Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



55 страница


ния способности к достижению своих мотивов, соответствия внутрен-  

ним ценностям, самореализации во всех отношениях и социальной  

адаптации.  

Неуважаемый персонаж характеризуется нецелеустремленностью,.  

отсутствием выраженного стремления к достижению (внешнедеятель-  

ностному и внутреннему, личностному стремлению к самореализации),.  

отсутствием осознания своих целевых программ и способов достижения  

желаемого; внешним локусом контроля, неспособностью к самостоя-  

тельному решению проблем; низким уровнем самоотношения, полным-  

отсутствием удовлетворенности собой (или неадекватным самоотноше-  

нием, вытекающим из нерефлексивности); он не обладает необходи-  

мыми для достижения своей мотивации качествами (пассивен, несамо-  

стоятелен, неорганизован, слабоволен), которые ведут к фрустрации  

значимой мотивации в настоящем и будущем. В межличностных отно-  

шениях неуважаемый персонаж занимает подчиненную позицию, ждет  

поддержки и помощи со стороны окружающих, ищет себе более силь-  

ного друга; окружающие к нему относятся свысока (со снисхождением,  

с жалостью, с презрением или вообще не замечают).  

Внешнее уважение и внутреннее неуважение" - сочетание ува  

жения к достижениям, успешности и неуважения к личности.  

Внешнеуважаемый (и внутренне неуважаемый) персонаж имее  

выгодное, привлекательное положение (высокий социальный статус  

материальная обеспеченность, престижная, интересная профессия), oi  

достигает успехов (в профессиональной деятельности, в общении, i  

любви), он удовлетворен своим положением и не испытывает труд  

ностей, к нему относятся с уважением (завидуют, боятся), он може  

обладать необходимыми деловыми качествами (энергичностью, актив  

ностью). Однако это - ограниченный, неталантливый, нетворчески  

человек (если и обладающий способностями, то исключительно в узко  

сфере профессии), поверхностный, не способный адекватно оценить н  

себя, ни своих перспектив, питающий иллюзии и не способный выд<  

 

" Если два предыдущих показателя являются, по-видимому, более универсальш  

ми категориями, встречающимися в разных группах испытуемых, то данная и поел  

дующая были выделены на специфической студенческой выборке, что не позволю  

без дополнительной проверки распространять их а на другие группы.  

 

STR.274  

j ..пить главного в жизни, ничем (кроме работы или стремления к мате-  

фиальному успеху) не. интересующийся, несамостоятельный, не обла-  

1 .дающий устойчивыми убеждениями, внутренними ценностями.  

( Внутреннее уважение и внешнее неуважение - сочетание уваже-  

1 ния к внутренним <достижениям> и неуважения к внешним <атрибу-  

там> успеха.  

Такому персонажу приписываются высокие интеллектуальные спо-  

собности, талантливость, стремление к творчеству, к личностной само-  

треализации, твердые, определенные и самостоятельные взгляды на  

жизнь, рефлексивность. Однако он не достигает успеха и не ожидает  

, -его в будущем. При этом часть испытуемых отрицает значимость для  

персонажа внешних достижений и неуспех объясняет отсутствием  

-. -стремления кинему, другая же часть приписывает персонажу высокий  

уровень притязаний, стремление к достижению, объясняя неуспех от-  

сутствием необходимых -качеств для этого (<отсутствием бойцовских  

(качеств>).  

Категории внешнего и внутреннего уважения (неуважения) диф-  

ференцируют важный момент в самосознании - тот факт, что уваже-  

ние за явные общепризнанные достижения может сопровождаться не-  

уважением внутренних стремлений, мотивов, т. е. самой стоящей за  

этими достижениями личности (и наоборот, неуважение за отсутствие  

<общезначимых социальных достижений может сопровождаться уваже-  

нием к личности персонажа). Феномен этот часто, по-видимому, явля-  

ется выражением защитной тактики, с помощью которой снижается  

негативный смысл констатации собственного социального неуспеха.  

<С точки зрения эмоционального содержания этот феномен можно ин-  

терпретировать и в терминах уважения (внутреннего), и в терминах  

антипатии (рационализированной). Предлагаемая здесь терминология  

удобна в том смысле, что позволяет отличить прямое эмоциональное  

ниспровержение персонажа (антипатия) от отношения, обоснованного  

с помощью некоторых специфических идеалов личности (внутреннее  

уважение и неуважение).  

Близость - выражение своего понимания другого, знания его внут-  

реннего мира, интерес к нему.  

Испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу, де-  

тально и развернуто описывает его ценностно-интенционные характе-  

фистики (мысли, чувства, стремления), глядя на персонаж как бы  

изнутри, глазами самого персонажа, часто использует прямую речь,  

приводит примеры, конкретные события из жизни персонажа, иллю-  

стрирующие то или иное его качество, оправдывает персонаж так, как  

может оправдываться человек, рассказывая о себе, текст характеризу-  

ются повышенной экспрессией, нестереотипизированностью (неформаль-  

ностью) .  

Растождествленная близость характеризуется наличием определен-  

>ной дистанции между испытуемым и персонажем, свидетельствует о  

.способности испытуемого трезво и непредвзято оценить персонаж, опи-  

раясь при этом на глубокое его знание и понимание его скрытых моти-  

вов, противоречий, внутренних конфликтов, защитных механизмов.  

Испытуемый, выступая в качестве тонкого и проницательного психо-  

-лога, ставит диагноз, интерпретирует, осмысляет.  

Эти два вида близости не противоречат друг другу и могут про-  

-являться совместно в тексте приписываний у одного испытуемого.  

Отдаленность - непонимание и отсутствие интереса к другому.  

КДиагносцируется только при отсутствии .обоих видов близости в ана-  

лизируемом отрывке.)  

 

ао 275  

 

STR.275  

Отдаленность по отношению к персонажу проявляется в текстах.  

испытуемых в формальных, неразвернутых, безличных ответах на во-  

прос, в использовании при описании персонажа стереотипных выра-  

жений, ярлыков, в строгом следовании вопросу, в однозначности, не-  

диалектичности, завершенности характеристик, даваемых персонажу,.:  

в фиксации лишь внешних проявлений, конечных результатов и т. д.  

В зависимости от конкретных целей исследования могут использо-  

ваться различные способы подсчета категорий. Возможны следующие-  

варианты. Если исследователя интересуют содержательные аспекты  

самоотношения, его связь с различными сферами жизнедеятельности-  

субъекта (профессиональной деятельностью, общением семейной сфе-  

рой и т. д.), то отношение к персонажу, выраженное в рамках разных  

сфер деятельности, будет фиксироваться с помощью разных категорий  

(например, уважение к персонажу в профессиональной деятельности и  

уважение к персонажу в общении будут двумя самостоятельными ка-  

тегориями). В случае, если нет необходимости дифференцировать отно-  

шение по сферам жизнедеятельности, подсчитывается общее число по-  

явлений данной категории отношения в тексте. Упрощенная процедура  

анализа предполагает разделение текста приписываний на отрывки  

(которые являются ответами на группу близких по смыслу вопросов,,  

касающихся определенной сферы отношений персонажа), каждый из  

которых является единицей анализа. Тогда данная категория фиксиру-  

ется при ее первом появлении в отрывке- и при вторичном появлении  

в этом же отрывке она более не засчитывается. Число отрывков зада-  

ется числом групп вопросов, соответственно число появлений данной  

категории в тексте может варьировать от нуля до числа отрывков, Е  

которых возможно появление категории. Более -сложная процедуры  

подсчета предполагает оценку каждого эмоционально-насыщеннол  

высказывания с точки зрения выраженности в нем того или иноп  

аспекта отношения к персонажу, в этом случае подсчитывается отно  

шение объема появлений данной категории в тексте приписывани  

данного персонажа к общему объему текста, выраженного в количеств  

печатных знаков (или строк) в тексте. Полярные категории (симп;  

тия-антипатия, уважение-неуважение) подсчитываются независимо др  

от друга в данном отрывке. Это означает, что в данном отрывке мож<  

быть выражена, например, одновременно и симпатия, и антипатия  

персонажу, а также, что отсутствие одного из полюсов категории ей  

не говорит о выраженности протибоположного полюса.  

