Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



44 страница


указывает на адекватную .половую идентификацию, а с другой - на  

сложившиеся конкурентные отношения с матерью и, возможно, с дру-  

гими лицами того же пола. Последнее согласуется с тем фактом, что  

Раса преимущественно дружит с мальчиками, причем занимает в их  

компании женскую роль. Вместе с тем Раса явно уделяет рисованию  

собственной фигуры самое большое внимание, разукрашивает себя.  

Это может свидетельствовать о развитии истероидных черт Расы.  

Представленный анализ случая является несколько <форсирован-  

ным> вариантом интерпретации. Это сделано с целью показа возмож-  

 

STR.219  

ных вариантов интерпретации. В практике лучше придерживаться  

принципа: лучше недостаточная интерпретация, чем сверхинтерпрета-  

ция. Всегда надо стремиться объединить в интерпретации известные-  

сведения о поведении ребенка, собственное впечатление о ег<5 поведе-  

нии. Приписывание результатам статуса рабочей гипотезы, а не диаг-  

ноза помогает избежать ошибок и в то Же время дает психологу  

возможность творческого подхода к пониманию и решению проблем  

ребенка. Гибкость интерпретации, однако, не означает ее невалидности.  

Это подтверждается, в частности, и тем, что <слепая> (т. е. только по-  

рисунку) интерпретация рисунка квалифицированным психологом и  

интерпретация психологом, имеющим данные о ребенке, наблюдавшем  

за процессом рисования, совпадают в основных выводах. Предлагаем  

Вам <слепую> экспертную интерпретацию рисунка, выполненную>  

Е. Т. Соколовой.  

В целом, она совпала с нашей интерпретацией, и мы предлагаем  

сначала интерпретировать рисунок девочки (см. цветную вкладку), а-  

только потом сравнить ее с предлагаемой ниже.  

Рисунок принадлежит девочке 5,5 лет из полной семьи. Привлекают  

внимание явные различия в графическом изображении родителей и  

детей. Фигуры родителей - мощные, нарисованные красным каранда-  

шом с нажимом, передают ощущения силы, исходящей от них. При  

этом восприятие девочкой матери и отца по параметру силы (власт-  

ности) не идентичйо. Изображение первой по порядку материнской  

фигуры, ее <огромность> не только отражает естественное для данного  

возраста восприятие структуры семьи, но .возможно указывает, что для  

девочки мать - наиболее эмоционально значимое лицо в семье. Под-  

черкивание гротескности, почти безобразность матери позволяют пред-  

положить наличие у девочки также чувства антипатии (враждебности)  

или же является проекцией ее восприятия материнского отношения.  

Отец в рисунке проигрывает матери в размерах, однако в отличие  

от матери - безрукой, он нарисован не только с руками, но прорисо-  

ваны также и кисти рук. Не исключено, что эти особенности рисунка  

отражают реально существующие или только субъективно восприни-  

маемые девочкой конфликтно-конкурентные отношения родителей меж-  

ду собой.  

Влияние матери на жизнь семьи больше, она воспринимается как  

более доминантная, однако в практическом плане отец имеет большие  

возможности руководства, манипулирования. Мама с огромными гла-  

зами <всё видит>, возможно ей принадлежит ведущая роль в осуще-  

ствлении внутреннего, исподволь, контроля за членами семьи. Не-  

смотря на явно дифференцированное восприятие матери и отца в ид  

родительских позициях очевидна и их сплоченность, мощная и цель  

ная в своем единении родительская коалиция, противостоящая поло-  

жению детей в семье. Детские фигуры отодвинуты на задний план  

что может указывать на существование в семье достаточно изолиро  

ванных линий общения детей и родителей, что может порождать у де  

вочки чувство собственной ненужности, малой включенности в семей  

ное <мы>.  

Богато декорированная фигура девочки и монотонное изображены  

брата, его явная отодвинутость из семейного ряда указывают на же  

лание девочки уменьшить его значимость в эмоциональных связя:  

семьи и привлечь внимание к собственной персоне. Особенности изо  

бражения фигуры <Я> свидетельствуют о таких чертах девочки ка;  

кокетливость, некоторая демонстративность, тенденция к самоутверж  

дению. Более красивая фигура девочки на фоне явно безобразной ма  

 

STR.220  

мы - бабы Яги может указывать на неосознанную конкуренцию дочери">  

и матери за женскую привлекательность.  

 

, 7.4. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ  

f  

Цветовой тест отношений - это невербальный компактный диаг-  

ностический метод, отражающий как сознательный, так и частично  

неосознаваемый уровни отношений человека. Его использование опи-  

рается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева  

об образной природе психических структур любого уровня и представ-  

ления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований;  

личности.  

Методической основой данного метода является цветоассоциатив-  

ный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны нами..  

Он базируется на предположении о том, что существенные характери-  

стики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к.  

самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая  

сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности  

(подробнее см.: Эткинд А. М., 1981). Эта связь, подтвержденная во  

многих экспериментально-психологических исследованиях, давно ис-  

пользуется в ряде психодиагностических методов.  

В этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы  

использовалась как индикатор его общего аффективного состояния.  

Разработанный нами метод цветоассоциативного эксперимента отли-  

чается от других цветовых методов своеобразным способом извлече-  

ния реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции в отличие-  

от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и иной по-  

становкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отно-  

шений личности в отличие от изучения ее общих свойств или состоя-  

ний). Все это позволяет считать разрабатываемый метод оригинальным  

средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цве-  

тоассоциативного исследования отношений личности был назван нами  

<цветовой тест отношений> (ЦТО).  

Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чув-  

ствительны к изменению его сенсорных характеристик. Отсюда сле-  

дует безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых  

экспериментах стандартным набором цветов. При разработке ЦТО  

был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера.  

Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в приме-  

нении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем пред-  

ставлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый) "  

два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматиче-  

ских цвета (черный и серый). Все приводимые ниже результаты и  

интерпретации относятся только к экспериментам, проводимым со  

стандартными цветовыми карточками из теста Люшера или с их точ-  

ными копиями. "  

Разработка интерпретации, исследование валидности и оценка ди-  

агностических возможностей ЦТО включали три этапа: 1) доказатель-  

ство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным  

и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений;  

2) изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цве-  

тов на стимулы, с которыми они ассоциируются; 3) опыт применения  

ЦТО в различных клинических ситуациях.  

В эксперименте, проведенном на 100 здоровых испытуемых, после-  

довательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов из дифферен-  

 

221>  

 

STR.221  

циальной шкалы эмоций К. Изарда (1980), iia каждый из которых  

испытуемые должны были выбрать самый подходящий цвет из восьми  

цветов ЦТО.  

Результаты показали, что, основываясь на мнении большинства  

испытуемых,, с некоторыми факторами можно достоверно связать  

определенный цвет. Так, удивление - желтое; радость - красная;  

утомление - серое; страх - черный. Другие распределения бимодаль-  

ны: так, гнев - красный и черный; грусть - серая и синяя; интерес -  

синий и зеленый. Наконец, некоторые факторы, такие, как отвращение  

и стыд оказались менее определенными по своим ассоциативным экви-  

валентам (эти же факторы были хуже всего определены в анализах  

К. Изарда). Существенно, что синонимичные или близкие по значению  

эмоциональные термины, как правило, ассоциируются с одним и тем  

.же цветом.  

Результаты этого исследования согласуются с этнографическим  

анализом значения цвета, проведенным В. Тернером (1983). Так, по-  

лученные данные о значении светлоты цвета соответствуют выделяе-  

мой этим автором оппозиции белого и верного, связанной с антитезами  

блага -зла, здоровья - болезни, удачи - неудачи (Там же, с.,86).  

Согласуются и данные об амбивалентном значении красного цвета. Это  

свидетельствует об определенной транскультуральной устойчивости  

основных цветоэмоциональных структур. Полученные данные в опре-  

деленной степени соответствуют и результатам интересного исследо-  

вания Э. Т. Дорофеевой (1970), в котором сравнивались дифференци-  

альные пороги чувствительности к красному, синему и зеленому цветам  

в различных эмоциональных состояниях. Видимо, чувствительность  

анализатора в эмоциональном состоянии повышается именно к тем  

цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в ас-  

социативном акте.  

В другой нашей работе (подробнее см.: Бажин Е. Ф., Корнеева Т. В.,  

Эткинд А. М., 1981) . испытуемому предъявлялся разработанный  

Е. Ф. Бажиным и Т. В. Корнеевой метод аудиторского анализа - маг-  

нитофонный тест с записями лексически нейтральной речи 23 дикто  

ров-душевнобольных, находившихся в различных эмоциональных со  

стояниях. Испытуемые давали как вербальное (в терминах эмоцио  

нальных состояний), так и невербальное (с помощью полной ранжи  

. ровки 8 цветов в порядке сходства со стимулом) описание состояни;  

прослушанного диктора.  

Цветовые раскладки оказались отличными от случайных, равнове  

роятных значений. Следовательно, синестетический код, связывающи  

интонационные и цветовые стимулы, является в определенной мер  

интерсубъективным, общим для различных людей. Если к голосу о;  

ного и того же диктора разные испытуемые подбирали одни и те ж  

цвета, то к разным, в особенности отличным по эмоциональным xapai  

теристикам, голосам они давали значительно отличающиеся друг с  

друга цветовые раскладки. Проведенное попарное сравнение показал  

что все 253 полученные оценки Х значимы. При этом наиболее схо,  

ными цветовые ассоциации оказались к голосам дикторов, находи  

шихся в одноименном аффективном состоянии; наиболее различных  

они были к голосам, обладавшим полярными эмоциональными хара  

теристиками.  

В следующей серии экспериментов эмоционально-личностное зн  

чение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциа.  

(Личностный дифференциал. Методические рекомендации. Л., 1981  

В исследовании приняло участие 48 испытуемых. Каждый из них i  

 

STR.222  

полнил личностный дифференциал на цвета ЦТО, а также на ряд со-  

циальных стереотипов.  

Анализ данных показал, что люди закономерно,, статистически зна-  

чимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками.  

Так, для красного характерны значения активности, экстраверсии; си-  

нему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной  

оценкой; зеленый воспринимается как доминантный, интравертирован-  

ный; желтый - как очень активный при низкой моральной оценке, что  

отличает его от не менее активного красного; фиолетовый характери-  

зуется эгоизмом и неискренностью; коричневый символизирует сла-  

бость и отношение зависимости; черный - отвергаемый цвет, которому  

приписываются разнообразные негативные характеристики; серый -  

слабый и пассивный. Существенно, что в пространстве силы и актив-  

ности цвета практически не перекрывают друг друга. Высокая сила  

и высокая активность свойственны красному, высокая сила-и низкая  

активность - черному, высокая активность и низкая сила - желтому,  

низкая сила и низкая активность - фиолетовому и т. д.  

Таким образом, каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно  

определенным в проведенных экспериментах эмоционально-личностным  

значением. Обоснование возможности диагностики отношений с по-  

мощью ЦТО требует, однако, еще и доказательства того, что в ассо-  

циациях с цветами действительно отражаются отношения испытуемых  

к значимым для них понятиям и людям, к примеру, к социальным сте-  

реотипам (друг, враг, клоун и т. д.).  

Количественная оценка этого может быть дана путем вычисления  

коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний  

цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях  

к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора  

оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов  

личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0,69 (в обоих  

случаях р<0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной  

раскладке выходят, как правило, именно те цвета, которые сходны по  

своему значению с ассоциируемым понятием. Все это подтверждает  

валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональ-  

ных значений на достаточно высоком уровне достоверности.  

Проведение ЦТО в диагностических целях включает следующие  

процедуры.  

1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, пред-  

ставляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имею-  

щих для него существенное значение. Конкретная форма списка зави-  

сит от контекста, личности и жизненного пути больного. К примеру,.  

для детей, больных неврозами, список понятий таков: моя мать; отец;  

брат (сестра); дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми жи-  

вет или общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой  

друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение  

в школе (детском саду); мой врач и т. д. Нередко имеет смысл полу-  

чить списо.к значимых лиц от самого больного, попросив его назвать  

людей, сыгравших важную роль в его жизни.  

2. Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном  

порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать  

к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачиты-  

ваются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться.  

В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что  

цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не  

по их внешнему виду (например, цвету одежды).  

 

STR.223  

ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу  

"извлечения цветовых ассоциаций. .В кратком варианте ЦТО от боль-  

ного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один под-  

. ходящий цвет. В полном варианте больной ранжирует все 8 цветов  

в порядке соответствия понятию, от <самого похожего, подходящего>  

до <самого непохожего, неподходящего>. Как показывает опыт, у боль-  

шинства испытуемых достаточно подробные и надежные результаты  

дает краткий вариант ЦТО.  

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются  

<больным в порядке предпочтения, начиная с самого <красивого, при-  

ятного для глаза> и кончая <самым некрасивым, неприятным>.  

4. Интерпретация результатов основывается на следующих про-  

-цедурах:  

а) качественный анализ цветоассоциативных. ответов. Важно от-  

метить, что цветоассоциативные ответы следует расшифровывать цело-  

стно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностиче-  

ское значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные сти-  

мулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать  

предположение об их идентификации (например, аутоидентификации  

гребенка с одним из родителей);  

б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях  

экономичного и наглядного описания цветоэмоциональнх ассоциаций,  

.допускающего статистическую обработку, мы предлагаем двухмерное  

параметрическое пространство, образованное характеристиками валент-  

ности (В) и нормативности (Н). Эти параметры интерпретируются  

"как показатели эмоционального принятия либо отвержения, позитив-  

ности либо негативности социального стимула, отношение к которому  

.исследуется. При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого  

цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным  

больным; нормативность же оценивает позицию этого цвета в ранжи-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 714
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь