Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



18 страница


(Рунион P., 1982, с. 57-61). Для каждого пункта строится четырех-  

клеточная матрица сопряженности:  

<после>  

 

+ -  

 

Л=40 В=36  

С==22 D=48  

 

Здесь в клеточке А указана частота сохранения ответа <верно> на  

некоторый t-тый вопрос (из 76 ответивших <верно> таких оказалось  

только 40 испытуемых), в клетке В - частота изменения ответа <вер-  

но> на ответ <неверно> и т. п. Как видим, в этом примере показано  

что смена инструкции привела к значительным изменениям. Но дл?  

оценки значимого направления этих изменений автор критерия Мак-  

нимар предложил сравнивать между собой по, критерию хи-квадра1  

только элементы В и С этой таблички:  

 

(IB-CI- з  

В-{- С  

 

где - вычисленное эмпирическое значение статистики хи-квадрат  

с одной степенью свободы. Для нашего примера е==2,91, что ни  

же, чем граничное значение гр. == 3,84, и, следовательно, нулева?  

гипотеза об отсутствии значимых направленных изменений не може  

быть отвергнута - пункт не является значимо нагруженным артефакт  

ным фактором социальной желательности и может быть включен i  

диагностический вариант тест-опросника без изменений.  

По результатам такого исследования удобно составить табличк  

К.Х2: в первом столбце - показатели корреляции пунктов со шкало  

лжи, во втором - показатели значимости изменений при переходе  

фальсификации. Безусловно достоверными можно считать только т  

пункты, которые не получили значимых коэффициентов ни в пepвo  

ни во втором столбце. Если таких пунктов оказывается слишком мал  

для составления надежной шкалы и если среди недостоверных пункте  

достаточно много таких, которые обладают существенной внутренне  

(корреляция с суммарным баллом по основной шкале) или внешне  

 

STR.89  

(корреляция с критерием) валидностью, то следует прибегнуть к так-  

тике балансирования: ввести в основную шкалу поровну <прямых> и  

<обратных> пунктов по шкале социальной желательности так, чтобы  

все четыре квадранта на рис. 13 были заполнены пунктами равномерно  

(среди <прямых> по основной шкале было бы поровну <прямых> и  

<обратных> по желательности, и среди <обратных> по основной -  

также поровну).  

Без указанных предосторожностей тест-опросник неизбежно будет  

давать систематическое искажение результатов (в сторону повыше-  

ния или понижения баллов по основной шкале) всякий раз, когда  

испытуемый будет квалифицировать диагностическую ситуацию как  

ситуацию экспертизы.  

Указанные проблемы и приемы обеспечения достоверности отно-  

сятся не только к тест-опросникам, но и к другим техникам стандар-  

тизованного самоотчета, подверженным мотивационным искажениям.  

Существует теоретическая возможность преодолеть все эти проблемы.  

Но на практике это оборачивается огромной эмпирико-методической  

работой.  

Другой путь - управление процессами категоризации в ходе самой  

диагностики. В так называемой <репертуарной модификации> тест-  

опросника испытуемому специально предлагают выполнять тест не  

только от своего имени, но и от имени определенного репертуара ро-  

лей - <большинство людей>, <моральный человек>, <преуспевающий  

человек> и т. п. (Шмелев А. Г. и др., 1984). Но извлечение практиче-  

ских выгод из подобной модификации обусловлено возможностью ис-  

пользования на линии тестирования ЭВМ - возможностью компьютер-  

ной обработки результатов либо сразу же после тестирования, либо  

даже в ходе самого тестирования (см. 3.6).  

Порядок работы, психолога при проверке валидности. Очень трудно  

выделить универсальный алгоритм работы психолога по проверке ва-  

лидности, ибо существуют различные подходы к обеспечению валид-  

ности, обусловленные теоретико-методологическими различиями опре-  

деленных психологических школ. Для прагматически ориентирован-  

ных тестологов (какими традиционно являлись до недавнего времени  

почти все англо-американские специалисты) главный момент - поиск  

операционально строго заданного социально-прагматического критерия  

валидности, по отношению к которому -диагностические тесты и их  

составные части (пункты) подбираются как бы <автоматически> -  

в ходе эмпирико-статистических процедур сбора и корреляционного  

анализа результатов. Но, конечно, неверно было бы приписывать этому  

подходу <бездумность в опоре на статистику>: ведь статистика только  

тогда позволяет выявить валидное подмножество-тестов (пунктов),  

когда исходное множество подобрано не случайно - с использованием  

априорных корректных содержательно-психологических представлений.  

Современные методологи психологического тестирования фактиче-  

ски единодушно приходят к признанию (как наиболее оптимальной)  

рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и про-  

верки валидности.  

1. Теоретический анализ диагностического конструкта, разработка  

теоретической концепции тестируемого психического свойства. Выяв-  

ление (с использованием литературы) системы взаимосвязанных диаг-  

ностических конструктов, внутри которой новый диагностический кон-  

структ характеризуется определенными структурно-функциональными  

связями и отношениями. Прогнозирование результатов корреляционных  

экспериментов по проверке конструктной валидности.  

 

STR.90  

2. Выделение составных частей теоретического конструкта, форму-  

лирование системы <эмпирических индикаторов> - операционально  

однозначных показателей, фиксирующих проявление конструкта в раз-  

личных поведенческих ситуациях. Конструирование пунктов теста.  

3. Формулирование релевантного социально-прагматического крите-  

рия для проверки валидности - эффективности методики.  

4. Планирование и проведение корреляционного исследования (или  

квазиэксперимента) на специально подобранной выборке испытуемых,  

для которых известно значение (или будет известно) критериального  

показателя, а также результаты по родственным психологическим те-  

стам. При необходимости на этих испытуемых проводятся дополни-  

тельные тесты с целью получить возможность корреляционной проверки  

конструктной валидности теста (экспертные оценки в данном случае  

рассматриваются в статусе одной из возможных параллельных проце-  

дур получения критериальной или психологической информации).. Оцен-  

ка валидности эмпирических индикаторов.  

5. Исследование достоверности результатов, если используется са>  

моотчет и диагностическая ситуация может быть воспринята испытуе-  

мыми с настороженностью. Оценка достоверности эмпирических инди-  

каторов.  

6. Отсев пунктов (индикаторов), не удовлетворяющих критериям  

валидности и достоверности. Измерение надежности для сокращенной  

шкалы, состоящей только из валидных пунктов. Если надежность ока-  

зывается невысокой, то психолог снова возвращается к этапу 1 -  

уточняет теоретические представления.  

 

3.4. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИИ МЕТОДИК  

 

Рассматривая в предыдущем параграфе вопрос о порядке про-  

верки валидности, мы вплотную подошли к вопросу о целостной стра-  

тегии конструирования, эмпирической апробации и внедрения методики  

в практику.  

В самом деле, в реальном случае конструирование оригинальной  

методики или адаптация зарубежной методики не могут сводится  

только к проверке (или перепроверке) отдельных психометрических  

свойств - репрезентативности, надежности, валидности, достоверно-  

сти - в произвольной последовательности. В одних случаях целесо-  

образно начинать с одного, в других - с другого этапа работы.  

В действительности любая реальная ситуация использования теста  

не является ситуацией только <конструирования> или только <приме-  

нения>. Можно без преувеличения сказать, что существует континуум  

между крайними полюсами:  

<конструирование> ------- <применение>  

и каждая ситуация до определенной ступени удалена от обоих полю-  

сов. Трудно назвать такой случай, когда бы конструирование совер-  

шенно нового теста начиналось <с нуля>, <на пустом месте>. Также  

трудно наитии такие случаи, когда все аспекты тестирования были бы  

полностью неизменными JH воспроизводили бы уже совершенно исследо-  

ванную нормативную ситуацию применения готового теста.  

Но все это многообразие ситуаций, всю комбинаторику независи-  

мых параметров психологи-практики, как правило, пытаются редуци-  

ровать, свести к двум-трем типовым ситуациям.  

1. Ситуация применения: тест кем-то разработан (возможно, в дру-  

гих социокультурных условиях), известны тестовые нормы, получен-  

ные на предстявителях данной языковой культуры (несоответствие вы-  

 

90  

 

STR.91  

борки стандартизации и выборки применения по половозрастной струк-  

туре и профессионально-культурным признакам признается несущест-  

венным).  

2. Ситуация адаптации. Тест кем-то разработан - проверены на-  

дежность и валидность, но отсутствуют тестовые нормы (как правило,  

отсутствуют вообще для любых представителей данной языковой куль-  

туры). Задача адаптации сводится, таким образом, к построению тесто-  

вых норм.  

3. Ситуация конструирования. Есть концепция психического свой-  

ства, но нет <подходящей> процедуры его измерения, удовлетворяю-  

щей требованиям места, времени, возможностям количественного ана-  

лиза и ограничениям прочих ресурсов. Надо <придумать> измеритель-  

ную процедуру, проверить ее надежность, валидность, построить тесто-  

вые нормы.  

Надо сказать, что если ранее-на период 60-70-х годов-подоб-  

ные представления еще могли быть признаны удовлетворительным  

уровнем психометрической культуры для советского психолога, то те-  

перь - к середине 80-х годов - совершенно очевидна несостоятель-  

ность такой упрощенной системы представлений.  

Прежде всего остановимся на вопросах адаптации так называемых  

<переводных> тестов. Путь быстрого пополнения репертуара методик  

за счет множества <готовых> зарубежных методик кажется многим  

психологам наиболее экономичным, кратчайшим к надежной и валид-  

ной психодиагностике. Но ведь если при этом адаптация сводится  

только к построению нормативного распределения тестовых баллов, то  

это означает, что валидность и надежность адаптированной методики  

в новых условиях принимаются на веру, а теоретическая концепция  

автора теста и содержание использованных им критериев валидности  

просто переносятся в наши условия без изменений (ведь для любой,  

в том числе и для невалидной и ненадежной методики, можно получить  

распределение).  

Подобный перенос дает прёнебрежимые погрешности только для  

тестирования относительно элементарных психических свойств (таких,  

как свойства нервной системы, функциональные состояния, сенсомо-  

торные параметры, элементарные когнитивные функции, т. е. структур-  

но-динамические характеристики психической деятельности), причем с  

использованием объективных процедур (психофизиологическая регист-  

рация, тесты с <физическими> критериями успеха и т. п.). При тести-  

ровании интегральных психических свойств личности и индивидуаль-  

ного сознания (черты, мотивы, установки, самооценка, общие способ-  

ности, стиль общения, ценностные ориентации, интересы и т. п.), а  

также употреблении любых лингвистических средств в самой процедуре  

тестирования (включая не только формулировки задач, вопросов, но и  

исходную формулировку инструкции к тесту) и при использовании  

культурно-специфических критериев оценки правильности результата  

(определения шкального ключа) - во всех этих случаях ограничивать-  

ся только сбором тестовых норм при адаптации недопустимо!  

Требуется серьезная эмпирическая работа по проверке надежности  

и валидности в новых социокультурных условиях, работа, фактически  

соответствующая по своему объему конструированию оригинальной  

методики. С этой точки зрений заимствование зарубежных общедиаг-  

ностических тестов способностей, черт характера, интересов и т. п.  

вовсе не оказывается кратчайшим путем к психодиагностике. Этот путь  

кажется короче только тем, кто сознательно или по неведению прене-  

брегает принципами психометрики.  

 

91  

 

STR.92  

Укажем здесь в качестве образца необходимые этапы эмпирико-  

статистической работы при адаптации многомерного переводного тест-  

опросника.  

1. Анализ внутренней валидности, внутренней согласованности пунк-  

тов, из которых состоит тест-опросник. Этот анализ совершенно необ-  

ходим, если в зарубежной методике он применялся в качестве средства  

самого конструирования методики. Этот анализ призван показать, что  

некое (еще неясно какое именно) общее диагностическое свойство, ле-  

жащее на пересечении всех эмпирических индикаторов (в центре  

<пучка> скоррелированных пунктов-векторов), существует. Такой ана-  

лиз обязателен по отношению ко всем тестовым шкалам, полученным  

с помощью факторного анализа, например к тест-опросникам Айзенка  

EPIn 16PF Кэттелла. А вот к опроснику <локус контроля> или ко  

многим основным клиническим шкалам ММ.Р1 требование внутренней  

согласованности применять необязательно, так как пункты в эти шкалы  

подбирались по внешнему критерию и не связаны в один фактор-пучок.  

Анализ внутренней согласованности может быть применен и к одно-  

мерным, и к многомерным тестам. В первом случае достаточно распо-  

лагать настольным калькулятором. Для многомерных тестов необхо-  

димо использование специальной программы <анализ пунктов> на  

ЭВМ.  

По отношению к негомогенным шкалам анализ внутренней согла-  

сованности позволяет осуществить в снятом виде необходимую про-  

верку информативности пунктов (процент правильных или подтверж-  

дающих ответов должен соответствовать оригинальной авторской вер-  

сии).  

2. Проверка устойчивости к перетестированию. Совершенно необ-  

ходима при диагностике свойств, по отношению к которым теорети-  

чески ожидается инвариантность во времени. Анализ ретестовой на-  

дежности может быть (так же как анализ надежности - согласован-  

ности) совмещен с исследованием информативности отдельных пунктов  

теста, а также, возможно, и устойчивости отдельных пунктов. Без све-  

дений о ретестовой надежности психолог не имеет права использовать  

тест для построения любого элементарного статического экстраполи-  

рующего прогноза (см. 3.5).  

3. Анализ корреляций с релевантным внешним критерием. Этот  

этап адаптации совершенно необходим, если тест разрабатывался из-  

начально как критериально-ориентированный, т. е. отбор пунктов про-  

изводился на основании их корреляций с каким-то критерием валид-  

ности. Например, подобная работа проделана для сокращенной моди-  

фицированной версии ММР1 коллективом Ф. Б. Березина (Бере-  

зин Ф. Б. и др., 1976).  

4. Проверка или рестандартизация тестовых норм. Об этом этапе  

уже говорилось выше. К сожалению, только этот этап работы по адап-  

тации тестов до недавнего времени признавался всеми психологами как  

необходимый. Но и в этом случае далеко не всегда воспроизводилась  

необходимая статистическая работа по проверке устойчивости получен-  

ного распределения тестовых баллов к расщеплению выборки  

(см. 3.1).  

5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка воспро-  

изводимости структуры отношений между шкалами. Например, для  

теста Айзенка принципиальна ортогональность, статистическая незави-  

симость факторов <экстраверсия - интроверсия> и <нейротизм -  

эмоциональная стабильность>. На воспроизводимости структуры связей  

шкал между факторами 16PF (Ямпольгкий Л. Г., 1981; Мельни-  

 

92  

 

STR.93  

ков В. М., Ямпольский Л. Г., 1985) основывается корректность под-  

счета вторичных факторов.  

Уже беглый взгляд на пять указанных этапов адаптации позволяет  

убедиться в том, что адаптация зарубежных тестов мало чем уступает  

по объему эмпирико-статистической работы конструированию ориги-  

нальных методик. Здесь было бы даже более адекватным использо-  

вание не термина <адаптация>, но выражения <исследование зару-  

бежной методики на отечественной выборке>.  

Сказанное тем не менее не следует понимать как призыв к полному  

отказу от работы с зарубежными методиками. Нет, конечно же, такая.  

работа должна проводится интенсивно и планомерно. Особенно по  

отношению к тем методикам, которые уже получили международное  

распространение, доказали свою кросскультурную универсальность,  

адаптированы и успешно применяются в социалистических странах  

(в каталоге братиславского Национального предприятия <Психологиче-  

ские и дидактические тесты> больше половины наименований - тесты




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 656
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь