|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиястремиться к успеху? Достигнет ли его? <Чтобы не быть на производстве, среди грубых людей. Чтобы иметь спокойную умственную профессию, быть вне коммуникаций, которые раздражают. Чтобы компенсировать пониженную самооценку знания- ми. Подальше от физического труда, так как астеник, женственный. Есть истероидность (раздражает превосходство других) - захочет ус- пеха, но сил может не хватить - невроз: стрессы, фрустрации>. 2. Как он проводит свое свободное время? С кем и по какому по- воду общается? Что может дать близкому другу? Что.он может дать ему в общении? Как к нему относятся окружающие? <Свободного времени мало, так как хочет стать умным, учиться на <хорошо>. Может быть искусство, музыка, но не спорт. Хочет об- щаться с женщинами, но не получается. Хочет иметь у них успех, быть легкомысленным, активным и т. д. Любит читать книги. Лучше об- щается с сангвиниками, гипертимными флегматиками, а не с холери- ками... Хочет от друга чуткости, жалости к себе, чтобы управлял, помогал. Друзей мало. Незнакомых, полузнакомых не любит, боится толпы... Окружающие недолюбливают, так как считают скрытным,
STR.269 себе на уме, несинтонным, терпят, но не стремятся к нему>. 3. Женат ли он? Если да, то доволен ли он своими взаимоотноше- ниями с женой, есть ли у них проблемы? Если нет, то какой он видит свою будущую жену, свою совместную жизнь с ней? <Навряд ли. Не может найти. Да, будет доволен. Отношения друж- бы, сочувствия. Будет стремиться из вуза быстрей домой, так как там безопасность, комфорт. Нет! Проблем не будет. Жена будет сангвини- ком, т. е. полной противоположностью, но духовно, по интересам оди- наковой. Будет много детей>. 4. Как он в целом оценивает себя? В чем его основные проблемы? Удается ли ему справиться с ними, если да, то как, если нет, то поче- му? Хочет ли он изменить что-нибудь в себе? <Пониженная самооценка, неуверенность в себе. Основная пробле- ма - коммуникация, самоутверждение, женщины. Справиться не уда- ется (к. тому же постоянно неудовлетворен), но стремится. Не удает- ся, так как физических и психических сил мало, ипохондрик и пес- симист. Хочет изменить темперамент, стать экстравертом, иметь силы, быть менее чувствительным, быть синтонным, коммуникативным>. 5. Что для него самое главное в жизни? Каково его будущее? <Главное для него - проблема адаптации. Будущее - ничего не добьется>. Персонаж В 1. <Так как жаждет общения, информации, от полноты жизни. Хо- чет быть хорошим специалистом, приносить обществу пользу, но обыч- но не склонен задумываться. К успеху равнодушен, успех сам придет (уверен)>. 2. <Бегает по друзьям, общается. Занимается тысячью дел. Орга- низует праздники, встречи. Для друга приятен, так как берет на себя инициативу, не обижает, синтонный. Его любят, рвут на части. С ним интересно>. 3. <Женат, но развелся и опять хочет. Жена его любила, но ему надоела, он не усидит дома>. 4. <О себе часто не думает. Доволен собой. Проблем мало, если есть - легко преодолеваемые. Недисциплинирован, без плана, поверх- ность мышления. Изменил бы не в себе, а в окружающем, так как экстраверт>. 5. <Главное - активная деятельность. В будущем добьется ус- пеха>. При анализе текста приписываний схожего персонажа (персонажа А) бросается в глаза полная личностная нереализованность персона- жа. Испытуемый развернуто, не пытаясь это затушевать, повествует о блокированности (фрустрированности) у этого персонажа всех зна- чимых сфер мотивации (профессиональной, сферы общения, сферы ин- тимных отношений и самореализации в целом). Конфликтность персо- нажа подчеркивается еще и постоянным напоминанием о стремлении персонажа быть другим и добиться того, чего у него нет: <Захочет ус- пеха, но сил может не хватить>, <Хочет общаться с женщинами, но не получается>, <Хочет иметь у них успех, быть легкомысленным, ак- тивным>, <Хочет изменить темперамент, стать экстравертом, иметь си- лы, быть менее чувствительным, синтонным, коммуникативным>. Та- ким образом, испытуемый оценивает персонаж, его личность как край- не неэффективное средство достижения значимых для него самого мо- тивов (что и является проявлением неуважения к персонажу во всех сферах). .....-.. .."..ажЙЙЙ
Вопросы те же, что для персонажа А. 270
STR.270 К персонажу явно выражается определенная степень симпатии: описываются его пристрастия, устремления, что он любит, с какими людьми любит общаться, указывается, что он стремится получать по- мощь, сочувствие, поддержку со стороны друга, в интонациях слышит- ся сопереживание персонажу (вместе с самим персонажем он хочет, чтобы ему было хорошо, страдает вместе с ним, понимая трудность достижения этого). Испытуемый хорошо знает и понимает персонаж. Он анализирует личность персонажа, интерпретирует, ставит диагнозы, вскрывает мо- тивы, в которых сам персонаж мог и не признаться себе. Испытуемый многократно пользуется научной терминологией, создавая определен- ную дистанцию между собой и персонажем, ставя себя в позицию ис- следователя, помогая себе быть более беспристрастным и честным в .его описании, что было бы невозможно при большей близости к персонажу. В самоотчете после эксперимента испытуемый напишет: <Александр (схожий персонаж) - это моя плохая половина, помимо хорошей>. В этой фразе проявляется тот же стиль общения с самим собой: способность к рефлексии, к адекватному самовосприятию до- стигается путем саморазтождествления, отделения себя от самого себя. В противоположном персонаже мы узнаем <желаемое Я> схожего персонажа, полностью реализующего себя во всех тех сферах, в кото- рых тот не может реализовать себя. Это активный, энергичный, са- мовыражающийся, общительный, легко преодолевающий трудности, достигающий успеха в профессиональной деятельности человек. В этом проявляется уважение к персонажу. Некоторая доля симпатии также имеет место: <он приятен для друга>, <может многое ему дать>, <не обижает, его>, <его любят>, <с ним интересно>. Однако при этом ис- пытуемый несколько дискредитирует персонаж, приписывая ему по- верхностность, нерефлексивность, легкомыслие. Близость к персонажу не проявилась: характеристики достаточно внешние, ответы на вопро- сы неразвернутые, нет вхождения во внутренний мир персонажа. Итак, персонажи имеют общие стремления, ценности, но их дости- жимость, внутренние условия самореализации не совпадают. Таким образом, можно предположить, что во внутреннем диалоге сталкива- ются два <Я> испытуемого: <Я-наличное>, маломощное и уязвимое и <Я-желаемое>, сильное, потентное. Напряженность между партнерами по диалогу задает осознание полной невозможности быть таким, как персонаж А, и в то же время неспособность стать другим, изменить себя, превратиться в <Я-желаемое>. По-видимому, внутренний диалог испытуемого можно представить в виде следующей модели: <Посмот- ри, как мне хорошо, я все могу. Будь как я>.- <Да, я тебе завидую, но я не могу быть как ты>.- <Ну почему же, это так просто>.- <Да, но ?ато ты не слишком .интеллектуален, а я глубок и рефлексивен>.- <Это все чепуха. Просто мне хорошо, а тебе плохо>.-<Да, ты прав. Но что же мне делать?> Что касается эмоционально-ценностного отношения к персонажам, то к сходному персонажу испытуемый выражает неуважение, близость, некоторую симпатию и частично антипатию (<Окружающие недолюбли- вают, так как считают скрытным, терпят, но не стремятся к нему>). К противоположному персонажу выражаются уважение, симпатия, отдаленность и частично неуважение (дискредитация). После ответа на вопросы за оба персонажа, испытуемый должен указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с ними и у них между собой и какие чувства испытывали бы все трое друг к другу.
271
STR.271 Прямая оценка отношений не противоречит спонтанно выраженным в тексте приписываний отношениям. Отношения между А .и В: <А тя- нется, ищет поддержки у Б> (уважение, симпатия). <В находили бы удовольствие в поддержке А> (симпатия, неуважение). Отношения между Я и А: <Я бы помогал, сочувствовал А, он слабей меня, но мне было бы с ним трудно и неприятно> (неуважение, симпатия, близость, антипатия), <Он бы ко мне тянулся> (симпатия). Отношения между Я и В: <Я бы тянулся и получал бы удовольствие от общения с В> (симпатия). Как видно из высказываний испытуемого, при прямой оценке отношений, он как бы консолидируется с В в своих отношениях с А, свои же отношения с В он оценивает скорее как равные, подчер- .кивая тем самым свою неслитность с А и приближенность к В. Итак, в заключение можно отметить, что испытуемый глубоко кон- фликтен и неудовлетворен собой: у него низкий уровень глобального самоотношения, он не испытывает уважения к себе ни в одной из значимых областей, а наоборот, не уважает себя за неспособность достичь желаемого, его самоотношению присуща некоторая амбива- лентность: он одновременно и симпатизирует себе, и испытывает анти- патию. Не принимая себя в целом, .испытуемый хочет быть похожим на противоположного персонажа, дискредитация противоположного персонажа слишком незначительна, чтобы позволить испытуемому от- казаться от своего желания быть на него похожим. В качестве свое- образной защиты выступает иной механизм: внутренняя раздвоенность испытуемого, отделение от себя своей <худшей>, больной половины, самоотчуждение и частичная идентификация с противоположным пер- сонажем способствуют некоторому самоусилению, хотя возможно, что эта защитная тактика неэффективна в реальной жизни. Клинический анализ материала может быть вполне пригоден для практических целей, особенно если об испытуемом есть информация из других источников: наблюдения, беседы и т. д. Для исследователь- ских целей необходимы более строгие методы обработки. Ввиду этих целей была разработана специальная контент-аналити- ческая процедура на основе выделения смысловых единиц - категорий контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присутствующих в текстах испытуемых. Назначение методики - исследование эмоцио- нально-ценностного отношения к себе - диктует и выбор исходной схемы анализа: трехмерной системы координат с осями симпатия- антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность Соответст венно основными категориями анализа являются категории симпатии уважения, близости, антипатии, неуважения, отдаленности. Апробаци; методики, выполненная преимущественно на студентах гуманитарны: вузов, позволила выделить следующие подкатегории: для категори уважения - подкатегории внешнего и внутреннего уважения, для ка тегории неуважения - подкатегории внешнего и внутреннего неувг жения (для облегчения анализа в качестве категорий можно испол1 зовать сочетания внешнего и внутреннего аспектов уважения-неувг жения), для категории близости - подкатегории слитной, безоценочно близости и близости рефлексивной или, разтождествленной. Соотве ственно имеются девять категорий анализа отношения, выраженного персонажу: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, внешнее н уважение при внутреннем уважении, внешнее уважение при внутре
" Данная методика может быть использована и для исследования внутреин диалогичности, а также мотивов и потребностей личности. Соответственно иной ( дет и система категорий анализа.
272
STR.272 нем неуважении, слитная близость, разтождестэленная близость, отда- ленность (при отсутствии обоих видов близости). Симпатия - это позитивная эмоциональная оценка личностных, <человеческих> качеств, привлекательности себя или другого. Выра- жая симпатию к персонажу, субъект вольно или невольно приглашает читателя разделить с ним убеждение: <Вот какой милый и приятный человек>. Стремясь вызвать симпатию к персонажу, испытуемый приписы- вает ему <симпатичные>, с его точки зрения, качества, стремления, интересы, ценности, мысли и чувства, а также прямо выражает благо- желательность и позитивное эмоциональное отношение с помощью чисто оценочных характеристик. <Симпатичный> персонаж стремится к хоро- шему, хочет, чтобы другим было хорошо, к нему хорошо (тепло, с любовью, сочувствием) относятся другие, ему нравятся хорошие люди и он нравится хорошим людям. Испытуемый выражает ему сочувствие, жалеет его (если он неуспешен), он оправдывает его, желает ему счастья в будущем. Что касается конкретных эмпирических индикато- ров, то они могут существенно или несущественно различаться в за- висимости от того, к какой социальной, профессиональной или возраст- ной группе относится испытуемый. На основе апробации методики на студентах гуманитарных вузов был выделен ряд эмпирических показа- телей симпатии, характеризующих именно эту субкультуру. К ним относятся: констатация наличия у персонажа высоких нравственных идеалов и черт (порядочность, честность, трудолюбие, альтруистиче- ская мотивация, чувство долга); наделение персонажа богатым внут- ренним миром, воображением, стремлением к познанию, любовью к искусству, способностью испытывать глубокие и сильные эмоции; при- писывание ему потребности в любви, понимании со стороны других людей; симпатия (любовь, помощь, сочувствие, понимание) окружаю- щих к персонажу; приписывание персонажу принятия себя, стремления сохранить ядро своей личности и т. д. Антипатия - негативная оценка личности персонажа в целом. Испытуемый демонстрирует непривлекательность, неприятность персо- нажа, явно выражая свое неприятие через чисто оценочные характе- ристики (отвратителен, никчемен, неприятен) или косвенно, домысли- вая. качества, стремления, помыслы, поступки, негативно характеризую- щие персонаж. Антипатичный персонаж непорядочен, плохо относится к людям - люди ему платят тем же. Описывая персонаж, испытуемый осуждает его, обвиняет или даже негодует, иронизирует над ним и пародирует -его, используя кавычки, преувеличивая и доводя до абсурда его недо- статки, мстит ему, пророча будущие падения и крахи. В группе студентов эти общие показатели антипатии наполняются -следующим эмпирическим содержанием: приписывание персонажу без- нравственной мотивации (карьеризм, стремление к материальным бла- гам, к <высокому посту> любыми средствами, эгоизм, лживость); отказ персонажу в духовности, в богатстве внутреннего мира, в обладании высшими эмоциями, наделение его низменными интересами; приписы- вание ему неспособности к глубокому эмоциональному контакту с дру- гим человеком и нежелания его; антипатия (нелюбовь, раздражение, равнодушие) к нему со стороны окружающих; самодовольство, неосоз- нание своих недостатков и т. д. Уважение - способность осуществить, реализовать себя, быть адекватным инструментом собственной мотивации, соответствовать своим внутренним ценностям и быть социально адаптированным.
10 зак. роа 273
STR.273 Уважаемый персонаж наделяется сильным стремлением к дости- жению целей (внутренних, личностных: стремление к самосовершен- ствованию, к духовному росту и внешних: профессиональный успех) ", способностью отдавать себе ясный отчет в своих намерениях и путях.. их достижения; высоким, но адекватным уровнем притязаний, основан- ным на трезвой оценке своих способностей; высокими интеллектуаль- ными способностями, а также <деловыми> качествами, способствующи- ми реальному достижению мотивации активностью, энергичностью,. организованностью, силой воли). Испытуемый приписывает персонажу достижения в различных сфе- рах и предсказывает будущие достижения. Уважаемый персонаж до- минирует в межличностных отношениях, способен и стремится оказать поддержку, вселить уверенность в другого. Окружающие испытывают к нему уважение (восхищение, зависть). В зависимости от контингента испытуемых будет меняться сфера значимой мотивации (ведущей может быть и профессиональная дея- тельность, и учебная, и деятельность в семейно-бытовой сфере, в сфере воспитания детей или межличностного общения), а следовательно, к содержательное наполнение эмпирических индикаторов уважения. Неуважение - негативная оценка себя или другого с точки зре- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|