Иначе подсчитывается появление категории близости. Единиц  

счета в этом случае является весь текст в целом. Категория близос  

фиксируется при появлении соответствующих индикаторов хотя бы  

одном из отрывков. При этом категория отдаленности не подсчт  

вается независимо от категории близости: отсутствие категории б.  

зости в тексте и будет означать отдаленность. Это связано с сам  

определением категории отдаленности, которая задается только че  

негативные характеристики. Число появлений категории близость  

отрывках не подсчитывается; фиксируется наличие близости или  

отсутствие.  

Для анализа отношения, выраженного в ответ на инструкцию (2  

дание) .используется уже описанная система категорий, но в м<  

дифференцированном варианте без разделения категорий на подк  

гории, поскольку краткость высказываний препятствует их более  

тальному анализу, т. е. на основе категорий: симпатия, уважение,  

зость, антипатия, неуважение, отдаленность.  

Отнесение высказываний к одной из шести категорий произвол  

 

276  

 

STR.276  

йа основе их очевидной семантической близости. Например, высказы-  

ваниями, синонимичными утверждению о симпатии, можно считать те,  

в которых констатируется стремление к дружеским отношениям, же-  

лание общаться, приятие, интерес, доверие и т. д. О близости свиде-  

тельствуют следующие высказывания, констатирующие близость, пони-  

мание, взаимопонимание, откровенность, похожесть, наличие общих  

точек соприкосновения и т. д. Аналогичным образом можно установить  

соответствие между высказываниями испытуемых и остальными кате  

гориями. Единицей счета является текст, в котором испытуемый непо-  

средственно выражает, оценивает свои взаимоотношения с персонажами  

и отношения последних между собой.  

Приведем теперь пример контент-анализа разобранного выше про-  

токола. Тексты приписываний каждого персонажа разбиты на пять  

отрывков на основе пяти групп вопросов (см. протокол). Правило под-  

счета категории - до ее первого появления в отрывке.  

Анализ текста приписывания персонажу А. .  

В первом отрывке, посвященном профессиональной сфере, испы-  

туемый выражает к персонажу неуважение (внешняя мотивация при  

поступлении в вуз, констатация заниженной самооценки, отсутствие  

.качеств, необходимых для достижения успеха, негативный прогноз) и  

растождественную близость (интерпретации, диагнозы, анализ защит-  

ных механизмов).  

Во втором отрывке выражено неуважение (констатация невысоких  

способностей, фрустрация близкого общения с противоположным по-  

лом, констатация стремления получать сочувствие, помощь, поддержку  

со стороны окружающих), симпатия (хочет быть хорошим: умным, лю->  

бимым; любит заниматься приятными вещами: читать, слушать музы-  

ку, искусство), растождествленная близость (диагнозы, интерпрета-  

ции), близость слитная (<хочет>, <любит>, <боится> - ценностно-инт  

тенционные характеристики, разверлутость ответов), антипатия (не-  

приязнь со стороны окружающих).  

В третьем отрывке испытуемый демонстрирует неуважение (фру-  

страция общения с противоположным полом, стремление избегать  

трудности, доминантность будущей жены), симпатию (стремление к бе-  

зопасности, комфорту, желание иметь много детей, духовное единство  

с будущей женой).  

В четвертом отрывке фиксируются категории неуважения (припи-  

сывание низкого уровня самоотношения, констатация неудовлетворен-  

ности всех сфер: мотивации общения, самоутверждения, интимного об-  

щения; стремление к полному самоизменению) и растождествленной  

близости (интерпретации, диагнозы).  

В пятом отрывке выражается неуважение к персонажу (негатив-  

ный прогноз, констатация дезадаптированности).  

