|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияуказывает на адекватную .половую идентификацию, а с другой - на сложившиеся конкурентные отношения с матерью и, возможно, с дру- гими лицами того же пола. Последнее согласуется с тем фактом, что Раса преимущественно дружит с мальчиками, причем занимает в их компании женскую роль. Вместе с тем Раса явно уделяет рисованию собственной фигуры самое большое внимание, разукрашивает себя. Это может свидетельствовать о развитии истероидных черт Расы. Представленный анализ случая является несколько <форсирован- ным> вариантом интерпретации. Это сделано с целью показа возмож-
STR.219 ных вариантов интерпретации. В практике лучше придерживаться принципа: лучше недостаточная интерпретация, чем сверхинтерпрета- ция. Всегда надо стремиться объединить в интерпретации известные- сведения о поведении ребенка, собственное впечатление о ег<5 поведе- нии. Приписывание результатам статуса рабочей гипотезы, а не диаг- ноза помогает избежать ошибок и в то Же время дает психологу возможность творческого подхода к пониманию и решению проблем ребенка. Гибкость интерпретации, однако, не означает ее невалидности. Это подтверждается, в частности, и тем, что <слепая> (т. е. только по- рисунку) интерпретация рисунка квалифицированным психологом и интерпретация психологом, имеющим данные о ребенке, наблюдавшем за процессом рисования, совпадают в основных выводах. Предлагаем Вам <слепую> экспертную интерпретацию рисунка, выполненную> Е. Т. Соколовой. В целом, она совпала с нашей интерпретацией, и мы предлагаем сначала интерпретировать рисунок девочки (см. цветную вкладку), а- только потом сравнить ее с предлагаемой ниже. Рисунок принадлежит девочке 5,5 лет из полной семьи. Привлекают внимание явные различия в графическом изображении родителей и детей. Фигуры родителей - мощные, нарисованные красным каранда- шом с нажимом, передают ощущения силы, исходящей от них. При этом восприятие девочкой матери и отца по параметру силы (власт- ности) не идентичйо. Изображение первой по порядку материнской фигуры, ее <огромность> не только отражает естественное для данного возраста восприятие структуры семьи, но .возможно указывает, что для девочки мать - наиболее эмоционально значимое лицо в семье. Под- черкивание гротескности, почти безобразность матери позволяют пред- положить наличие у девочки также чувства антипатии (враждебности) или же является проекцией ее восприятия материнского отношения. Отец в рисунке проигрывает матери в размерах, однако в отличие от матери - безрукой, он нарисован не только с руками, но прорисо- ваны также и кисти рук. Не исключено, что эти особенности рисунка отражают реально существующие или только субъективно восприни- маемые девочкой конфликтно-конкурентные отношения родителей меж- ду собой. Влияние матери на жизнь семьи больше, она воспринимается как более доминантная, однако в практическом плане отец имеет большие возможности руководства, манипулирования. Мама с огромными гла- зами <всё видит>, возможно ей принадлежит ведущая роль в осуще- ствлении внутреннего, исподволь, контроля за членами семьи. Не- смотря на явно дифференцированное восприятие матери и отца в ид родительских позициях очевидна и их сплоченность, мощная и цель ная в своем единении родительская коалиция, противостоящая поло- жению детей в семье. Детские фигуры отодвинуты на задний план что может указывать на существование в семье достаточно изолиро ванных линий общения детей и родителей, что может порождать у де вочки чувство собственной ненужности, малой включенности в семей ное <мы>. Богато декорированная фигура девочки и монотонное изображены брата, его явная отодвинутость из семейного ряда указывают на же лание девочки уменьшить его значимость в эмоциональных связя: семьи и привлечь внимание к собственной персоне. Особенности изо бражения фигуры <Я> свидетельствуют о таких чертах девочки ка; кокетливость, некоторая демонстративность, тенденция к самоутверж дению. Более красивая фигура девочки на фоне явно безобразной ма
STR.220 мы - бабы Яги может указывать на неосознанную конкуренцию дочери"> и матери за женскую привлекательность.
, 7.4. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ f Цветовой тест отношений - это невербальный компактный диаг- ностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Его использование опи- рается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представ- ления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований; личности. Методической основой данного метода является цветоассоциатив- ный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны нами.. Он базируется на предположении о том, что существенные характери- стики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к. самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности (подробнее см.: Эткинд А. М., 1981). Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно ис- пользуется в ряде психодиагностических методов. В этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор его общего аффективного состояния. Разработанный нами метод цветоассоциативного эксперимента отли- чается от других цветовых методов своеобразным способом извлече- ния реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции в отличие- от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и иной по- становкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отно- шений личности в отличие от изучения ее общих свойств или состоя- ний). Все это позволяет считать разрабатываемый метод оригинальным средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цве- тоассоциативного исследования отношений личности был назван нами <цветовой тест отношений> (ЦТО). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чув- ствительны к изменению его сенсорных характеристик. Отсюда сле- дует безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах стандартным набором цветов. При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в приме- нении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем пред- ставлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый) " два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматиче- ских цвета (черный и серый). Все приводимые ниже результаты и интерпретации относятся только к экспериментам, проводимым со стандартными цветовыми карточками из теста Люшера или с их точ- ными копиями. " Разработка интерпретации, исследование валидности и оценка ди- агностических возможностей ЦТО включали три этапа: 1) доказатель- ство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений; 2) изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цве- тов на стимулы, с которыми они ассоциируются; 3) опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях. В эксперименте, проведенном на 100 здоровых испытуемых, после- довательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов из дифферен-
221>
STR.221 циальной шкалы эмоций К. Изарда (1980), iia каждый из которых испытуемые должны были выбрать самый подходящий цвет из восьми цветов ЦТО. Результаты показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых,, с некоторыми факторами можно достоверно связать определенный цвет. Так, удивление - желтое; радость - красная; утомление - серое; страх - черный. Другие распределения бимодаль- ны: так, гнев - красный и черный; грусть - серая и синяя; интерес - синий и зеленый. Наконец, некоторые факторы, такие, как отвращение и стыд оказались менее определенными по своим ассоциативным экви- валентам (эти же факторы были хуже всего определены в анализах К. Изарда). Существенно, что синонимичные или близкие по значению эмоциональные термины, как правило, ассоциируются с одним и тем .же цветом. Результаты этого исследования согласуются с этнографическим анализом значения цвета, проведенным В. Тернером (1983). Так, по- лученные данные о значении светлоты цвета соответствуют выделяе- мой этим автором оппозиции белого и верного, связанной с антитезами блага -зла, здоровья - болезни, удачи - неудачи (Там же, с.,86). Согласуются и данные об амбивалентном значении красного цвета. Это свидетельствует об определенной транскультуральной устойчивости основных цветоэмоциональных структур. Полученные данные в опре- деленной степени соответствуют и результатам интересного исследо- вания Э. Т. Дорофеевой (1970), в котором сравнивались дифференци- альные пороги чувствительности к красному, синему и зеленому цветам в различных эмоциональных состояниях. Видимо, чувствительность анализатора в эмоциональном состоянии повышается именно к тем цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в ас- социативном акте. В другой нашей работе (подробнее см.: Бажин Е. Ф., Корнеева Т. В., Эткинд А. М., 1981) . испытуемому предъявлялся разработанный Е. Ф. Бажиным и Т. В. Корнеевой метод аудиторского анализа - маг- нитофонный тест с записями лексически нейтральной речи 23 дикто ров-душевнобольных, находившихся в различных эмоциональных со стояниях. Испытуемые давали как вербальное (в терминах эмоцио нальных состояний), так и невербальное (с помощью полной ранжи . ровки 8 цветов в порядке сходства со стимулом) описание состояни; прослушанного диктора. Цветовые раскладки оказались отличными от случайных, равнове роятных значений. Следовательно, синестетический код, связывающи интонационные и цветовые стимулы, является в определенной мер интерсубъективным, общим для различных