. Дело за отечественными исследованиями надежности и ва- лидности, разработкой возрастных, половых и социокультурных стан- дартов. В целом, однако, исследование самоотношения с помощью проек- тивных техник сталкивается с целым рядом методических и теорети- ческих проблем.
STR.262 Первая проблема связана с выбором таких эмпирических индика- торов категорий, которые обеспечивали бы достаточную однозначность 1; надежность при кодировании индивидуальных протоколов. Большое разнообразие лексического словаря испытуемых, специфика индиви- дуальной эмоциональной окраски тех или иных слов или выражений, подверженность формальных и содержательных характеристик проек- тивной продукции влиянию экспериментальной ситуации делают про- цедуру интерпретации протоколов во многом зависимой от опыта и интуиции интерпретатора. Это обстоятельство, вполне допустимое в условиях клинической психодиагностики, оказывается помехой в ис- следовании. Так, например, С. Спитцер скоррелировал показатели са- моотношения (в терминах позитивное - негативное), полученные на основе трех проективных методик: ТАТ, теста Роршаха, теста неза- конченных предложений. Из 15 интеркорреляций ни одна не превы- сила значение 0,16, лишь одна имела уровень значимости свыше 99% и 9 имели уровень значимости ниже 95% (Spitzer S., 1969). Как пра- вило, требование однозначности и надежности приводит к тому, что в качестве параметра <Я-концепции> выбирается глобальное положи- тельное или отрицательное самоотношение, таким образом, содержа- тельные нюансы самоотношения утрачиваются, а результаты оказыва- ются в целом сопоставимыми с теми, которые получаются с помощью вербальных самоотчетов. Другая трудность использования проективных, техник состоит в от- сутствии простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения. Поскольку предполагается, что проектив- ные техники направлены на выявление более глубинных аспектов са- моотношения, то сопоставление их с вербальными методиками не должно давать высоких корреляций. Использовать поведенческие кри- терии для валидации показателей часто мешает недостаточная изучен- ность опосредованного характера связи между самоотношением и по- ведением. Третья трудность использования проективной техники состоит в не- обходимости специального доказательства, что та или иная часть про- ективной продукции или ее аспект относятся именно к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам. Особенно остро эта проблема встает при анализе экспериментальной продукции типа ри- сунка человека или при анализе незаконченных предложений, сформу- лированных не от первого лица. И наконец, использование проективных техник наталкивается на теоретическую проблему разработки обоснованной и непротиворечивой системы категорий, которая могла бы быть положена в основу проце- дуры кодирования проективного содержания. Рефрактивными техниками Дж. Линдсей назвал процедуры, в ко- торых люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осозна- вая, что они оценивают себя (Lindsey G., 1959). Так, Г. Мейли ссыла- ется на опыты 40-50-х годов К. Хантли, В. Вольфа, С. Эпштейна, в которых для измерения самооценки использовалось предъявление тай- ком от испытуемых полученных фотографий рук или лица в профиль, записей голоса или образцов почерка (Мейли Г., 1975). В других ис- следованиях использовались предъявления в стереопаре двух разных "изображений людей, одним из которых был сам испытуемый (Ве- loff Н., Beloff J., 1959), либо тахистоскопические предъявления собст- венных фотографий наряду с фотографиями других людей (Rogers А., Valsh Т., 1959). На наш взгляд, методический прием, используемый рефрактивны-
STR.263 ми техниками, является разновидностью проективной техники, но об- ладает, по крайней мере, тем достоинством, что облегчает доказатель- ство направленности оценки на самого субъекта. Известные примеры использования рефрактивных техник относят- ся, однако, лишь к некоторым аспектам <физического Я> - голосу,. внешности, почерку. Однако, можно ли рассматривать непроизволь- ную оценку этих качеств как выражение общего самоотношения - этат вопрос остается открытым. Как это явствует из настоящего краткого анализа, все четыре пе- речисленнце группы методов обладают своими достоинствами и недо- статками. Методики, основанные на вербальном стандартизованном самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход, однако апел- лируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциаль- но подвержены влиянию стратегий <самопрезентации>, кроме того,, ограничивают испытуемого наперед заданными рамками подобранных утверждений. Нестандартизованные самоотчеты снимают последнее ог- раничение, однако гораздо более трудоемки, более трудны для коли- чественной обработки и больше подвержены факторам влияния линг- вистических способностей испытуемых. Идеографические методики ста- вят проблему обоснованности диагностических заключений. Проектив- ные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопре- зентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проектив- ных показателей. <Рефрактивные> техники облегчают интерпретацию- <проективной> самооценки, однако оставляют открытым вопрос о ши- роте распространения парциальной оценки какого-либо аспекта <фи- .аического Я> на <Я> в целом.
9.3. ОПРОСНИК САМООТНОШЕНИЯ
Опросник самоотношения (Столин В. В" 1985) представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на прин- ципе стандартизованного самоотчета. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений типа: <Вряд ли меня можно любить по-настоящему>, <Мои достоинства вполне пере- вешивают мои недостатки>, <Иногда я сам себя плохо понимаю>, <Ког- да у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю се- бя, разумно ли это>, <Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным>, <Посторонний человек на первый взгляд най- дет во мне много отталкивающего>. Утверждения опросника формировались автором, исходя из пред- ставлений о строении самоотношения, описанных в 9.1. Большинство формулировок оригинальны, хотя некоторые имеют сходство с ут- верждениями из других опросников самоотношения; два утверждения были взяты из апросника локуса контроля Роттера (Rotter J., 1967). Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|