Итак, в тексте приписываний сходного персонажа неуважение  

встретилось во всех пяти отрывках, растождествленная близость ->  

3 раза, слитная близость - один раз, симпатия - 2 раза, антипатия--  

один раз.  

Анализ текста приписываний противоположному персонажу В.  

В первом отрывке испытуемый проявляет к персонажу внешнее  

уважение внутреннее неуважение (приписывание уверенности в успехе,  

позитивный прогноз будущей успешности, но констатация некоторой  

нерефлексивности: <Не склонен задумываться>) и симпатию (стремле-  

ние к общению, к информации, полнота жизни).  

Во втором отрывке - уважение (достижения в сфере общения;  

активность, энергичность - качества, способствующие достижению}  

 

STR.277  

качества лидера) и симпатию (<Для друга приятен, не обижает, его  

рвут на части, с ним интересно>).  

В третьем отрывке к персонажу выражается уважение достиже-  

ния в семейной сфере).  

В четвертом отрывке демонстрируется внешнее уважение внутрен-  

нее неуважение (констатация полной удовлетворенности собой персо-  

нажа, отсутствие проблем или легкая их разрешимость, при этом не-  

которая поверхностность, нерефлексивность, неорганизованность).  

В пятом отрывке к персонажу выражается уважение (позитивный  

прогноз будущего успеха; основная ценность персонажа - активная  

деятельность).  

Итак, в тексте приписываний противоположного персонажа кате-  

гория уважения встретилась в трех отрывках, внешнего уважения и  

внутреннего неуважения - 2 раза, симпатии - 2 раза, антипатии -  

один раз. Категорий близости (обоих видов) не было встречено ни в  

одном отрывке, что позволяет зафиксировать появление категории  

отдаленности.  

Надежность и валидность методики. Ретестовая надежность и на-  

дежность как корреляция ответов по <половинам> теста не устанавли-  

вались. Проводилась ранговая корреляция результатов контент-ана-  

литической кодировки по шкалам <симпатия>, <антипатия>, <уваже-  

ние>, <неуважение> (в версии, отраженной в публикации: Столин В. В.,  

1981) с прямыми экспертными оценками этих параметров. Получены  

корреляции от 0,40 до 0,60. Корреляция результатов экспертных оце-  

нок этих параметров двумя группами экспертов (мужчин и женщин)  

соответствовала 0,86.  

В соответствии с теоретическими представлениями шкала само-  

уважения должна была бы коррелировать с внутренним локусом конт-  

роля, в то время как для аутосимпатии (симпатии к А) такой связи  

не должно быть. Такие результаты и были получены. Приписываемый  

персонажам внутренний локус (измеренный с помощью модифициро-  

ванного опросника, описанного в 9.5) коррелировал с самоуваже-  

нием (уважением к А) - 0,74 и не коррелировал с аутосимпатие>  

симпатией к А) - -0,09. Анализ конструктной валидности на основе  

сравнения близости ответов на опросник локуса контроля <за себя>  

и за обоих персонажей с контент-аналитической оценкой отношения i  

ним свидетельствует в пользу конструктной валидности, т. е. в пользу  

утверждения, что отношение к сходному персонажу является проекцие)  

отношения к себе (Столин В. В., 1981). Опыт использования методик)  

в условиях психологической консультации также свидетельствует  

том, что клиенты, описывая персонаж А, фактически описывают себ  

и проецируют свое отношение к себе, а описывая персонаж В, проещ-  

руют отношение к отсутствующим, но значимым для них чертам, однг  

ко строгих количественных исследований, посвященных этому вопрос;  

не проводилось.  

 

9.5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ  

 

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, ев  

зывающих чувство ответственности, готовность к активности и переж  

вание <Я>, является качество личности, получившее название локу  

контроля.  

Появление этого понятия в психологической литературе в перв  

очередь связано с работами американского психолога Дж. Ротте{:  

Дж. Роттер предложил различать между собой людей в соответств  

 

278  

 

STR.278  

с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя собы-  

тиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса  

контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек .  

считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его  

личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 819
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь