Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница



Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



54 страница


стремиться к успеху? Достигнет ли его?  

<Чтобы не быть на производстве, среди грубых людей. Чтобы иметь  

спокойную умственную профессию, быть вне коммуникаций, которые  

раздражают. Чтобы компенсировать пониженную самооценку знания-  

ми. Подальше от физического труда, так как астеник, женственный.  

Есть истероидность (раздражает превосходство других) - захочет ус-  

пеха, но сил может не хватить - невроз: стрессы, фрустрации>.  

2. Как он проводит свое свободное время? С кем и по какому по-  

воду общается? Что может дать близкому другу? Что.он может дать  

ему в общении? Как к нему относятся окружающие?  

<Свободного времени мало, так как хочет стать умным, учиться на  

<хорошо>. Может быть искусство, музыка, но не спорт. Хочет об-  

щаться с женщинами, но не получается. Хочет иметь у них успех, быть  

легкомысленным, активным и т. д. Любит читать книги. Лучше об-  

щается с сангвиниками, гипертимными флегматиками, а не с холери-  

ками... Хочет от друга чуткости, жалости к себе, чтобы управлял,  

помогал. Друзей мало. Незнакомых, полузнакомых не любит, боится  

толпы... Окружающие недолюбливают, так как считают скрытным,  

 

STR.269  

себе на уме, несинтонным, терпят, но не стремятся к нему>.  

3. Женат ли он? Если да, то доволен ли он своими взаимоотноше-  

ниями с женой, есть ли у них проблемы? Если нет, то какой он видит  

свою будущую жену, свою совместную жизнь с ней?  

<Навряд ли. Не может найти. Да, будет доволен. Отношения друж-  

бы, сочувствия. Будет стремиться из вуза быстрей домой, так как там  

безопасность, комфорт. Нет! Проблем не будет. Жена будет сангвини-  

ком, т. е. полной противоположностью, но духовно, по интересам оди-  

наковой. Будет много детей>.  

4. Как он в целом оценивает себя? В чем его основные проблемы?  

Удается ли ему справиться с ними, если да, то как, если нет, то поче-  

му? Хочет ли он изменить что-нибудь в себе?  

<Пониженная самооценка, неуверенность в себе. Основная пробле-  

ма - коммуникация, самоутверждение, женщины. Справиться не уда-  

ется (к. тому же постоянно неудовлетворен), но стремится. Не удает-  

ся, так как физических и психических сил мало, ипохондрик и пес-  

симист. Хочет изменить темперамент, стать экстравертом, иметь силы,  

быть менее чувствительным, быть синтонным, коммуникативным>.  

5. Что для него самое главное в жизни? Каково его будущее?  

<Главное для него - проблема адаптации. Будущее - ничего не  

добьется>.  

Персонаж В  

1. <Так как жаждет общения, информации, от полноты жизни. Хо-  

чет быть хорошим специалистом, приносить обществу пользу, но обыч-  

но не склонен задумываться. К успеху равнодушен, успех сам придет  

(уверен)>.  

2. <Бегает по друзьям, общается. Занимается тысячью дел. Орга-  

низует праздники, встречи. Для друга приятен, так как берет на себя  

инициативу, не обижает, синтонный. Его любят, рвут на части. С ним  

интересно>.  

3. <Женат, но развелся и опять хочет. Жена его любила, но ему  

надоела, он не усидит дома>.  

4. <О себе часто не думает. Доволен собой. Проблем мало, если  

есть - легко преодолеваемые. Недисциплинирован, без плана, поверх-  

ность мышления. Изменил бы не в себе, а в окружающем, так как  

экстраверт>.  

5. <Главное - активная деятельность. В будущем добьется ус-  

пеха>.  

При анализе текста приписываний схожего персонажа (персонажа  

А) бросается в глаза полная личностная нереализованность персона-  

жа. Испытуемый развернуто, не пытаясь это затушевать, повествует  

о блокированности (фрустрированности) у этого персонажа всех зна-  

чимых сфер мотивации (профессиональной, сферы общения, сферы ин-  

тимных отношений и самореализации в целом). Конфликтность персо-  

нажа подчеркивается еще и постоянным напоминанием о стремлении  

персонажа быть другим и добиться того, чего у него нет: <Захочет ус-  

пеха, но сил может не хватить>, <Хочет общаться с женщинами, но  

не получается>, <Хочет иметь у них успех, быть легкомысленным, ак-  

тивным>, <Хочет изменить темперамент, стать экстравертом, иметь си-  

лы, быть менее чувствительным, синтонным, коммуникативным>. Та-  

ким образом, испытуемый оценивает персонаж, его личность как край-  

не неэффективное средство достижения значимых для него самого мо-  

тивов (что и является проявлением неуважения к персонажу во всех  

сферах). .....-.. .."..ажЙЙЙ  

 

Вопросы те же, что для персонажа А.  

270  

 

STR.270  

К персонажу явно выражается определенная степень симпатии:  

описываются его пристрастия, устремления, что он любит, с какими  

людьми любит общаться, указывается, что он стремится получать по-  

мощь, сочувствие, поддержку со стороны друга, в интонациях слышит-  

ся сопереживание персонажу (вместе с самим персонажем он хочет,  

чтобы ему было хорошо, страдает вместе с ним, понимая трудность  

достижения этого).  

Испытуемый хорошо знает и понимает персонаж. Он анализирует  

личность персонажа, интерпретирует, ставит диагнозы, вскрывает мо-  

тивы, в которых сам персонаж мог и не признаться себе. Испытуемый  

многократно пользуется научной терминологией, создавая определен-  

ную дистанцию между собой и персонажем, ставя себя в позицию ис-  

следователя, помогая себе быть более беспристрастным и честным в  

.его описании, что было бы невозможно при большей близости к  

персонажу. В самоотчете после эксперимента испытуемый напишет:  

<Александр (схожий персонаж) - это моя плохая половина, помимо  

хорошей>. В этой фразе проявляется тот же стиль общения с самим  

собой: способность к рефлексии, к адекватному самовосприятию до-  

стигается путем саморазтождествления, отделения себя от самого  

себя.  

В противоположном персонаже мы узнаем <желаемое Я> схожего  

персонажа, полностью реализующего себя во всех тех сферах, в кото-  

рых тот не может реализовать себя. Это активный, энергичный, са-  

мовыражающийся, общительный, легко преодолевающий трудности,  

достигающий успеха в профессиональной деятельности человек. В этом  

проявляется уважение к персонажу. Некоторая доля симпатии также  

имеет место: <он приятен для друга>, <может многое ему дать>, <не  

обижает, его>, <его любят>, <с ним интересно>. Однако при этом ис-  

пытуемый несколько дискредитирует персонаж, приписывая ему по-  

верхностность, нерефлексивность, легкомыслие. Близость к персонажу  

не проявилась: характеристики достаточно внешние, ответы на вопро-  

сы неразвернутые, нет вхождения во внутренний мир персонажа.  

Итак, персонажи имеют общие стремления, ценности, но их дости-  

жимость, внутренние условия самореализации не совпадают. Таким  

образом, можно предположить, что во внутреннем диалоге сталкива-  

ются два <Я> испытуемого: <Я-наличное>, маломощное и уязвимое и  

<Я-желаемое>, сильное, потентное. Напряженность между партнерами  

по диалогу задает осознание полной невозможности быть таким, как  

персонаж А, и в то же время неспособность стать другим, изменить  

себя, превратиться в <Я-желаемое>. По-видимому, внутренний диалог  

испытуемого можно представить в виде следующей модели: <Посмот-  

ри, как мне хорошо, я все могу. Будь как я>.- <Да, я тебе завидую,  

но я не могу быть как ты>.- <Ну почему же, это так просто>.- <Да,  

но ?ато ты не слишком .интеллектуален, а я глубок и рефлексивен>.-  

<Это все чепуха. Просто мне хорошо, а тебе плохо>.-<Да, ты прав.  

Но что же мне делать?>  

Что касается эмоционально-ценностного отношения к персонажам,  

то к сходному персонажу испытуемый выражает неуважение, близость,  

некоторую симпатию и частично антипатию (<Окружающие недолюбли-  

вают, так как считают скрытным, терпят, но не стремятся к нему>).  

К противоположному персонажу выражаются уважение, симпатия,  

отдаленность и частично неуважение (дискредитация).  

После ответа на вопросы за оба персонажа, испытуемый должен  

указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с ними и у них  

между собой и какие чувства испытывали бы все трое друг к другу.  

 

271  

 

STR.271  

Прямая оценка отношений не противоречит спонтанно выраженным  

в тексте приписываний отношениям. Отношения между А .и В: <А тя-  

нется, ищет поддержки у Б> (уважение, симпатия). <В находили бы  

удовольствие в поддержке А> (симпатия, неуважение). Отношения  

между Я и А: <Я бы помогал, сочувствовал А, он слабей меня, но мне  

было бы с ним трудно и неприятно> (неуважение, симпатия, близость,  

антипатия), <Он бы ко мне тянулся> (симпатия). Отношения между  

Я и В: <Я бы тянулся и получал бы удовольствие от общения с В>  

(симпатия). Как видно из высказываний испытуемого, при прямой  

оценке отношений, он как бы консолидируется с В в своих отношениях  

с А, свои же отношения с В он оценивает скорее как равные, подчер-  

.кивая тем самым свою неслитность с А и приближенность к В.  

Итак, в заключение можно отметить, что испытуемый глубоко кон-  

фликтен и неудовлетворен собой: у него низкий уровень глобального  

самоотношения, он не испытывает уважения к себе ни в одной из  

значимых областей, а наоборот, не уважает себя за неспособность  

достичь желаемого, его самоотношению присуща некоторая амбива-  

лентность: он одновременно и симпатизирует себе, и испытывает анти-  

патию. Не принимая себя в целом, .испытуемый хочет быть похожим  

на противоположного персонажа, дискредитация противоположного  

персонажа слишком незначительна, чтобы позволить испытуемому от-  

казаться от своего желания быть на него похожим. В качестве свое-  

образной защиты выступает иной механизм: внутренняя раздвоенность  

испытуемого, отделение от себя своей <худшей>, больной половины,  

самоотчуждение и частичная идентификация с противоположным пер-  

сонажем способствуют некоторому самоусилению, хотя возможно, что  

эта защитная тактика неэффективна в реальной жизни.  

Клинический анализ материала может быть вполне пригоден для  

практических целей, особенно если об испытуемом есть информация  

из других источников: наблюдения, беседы и т. д. Для исследователь-  

ских целей необходимы более строгие методы обработки.  

Ввиду этих целей была разработана специальная контент-аналити-  

ческая процедура на основе выделения смысловых единиц - категорий  

контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присутствующих в  

текстах испытуемых. Назначение методики - исследование эмоцио-  

нально-ценностного отношения к себе - диктует и выбор исходной  

схемы анализа: трехмерной системы координат с осями симпатия-  

антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность Соответст  

венно основными категориями анализа являются категории симпатии  

уважения, близости, антипатии, неуважения, отдаленности. Апробаци;  

методики, выполненная преимущественно на студентах гуманитарны:  

вузов, позволила выделить следующие подкатегории: для категори  

уважения - подкатегории внешнего и внутреннего уважения, для ка  

тегории неуважения - подкатегории внешнего и внутреннего неувг  

жения (для облегчения анализа в качестве категорий можно испол1  

зовать сочетания внешнего и внутреннего аспектов уважения-неувг  

жения), для категории близости - подкатегории слитной, безоценочно  

близости и близости рефлексивной или, разтождествленной. Соотве  

ственно имеются девять категорий анализа отношения, выраженного  

персонажу: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, внешнее н  

уважение при внутреннем уважении, внешнее уважение при внутре  

 

" Данная методика может быть использована и для исследования внутреин  

диалогичности, а также мотивов и потребностей личности. Соответственно иной (  

дет и система категорий анализа.  

 

272  

 

STR.272  

нем неуважении, слитная близость, разтождестэленная близость, отда-  

ленность (при отсутствии обоих видов близости).  

Симпатия - это позитивная эмоциональная оценка личностных,  

<человеческих> качеств, привлекательности себя или другого. Выра-  

жая симпатию к персонажу, субъект вольно или невольно приглашает  

читателя разделить с ним убеждение: <Вот какой милый и приятный  

человек>.  

Стремясь вызвать симпатию к персонажу, испытуемый приписы-  

вает ему <симпатичные>, с его точки зрения, качества, стремления,  

интересы, ценности, мысли и чувства, а также прямо выражает благо-  

желательность и позитивное эмоциональное отношение с помощью чисто  

оценочных характеристик. <Симпатичный> персонаж стремится к хоро-  

шему, хочет, чтобы другим было хорошо, к нему хорошо (тепло, с  

любовью, сочувствием) относятся другие, ему нравятся хорошие люди  

и он нравится хорошим людям. Испытуемый выражает ему сочувствие,  

жалеет его (если он неуспешен), он оправдывает его, желает ему  

счастья в будущем. Что касается конкретных эмпирических индикато-  

ров, то они могут существенно или несущественно различаться в за-  

висимости от того, к какой социальной, профессиональной или возраст-  

ной группе относится испытуемый. На основе апробации методики на  

студентах гуманитарных вузов был выделен ряд эмпирических показа-  

телей симпатии, характеризующих именно эту субкультуру. К ним  

относятся: констатация наличия у персонажа высоких нравственных  

идеалов и черт (порядочность, честность, трудолюбие, альтруистиче-  

ская мотивация, чувство долга); наделение персонажа богатым внут-  

ренним миром, воображением, стремлением к познанию, любовью к  

искусству, способностью испытывать глубокие и сильные эмоции; при-  

писывание ему потребности в любви, понимании со стороны других  

людей; симпатия (любовь, помощь, сочувствие, понимание) окружаю-  

щих к персонажу; приписывание персонажу принятия себя, стремления  

сохранить ядро своей личности и т. д.  

Антипатия - негативная оценка личности персонажа в целом.  

Испытуемый демонстрирует непривлекательность, неприятность персо-  

нажа, явно выражая свое неприятие через чисто оценочные характе-  

ристики (отвратителен, никчемен, неприятен) или косвенно, домысли-  

вая. качества, стремления, помыслы, поступки, негативно характеризую-  

щие персонаж.  

Антипатичный персонаж непорядочен, плохо относится к людям -  

люди ему платят тем же. Описывая персонаж, испытуемый осуждает  

его, обвиняет или даже негодует, иронизирует над ним и пародирует  

-его, используя кавычки, преувеличивая и доводя до абсурда его недо-  

статки, мстит ему, пророча будущие падения и крахи.  

В группе студентов эти общие показатели антипатии наполняются  

-следующим эмпирическим содержанием: приписывание персонажу без-  

нравственной мотивации (карьеризм, стремление к материальным бла-  

гам, к <высокому посту> любыми средствами, эгоизм, лживость); отказ  

персонажу в духовности, в богатстве внутреннего мира, в обладании  

высшими эмоциями, наделение его низменными интересами; приписы-  

вание ему неспособности к глубокому эмоциональному контакту с дру-  

гим человеком и нежелания его; антипатия (нелюбовь, раздражение,  

равнодушие) к нему со стороны окружающих; самодовольство, неосоз-  

нание своих недостатков и т. д.  

Уважение - способность осуществить, реализовать себя, быть  

адекватным инструментом собственной мотивации, соответствовать  

своим внутренним ценностям и быть социально адаптированным.  

 

10 зак. роа 273  

 

STR.273  

Уважаемый персонаж наделяется сильным стремлением к дости-  

жению целей (внутренних, личностных: стремление к самосовершен-  

ствованию, к духовному росту и внешних: профессиональный успех) ",  

способностью отдавать себе ясный отчет в своих намерениях и путях..  

их достижения; высоким, но адекватным уровнем притязаний, основан-  

ным на трезвой оценке своих способностей; высокими интеллектуаль-  

ными способностями, а также <деловыми> качествами, способствующи-  

ми реальному достижению мотивации активностью, энергичностью,.  

организованностью, силой воли).  

Испытуемый приписывает персонажу достижения в различных сфе-  

рах и предсказывает будущие достижения. Уважаемый персонаж до-  

минирует в межличностных отношениях, способен и стремится оказать  

поддержку, вселить уверенность в другого. Окружающие испытывают  

к нему уважение (восхищение, зависть).  

В зависимости от контингента испытуемых будет меняться сфера  

значимой мотивации (ведущей может быть и профессиональная дея-  

тельность, и учебная, и деятельность в семейно-бытовой сфере, в сфере  

воспитания детей или межличностного общения), а следовательно, к  

содержательное наполнение эмпирических индикаторов уважения.  

Неуважение - негативная оценка себя или другого с точки зре-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 676
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь