|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиянальная стабильность и реалистическая оценка действительности (С), рассудительность и осмотрительность (f~)i упорство и решительность IG), склонность к практической реальной деятельности 1/-), уверен-
28>
STR.283 ность в собственных силах (0~), радикализм (Qi), самоуважение иса- -моконтроль (Оз), сдержанность и спокойствие (04"). Напротив, у экстерналов преобладают такие качества, как эмоцио- <нальная неустойчивость (С~), беспечность и небрежность (F), склонность к ненормативному поведению (G~), эмоциональное вос- .приятие действительности (1), неуверенность в себе (0+), неэффек- тивный самоконтроль (0з~), высокая напряженность (04)- Опросник СЛК является модифицированным вариантом шкалы Рот- тера, которая была создана авторами как одномерный инструмент.
Таблица 13
Факторы i6PFА+?+F~a+H+L~M+ Корреляция с /-м полюсом ОСЛК,02,39,06,38,37,14,40,12.03 Факторы 16PF+0-QfQF Корреляция с /-м полюсом ОСЛК,00,40,30,17,42,31 Уровень значимости p<: 0.01. Уровень значимости p< 0,05. Остальные корреляции незначимы (ноль перед запятой в написании числа корреляций опущен).
Учитывая приведенную выше дискуссию о размерности <шкалы 1-Е->, большой интерес представляет факторная структура опросника СЛК. Факторизация опросника СЛК проводилась по программе главных факторов с последующим вращением по методу <Варимакс> Кайзера. Были проанализированы данные 400 испытуемых, а также нескольких лодгрупп, выделенных из общей выборки: две случайные выборки по 150 студентов различных вузов г. Москвы, 100 студентов вуза г. Сверд- ловска, а также женская (172 человека) и мужская (145 человек) подгруппы. Такая дробная факторизация проводилась для повышения достоверности результатов, для выяснения устойчивости факторной структуры и ее зависимости от различий в поле респондентов. В 1 главный фактор (до вращения) вошли 15 пунктов из 26, со вкладом более чем в половину суммарной общности. Второй фактор представлен всего 4 пунктами, которые также входят положительными составляющими в главную компоненту. Учитывая данные по другим одномерным опросникам, этот результат можно интерпретировать как подтверждающий гипотезу об одномерности рассматриваемой шкалы. - В результате вращения (==400) выделились 3 фактора, объясняю- щих 32%, 24 и 21Ї/о суммарной общности соответственно. Отличительной особенностью 1 фактора является то, что в него вошли пункты, противопоставляющие собственные активные действия резению, случаю, удаче. Во всех пунктах встречаются такие обороты, как усердная работа, трудолюбивый студент, добросовестно рабо- тал, ..., плохо борется, активное участие и т. п., т. е. данные пункты выявляют установку на то, можно ли собственными усилиями доби- ваться желаемых результатов вопреки противодействию обстоятельств.
STR.284 В факторы II и III вошли пункты, выявляющие, представление о aiHpe с той точки зрения, какую роль в нем играют .везение либо слу- чайность, до какой степени они противостоят Человеку и насколько <мир вообще может быть управляем. Причем, если фактор II задает представление человека о случайности как сводящей на нет его соб- ственные планы и усилия, то фактор III - есть представление о везе- дии, удаче, также противостоящих человеку, но вносящих положитель- .ную составляющую в реализацию его целей и намерений. Следует отметить, что выделенные подструктуры не рассматрива- .ются как самостоятельные факторы, дающие основание для выделения субшкал, они взаимообусловлены и определенным образом структу- рируют и наполняют конкретным содержанием главную компоненту. Что касается остальных результатов факторизации, то они свиде- тельствуют о неплохой устойчивости факторной структуры, относи- тельной независимости ее от половых различий, а также удовлетвори- тельной репрезентативности. Подводя итоги описания опросника СЛК, можно констатировать, что шкала в достаточной мере удовлетворяет основным психометриче- ским требованиям построения опросников и может с успехом исполь- -зоваться в психологической практике. Опросчик уровня субъективного контроля (УСК.) " является много- -мерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъектив- ного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы -опросника разработали его исходя из принципа иерархической струк- туры системы регуляции деятельности. Из опросника могут быть вы- .делены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный -к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности Ио); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений Ид и шкала интернальности в области неудач Ин), а также четыре ситуационно специфических показателя, харак- теризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная (шкала Ие), производственная (Ип), межличностных отношений (Им) .и отношения к здоровью и болезням (Из). Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обоснова- .нием по критериям надежности и валидности.
