|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияили две-три таблицы. В инструкции к СТР экспериментатор сообщает, что члены группы должны будут некоторое время работать совместно над определенной задачей и что им предлагается прийти к соглаше- ниям по поводу того, на что похоже пятно Ответы, в отношении ко- торых достигнуто единодушие, каждый из участников записывает на листе бумаги. Основным материалом анализа служат образцы вер- бальной коммуникации - высказывания; ответы - интерпретация <пятна по традиционной схеме - не обрабатываются. Имеется целый ряд свидетельств валидности СТР. В одном из первых исследований В. Бланшар использовал процеду- ру СТР для изучения структуры лидерства и распределения ролей в группе делинквентных подростков - членов одной банды. Было про- демонстрировано сходство между реальными стилями общения под- ростков в банде и выявленными проективно, с помощью СТР (Blan- chardW., 1959). С помощью СТР изучались особенности формирования психотера- певтического контакта при разных формах психотерапии (Loveland N., 1967). Терапевт, который легко и отчетливо представлял себе зритель- ные образы своего пациента в тесте, был способен улавливать больше информации о состоянии пациента в процессе психотерапии, чем тера- .певт, чье восприятие настолько отличалось от восприятия пациента, что он <не видел> даже четкие, хорошо обрисованные ответы . Терапевт, развивающий у пациента творческий подход к интерпретации пятен, способствующий возрастанию инициативы и уверенности в себе па- циента, аналогично воздействует на пациента и в процессе психотера- пии, На основании этих результатов делается вывод о возможности прогноза совместимости пациента и терапевта, а также оценки меры эмпатии и идентификации терапевта с пациентом, необходимой для эффективного лечебного процесса. В наибольшей мере свою валидность, в том числе и прогностиче- скую, Совместный тест Роршаха доказал в исследовании нарушений общения в семьях больных шизофренией. Ранее выполненные исследования клинической ориентации позволи- ли описать феноменологию внутрисемейных дисгармоний у этих боль- ных: в сфере супружеских отношений - <расколотый> брак, <эмоцио- нальный развод>; в сфере родительских установок - скрытое или яв- ное отвержение своего ребенка, незрелость родительской позиции, дес- потизм и эгоцентризм (цит. по: Воловик В. М., 1980). Л. Винн и М. Сингер применили процедуру СТР для эксперимен- тальной диагностики нарушений семейного взаимодействия и возмож- ности их спонтанной коррекции. Авторов интересовали два аспекта ро- дительских отношений: 1) в какой мере в СТР родители ограничивают или облегчают общения друг с другом; 2). как они взаимодействуют .в ситуации неуспеха одного из них. Экспериментальный материал вклю-
Ход дискуссии записывается на магнитофон, экспериментатор фиксирует также невербальные реакции, наблюдая за участниками либо через стекло Гезелла, либо присутствуя при СТР; в ход дискуссии он, как правило, не вмешивается.
7 195
STR.196 чал индивидуальное интервьюирование к тестирование родителей (ин дивидуальный тест Роршаха), магнитофонные записи фрагментов се- мейной терапии, а также СТР родителей с кем-то из членов семьи.- Было обнаружено, что родители в СТР склонны ограничивать, ущем- лять друг друга, взаимно сокращая потенциальный спектр поведен- ческих актов. В терминах ролевого поведения авторы квалифицируют- этот тип взаимодействия как взаимодополняющие друг друга оппози- ции доминирование-подчинение (Singer М" Wynne L., 1963). В связи с прогнозом риска патогенного влияния нарушений обще- ния больных родителей на психическое развитие ребенка рассматри- вался вопрос о возможности взаимной коррекции супругами неадек- ватных форм поведения. Для этого в исследовании сначала анализиро- валось общение каждого из родителей с незнакомым человеком (в ин- дивидуальном тесте Роршаха - с экспериментатором), затем общение родителей между собой - в супружеском СТР и, наконец, при обще- нии родителей с ребенком - в семейном СТР. Оказалось, что если> один из супругов в СТР демонстрирует тенденцию к нарушающим, сби- вающим высказываниям, в Семейном тесте Роршаха в ситуации обще- ния с ребенком он также будет склонен к спутанным, неясным объяс- нениям. По предположению авторов, <шизофренногенный потенциал>- семьи определяется итоговым паттерном родительскоговзаимодействия, поэтому важно учитывать возможность коррегирующего влияния дру- гого, менее дефектного родителя. Так, в некоторых семьях отец скло- нен не противодействовать или даже-усиливать разрушающие воздей- ствия матери, хотя, как это явствует из анализа его поведения в ин- дивидуальном тесте Роршаха, вне семейного общения, при наличии эмоциональной поддержки он вполне способен активно взаимодей- ствовать и успешно коррегировать действия партнера по общению (Singer М., Wynne L., Toohey М., 1978). Очевидно, что, если корреги- рующие возможности родителя не актуализируются в семейном обще- нии, они фактически оказываются недоступными для интернализации их ребенком. Напротив, когда отец не разделяет или не поддерживает психических и поведенческих нарушений матери, он тем самым умень тает хаос семейной дезорганизации и предоставляет ребенку для ин тернализации альтернативную и более эффективную модель общения В этом последнем случае риск нарушений в развитии ребенка такж существует, однако эти нарушения вероятнее всего примут форму нев роза, а не шизофрении, в то время как при нарушении общения обои родителей риск заболевания шизофренией у ребенка увеличиваете; Данные, полученные в указанных исследованиях, развивают и уто няют феномены, ранее обнаруженные клинически, однако в рамка обсуждаемой здесь темы главная их ценность заключается в способ которым они были получены. Сравнение индивидуальных и групповь процедур СТР показало пригодность СТР как экспресс-метода диагно тики нарушений супружеского и семейного межличностного взаимоде ствия. Любопытна предложенная авторами интерпретация психолог ческого смысла процедуры СТР, когда в эксперименте участвуют су руги и дети. В самом общем виде процесс приписывания значения б( смысленным пятнам в семейном СТР, когда родители объясня ребенку инструкцию, аналогичен процессу обучения ребенка некотор1 навыкам обращения с реальностью. И здесь имеет значение, в как форме передается информация ребенку (доступность, ясность, экспр сивность), какие взаимные установки определяют взаимоотноше) родителей и ребенка на самых первых этапах работы с тестом (i первым берет таблицу, дает интерпретацию и т. д.). Если интерпре
STR.197 ция пятен родителями неопределенна, спутанна, если в своей совмест- ной деятельности родители не содействуют взаимной эффективности, не коррегируют неудачные, нереалистические ответы, окружающая действительность предстает перед ребенком столь же туманной, необъ- яснимой и противоречивой. Если родители единодушны в своих нере- алистических суждениях и установках в адрес друг друга, ребенок, замкнутый в эмоционально напряженном поле семьи, не находит адек- ватных реальности образцов мышления и поведения. Идентификация с родителями в этом случае способствует развитию у ребенка паралоги- ческого иррационального мышления и глубоко конфликтных отклоня- ющихся паттернов общения (Singer М., Wynne L" 1963). Л. Винн и М. Сингер предлагают также оригинальную концепцию коммуникации как установление общего фокуса внимания общающих- ся, схематично сводимого к четырем последовательным этапам: 1) выделение некоторого события образа или чувства; 2) привлечение внимания другого к данной области (имеется в виду - области таблицы или пятна) и к определенному фокусу внут- ри данной области; 3) установление общего фокуса внимания в случае достижения сог- ласия по поводу интерпретации пятна; 4) соглашение относительно значения рассматриваемого пункта (Singer М., 1967). Общение в семьях больных шизофренией нарушается, по мнению авторов, за счет пропуска первых трех звеньев коммуникативной дея- тельности. Предполагается, что в основе нарушения лежат специфи- ческие особенности речевой деятельности: больные формулируют свои мысли таким образом, что у слушающего не возникает ясного пред- ставления о предмете общения. Имеются в виду интерпретации пятна в форме невразумительных замечаний, аграмматизмов, неологизмов, суждений, противоречащих друг другу, ассоциаций по созвучию и т. п. На основе анализа речевых высказываний была предложена сле- дующая каталогизация отклонений в общении (Singer М., Wynne L" Toohey М., 1978). 1. Неопределенность намерения. Высказывания, включенные в этот раздел, вызывают сомнение у слушателей, действительно ли говоря- щий утверждает нечто или напротив, отказывается от своей идеи. Пример: <0ни не выглядят в точности как обезьяны>. II. Неопределенность <ссылок>. То, на что ссылается говорящий, обрисовано недостаточно, так что слушатель не может быть уверен, что понимает собеседника. Пример: <Это такая же форма как другая, которая у нас была раньше, только в цвете>. III. Неопределенность языка. Многословие, субъективные слобо- образования, неологизмы, ассоциации по созвучию,, игра слов. Пример: Похоже на голову животного в рычащем виде>. IV. Противоречивость логики суждений. Высказывания противоре- чат друг другу, нарушая последовательность и логику суждений. При- мер: <Это просто накапано... это в некотором роде отличный рисунок... потому что обе стороны одинаковые>. V. Отступления, высказывания, отвлекающие, прерывающие, пере- бивающие. Пример: <А миссис Смит проходила это тестирование?> Единицей анализа коммуникации выступает, как мы видим, рече-
Ответим, что и сама гипотеза, и отдельные ее формулировки во многом по- ) рождены процедурой СТР.
197
STR.198 вое высказывание - любое слово или словосочетание, предложение или набор предложений, произнесенные партнером. Каждое речевое высказывание кроме того, что оно является интерпретацией пятна, об- ращено к партнеру по общению, и по существу является <ходом>, инициирующим ответное высказывание и общее движение партнеров к цели - совместной интерпретации пятна. Важно <услышать> также в каждом высказывании личностный подтекст - эмоциональное отно- шение к партнеру и задаче, проекцию межличностных установок, чувств, конфликтов. Н. Лавленд предлагает различать четыре формы высказываний в зависимости от того, насколько они облегчают, затрудняют или делают невозможным достижение общей цели - совместной интерпретации пятна. Высказывания (или транзакции) квалифицируются соответствен- но как облегчающие - необычайно сензитивные, творческие; нейтраль- ные - обычные, стандартные; затрудняющие - случайные, уводящие от цели; разрушающие - искажающие смысл сказанного (Loveland N" 1967). Н. Лавленд показала тажже, что предлагаемая оценка транзакций .значимо различает родителей здоровых детей, детей-невротиков и де- тей-шизофреников. Несколько слов следует сказать по поводу используемого авторами концептуального аппарата, в частности содержания понятий <коммуни- кация> и <транзакция>. Создается впечатление, что они употребляют- ся синонимИчно, или, точнее, авторы имплицитно придерживаются транзактной концепции коммуникации. Так, процесс коммуникации в норме обладает следующими свойствами: всегда имеет адресата, отли- чается цикличностью, двухсторонностью, учетом взаимных ответных реакций и установок партнеров по общению. Предполагается, таким образом, что коммуникация не есть простой обмен информацией, она скорее подобна, по образному выражению Т. Шибутани, <взаямопро никновению картин мира>, в результате чего достигается определенна? степень согласия партнеров по взаимодействию (Шибутани Т., 1969) Кроме того, обмениваясь мнениями, люди обычно прямо или косвенш дают понять о своем собственном отношении к тому, о чем идет речь что проявляется в экспрессии и стиле речи, включая и нвербальньи ее компоненты (<личный аспект коммуникации>). По-видимому, <личный аспект> коммуникации является значительн менее осознаваемым и контролируемым, чем содержательный, в сил чего применение проективных методов диагностики оказывается осе бенно эффективным. Совместный тест Роршаха позволяет моделирс вать процесс коммуникации, когда цель и мотив межличностного вза1 модействия прямо не совпадают. Так, поиск совместного ответа може побуждаться стремлением действовать в соответствия с принятой и) струкцией, но не исключено также, что в ходе реализации этой цел у участников возникают и иные мотивы, например достижение согл: сия ради демонстрации своего единения с партнером или, напроти согласие недостижимо ввиду взаимно конкурентных установок партн ров. Именно в последнем случае, когда деловая направленность учас ников незаметно для них самих подменяется стремлением выясни <кто есть кто>, транзактный анализ процесса коммуникации особен] продуктивен. Не исключено, соглашаются сторонники этого метода, ч не только СТР вызывает проекцию транзакций, но несомненно так> что СТР вызывает проекцию транзакций; к тому же участникам эксг римента обычно нравится процедура интерпретации пятен, что лег снимает действие защитных механизмов и способствует большему (
STR.199 мораскрытию в процессе общения. Но не только исследование про- цесса взаимодействия вскрывает транзактный аспект коммуникации;; его можно выявить, анализируя сам <продукт> этого процесса - сов- местный ответ. В исследованиях продукта взаимодействия в СТР преимуществен- ный акцент делается на сравнительном анализе ответов, полученных в процедуре индивидуального тестирования и СТР. Обращается внима- .ние на постоянство или вариативность таких категорий совместного от- вета, как содержание, уровень и качество формы, оригинальность (по- пулярность), контроль и ряд других. Предполагается, что совместный ответ неаддитивен, если является результатом истинной кооперации в ситуации <принятия решения>. Дж.Бомэн и М.Роумен, сравнивая индивидуальное и совместное вы- полнение теста Векслера супружескими парами, вводят понятия <по- тенциальность> и <эффективность>. Потенциальность - это лучший результат, которого пара могла бы достичь, выбрав в качестве сов- местного ответа лучший из двух индивидуальных. Эффективность опре- деляется <ак разница между потенциальным и совместным ответом. Чем меньше абсолютная величина эффективности, тем большей адап- тированностью характеризуется индивидуальное поведение и взаимо- действие между супругами. На основании результатов по тесту Векслера авторы предлагают анализировать совместные ответы по следующим 4 категориям. 1. Доминантность - совместный ответ содержит ответ только одно- го члена пары. 2. Комбинация - совместный ответ содержит элементы ответов обоих членов пары. 3. Появление - появление новой идеи в совместном ответе, не при- сутствующей ни в одном из индивидуальных ответов. 4. Подкрепление - совместный ответ идентичен обоим индивиду- альным ответам (Вашпап G., Roman М" 1968). Данная классификация ответов может быть с успехом применена к оценке индивидуальных <вкладов> членов диады в СТР, что позволи- ло бы перейти от поверхностного описания ответов как продуктов вза- имодействия к квалификации породивших их стилей взаимодействия. К сожалению, исследования подобного рода пока еще крайне немно- гочисленны. В этой перспективе представляет интерес попытка Ф. Кат- тера интерпретировать совместный ответ как набор оппозиций в выс- казываниях, описывающих ролевые ожидания партнеров (Cutter F., 1968). Полярные содержания обнаруживаются в вербальных несогла- сиях по поводу значения одного и того же участка пятна, а также <вычитываются> из стиля речевого оформления ответа, дополнитель- ных ремарок, восклицаний и даже невербального экспрессивного пове- дения. Например, в ответах двух членов семьи на III таблицу: <Два Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|