|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияционный эффект самой процедуры исследования, или. по крайней ме- ре, отсутствие негативного влияния на клиента (Бодалев А. А" Сто- лин В. В., 1981). Они также должны способствовать установлению хо- рошего эмоционального контакта психолога с клиентом. В-третьих, структурные особенности используемых методик. Пред- оставляется, что на этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию и его возраст- ных характеристик. Отдельные методики не предполагают возрастания :мотивации к выполнению задания уже по самой сути своего строения. Больше всего это относится к методикам опросникового типа. Объе- мистые их варианты (скажем, тест ММР1 или СР1), включенные в тест- батарею в качестве вводных, снижают мотивацию к исследованию и не только усложняют проведение обследования, но и определенным об- разом искажают его результаты. По той же причине они неудобны в тех случаях, в которых психологу необходимо обеспечить хороший к глубокий личностный контакт с обследуемым. Что касается возраст- ных характеристик исследуемых, то тут специально следует обратит1 внимание на те случаи, когда методический прием, оригинальный ил1 видоизмененный, первоначально разработанный для конкретного воз раста, применяется в более широком возрастном диапазоне. Так, ска жем, процедуры, основанные на рефлексии собственных переживаний требующие осознания собственного субъективного отношения к людям эксплицитного обоснования чувств и отношений, малоприменимы дл исследования детей до подросткового возраста. В-четвертых, исходная точка отсчета диагностики межличностны отношений (тут имеются в виду те психологические параметры, на кс
.180
STR.181 торых основывается суждение психолога о межличностных отношени- ях). Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются даже в тех случаях, когда результаты исследования интер- претируются в тех же терминах. Для одних методик основными явля- ются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъек- тивного выбора, для других - глубинные мотивационно-потребностные характеристики каждого участника взаимодействия, для третьих - си- туационные детерминанты поведения и т. д. Различные точки отсчета представляют собой методическую реализацию определенных теорети- ческих воззрений. Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных. Необходимо отметить и другое. Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание <тестового материала> различных методик находится на различной <отдаленности> от суждений психо- лога на основе данных исследования: на основе данйых квантифициро- ванного наблюдения, как и на основе специального опросника, можно установить стремление каждого члена группы к доминированию. Одна- ко в первом случае мы имеем дело с интерпретацией фактически сло- жившейся ситуации, где доминирование отдельного человека представ- ляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а в другом - с субъективными желаниями или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого индивида в опре- деленной группе. С другой стороны, имея информацию о реальной структуре отношений в группе, невозможно дать прогноз ее развития без информации о социальной мотивации каждого. Таким образом, ис- следователь всегда ставится перед проблемой выбора <глубины> мето- дики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика. С нашей точки зре- ния, критерий исходной точки отсчета является основным при орга- низации исследования и подборе методических приемов. Он позволяет избежать содержательного дублирования получаемых данных, структу- рировать исследование по изучаемым психологическим уровням (на- пример, по схеме <наблюдаемое взаимодействие - личностные харак- теристики участников интеракции - субъективное отражение социаль- ной ситуации>). Предполагаемые далее описания методик сгруппиро- ваны, опираясь на указанный критерий. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометриче- ский тест, предложенный Дж. Морено (Могепо J., 1934). Его суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяют- ся индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отвер- женный, изолированный), структура межличностных отношений, спло- ченность группы и т. д. Так как эта методика обширно представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Волков И. П., 1970; Коломинский Я. Л., 1976; Паниотто В. И., 1975; и др.), на ней подробнее останавливаться не будем. Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличи- тельными по своей структуре являются аутосоциометрические методи- ки, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотноше- ний и 1их осознания, в которых испытуемые сами <измеряют> взаим- ные отношения людей друг к другу и к себе (Данилин К. Е" 1981).
STR.182 Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский Я. Л.,. 1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором- изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается распо- ложить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа;. тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо и т.д. По дан- ным аутосоциограммы всех членов группы, возможно определение со- циального статуса каждого. При этом указанный показатель более до- стоверен по сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в этой процедуре испытуемый показывает свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопре- деления испытуемых методика выявляет предполагаемый, воображае- мый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус (социометрическую установку). Автором также предложены модифи- кации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольно- го возраста. Я. Л. Коломинский (1984) для получения ряда количественных по- казателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками предлагает применение аутосоциоматрицы. Ученикам раздаются мат- рицы, в которых для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потам - по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду кле- ток). К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства пря- мой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: <Насколько привлекательна для Вас эта группа?>, <В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?>) или оцен- ки собственного членства в ней (например: <Хотите ли Вы остаться членом данной группы?>) (Донцов А. И" 1984). При оценке данного методического приема можно согласиться с указанным автором, что столь <лобовые> вопросы не позволяют надеяться на искренние отве- ты. Однако необходимо отметить важность интегративного показате- ля привлекательности для отдельного человека группы в целом, чтс до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях со- циальной психологии. Несколько слов о главном недостатке методик диагностики межлич постных отношений посредством субъективных предпочтений, оценю отношений участниками интеракций. Сам принцип такого подход; сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и мето интроспекции в общей психологии. Среди прочих хочется обратить вни мание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследствие ее циальных установок, отношения к с;амому процессу исследования ил вследствие влияния психологической защиты (главным образом рг ционализации и реактивных образований) может кардинально изм( ниться. В этом контексте всей остротой встает также проблема отрг жения эмоционального отношения в сознании человека. Имея в вид сказанное, становится, вообще, неясным, какие именно психологичеста реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом инд) видуальном случ.ае. Указанные обстоятельства делают понятным устремление социал ных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностнь
182
STR.183 отношений, которые давали бы возможность количественно оценить позитивное - негативное отношение человека к другому. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Это, на- верное, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмо- ционального отношения главным образом на невер1бальное поведение, паралингвистические параметры. , Наиболее известны методики, основанные на закономерностях про- ксемического поведения людей. Главная их предпосылка в .том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений - положи- тельное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близко- го расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах <личностного пространства>, можно разделить на три категории: а) техники наблю- дения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства. Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой схема исследования, в кото- рой проксемическое поведение двух людей фиксируется наблюдателем (Cronje Е., МоПег А., 1976) или же, в более сложных схемах, проксе- мическое поведение членов группы записывается на видеопленку с по- следующим анализом поведения каждого (Peterson К., Draper D., Ros- col В., 1982). Иллюстрацией элементарной процедуры может служить следующий вариант (Cronje F., Moller А., 1976): в комнате находятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно боль- шом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев при входе испытуемого, просит его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения стула (расстояние между ним и экспериментатором впоследствии измеряет- ся), связывается с психологической ситуацией межличностных отноше- ний. Методики символического моделирования межличностной ситуации достаточно разнообразны. В одной из них, используемой цитированны- ми выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в ко- торых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Испы- туемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наиболее комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования предполагают большую активность испытуемого, в которых он сам должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно распо- лагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, опреде- ленным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж. Кют (Kuthe J., 1962), ребенок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о линей- ных расстояниях между расположенными фигурами с соответствующи- ми данными исследований по другим психологическим методикам ав- тор пришел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации. Проективные средства, основанные на обсуждаемом принципе, су- щественно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Скажем, методика К. Peterson (1980) направлена на изучение семейных отношений. В нее входят мо-
STR.184 дель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в <семью> и располагая определенным образом ее чле- нов, дает исследователю легко интерпретируемый материал. В боль- шинстве случаев оценка расстояния между фигурами составляет лишь небольшую часть интерпретируемого материала проективной методики,, один его параметр. Он используется в методиках, основанных на игро- вой деятельности (Gondor Е., 1954), при интерпретации рисунка семьи (например, Di Leo J" 1973), при структурации отображенных меклич- ностных ситуаций (Gille R., 1959). Валидность проективных средств в. измерении межперсонального пространства подтверждается в работе Д. Эдвардса (Edwards D" 1980). Кроме методических приемов, основанных на закономерностях про- ксемического поведения, делаются попытки создания процедур иссле- дования межличностных отношений на основе особенностей паралинг- вистических компонентов речи, такесикии контакта глаз. Было пока- зано, что именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции; увеличение времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отношениях между партнерами общения (Argyle М., Cook М., 1976), Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных от- ношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно> узкую информацию. Практически методы диагностики (например, ос- нованные на проксемических феноменах) очень близки к методическим приемам исследования самих феноменов. Однако такой принцип оцен- ки межличностных отношений нам кажется перспективным и удобным. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуа- ционный тест. В социальной психологии достаточно часто используют- ся методики исследования межличностных отношений, в которых ак- цент делается на объективное и обширное описание интеракции, кото- рое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теорети- ческих воззрений. В отличие от предыдущего класса методик здесь исследователь имеет дело с менее однозначным и менее контекстуаль- ным психологическим материалом; его интерпретация более интегра- тивна, более зависима от психологической теории, на которую опи- рается исследователь. Содержание схемы наблюдения зависит от тео- ретической ориентации психолога и специфики решаемых прикладных задач. Все же в своем большинстве исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты транзакций. Формально процедуры регистрации поведения отличаются друг от- друга по целому ряду параметров: регистрирование дискретных реак- ций - регистрирование реакций определенных общих категорий; по- стоянное регистрирование поведения - выборочное; регистрирование поведения в изоляции - регистрирование реакций в контексте преды- дущих или последующих событий. Одна из самых известных методик регистрации межличностных от- ношений принадлежит Р. Бейлсу (Bales R., 1970), который разрабо- тал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель мо- жет кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие катего- рии: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодейст- вия и т. д. Например: человек, получивший высокий балл в области ре-
STR.185 апения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области по- зитивных эмоций - как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаны в советской литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Андреева Г. М., 1980), поэтому мы не будем подробно ее описывать, Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|