9.6. МЕТОДИКА КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ САМООЦЕНОК
Среди предшественников КИСС следует указать тест самооценки Л,ж. Лиггетта (Liggett J., 1959), известный также под названием <Тест лиу>. Процедура теста требует попарного сравнения предъявляемых -<размытых> фотографий лиц по четырем инструкциям: выбрать <са- мого хорошего>, <самого доминирующего>, <самого нервного>, <наибо- лее похожего на себя>. По корреляции между двумя выборками можно судить о взаимоотношении переменных, например высокая положи- тельная корреляция между последним и одним эдз первых трех выборов указывает на осознание себя индивидом <хорошим>, <нервным> или <доминирующим>. Похожая процедура в дальнейшем использовалась в исследованиях нарушения мышления при шизофрении (Bannister D., Francella F., 1966). По классификации проективных методик тесты подобного типа условно относятся к методикам эмоционального выбо-
Более подробное описание, а также текст опросника приводятся в ст.: Ба- зкин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования субъектив- ного контроля.-Психологический журнал, 1984, т. 5, № 3, с. 152-162.
STR.285 pa (Semeonoff В., 1976), вместе с тем включение психометрической процедуры отличает их от традиционных проективных техник. Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) соз- дана на основе синтеза принципов проективного и психосемантического- подходов к диагностике личности. Так, использование косвенной (про- ективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной же- лательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуемые- или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все традици- онные проективные методики, эта процедура сама по себе способна. диагносцировать самооценку лишь в самом общем виде. Психосеман- тические методы, широко используемые в настоящее время как в на- шей стране, так и за рубежом, позволяют исследовать самооценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры и ее связи- с самосознанием личности. Различные модификации методики семан- тического дифференциала, субъективного шкалирования, техника <ре- пертуарных решеток> вводят исследования самооценки в контекст бо- лее широкого исследования индивидуального сознания личности, его- когнитивной составляющей и эмоционально-ценностного отношения к себе. Благодаря замене процедуры прямого шкалирования <Я> на кос- венную оценку посредством шкалирования схематических изображений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а подлинно переживаемая самооценка. Таким образом, оригинальная методика КИСС в сравнении с другими известными приемами диагностики са- мооценки обладает рядом преимуществ. 1. КИСС измеряет не только уровень частных самооценок, но поз- воляет реконструировать целостную систему самооценок человека и иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов. 2. КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не толь- ко в сравнении <Я> с групповыми нормативными стандартами, но так- же и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал самооце- и.ивания. 3. Кроме частных самооценок методика КПСС способна выявлять. глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему <Я> - уровень самоприятия. Данная методика предназначается для косвенного измерения сис- темы самооценок. В качестве стимульного материала используются схематические изображения человеческого лица. Из схемы лица исклю- чен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта можег давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам. В качестве процедуры используется ранжирование <лиц> по пара метрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому предлагается, ознакомившись предварительно с набором карточек (10 штук - число, большее объема кратковременной памяти, но достаточно небольшое, чтобы испытуемый не мог <потеряться в материале>), разложить в ряд по степени убывания <приятности>. После чего его просят опи- сать первое и последнее изображения. Эти описания фиксируются экспериментатором. Затем, смешав карточки, экспериментатор пред- лагают испытуемому разложить их по параметрам <ум>, <доброта> и т.д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается всем ис- пытуемым (<ум>, <здоровье>, <доброта>), а другая часть предлагается экспериментатором на основе тех качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и последней карточек. После чего испытуемому предлагается разложить карточки по <похожести на себя>.
286
STR.286 Инструкция испытуемому: <Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разло- жите карточки в ряд, так чтобы слева была та, которая нравится Вам <больше всего, справа - меньше всего, а между ними карточки ле- жали бы в порядке убывания приятности. Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам больше всего. А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего. Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой изображено самое умное лицо, справа ~- та, на которой изображено са- мое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания <ума> лиц, которые на них изображены, и т. д.>
Обработка результатов
6S(f2
По формуле р=1--- подсчитывается коэффициент ран- га (-1)
<говой корреляции между: а) ранжировкой <нравится> и ранжировкой по всем параметрам (<ум>, <доброта> и т. д.); <б) ранжировкой <похожесть на себя> и ранжировками по всем пара- метрам; в) ранжировкой <нравится> и ранжировкой <похожесть на себя>. Предполагается, что: .а) первый ряд коэффициентов даст некоторую шкалу ценностей дан- ного испытуемого; <б) второй ряд коэффициентов даст шкалу реальных самооценок по ранжируемым качествам. я) последний коэффициент будет характеризовать общую степень при- нятия себя. Действительно, если провести умственный эксперимент и предполо- жить, что какой-то испытуемый разложил по параметру <нравится> карточки в следующем порядке: 12345678910, по параметру <доброта> в том же порядке: 12345678910, а по параметру <ум> в противоположном: 10987654321, то естественно сделать предположение о том, что испытуемый ценит доброту в гораздо большей степени, чем ум. Предположим также, что некто разложил карточки по параметру <нравится> в следующем порядке: 12345678910, по параметру <похожесть на себя> - в противоположном: 10 9 8765432 U А другой испытуемый и по параметру <нравится>, и по параметру <похожесть на себя> разложил карточки в Одном и том же порядке: -<нравится>: 12345678910, <похожесть>: 12345678910. . Можно предположить, что первый испытуемый <принимает себя> .в гораздо меньшей степени, чем второй. Продолжая наш умственный эксперимент, предположим, что у ка- кого-то испытуемого мы получили следующие ранжировки: похожесть>: 123456789 10,
STR.287 <ум>: 1.23456789 10, <доброта>: 10 9 8765432 1. ; Такой результат позволяет предположить, что данный испытуе- мый оценивает себя по параметру <доброта> иначе, чем по параметру <ум>. : - Итак, после проведения эксперимента мы получаем в общем виде следующие результаты, которые удобно представить в вида графика (рис. 39):
степень " принятия сеНя "
ронщироВю нравится
ранжирчИш похожесть на сеНя "
и проч.
И
, Рис. 39. Схема параметров методики КИСС
На левую вертикаль наносятся коэффициенты, отражающие <цен- ность> данного качества для испытуемого (т. е. коэффициент ранговой корреляции между ранжировкой <нравится> и ранжировками по каче- ствам). На правую вертикаль наносятся коэффициенты, отражающие само- оценку испытуемого по этим качествам (т. е. коэффициенты корреля- ции междуранжировкой <похожесть на себя> и ранжировками по каче- ствам). . . горизонтальной чертой отмечается общий уровень принятия себя для данного испытуемого (т. е. коэффициент корреляции между ран- жировками <нравится> и <похожесть на себя>). Таким образом, методика +1 КИСС, как видно из графика, поз- воляет судить не только об общем принятии себя и частных само- оценках данного испытуемого, но и примятиеся о том-, насколько значима данная самооценка для принятия себя, на- сколько данное качество ценится ис- пытуемым (рис. 40). Очевидно, что для того, чтобы получить наиболее полную инфор- -f мацию об определенной группе ис- пытуемых, методику можно изме- Рис. 40. Графическое изображе ий- нить таким образом, чтобы она от- дивадуальной обработки КИСС ражала специфические цели иссле.
Дования данной группы. Например, при йЬследовании трудных подростков можно изучить сферу <социального Я>, задавая категории типа <Я такой, каким меня видят окружающие>, <каким я хотел бы быть> и т. п.
288
ум
iaSpama здарЛье
e,>мe честнасич; -1
STR.288 При исследовании диадических отношений в супружеских парах можно предложить жене разложить карточки, <встав на точку зрения мужа>, по отношению к самой себе или даже вместо мужа. Это дает возможность получить <рефлексивную оценку самооценки>, <отражен- ное отношение к себе> и пр.
Оценка валидности и надежности методики КИСС
Оценка констуктной валидности К.ИСС основана на предположе- нии о возможности КИСС воспроизведения реальной деятельности, са- мооценивания. Доказано, что сравнение схематических изображений является основной составляющей процесса самооценивания, так же как выбор шкал, по которым происходит ранжирование, отражает реаль- ный процесс оценки себя и других людей (Федотова Е. О., 1985). Про- верка эмпирической валидности методики КИСС была осуществлена на 50 испытуемых - 20 психически здоровых лицах и 30 больных невро- зом. Сопоставление самооценки здоровых и больных неврозом пока- зало значимые различия по параметрам <уровень> и <устойчивость> самооценки (р=0,001). Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбранному стимульному материалу проверялась сравнением данных, полученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных методом парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках одной экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение Для 10 стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование является до- статочно надежной процедурой для данного набора объектов. Данные о валидности и надежности методики подтверждаются так- же исследованием самооценки <психических> и <физических> качеств у здоровых лиц и лиц с суицидальным .поведением. Ценность и са- мооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены (различия по значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у них и общий уровень самоприятия: г==0,72 у нормы и г===0,38 - у суицидентов (Дорожевец А. Н" 1982). Однако вопреки априорным ожиданиям уровень самоприятия ока- зывается достаточно высоким у женщин - транссексуалов, стремящих- ся к изменению пола хирургическим путем (г=0,43). Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|