людей. Если к голосу о; ного и того же диктора разные испытуемые подбирали одни и те ж цвета, то к разным, в особенности отличным по эмоциональным xapai теристикам, голосам они давали значительно отличающиеся друг с друга цветовые раскладки. Проведенное попарное сравнение показал что все 253 полученные оценки Х значимы. При этом наиболее схо, ными цветовые ассоциации оказались к голосам дикторов, находи шихся в одноименном аффективном состоянии; наиболее различных они были к голосам, обладавшим полярными эмоциональными хара теристиками. В следующей серии экспериментов эмоционально-личностное зн чение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциа. (Личностный дифференциал. Методические рекомендации. Л., 1981 В исследовании приняло участие 48 испытуемых. Каждый из них i
STR.222 полнил личностный дифференциал на цвета ЦТО, а также на ряд со- циальных стереотипов. Анализ данных показал, что люди закономерно,, статистически зна- чимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками. Так, для красного характерны значения активности, экстраверсии; си- нему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый воспринимается как доминантный, интравертирован- ный; желтый - как очень активный при низкой моральной оценке, что отличает его от не менее активного красного; фиолетовый характери- зуется эгоизмом и неискренностью; коричневый символизирует сла- бость и отношение зависимости; черный - отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негативные характеристики; серый - слабый и пассивный. Существенно, что в пространстве силы и актив- ности цвета практически не перекрывают друг друга. Высокая сила и высокая активность свойственны красному, высокая сила-и низкая активность - черному, высокая активность и низкая сила - желтому, низкая сила и низкая активность - фиолетовому и т. д. Таким образом, каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно определенным в проведенных экспериментах эмоционально-личностным значением. Обоснование возможности диагностики отношений с по- мощью ЦТО требует, однако, еще и доказательства того, что в ассо- циациях с цветами действительно отражаются отношения испытуемых к значимым для них понятиям и людям, к примеру, к социальным сте- реотипам (друг, враг, клоун и т. д.). Количественная оценка этого может быть дана путем вычисления коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0,69 (в обоих случаях р<0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной раскладке выходят, как правило, именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональ- ных значений на достаточно высоком уровне достоверности. Проведение ЦТО в диагностических целях включает следующие процедуры. 1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, пред- ставляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имею- щих для него существенное значение. Конкретная форма списка зави- сит от контекста, личности и жизненного пути больного. К примеру,. для детей, больных неврозами, список понятий таков: моя мать; отец; брат (сестра); дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми жи- вет или общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в школе (детском саду); мой врач и т. д. Нередко имеет смысл полу- чить списо.к значимых лиц от самого больного, попросив его назвать людей, сыгравших важную роль в его жизни. 2. Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачиты- ваются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).
STR.223 ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу "извлечения цветовых ассоциаций. .В кратком варианте ЦТО от боль- ного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один под- . ходящий цвет. В полном варианте больной ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от <самого похожего, подходящего> до <самого непохожего, неподходящего>. Как показывает опыт, у боль- шинства испытуемых достаточно подробные и надежные результаты дает краткий вариант ЦТО. 3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются <больным в порядке предпочтения, начиная с самого <красивого, при- ятного для глаза> и кончая <самым некрасивым, неприятным>. 4. Интерпретация результатов основывается на следующих про- -цедурах: а) качественный анализ цветоассоциативных. ответов. Важно от- метить, что цветоассоциативные ответы следует расшифровывать цело- стно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностиче- ское значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные сти- мулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их идентификации (например, аутоидентификации гребенка с одним из родителей); б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях экономичного и наглядного описания цветоэмоциональнх ассоциаций, .допускающего статистическую обработку, мы предлагаем двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валент- ности (В) и нормативности (Н). Эти параметры интерпретируются "как показатели эмоционального принятия либо отвержения, позитив- ности либо негативности социального стимула, отношение к которому .исследуется. При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным больным; нормативность же оценивает позицию этого цвета в ранжи- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|