|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияисследовательских и методических интересов (матрица <испытуе- мые X тесты> оказывается заполненной с пробелами), эта возмож- ность очень важна для практической психодиагностики, когда сущест- вуют жесткие ограничения на время обследования. Реальностью эта возможность становится при совмещении в компьютере функции тесто- вого буклета (лаборанта по проведению методики) и лаборанта по обработке данных. Статистической основой для <адаптивного тестирования> является наличие несимметричных статистических связей между ответами на разные тесты (на пункты одного и того же теста). Если все испытуе- мые, которые дают правильный ответ по пункту t-тому, одновременно дают и правильный ответ по пункту /-тому, то это отношение образует логическую импликацию: из того факта, что испытуемый дал правиль- ный ответ на i-тый пункт, автоматически следует, что он даст пра- вильный ответ и на /-тый пункт. При этом матрица сопряженности между ответами на i-тый и ;-тый
пункты будет иметь вид:
ответы на t-тый пункт <да> <нет> ответы на /-тый пункт
<да> <нет>
а>0Ь=0 7>0d>Q Чтобы обнаружить подобные пары пунктов в таком большом пе- речне, как полный ММР1, включающий, как известно, 566 вопросов, очевидно требуется довольно мощный компьютер, способный построить 566х566/2=160178 четырехклеточных матриц сопряженности и про- верить в них равенство (или близость) нулю элементов b или с. При обнаружении таких связей между пунктами теста в программу предъ- явления вопросов (при тестировании на компьютере) могут быть вне- сены следующие оптимизирующие дополнения: 1) каждому пункту кроме ключей по шкалам должны быть по- ставлены в соответствие номера пунктов, которые можно пропустить
STR.109 яри том или ином ответе на данный пункт (вполне вероятно, что для некоторых пунктов, это множество будет пустым); 2) кроме вектора накапливаемых <сырых> баллов по шкалам испы- туемому в ходе тестирования должен быть поставлен в соответствие вектор из К. компонент - по числу К пунктов в тесте: при появлении информации о возможности пропуска какого-либо из предстоящих пунктов в соответствующую ячейку этого вектора будет записан нуль начальное состояние всех ячеек вектора - 1, что означает необходи- мость предъявления). Для конструирования оптимального адаптивного теста после вы- явления связанных <вложенных> пунктов нужно произвести переста- новку пунктов: первыми должны предъявляться пункты, имеющие бо- лее мощное множество пунктов, в которые бни вложены. Такой порядок предъявления заданий (пунктов) . позволит максимизировать число возможных пропусков и укоротить среднюю длительность теста. Под- черкнем, что при такой модификации тестовые нормы можно оставить практически неизменными: ведь при позитивном ответе на какой-либо вложенный 1-тый пункт ответ на связанный с ним ;-тый пункт прак- тически уже известен и может быть сразу же внесен в накапливаемые суммы по релевантным шкалам. Другое дело, что тестовые нормы, видимо, скорее всего изменятся вследствие перестановки пунктов местами, вследствие изменения в по- рядке тестирования. Нужно помнить, что <имплицирующие> пункты являются <трудными> заданиями (или логически <сильными> вопро- сами в опроснике). Всё, кто справился с трудным заданием, заведомо справятся с более легким. Все, кто утвердительно ответил на вопрос: <Вы проводите регулярные тренировки по избранному вами виду спор- та?> - заведомо утвердительно ответят на связанный с ним более слабый вопрос: <Вы выполняете некоторые систематические комплек- -сы упражнений?> Если метод предъявления заданий по порядку возрастания уровня трудности справедливо можно назвать <дидактическим> (он представ- ляет возможность обучаться в ходе самого тестирования), то метод предъявления заданий по порядку убывания уровня трудности - это экзаменационный> метод (ошибка в решении более трудной задачи не помогает в решении более легких). Более эффективный вариант реализации принципов адаптивного тестирования - построение диагностики по типу ветвящегося дерева поиска, оптимизирующего редукцию энтропии диагностически значимых ис- -топ- ходов (Меллер Ф., Капекки В" 1977). Если в памяти ЭВМ накоплен реп- резентативный банк тестовой и Крите" риальной информации, то по. отноше- " ник) к заданным парам диагно- стических классов может быть ав- ," " тематически построен оптимальный ал- ноТлТоре горитм последовательного выбора тестирования, ставящем последова- тестовых показателей. Упрощенно тельность предъявления пунктов в его суть можно описать так. На пер- зависимость от ответов испытуемого
вом шаге отыскивается тест (или пункт теста, если в ЭВМ хранится информация об ответах <эталон- ных> испытуемых из <обучающей выборки>), который обладает наи- более высокой точностью в различении заданных классов (имеет мак- симальный индекс дискриминативности). Затем вся выборка испытуе-
109
STR.110 мых делится на две (три, четыре) части - по ответам на самый дис- криминативный пункт. Для каждой выборки в свою очередь отыски- вается самый дискриминативный пункт, по которому новые выборки делятся на подвыборки и т. п. В результате появляется <дерево>, по- добное иллюстративному <дереву>, приведенному на рис. 18. На рис. 18 показано, как в результате анализа пунктов опросника был выбран в качестве самого информативного (в задаче различения заданных классов) пункт № 104. Для тех испытуемых, которые отве- тили <да> на вопрос № 104, самым информативным оказался вопрос № 36, а для тех, кто ответил на вопрос № 104 <нет>, самым информа- тивным оказался пункт № 17. Понятно, что для построения и примене- ния деревьев диагностического поиска психологу требуется ЭВМ.
3.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА
Для эффективного развития практической психодиагностики сего- дня требуется резкое повышение психометрической культуры всех пси- хологов, использующих измерительные психодиагностические методи- ки-тесты. Методами рестандартизации теста, простейшими приемами проверки надежности и валидности должны владеть все психологи. До сегодня сохранилось не вполне оправданное разделение (и даже противопоставление) психологов, считающих себя специалистами области клинических методов, и психологов, считающих себя специа- листами по тестированию. Но в большинстве реальных практических ситуаций требуется сочетание этих методов. Клинические, диалогиче- ские методы необходимы на начальных этапах работы в заданной области для того, чтобы психолог сумел построить ясное содержа- тельное представление о предмете психодиагностики. Они также не- обходимы в особых спорных случаях, требующих индивидуализиро- ванного подхода. Но когда от психолога требуется проведение уско- ренных, массовых обследований, обращение к некоторым стандартизо- ванным, измерительным методикам становится неизбежным. Здесь тре- буется психометрическая грамотность в подборе такого рода методик: нельзя использовать методики, про которые неизвестно, какого рода психометрической отладке они подвергались. Всеобщая психометрическая грамотность психологов не исключает выделения из их среды специалистов особого рода - психологов-пси- хометристов, профессионально занимающихся психометрическим обес- печением психодиагностики. Поэтому целесообразно привести здесь два списка нормативных требований - к психологу вообще и к психологу- психометристу. Требования к психологу. 1. Психолог должен уметь квалифициро- ванно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по психодиагностике, должен знать, какие психометриче- ские характеристики теста должны указать его разработчики, в какой степени эти психометрические характеристики соответствуют типу тес- та, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой его требуется использовать, с другой стороны. Например, в тех случаях, когда требуется использовать тест для прогноза со значительным упрежде- нием, а сведений о проверке прогностической валидности не получено, тест не может считаться готовым для решения данной задачи. 2. Психолог должен правильно определить, в какой мере извест- ные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуа- ции с учетом контингента испытуемых и типа диагностической ситуа- ции, в какой мере имеет место ситуация <внутрикультурного переноса>
110
STR.111 и требуется произвести рестандартизацию тестовых норм. При необхо- димости психолог должен уметь самостоятельно практически произве- сти рестандартизацию, построив и проанализировав распределение тестовых баллов. 3. Психолог должен уметь самостоятельно собрать данные, прове- зти корреляционную обработку и измерить эмпирическую валидность- эффективность методики по отношению к заданному критерию. При необходимости психолог должен уметь самостоятельно конкретизиро- вать операциональные индикаторы критериальной информации. 4. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необ- ходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу ста- тистически. 5. Психолог обязан вести двойную документацию: все копии про- токолов он должен быть готов передать в головную методическую орга- низацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических харак- теристик методики. Все модификации, вносимые в методику (форму- лировку инструкции, отдельных вопросов, последовательность предъяв- ления) , психолог должен согласовывать с головной методической орга- низацией, так как самодеятельное введение на местах разнообразных частных модификаций влечет за собой утрату психометрической чисто- ты получаемых результатов, не ускоряет, а замедляет создание моди- фикаций, адаптированных к специфическим условиям и обладающих необходимыми психометрическими свойствами. Тщательное соблюде- иие заданных методических стандартов - необходимый атрибут психо- метрической культуры психолога. 6. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать не- достоверные протоколы, статистически фиксировать достижение прием- лемого уровня достоверности для массовых результатов в групповой психодиагностике. 7. Психолог должен овладевать приемами сложного количествен- ного подсчета косвенных тестовых показателей, а также интеграль- ных показателей, требующих агрегирования многообразной числовой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ. Психолог-психометрист должен: 1. Уметь самостоятельно планиро- вать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: проверку надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов, построение математического уравнения для прогнозирования или <решающего правила> для распознавания. 2. Уметь организовывать хранение и обработку психодиагностиче- ских данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога в рамках стандартных операционных систем, интерпретаторов или компиляторов для языков высокого уровня, знать структуру ис- пользуемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами данных. 3. Уметь организовать работу психологов-психодиагностов по веде- нию документации к используемым методикам, по соблюдению мето- дических -тандартов, по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.
STR.112 4. Уметь вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно иерархизируя ме- тодики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций к использо- ванию стандартизованных методик. В заключение отметим, что развивающаяся психодиагностическая практика неизбежно расширит приведенные здесь перечни требований.
STR.113 ГЛАВА 4 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ (ТЕСТ-ОПРОСНИКИ И СУБЪЕКТИВНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ)
Иерархическое многомерное определение черты. Подавляющее боль- шинство психодиагностических методов, применяемых на практике> использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естествен- ных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, кото- рый еще с начала XX в. принято называть <профилем личности> (Россолимо Г. И., 1910). В применении к задаче прогнозирования поведения человека в обыденных ситуациях каждый отдельный показатель из <профиля> обычно называется <чертой>. В разных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуа- ции, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют про- явление черт <внимательный - невнимательный>, <аккуратный - небрежный>; ситуации встречи или знакомства людей друг с другом провоцируют проявление <общительности - замкнутости>, <отзывчи- вости - черствости> и т. п. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стре- мятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно- динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются а функциональных понятиях <свойств темперамента> (Мерлин В. С., 1973) или в субстанциональных понятиях <свойств нервной системы> (Теплов Б. М" 1961; Небылицын В. Д., 1966). К более узким классам ситуаций относятся черты, предопределен- ные социальной и предметно-йрофессиональной средой развития инди- вида (способы наказания или поощрения в семье, жесткий контроль или либерализм социального окружения в учебной или профессиональ- ной деятельности, опыт решения практических наглядно-действенных, образных или отвлеченно-теоретических задач и т. п.). На этом уровне выделяется более широкий спектр черт характера (Левитов Н. Д." 1969; Ананьев В. Г., 1980), описывающих человека как социального индивида, имеющего определенный опыт социально--ролевого пове- дения. На уровне конкретных ситуаций поведение человека в значитель- ной степени зависит не только от его конституции и социально-нор- мативного опыта, но и от собственной субъективной активности по ка- тегоризации условий, смыслообразованию и проектированию целей на основе самооценки. Добиться полного прогноза поведения без учета рефлексивного <Я>, актуализируемых личностных смыслов в конкрет- ной ситуации, психолог не может (Леонтьев А. Н., 1975). Таким образом, опираясь на уже известные и принятые в литера- туре различения трех уровней психической регуляции - организмиче- ского, индивидного и личностного (Столин В. В., 1983), сформулируем рабочее определение черты.
113
STR.114 Черта - это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и лич- ностного уровней регуляции. Таким образом, традиционно по проис- хождению и сфере приложения выделяются три класса черт: конституциональные - обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные - обусловлены опытом жиэнедеятельностн в опреде- ленных относительно широких социально-нормативных ситуациях; личностные - обусловлены внутренней <работой> личности по ана- лизу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-си- туационные черты личности. Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически (Cattell R. et а1" 1970; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Однако более убедительной на сегодня можно считать континуально- иерархическую модель черт личности: (1) черты не представляют со- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|