|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования1942) и А. Болдуин (Baldwin А., 1942). Психическую напряженность,. предсуицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержа- ния писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и О.Маурер (Dollard J., Mowrer О., 1947), Ч.Осгуд и Е. Уолкер (0s- good Ch., Walker E., 1959). В целях специфическей психолого-политической диагностики изуча- ли различия асоциальных ценностях у представителей США и Герма- нии К. Левин и X. Себалд (Lewin Н., 1947; Sebald Н" 1962). Первый исследователь анализировал американскую и немецко-фашистскую /ли- тературу для юношества, а второй - песенники этих же стран, издан ные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены явные разли- чия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались амери- канскими и немецкими изданиями тех лет. К подобного же рода анализу относится исследование использова- ния эмоциональных стереотипов в газете <Чикаго Трибюн>, оппозици- онно настроенной к президенту Рузвельту и его политике, проведённое в 30-х годах С.Сарджентом (Sargent S., 1939). Для выражения отно- шения к политике и практике рузвельтовского направления газета ис- пользовала негативные стереотипы типа <диктатура, инквизитор, ре-
4
STR.50 гламентация, подачка> и т. д., тогда как в газете <Нью-Йорк тайме> в аналогичных случаях употреблялись термины: <контроль, расследо- ватель, регуляция, помощь> и т. д. Множественное сопоставление со- ответствующих выражений и понятий в газетах выявило отношение стоящих за газетами групп к определенным политическим лидерам, партиям и явлениям. Л. Лоуэнталь на основе количественного анализа биографий, пуб- ликуемых в популярных журналах, показал, как изменялись ценно- сти и кумиры американского общества на протяжении первых четы- рех десятилетий нашего века от <идолов производства> (бизнесмены, менеджеры, банкиры и т. д.) к <идолам потребления> (певцы, кино- звезды, сйюртсмены и т. п.) (Lowenthal L., 1950). Многочисленные, зачастую спекулятивные исследования были про- ведены западными психологами и психоаналитиками для изучения личностных особенностей авторов-писателей на основе контент-анали- за их литературных произведений (особенно часто анализировались сочинения В. Шекспира и Ф. М. Достоевского). Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок произве- дений художественной литературы и искусства может позволить вы- явить обобщенные характеристики и особенности авторов в зависи- мости, например, от социально-демографических признаков. Подоб- ные статистические закономерности особенностей отражения людей и социальной среды писателями были обнаружены нами при изучении художественной прозы и портретной живописи (Семенов В. Е., 1983). Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в за- падных и отечественных кинофильмах, выполненный под нашим ру- ководством Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой. Анализ выявил коли- чественное преобладание и более жестокий характер подобных эпи- зодов в западных фильмах (Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности. Л., 1984). С 50-х годов получает распространение качественно-количествен- ный анализ вербальной коммуникации в малых группах, начатый Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследования принято относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная, например, на магнитной ленте, становится уже документом). Посредством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и первичных кол- лективах можно диагностировать стиль руководства, социально-психо- логический климат, конфликтность и т. п. (см., напр.: Обозов Н. Н., 1979). Аналогичные возможности открываются для психодиагностики массовидных процессов и состояний при изучении массового вербаль- ного поведения на улице, в транспорте, магазинах и т. д. (Semenov V., 1984). Таким образом, опыт применения качественно-количественного ана- лиза различных документов демонстрирует его значительные возмож- ности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фото- графии, дневники, автобиографии и т. п.), материалы групповой, кол- лективной и массовой коммуникации (т. е. записи разговоров, дискус- сий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты. радиопередачи, реклама и т. п.), а также продукты деятельности лю- дей, включая литературу и искусство. Помимо самостоятельного или равноправного применения в ком плексе с другими методами контент-анализ может выступать -и в ка честве вспомогательной техники для обработки данных, полученных
STR.51 посредством прожективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха),, нестандартизованного интервью, открытых вопросов анкет и т. п. (Логинова Н. А., Семенов В. Е., 1973; Столин В. В., 1982. Lindner R., 1950; Hafner A., Kaplan A., 1960). Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе по- вторяемости, частотности различных смысловых и формальных эле- ментов в документах (определенных понятий, суждений, тем, образов и т. п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда име- ется достаточное количество материала для анализа (т. е. или пред- ставлено много отдельных однородных документов, автобиографий, пи- сем, фотографий и т. д., или есть несколько и даже один документ,. например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие нас элементы содержания (единицы анализа) также должны встре- чаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В против- ном случае наши выводы будут лишены статистической достоверности. Критерием здесь служит закон больших чисел. Не все виды документов пригодны для контент-анализа и по причи- не затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозможно. задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных харак- теристик содержания (например, трудно или совсем нельзя формали- зовать описание лирического героя некоторых поэтических произве- дений) . Отсюда объекты анализа должны удовлетворять требованиям ста- тистической значимости и формализации. Квантификация в контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных элементов-единиц содержания постепен- но эволюционировала к более сложным статистическим средствам. В частности, еще в 1942. г. А. Болдуином был предложен подсчет со- вместной встречаемости слов в тексте (Baldwin А., 1942). В конце 50-х годов Ч. Осгуд с сотрудниками обогатил контент-анализ методи- кой <связанности символов>, в которой развивается принцип Болдуи- на, что позволяет обнаруживать неслучайные, связанные между со- бой элементы содержания, представленные в специальных матрицах (Семенов В. Е., 1983; Osgood Ch., 1959). В сущности, эта методика была началом введения в контент-анализ корреляционной техники, а затем и факторного анализа. Новым этапом в развитии контент-анализа стала его компьютери- зация в 60-х годах. В Массачусетском технологическом институте по- явился <универсальный анализатор> (The General Inquirer) - ком- плекс программ анализа текстовых материалов для ЭВМ, при помощи которого можно, подсчитывать частоты категорий содержания текста, получать азл<чйыенндёксы{га~осневе_ совместного появления этих _-ктгоан и т. Д. (Stone Ph., Dunphy D., 1966). Подобным образом на ЭВМ были исследованы речи двадцати американских президентов при их вступлении на этот пост, редакционные статьи в газетах разных стран, личные письма, сочинения, вербальное поведение психически больных людей и прочие материалы. С 70-х годов в США разрабаты- ваются стандартные программы анализа разнообразных документов на ЭВМ, которые предлагаются организациям и частным лицам (Со- хоп А" 1977), тогда же компьютерный контент-анализ развивается и в других странах (Deichelsel А., 1975). Естественно, что использование ЭВМ в контент-анализе обеспечи- вает преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по сравнению с ручным, выполняемым людьми- кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и субъ-
51
STR.52 ективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления про- грамм окупается тем огромным объемом содержания, которое доста- точно быстро и надежно можно проанализировать на компьютере, а также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно утомительного труда. В целом проблемы использования машинного контент-анализа близки общей стратегии применения ЭВМ в эмпирических социальных исследованиях. Важно правильно определить, когда следует восполь- зоваться машинным, а когда ручным анализом, что зависит от задач исследования, от объема материалов, подлежащих анализу, от степе- ни их формализуемости. На основании данного обзора представляется, что качественно-ко- личественный анализ документов в нашей психодиагностике несомнен- но должен использоваться более широко и интенсивно.
STR.53 ГЛАВА 3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 3.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ
Основные статистические принципы построения тестов достаточно полно освещены в появившейся в начале 80-х годов на русском языке литературе по дифференциальной психометрике (Аванесов В. С., 1982; Анастази А" 1982; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982). Тем не менее в указанных руководствах центральная проблема психометрики те- стов - вопрос о тестовых нормах - еще не получила последователь- ного освещения. Прежде всего это относится к руководству известной представительницы американской тестологии А. Анастази. В руководстве Анастази не получают достаточного критического об- суждения две основополагающие предпосылки традиционной западной тестологии: вопрос о применении статистических норм (квантилей рас- пределения баллов) в качестве диагностических норм и вопрос о све- дении всех эмпирических распределений к нормальной модели. Здесь эти предпосылки будут проанализированы в контексте краткой рекон- струкции системы основных понятий дифференциальной психометрики. Статистическая природа тестовых шкал. Типичный измерительный тест в психодиагностике - это последовательность кратких заданий, или пунктов, дающая в результате ее выполнения испытуемым последо- вательность исходов, которая затем подвергается однозначной количе- ственной интерпретации. Примеры интерпретации в интеллектуальных тестах, состоящих из отдельных задач: <правильное решение>, <оши- бочное решение>, <отсутствие ответа> (пропуск задачи из-за нехватки времени). Примеры интерпретации в случае личностных опросников, состоящих из высказываний, предлагаемых для подтверждения испы- туемым: <подтверждение> (ответ <верно>), <отвержение> (ответы <не согласен>, <неверно>). Суммарный балл по тесту подсчитывается с помощью ключа: ключ устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту. Напри- мер, за правильное решение задания - <+1>, за неправильное или пропуск - <О>. Тогда балл буквально выражает количество правиль- ных ответов. Исход по отдельному заданию подвержен воздействию не только со стороны измеряемого фактора - способности или черты испытуемого, но и побочных шумовых факторов, которые являются иррелевантными по отношению к задаче измерения. Примеры случайных факторов: ко- лебания внимания, вызванные неожиданными отвлекающими события-- ми (шум на улице, стук в дверь и т. п.), трудности в понимании смыс- ла задания (вопроса), вызванные особенностями опыта данного кон- кретного испытуемого, и т. п. Последовательность исходов оказывает- ся последовательностью событий, содержащей постоянный и случайный компоненты. Как известно, основным приемом, позволяющим устранить искажающее влияние случайных факторов на результат (суммарный балл), является балансирование этого влияния с помощью повторе- ния. При этом фактически предполагается, что повторение обеспечива- ет рандомизацию (случайное варьирование) неконтролируемого фак-
53
STR.54 тора, в результате чего при суммировании исходов положительные и негативные эффекты случайных факторов взаимопоглощаются (о ме- ханизме рандомизации см.: Готтсданкер P., 1982). В оптимальном тесте набор и последовательность заданий органи- зуются таким образом, чтобы повысить долю постоянного компонента и сократить долю случайного в величине суммарного балла. Тем не ме- нее, несмотря на различные статистические ухищрения, суммарный балл в психологических измерениях содержит несравненно большугс долю случайного компонента, чем в обычных физических измерениях. В силу этого суммарный балл оказывается определенным лишь в из- вестных пределах, заданных ошибкой измерения. Для того чтобы оценить эффективность, дифференциальную цен- ность всей процедуры измерения, необходимо соотнести размеры ошиб- ки измерения с размерами разброса суммарных баллов, вызванных ин- дивидуальными различиями в измеряемой характеристике между испы- туемыми. В терминах статистики речь идет о сравнении так называе- мой <истинной> дисперсии распределения суммарных баллов с диспер- сией <ошибки>. Именно этим обусловлен необходимый интерес психо- метристов к распределению суммарных баллов. Поэтому анализ рас- пределения необходим не только при использовании статистически?! норм, но и в случае абсолютных и критериальных норм. Как известно, частотное распределение суммарных баллов имее1 удобную графическую иллюстрацию в виде кривых распределений: ги- стограммы и кумуляты (см., в частности, удачное популярное введе- ние в описание распределений в книге: Кимбл Г., 1982, с. 55-70) В случае гистограммы по оси абсцисс откладываются <сырые очки> - первичные показатели суммарных баллов, возможных для данного те- ста, по оси ординат -- относительные частоты (или проценты) встреча емости баллов в выборке стандартизации (Анастази А., 1982, с. 66) Как известно, для <колоколообразной> кривой нормального распреде ления дисперсия визуализируется как параметр, ответственный з; <распластанность> графика плотности вероятности (теоретического ана лога эмпирической кумуляты) вдол] оси X. Чтобы визуализировать дис Частота персию ошибки измерения, нужно бы ло бы многократно провести тест одним испытуемым и построить гра фическое распределение частот ег <персональных> баллов. В результат получится схема, представленная н рис. 1. Очевидно, что дифференцирующая способность теста сводится к нулк если кривые, иллюстрирующие <и( Суммарный Ват ТИННуЮ> И <ошибочную> ДИСПерСИ1 совпадают. Как видим, анализ ра( Рис. 1. Графическая иллюстрация пределения тестовых баллов необхс соотношений индивидуальной и меж- дим уже для анализа надежност индивидуальной (общей) вариации теста (СМ. 3.2). тестовых баллов Проблема, меры в психометр1 ке и свойства пунктов теста. В физ1 ческих измерениях калибровка шкалы производится на основе контр ля за равномерным варьированием измеряемого свойства эталоннь объектах. Носителем меры является эталон - физический объект, ст. бильно сохраняющий заданную величину измеряемого свойства. В дис
STR.55 ференциальной психометрике такие физические эталоны отсутствуют: мы не располагаем индивидами, которые были бы постоянными носи- телями заданной величины измеряемого свойства. Роль косвенных эта- лонов в психометрике выполняют сами тесты: в том смысле, в каком трудность задач можно рассматривать как величину, прямо пропорцио- нально сопряженную со способностью (чем труднее задача, тем выше должен быть уровень способности, требуемый для ее решения). Анало- гом понятия <трудность> для <ли-вопросов> опросника является <си- ла>: более <сильные> высказывания (в логическом смысле) вызывают подтверждение (согласие) у меньшего числа испытуемых. Ни труд- ность, ни силу пунктов теста нельзя выявить иначе, чем с помощью про- ведения теста. Операциональным определением трудности оказывает- ся <процентильная мера>: процент испытуемых, справившихся с зада- нием теста (или ответивших <верно> на <ли-вопрос>). Чем меньше про- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|